Магистерский диплом (ВКР) на тему Повышение инвестиционной привлекательности промышленных предприятий Тульской области для зарубежных инвесторов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ. 10
1.1Понятие
иностранных инвестиций и инвестиционной привлекательности. 10
1.2 Инвестиционный потенциал
территории как фактор привлекательности. 18
1.3 Методы регулирования и оценка
инвестиционного потенциала региона. 28
Выводы по главе. 30
2
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ
ЗАРУБЕЖНЫХ ИНВЕСТОРОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ.. 33
2.1 Характеристика
социально-экономического состояния Тульской области. 33
2.2 Анализ зарубежных инвестиций в
Тульской области. 43
2.3 Анализ региональной инвестиционной
политики в отношении промышленных
предприятий Тульской области. 48
2.4 Анализ деятельности институтов
развития инвестиционной привлекательности промышленных предприятий для
зарубежных инвесторов Тульской области. 55
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ИНВЕСТОРОВ И
ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 68
3.1 Инвестиционные приоритеты в
развитии привлекательности промышленных предприятий Тульской области. 68
3.2 Мероприятия по повышению
инвестиционной привлекательности промышленных предприятий Тульской области. 72
3.3Оценка результативности
предлагаемых мероприятий. 83
Выводы по главе. 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 96
ПРИЛОЖЕНИЯ. 105
Введение:
Актуальность темы исследования несомненна, поскольку
одним из факторов стабильного экономического развития региона является
реализация на его территории эффективной инвестиционной политики,
способствующей повышению привлекательности региона и его промышленных
предприятий для зарубежных инвесторов.
Инвестиции
играют важную роль в поддержании и увеличении экономического потенциала страны
в целом и каждого региона в отдельности. Инвестиционная политика является составной частью экономической
политики, проводимой, как государством, так и регионами, и предприятиями в виде
установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования,
источников получения основных средств, с учетом необходимости обновления и
повышения их технологического уровня.
Развитие инвестиционных процессов в отдельно
взятом субъекте Российской Федерации во многом определяется привлекательностью
имеющегося там инвестиционного потенциала, эффективное
использование которого обусловливает увеличение объема инвестиций, поступающих
в экономику региона.
Стремление повысить инвестиционную
привлекательность регионов для инвесторов, особенно крупных, обусловлено
социально-экономической необходимостью притока дополнительных инвестиционных
ресурсов и прежде всего таких, которые обеспечивают создание новых рабочих
мест, привлечение прогрессивных инновационных технологий, внедрение новых
методов управления. Это логично, так как каждый из регионов страны может
представлять интерес для потенциальных инвесторов, если в регионе прилагаются
определенные усилия для формирования и поддержания инвестиционной
привлекательности.
В свою очередь инвестиционная
привлекательность региона определяется совокупностью факторов, не только
экономических, финансовых, социальных, но и политических, правовых,
организационных и др. Только оптимальное сочетание перечисленных факторов
способно мотивировать инвесторов на вложение финансовых средств в реальный
сектор региональной экономики на воспроизводство основных фондов с целью получения
доходов от инвестиций в будущем.
Одним из главных условий активности
инвестиционного процесса в регионах России является повышение эффективности управления
инвестиционными процессами в части повышения привлекательности региона для зарубежных
инвесторов.
Степень научной разработанности темы. Вопросы
инвестирования представлены в литературе в значительной степени, имеются
исследования известных авторов, таких как Александров Г.А., Асаул А.Н.,
Братищева И.М., Быстрова О.Ф., Воронцовского А.В., Глебюова И.С. и других, при
этом в современной литературе очень мало уделяется внимания практическим
инструментами инновационной политики, проводимой в регионах. В литературе
отсутствуют практические рекомендации, которые отвечали бы текущему
политическому и экономическому моменту, и которые можно использовать в
деятельности органов управления регионального и муниципального уровня для
повышения инвестиционной привлекательности промышленных предприятий. Указанными
факторами объясняется необходимость настоящего исследования и выработке на его
основе мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности промышленных
предприятий для зарубежных инвесторов. Цель
работы: Разработать мероприятия по повышению инвестиционной
привлекательности промышленных предприятий Тульской области для зарубежных
инвесторов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие иностранных инвестиций и
инвестиционной привлекательности;
2. Определить инвестиционный потенциал
территории как фактор привлекательности;
3. Изучить методы регулирования и оценки
инвестиционного потенциала региона;
4. Привести краткую характеристику социально-экономического состояния Тульской области;
5. Провести анализ региональной инвестиционной
политики в отношении промышленных
предприятий Тульской области;
6. Проанализировать деятельность институтов развития
инвестиционной привлекательности промышленных предприятий для зарубежных
инвесторов Тульской области;
7. Определить инвестиционные приоритеты в
развитии привлекательности промышленных предприятий Тульской
области;
8. Предложить мероприятия по повышению
инвестиционной привлекательности промышленных предприятий муниципальных
образований Тульской области;
9. Оценить результативность предлагаемых
мероприятий.
