Магистерский диплом (ВКР) на тему Повышение стратегической конкурентоспособности компании, работающей в строительной отрасли
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ 6
1.1. Сущность стратегической конкурентоспособности компании 6
1.2. Основные стратегии повышения конкурентоспособности компании 11
1.3. Методы оценки конкурентоспособности компании 17
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «АБС» 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «АБС» 23
2.2. Анализ внешней и внутренней среды строительной компании 29
2.3. Оценка конкурентоспособности ООО «АБС» 45
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ 59
3.1. Разработка стратегии конкурентоспособности ООО «АБС» и обоснование мероприятий 59
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Введение:
Актуальность темы предопределена тем, что постоянно растущая конкуренция на рынке, а также изменения в образе жизни и потребительских предпочтениях вынуждают организации постоянно предпринимать поиски новых источников конкурентного преимуществ и разработке стратегий. Конкурентоспособность способствует ускорению научно-технического прогресса и усовершенствованию структуры национального хозяйства. Появление и усиление влияния очерченных факторов приводит к тому, что осмысление сущности и места конкурентной стратегии в процессах управления предприятием, является сегодня особенно актуальными.
Степень разработанности темы. Значительное внимание вопросом конкурентоспособности уделяли ученые: Портер М., Х. Итами, А.М. Бранденбургер и Б. Дж. Нейлбафф, Дж. Ф. Мур, Т. Питерс и Р. Уотермен, Авдашева С.Б, Азоев Г.Л., Фатхутдинов P.A., Шаститко А.Е., Юданов А.Ю. и др.. Ученые уделили значительное внимание определению сущности и классификации конкурентных стратегий. Однако, невзирая на усиленный интерес к вопросам разработки конкурентной стратегии, как со стороны ученых так и со стороны практиков, стоит заметить, что существуют определенные проблемы, связанные с формированием конкурентной стратегии предприятия в условиях усиления конкуренции и с учетом нестабильности внешней среды которая требует дополнительного рассмотрения и предопределяет актуальность избранной темы работы. Вместе с тем, очевидно, что конкурентные условия постоянно изменяются. Глобализация формирует новые вызовы для субъектов ведения хозяйства. Мир становится все больше взаимозависимым. Конкуренция неизменно усиливается, корректируются ее условия.
Цель исследования – разработка проекта стратегии конкурентоспособности на примере ООО «АБС».
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
‒ изучить сущность стратегической конкурентоспособности компании;
‒ исследовать основные стратегии повышения конкурентоспособности компании;
‒ изучить методы оценки конкурентоспособности компании;
‒ проанализировать деятельность ООО «АБС»;
‒ провести анализ внешней и внутренней среды строительной компании;
‒ проанализировать показатели конкурентоспособности ООО «АБС»;
‒ разработать стратегии конкурентоспособности ООО «АБС» и обосновать мероприятия;
‒ рассчитать экономический эффект от реализации мероприятий.
Объект исследования — ООО «АБС».
Предметом исследования является разработка стратегии конкурентоспособности.
Информационной базой написания работы послужила отчетность предприятия за период 2019-2021 гг.
Методы исследования. В процессе исследования использованы такие методы проведения экономических исследований: обобщение (для анализа этапов разработки конкурентной стратегии), графический (для наглядного изображения результатов исследования), абстрактно-логический (для проведения теоретических обобщений и формулировки выводов), статистико-экономический (для анализа внутреннего предприятия АБС), PEST -анализ (для анализа влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия АБС), SWOT-анализ (для выявления уровня влияния сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды на деятельность предприятия) SPACE-анализ (для выявления стратегической позиции предприятия).
Информационной базой исследования являются законодательные и нормативные акты РФ, фундаментальные работы отечественных и зарубежных ученых, материалы научных периодических изданий и научно-практических конференций, данные ресурсов сети Интернет, официальные материалы Государственного комитета статистики РФ и органов статистики области, отчетно-статистические данные предприятия «АБС».
