Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Педагогика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
I. Научно-теоретические и методические основы формирования
информационно-коммуникационной компетентности педагогов. 8

1.1
Характеристика информационно-коммуникационной компетентности педагогов в
современных исследованиях. 8

1.2 Основные
аспекты становления информационно-коммуникационной компетентности педагогов. 13

1.3 Требования к
информационно-коммуникационной компетентности педагогов дошкольного образования. 23

Выводы по I главе. 31

Глава  II. Особенности организации методической
работы по повышению информационно-коммуникационной компетентности педагогов
дошкольной образовательной организации. 34

2.1.
Цели и задачи методической работы по повышению 
информационно-коммуникационной компетентности педагогов дошкольной
образовательной организации. 34

2.2.
Формы и средства методической работы по повышению
информационно-коммуникационной компетентности педагогов дошкольной
образовательной организации. 40

Выводы по II главе. 49

Глава
III. Содержание и результаты экспериментально-исследовательской деятельности по
повышению информационно-коммуникационной компетентности педагогов дошкольной
образовательной организации. 50

3.1.
Цели, задачи, гипотеза, объект, предмет и методы исследования. 50

3.2.
Организация экспериментально-исследовательской работы.. 51

3.3.
Обследование уровня информационно-коммуникационной компетентности педагогов
дошкольной образовательной организации 
(констатирующий эксперимент) 56

3.4.
Система методической работы по
формированию информационно-коммуникационной компетентности педагогов дошкольной
образовательной организации (формирующий
эксперимент) 71

3.5.
Анализ и результаты экспериментально-исследовательской работы (контрольный
эксперимент) 78

Выводы по III главе. 97

Заключение. 99

Список
литературы. 102

Приложения. 113

  

Введение:

 

Процесс информатизации современного
общества предопределяет необходимость внедрения новых моделей системы
образования, которые бы основывались на обращении к современным  информационно-коммуникационным технологиям
(далее по тексту ИКТ), в соответствии с чем предъявляются и новые требования к
информационно-коммуникационной компетентности (далее по тексту ИКК) специалистов.
Интенсивное введение в образовательный процесс ИКТ, отвечающих требованиям
современного информационного общества, служит одним из ведущих факторов
реформирования традиционной системы образования.

Информатизация образовательной сферы
должна идти впереди процесса информатизации других сфер жизнедеятельности
нашего общества. Началом развития ИКК человека, ее общекультурных,
психологических, социальных и технологических предпосылок становится система
образования, включая все ее ступени, в том числе, и дошкольное образование.

Значительные преобразования в контексте
информатизации наблюдаются и в сфере дошкольного образования, которое активно
включено в процесс освоения ИКТ. Учитывая значимость развития ИКТ —
компетентности педагогов, определены цели государственной политики в области
информатизации, что находит отражение в Законе Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации» [74].  Значимость владения ИКК педагогами ДОО также
подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) [75]. Так в ФГОС ДО,
раздел 3, пункт 3.4.1., указывается, что 
квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна
соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином
квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [26].
В данном документе отмечается, что все педагоги ДОО должны знать основы работы
с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и
браузерами, мультимедийным оборудованием.

Педагог становится центральной фигурой в
процессе формирования нового члена современного информационного общества,
именно от его профессионализма будет зависеть общий уровень информационной
культуры ребенка. Соответственно, воспитатель дошкольной образовательной
организации (далее по тексту ДОО) должен уметь не просто пользоваться
современными ИКТ, но и активно внедрять их в педагогическую деятельность при
решении образовательных задач в работе с воспитанниками.  В работе современного детского сада важна готовность
педагога к освоению и использованию новых методов, форм и средств обучения на
базе ИКТ, и способность интегрировать свой педагогический опыт, включающий
традиционные средства обучения, с новыми технологиями. Таким образом, можно
говорить о высокой степени значимости формирования ИКК воспитателей ДОО.

В тоже время, наблюдается достаточно
низкий уровень ИКК педагогов дошкольного образования, что обусловлено рядом
факторов:

1) возрастной состав воспитателей, который
характеризуется преобладанием работников от 40 до 45 лет, а также отсутствием у
педагогов необходимого опыта владения ИКТ;

2) низкий уровень мотивационной готовности
педагогов ДОО к внедрению ИКТ в профессиональную деятельность, что обусловлено
как причинами личностного характера, так и недостаточностью просветительской
работы;

3) недостаточное количество курсов повышения
квалификации педагогов по использованию ИКТ в работе с детьми дошкольного
возраста. Большинство курсов имеют своей целевой аудиторией учителей школ, а не
воспитателей;

4) недостаточная степень оснащенности
средствами ИКТ ДОО.