Объект
исследования – инвестиционная привлекательность промышленных предприятий
Тульской области для зарубежных инвесторов.
Предмет
исследования в работе — процесс разработки и реализации мероприятий по
повышению инвестиционной привлекательности промышленных предприятий.
Методы исследования – анализ
литературных источников, синтез, дедукция, индукция, факторный анализ, сравнение, графический и расчетный методы.
Структура
работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных
источников и приложений.
Во введении работы определена актуальность
исследования, поставлена цель и задачи работы, представлена теоретическая и
методологическая основа исследования.
В первой главе работы рассмотрены понятия иностранных инвестиций и
инвестиционной привлекательности; определены составляющие инвестиционного
потенциал территории как фактора привлекательности; изучены методы
регулирования и оценки инвестиционного потенциала региона.
Во второй главе работы приведена краткая характеристика
социально-экономического
состояния Тульской области, анализ региональной инвестиционной
политики в отношении промышленных
предприятий Тульской области, а также
проведен анализ деятельности институтов развития инвестиционной
привлекательности промышленных предприятий для зарубежных инвесторов Тульской
области.
В третьей главе работы определены
инвестиционные приоритеты в развитии привлекательности промышленных предприятий
Тульской области и предложены мероприятия по повышению инвестиционной
привлекательности промышленных предприятий Тульской области, оценена результативность
предлагаемых мероприятий.
Заключение содержит выводы по всем разделам
работы.
Заключение:
В соответствии с поставленным в работе задачами, в первой
главе работы проведено теоретическое исследование, которые позволяют сделать
выводы о том, что в соответствии с Федеральным законом от 25.02.99
№ 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» инвестициями являются денежные средства
либо ценные бумаги, иное имущество, а также имущественные права, иные права,
имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты какой-либо деятельности с целью
получения прибыли, либо достижения полезного эффекта.
Теоретические исследования, проведенные в
первой части работы позволяют сделать выводы.
В
соответствии с Федеральным законом от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной
деятельности в Российской Федерации» иностранными инвестициями являются денежные средства
либо ценные бумаги, иное имущество, а также имущественные права, иные права,
имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты какой-либо деятельности с целью
получения прибыли, либо достижения полезного эффекта.
Иностранными
инвестициями считаются денежные средства, имущество, ценные бумаги и права,
которые могут быть вложены в объекты хозяйствования для получения в будущем
прибыли. Либо какого-то полезного эффекта. Иностранные инвестиции могут быть
реальные и финансовые, они классифицируются по многим критериям, среди которых
выделяют объекты вложения, степень вовлеченности инвестора, формы
инвестиций и другие.
Возможность
иностранного инвестора получить от своих вложений достаточную для него норму
прибыли на вложенный капитал определяет
инвестиционную привлекательность. Инвестиционная привлекательность для
иностранных инвесторов определяется большой совокупностью факторов:
политических, экономических, социальных и прочих.
В
Российской Федерации и ее регионах существуют факторы, которые определяют
привлекательность территории для иностранных инвестиционных вложений, к которым
исследователи относят наличие богатых природных ресурсов, наличие и
относительную дешевизну квалифицированной рабочей силы, огромный внутренний
рынок, а также возможности для зарубежных инвесторов участвовать в приватизации
государственной собственности.
При
этом имеют и многочисленные отрицательные факторы, негативно влияющие на
инвестиционную привлекательность для иностранных инвестиций, среди них
нестабильность, в том числе правовая, высокий уровень инфляции, недостаточный
уровень развития рыночной инфраструктуры, изношенность производственной и
транспортной инфраструктуры, бюрократизм и другие, которые усиливают
инвестиционные риски для иностранных инвесторов.