Научная новизна полученных результатов заключается в:
— предложении авторского определения трактовки «конкурентная стратегия» на базе обобщения существующих определений;
— обобщена классификация конкурентных стратегий;
— предложен алгоритм формирования конкурентной стратегии для предприятия «АБС».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется возможностями прикладного использования ее результатов. Практическая ценность исследования заключается в том, что предложенные мероприятия могут быть реализованы на исследуемом предприятии
Заключение:
В соответствии с поставленными в работе задачами, в первой части работы проведено теоретическое исследование, в результате которого сделаны выводы о том, что конкурентоспособность — свойство объекта, характеризующее степень реального либо вероятного удовлетворения им определенной потребности в сопоставлении с подобными объектами, функционирующими на профильном рынке. Конкурентоспособность определяет способности выдержать конкурентную борьбу по сравнению с подобными товарами или услугами на конкретном рынке.
Рассмотрены методы исследования конкурентной среды предприятия. Предоставлено определение понятию «конкурентная среда» с позиции менеджмента. Отмечено, что его следует рассматривать как совокупность активно действующих субъектов и факторов, которые возникают в общественно экономической жизни страны и находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны руководства предприятия и могут влиять на состояние его внутренней среды. Рассмотрено чинниики конкурентной среды. Приведена структура модели внешней среды предприятия и предоставлена характеристика его структурных уровней. Рассмотрена модель М. Портера. Приведены этапы и методы исследования конкурентной среды.
Охарактеризованы этапы разработки конкурентной стратегии предприятия. Следует уделять принципам ее формирования. Обнаружено что процесс формирования конкурентной стратегии предприятия влкючае две основных стадии: подготовительную и заключительную. Рассмотрены этапы разработки и реализации конкурентной стратегии предприятия и предоставлена им сжатая характеристика.
В условиях неопределенности внешней среды для разработки стратегии развития предприятия целесообразно использовать трехмерную матрицу, которая поможет руководству компании верно определить направление и стратегию развития.
Для оценки конкурентоспособности используются различные методы: аналитические, аналитико-прогностические и графические.
Архитектурно-строительная компания «АБС» осуществляет деятельность в области проектирования и строительства с 2002 года. За 20-летний период деятельности ООО «АБС» участвовало в реализации многих проектов по строительству и реконструкции промышленных, коммерческих и жилых объектов, среди которых: Объекты д/о «ЛУЖКИ.клуб», сеть магазинов «Диковина», «Мега-Кола», фитнес-клуб «ФИТНЕСМАНИЯ на Ленинском», боулинг-клуб «Апельсин», театр Мюзикла (ДК им. Горбунова), фитнес-клуб «СВ-Фитнес», жилые дома и объекты инфраструктуры в к/п: «Монтевиль», «Гринвуд», «Риверсайд», «Покровское», «МОНОЛИТ», «Миллениум парк», «Горки-2», «Вешки» и пр.
По результатам проведенного анализа были выявлены следующие проблемы в деятельности ООО «АБС»:
— отсутствие стратегии дальнейшего развития и выхода на рынок после завершения текущих объектов;
— отсутствие автоматизации бизнес-процессов и применения новых технологий в строительстве;
— отсутствие отдела маркетинга/развития (поиска заказчиков).
В результате выбрана стратегия по разработке новых высококачественных услуг и совершенствование предоставляемых. Такая стратегия обеспечит прибыль, стабильность и устойчивость компании в будущем.
Предполагаемая отдача от внедрения мероприятий оценивается руководством и специалистами предприятия в виде увеличения выручки предприятия, а экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий в виде прироста чистой прибыли составит 11231 тыс. руб.
Полученные в ходе исследования результаты имеют прикладной характер и могут быть применены в организациях аналогичной сферы деятельности.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ
1.1. Сущность стратегической конкурентоспособности компании
Одним из наиболее актуальных заданий современного развития экономики России является создание условий эффективного и динамического перехода к рыночным отношениям. Существует целый ряд трудностей которые связаны как с объективными так и субъективными факторам. Чтобы достичь поставленных целей, предприятие должно максимально использовать внутренние ресурсы, исследовать окружающую рыночную среду, спрогнозировать его развитие и потребности, задействовав при этом все доступные инструменты стратегического менеджмента. Но для этого необходимо, прежде всего, четко очертить план действий каждой компании в высоко конкурентной рыночной среде, то есть стратегию, основную цель которая заключается в формировании характера поведения компании относительно конкурентов, то есть современная компания должна разработать четкий план, что содержит ряд конкретных мероприятий направленных на достижение и содержание стабильных позиций в конкурентной борьбе.