Исходя из анализа актуальности  повышения ИКК педагогов ДОО, наблюдаются противоречия:

— между
существующими запросами на формирование личности качественно нового уровня
образованности и недостаточно разработанными моделями образования;

— между высоким уровнем
востребованности государством и обществом высокого уровня ИКК педагогов ДОО и
недостаточным уровнем ее сформированности в практике работы воспитателей
детских садов.

Целью исследования
является изучение возможности повышения ИКК педагогов ДОО на основе
эффективного использования средств ИКТ.

Объект исследования:
повышение ИКК педагогов ДОО.

Предмет исследования:
методическая работа по повышению ИКК педагогов ДОО.

Гипотеза исследования:
возможность повышения ИКК педагогов ДОО, зависит от ряда условий:

1) разработана
система методической работы по повышению ИКК педагогов ДОО, включающая в себя
активные формы работы с использованием ИКТ;

2) создана
система организационных условий для успешной реализации задач повышения ИКК
педагогов.

Задачи исследования.

1. Проанализировать, обобщить и
систематизировать научно-теоретическую и методическую литературу по вопросам
повышения ИКК педагогов ДОО.

2. Провести мониторинг уровня ИКК
педагогов ДОО.

3. Разработать и внедрить систему
организационных условий для успешной реализации задач повышения ИКК педагогов.

4. Разработать и апробировать систему
методической работы по повышению ИКК педагогов ДОО, включающую в себя активные
формы работы с использованием ИКТ.

5. Провести сравнительный анализ уровня
развития ИКК педагогов ДОО до и после проведения формирующего эксперимента. Теоретическая основа исследования.

Решение проблемы развития профессиональной
компетентности воспитателей ДОО осуществляется в рамках компетентностного
подхода при подготовке педагогов — В.Н. Введенский [11], А.А. Вербицкий [12],
И.А. Зимняя [31], Н.В. Кузьмина [42], Дж. Равен [61], В.В. Сериков [8], А.В.
Хуторской [77, 78] и др.

Исследованием развития ИКТ —
компетентности педагогов занимались такие ученые, как С.В. Агапонов [2], Е.С.
Ананьева [3], Н.А. Андреева [4], Т.Г. Головко [16], Н.Ю. Гончарова [18], Ю.М.
Горвиц [20], А.А. Елизаров [27], Н.В. Кисель [36], Т.С. Комарова [38], Л.А.
Краснова [41], В.П. Кулагин [46], С.Ю. Маркулис [51], С.В. Монахов [52], О.Д.
Очирова [54], О.А. Сурова [71], Л.В. Шмонина [80] и др.

Изучению проблемы формирования ИКК
педагогов дошкольного образования посвящены работы М.П. Аристовой [5], К.Ю.
Белой [6], Ю.М. Горвиц [20], В.П. Дубровой [24], Т.Н. Зюзиной [32], Т.В.
Калининой [34], Т.С. Комаровой [38], А.В. Туликова [38], Е.В. Коурова [39],
Е.С. Кузнецовой [44], О.Д. Очировой [54], О.А. Суровой [72], Л.А. Шамановой
[54], Л.В. Шмониной [80] и др.

Научная новизна исследования заключается
в том, что обоснована система методической работы по повышению ИКК
педагогов с использованием ИКТ. Теоретическая значимость
исследования состоит в том, что определена последовательность методической
работы по повышению ИКК педагогов ДОО и выделены организационные условия для
решения поставленной задачи. Практическая значимость исследования
заключается в том, что разработана и апробирована система методической
работы по повышению ИКК педагогов ДОО.

Методы исследования:

1) теоретические
методы исследования: анализ литературных источников и их сравнение; обобщение
полученной информации сравнение, классификация, структурирование;

2) эмпирические
методы исследования: анкетирование; сравнение полученных результатов, статистическая
обработка данных.

Структура работы
включает в себя: введение, 3 главы, список литературы и 3 приложений. Работа
содержит 20 таблиц и 30 рисунков.