Инвестиционный потенциал территории
представляет собой совокупность экономических, социальных, природных факторов,
которые создают привлекательные условия для открытия и ведения бизнеса, то есть
привлекают инвесторов.
Инвестиционный
потенциал территории складывается из неизменяемых и изменяемых факторов.
Неизменяемыми факторами выступают:
географическое положение, природные условия. К изменяемым факторам
относят инфраструктуру, законодательство, политика органов власти в отношении
инвесторов.
Инвестиционная привлекательность региона для
иностранного инвестора складывается из совокупности факторов инвестиционного
потенциала и возможных рисков, а при добавлении факторов инновационной активности они образуют
инновационный климат на территории региона.
В результате исследования сделаны выводы о том. что инвестиционный
потенциал территории, совокупность возможных рисков для осуществления инвестиционной деятельности на
территории конкретного региона напрямую зависит от эффективности деятельности
органов власти и управления регионом. В этом ключе инвестиционный потенциал региона
складывается как следствие продуманной и
эффективной инвестиционной политики органов регионального управления.
Для оценки инвестиционного потенциала
используются различные методы оценки, среди них: метод сумм мест, метод бальных
оценок, метод многомерной средней, метод «Паттерн», метод экспертных оценок.
Анализ социально-экономического состояния
Тульской области позволяет сделать выводы о том, что в настоящее время регион
поступательно развивается.
Регион имеет хорошие условия для
поступательного развития, которые определены географическим положением, хорошей
топливно-энергетической базой, транспортным развитием, мощным промышленным
комплексом, наличием квалифицированных кадров.
То, что регион постоянно наращивает потенциал
развития, свидетельствует рост показателя Валового регионального продукта,
который за последние семь лет увеличился более чем в два раза, и за последний
год он вырос на 6,2%, достигнув 683,3 млрд. руб. В увеличении показателя ВРП
больший вклад производит промышленность, на который приходится 45,2% валовой
добавленной стоимости.
В показателях развития имеется рост индекса
промышленного производства на 105,7%, продукции сельского хозяйства на 111,6%,
среднедушевых денежных доходов населения на 104,5% по отношению к
показателям 2018 года.
Анализ показателей показал, что по некоторым
показателям Тульская область достигла более высоких темпов, чем в среднем по
Российской Федерации: по индексу промышленного производства, по продукции
сельского хозяйства, по обороту розничной торговли. По остальным показателям
имеется отставание.
Экспорт
товаров составил 3035,8 млн. долларов
США и он снизился на 14,6%.
По
итогам 2019 года сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило
1850,3 млн. долларов США. Экспорт товаров из региона по стоимости превышает объемы импорта в
Тульскую область в 2,56 раза.
Основными торговыми
партнерами Тульской области в 2019 году были: США, Китай, Белоруссия, Алжир, Украина, Турция, ОАЭ, Чехия, Польша, Германия.
В Тульской области
реализуются 31 государственные программы, реализация 29 из которых, признана
высокой за 2019 год.
Объем субсидий и иных межбюджетных
трансфертов из федерального бюджета в рамках государственных программ РФ и
федеральной целевой программы, реализуемых в Тульской области в 2019 году,
составил 6,4 млрд рублей (на 68,4% больше, чем в 2018 году).
Проведенный в работе анализ региональной
инвестиционной политики в отношении промышленных предприятий тульской области
позволяет сделать выводы о том, что в регионе имеется увеличение инвестиционной
активности. Этому способствует разработанная нормативная база инвестиционной
политики. В области принята «Инвестиционная декларация», «Инвестиционная
стратегия до 20203 года».
Главной стратегической целью инвестиционной
политики Тульской области является создание благоприятного инвестиционного
климата в регионе для активизации предпринимательской деятельности, обеспечение
устойчивого экономического роста и создание комфортных условий проживания.
Эффективная
инвестиционная политика Тульской области позволяет ежегодно наращивать объем
инвестиций в основной капитал, который
за 2019 год составил 177,8 млрд
рублей, рост к 2018 г. составил 108,9%.