В современных условиях ни одно из производственных или торговых предприятий не может рассчитывать на то, что найдется рынок, недоступный для более мощных производителей, потому проблема обеспечения конкурентоспособности, как собственной продукции, так и самого предприятия требует постоянных решительных действий для своего решения. Проблема конкурентоспособности в современной экономике имеет острый характер, от того насколько успешно она решается зависит экономическая стабильность любого субъекта ведения хозяйства.
В последнее время в РФ происходит постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменения спроса и предложения на разные товары вызывают необходимость формирования в структуре системы управления конкурентной позицией предприятий, способной адекватно реагировать на влияние переменчивости и неопределенности внешней и внутренней среды. Для того, чтобы система достигла своих максимальных возможностей, необходимо должным образом сформировать ее внутреннюю структуру и процесс управления. Постольку всякое предприятие — это целеустремленная, управляемая система, то определение его конкурентного потенциала должно учитывать целеустремленный характер ее деятельности.
Термин «конкуренция» справедливо отнести к базовым понятиям рынка. Его сущность впервые раскрыл А.Смит, сравнивая конкуренцию с «невидимой рукой», которая руководит миром в рыночных условиях [8, с. 96].
Разные теоретические представления о конкуренции сложились не сразу, они формировались в течение длительного времени.
Стоит заметить, что современное предприятие функционирует в условиях жесткой конкуренции и повышения роли потребителя в формировании спроса на продукцию. Это касается почти всех отраслей и рынков. Чтобы обеспечить себе конкурентное рыночное положение предприятия должны пересмотреть собственные системы управления и интенсивно применять в своей деятельности инструменты стратегического менеджмента. На практике это выражается в первую очередь в формировании конкурентной стратегии, нацеленной на долгосрочный успех предприятия на рынке.
Наиболее распространенными в научной литературе взглядами на сущность конкурентной стратегии являются понятия, сформулированные Г. Азоевым, Ф. Котлером, М. Портером, А. Томпсоном и А. Стриклендом, Ю. Ивановым. По результатам обзора литературных источников [6-15], можно утверждать, что общим для всех определений конкурентной стратегии является видение её как специфического вида поведения, благодаря которому предприятие обеспечивает себе рыночный успех. При этом следует различать формальную стратегию организации – стратегический план, и фактическое – реальное поведение организации [8, с.26].
В таблице 1 представлены наиболее распространенные определения понятия «развитие предприятия».
Таблица 1 – Классификация понятия «развитие предприятия» [12, с. 78]
Стратегия — экономическая категория является неотъемлемой составляющей понятийно-категориального аппарата управленческой деятельности и предусматривает комплекс мероприятий, которые обеспечивают предприятию конкурентное преимущество в современных условиях.
Можно выделить наиболее распространенные подходы к определению понятия «стратегия».
Цель развития предприятия — это идеальный результат деятельности в будущем, потому она должна: быть недвусмысленно сформулированной и понятной исполнителям; быть измеряемой; иметь сроки выполнения; мотивировать действия исполнителя; быть совместимой с общими целями организации и группы исполнителей; быть формализированной.
Обострение конкурентной борьбы и изменение в структуре спроса предопределяют переход предприятий к более продуманной политике ведения бизнеса, который предусматривает внедрение в их деятельность стратегического планирования во всех сферах ведения хозяйства. Особенно тщательного стратегического планирования требует экспортная деятельность, которая связана со сложностью и комплексностью в условиях интернационализации. Экспортная стратегия играет решающую роль в повышении результативности внешнеэкономической деятельности и является одним из основных факторов, которые способствуют освоению внешних рынков и дальнейшей производственной деятельности за рубежом. Переменчивость внешней среды, ощутимая международная конкуренция и ориентация на внешние рынки усиливают актуальность стратегического управления внешнеэкономической деятельностью на предприятиях всех сфер деятельности.
Принимая во внимание выше изложенное и теоретическое видение категории «конкурентная стратегия», будем понимать, что поведение нацелено на обеспечение конкурентного успеха, который обеспечивает рост потенциала компании. Понятие конкурентной стратегии стоит рассматривать через призму многих экономических категорий (рис.1).