Общий
объем инвестиций за 2015-2019 гг вырос
почти в два раза – на 199,4%, рост иностранных инвестиций за тот же период
составил 1153% и вырос в 11,5 раз. В 2019 году объем иностранных инвестиций от
общего объема инвестиций Тульской области составил 7,3%, что ниже. чем в 2018
году, когда этот объем составлял 11,8%. Регион по объемам инвестиций в экономику в 2019
году занимает 4 позицию в Центральном
федеральном округе. Инвестиционной активности Тульской области в общероссийском
рейтинге инвестиционной активности по итогам 2019 года присвоено 3место, регион входит в тройку
лидеров.
Рост инвестиций в основной капитал за последние пять лет, с 2015 по 2019 год
составил 168,3%. Анализ по объему инвестиций показал, что самые большие
инвестиции вложены в промышленную отрасль:
в машины и оборудование —
42,5% и строительство зданий и
сооружений промышленного назначения 41,4%.
Правительством Тульской области в регионе
создан Фонд развития промышленности, который сопровождает региональные и
федеральные программы, осуществляет функции оператора специальных инвестиционных контрактов в
регионе.
В регионе создан инвестиционный региональный
портал, где потенциальные инвесторы
имеют свободный доступ к
информации к предоставляемым льготам и преференциям, информации о промышленных
предприятиях, о свободных площадках для организации новых промышленных
производств и др.
В развитии инвестиционной
привлекательности промышленных предприятий для зарубежных инвесторов в Тульской
области важная роль принадлежит институтам развития региона. С целью создания
благоприятного инвестиционного климата создан Инвестиционный совет, работает
инвестиционная комиссия по отбору инвестиционных проектов, создана АО
«Корпорация развития Тульской области» и региональный фонд «Агентство
экономического развития Тульской области».
Институтами инвестиционной
политики региона разработана система преференций для инвесторов промышленного
сектора, в том числе зарубежных: предусмотрены налоговые льготы, за счет
средств бюджета возводится инфраструктура, предлагаются сниженные ставки налога на имущество, создана система сопровождения
инвестиционных проектов по принципу
«одного окна», земля под строительство
может предоставляться без проведения конкурсных процедур, ведется
консультирование потенциальных инвесторов.
Для привлечения инвесторов в
Тульской области созданы особые экономические зоны
промышленно-производственного типа «Узловая», «Ефремов». Крое того, в
регионе шесть моногородов, которые стали
участниками проекта «Комплексное развитие моногородов Тульской области»,
которая способствует развитию на их территории инвестиционной деятельности.
В третьей главе работы рассмотрены
инвестиционные приоритеты в развитии
привлекательности промышленных предприятий Тульской области для
зарубежных инвесторов.
Среди основных направлений развития
привлекательности выделены: необходимость развития транспортной
инфраструктуры через ее расширение,
осовременивание, развитие. Важным направлением станет развитие сети логистических
центров на основных транспортных магистралях. Современность требует от
инвестиций качественного улучшения с использованием инновационного подхода в
промышленности.
Важным направлением в развитии инвестиционной
привлекательности является стимулирование развития инновационных
технологий в производственной сфере. Для
развития предприятий оборонной промышленности предложено создание холдинга, в
результате чего улучшится управление и производство. Важным фактором развития
инвестиционной привлекательности, несомненно, станет создание региональной научно-исследовательской базы и
новых центров инновационных разработок. Возможно использование исторического и
культурного потенциала Тульской области для повышения привлекательности.
Для расширения инвестиционной
привлекательности промышленных предприятий, расположенных на территориях муниципальных образований и
не входящих в крупные региональные инвестиционные проекты, предлагается
повысить активность муниципальных образований в части развития инновационной
работы с зарубежными инвесторами.
В работе предложен комплекс мероприятий,
включающий разработку муниципальной нормативной базы, развитие
муниципально-частного партнерства, развитие инфраструктуры муниципальных
образований, создание реестра муниципальных земель и имущества, которые могут
быть использованы в инвестиционных проектах. Предложена разработка Стандарта
сопровождения инвест-проектов в муниципальных образованиях тульской области.
Важной частью реализации инвестиционной
политики в муниципальных образованиях является привлечение общественности, с
этой целью предложено создание Общественных Советов, которые будут наделены
полномочиями по обсуждению, внесению корректив, разработке нормативных
документов, обсуждению результатов инвестиционной деятельности и анализу
неудач.
Важной составляющей создания факторов
инвестиционной привлекательности является информирование потенциальных инвесторов о возможностях,
которые предоставляют муниципальные образования Тульской области зарубежным инвесторам
для развития промышленных предприятий, поэтому предложено создание
интернет-порталов.
Сегодня проектное управление является важным
фактором для эффективного управления инвестиционным процессом. В работе
рассмотрено предложение по созданию проектных офисов.
Для оценки результативности предложенных
мероприятий по развитию инвестиционной привлекательности промышленного сектора
для зарубежных инвесторов использован экспертный метод, где в качестве экспертов выступили в качестве
экспертов выступали представители проектного офиса Тульской области
и Регионального фонда «Агентства
экономического развития Тульской области».
Проведенное ранжирование показывает, что
эксперты наиболее высоко оценили значимость предлагаемых мероприятий для
улучшения таких критериев: повышение привлекательности промышленных предприятий для
зарубежных инвесторов; повышение активности органов местного самоуправления в
привлечении зарубежных инвесторов в промышленных сектор; развитие инвестиционной деятельности.
В результате оценки
эффективности предлагаемых мероприятий ожидается рост объема инвестиций в
основной капитал промышленных предприятий Тульской области на 5,33 млрд. руб. и
увеличение числа реальных инвестиционных проектов на 26. Эффективность составит
355,33. То есть на каждый вложенный в развитие инвестиционной привлекательности
региона 1 рубль, область получит 355
руб. 33 коп.
Таким образом, на основе анализа, в работе
предложен комплекс мероприятий, имеющих прикладное значение для повышения
привлекательности промышленных предприятий региона для зарубежных инвесторов.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ
1.1
Понятие иностранных инвестиций и инвестиционной привлекательности
Инвестиции – это денежные средства,
ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права,
имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или)
иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного
эффекта [1].
Под иностранными инвестициями
понимают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных
иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов
деятельности с целью получения прибыли [18, c.110].
Инвестиционная деятельность — осуществление практических действий в целях
получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. В этом же законе
дано и определение капитальных
вложений: это инвестиции в основной капитал (основные средства),
в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и
техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин,
оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие
затраты.
К настоящему
времени разработаны различные классификации инвестиций, в том числе иностранных
по следующим признакам:
1) объект
вложения средств;
2) степень
вовлеченности инвестора в управление хозяйственной деятельностью – прямые,
портфельные, прочие инвестиции;
3) национальная
принадлежность – внутренние (осуществляемые резидентами); внешние, или
иностранные (осуществляемые нерезидентами), инвестиции;
4) формы
инвестиций – финансовые, реальные, нематериальные;
5) формы
собственности инвестора – государственные, частные
инвестиции;
6) характер
взаимоотношений инвестора и реципиента – долевое инвестирование (участие в
капитале), долговое инвестирование;
7) использование
в процессе производства – инвестиции в основной капитал, в оборотный капитал,
прочие;
8) сроки инвестирования –
долгосрочное (более 5 лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет), краткосрочное
(на срок менее 1 года) [23, c.27].
Наиболее важным
признаком классификации инвестиций считается объект вложения средств. Например,
финансовые
инвестиции являются вложением в ценные корпоративные
бумаги, муниципальные ценные бумаги или ценные бумаги государства. При этом
происходит перемещение к инвестору титулов собственности или долга. Финансовые
инвестиции разделяются на продуктивные, осуществляемые на первичном
фондовом рынке, и фиктивные, проводимые на вторичном рынке. Если первые
служат источниками финансирования реальных инвестиций, то вторые реализуются в
процессе перемещения капитала [46, c.67].
Принято считать
также, что финансовые инвестиции включают в себя вложения средств в различные
финансовые активы – ценные бумаги, паи и долевые участия, банковские депозитивы
и т. п.
К реальным иностранным
инвестициям относятся вложения в реальные экономические
активы – материальные ресурсы и нематериальные активы (научно-техническая,
интеллектуальная продукция и пр.). Важнейшей составляющей реальных инвестиций
являются инвестиции в форме капитальных вложений. Нередко в экономической
литературе капитальные вложения называют реальными, или капиталообразующими,
инвестициями [23, c.36].
Реальные иностранные
инвестиции охватывают как полный научно-технический и производственный цикл
создания продукции, услуг и т. д., так и его элементы.