Экспериментальная база исследования: исследования
проходили на базе ___________________, в эксперименте принимали участие
педагоги ДОО в количестве 24 человек, распределенные в две группы с идентичным
составом — по 12 человек в каждой. Период проведения
экспериментально-исследовательской работы с _________________ 2021 г.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе нашего исследования мы, опираясь на
исследования Введенского В.Н. [11], Головко Т.Г. [16], Гончаровой Н.Ю. [18],
Горбуновой Л.Н. [19], Елизарова А.А. [27], Кулагина В.П. [46], Маркулиса С.Ю.
[51], Монахова С.В. [52], Никитина М.В. [53], Полат Е.С. [57], Семибратова А.М.
[19], Федорова А.В. [76], Хуторского А.В. [77, 78], и др., выделили понятие
«информационно-коммуникационной компетентности» педагога, а также ее структуры,
включающей ряд компонентов: 1) мотивационно-ценностный компонент; 2) когнитивно-деятельностный
компонент; 3) творческо-проектировочный компонент.

Анализ авторских исследований позволил нам
определить уровни становления ИКК педагогов:

— базовый уровень – общепользовательская
ИКК – ИКТ — грамотность;

— общепрофессиональный уровень –
общепедагогическая ИКК – ИКТ — умелость;

— углубленный профессиональный уровень –
предметно-педагогическая ИКК – ИКТ – компетентность.

В ходе изучения основных аспектов
организации методической работы по повышению ИКК педагогов ДОО мы анализировали
исследования целей и задач методической работы в ДОО Белой К.Ю. [6], Е.В.
Коурова [39], Никишиной И.В. [53], Шмониной Л.В. [80] и др. Исходя из анализа
литературных источников, нами был сделан вывод о том, что основная целевая
направленность методической работы заключается в: 1) обеспечение повышения
педагогического мастерства каждого педагога и педагогического коллектива ДОО в
целом; 2) формирование индивидуальных методических систем отдельных
воспитателей. С опорой на исследования Белой К.Ю. [6],
Горвица Ю.М. [20], Комаровой Т.С. [38], Коурова Е.В. [39], Кузнецовой Е.С. [44],
Очировой О.Д. [54], Суровой О.А. [71], Туликова А.В. [38], Шамановой Л.А. [54]
и др., мы сформулировали цели и задачи методической работы по повышению ИКК
педагога ДОО: обеспечение повышения уровня ИКК педагогического коллектива ДОО в
целом на основе изучения и применения ИКТ в педагогической деятельности;
формирование индивидуальных творческих профессиональных действий педагогов ДОО
с использованием средств ИКТ.

В третьей части нашего исследования мы
проводили экспериментальную работу по проверки выдвинутой нами гипотезы. Для
этого нами были сформированы две группы педагогов: экспериментальная и
контрольная, по 12 человек в каждой.

Экспериментальная
работа проводилась в три этапа. Целью констатирующего этапа исследования
являлось выявление уровня информационно-коммуникационной
компетентности педагогов дошкольной образовательной организации. Для проведения обследования уровня
сформированности ИКК педагогов была разработана анкета, содержащая три блока
вопросов на выявление: уровня сформированного общепользовательской ИКК; уровня
сформированности общепедагогической ИКК; уровня сформированности
предметно-педагогической ИКК. В заключении определялась общая ИКК. В результате проведения обследования
были получены данные, свидетельствующие о низком уровне сформированности всех
видов ИКК как в экспериментальной, так и в контрольной группах педагогов.

В рамках формирующего этапа исследования
проводилась разработка и апробация системы методической работы по повышению
информационно-коммуникационной компетентности педагогов дошкольной
образовательной организации. В ходе проведения формирующего эксперимента нами
были разработаны такие компоненты системы работы, как: цели, задачи, принципы,
организационные условия и этапы методической работы; конспекты методических
мероприятий.

В ходе проведения контрольного этапа
исследования проводился анализ результатов экспериментально-исследовательской
работы. В ходе повторного проведения обследования уровня сформированности ИКК
педагогов экспериментальной и контрольной групп были получены качественные и
количественные данные, подтверждающие о положительной динамике в развитии ИКК у
педагогов экспериментальной группы, в отличие от контрольной группы.

 Сравнительный анализ уровня сформированности
ИКК педагогов экспериментальной и контрольной групп на этапе контрольного
эксперимента показал, что педагоги экспериментальной группы проявляют более
высокий уровень ее сформированности в отличие от контрольной группы.

Таким образом, качественный и
количественный анализ изменения ИКК педагогов экспериментальной группы до и
после проведения формирующего эксперимента выявил ее положительную динамику как
в сравнении данных внутри самой группы, так и при сравнении с данными
контрольной группы. Это позволило нам сделать вывод о том, что разработанная
нами система методических мероприятий по формированию ИКК педагогов ДОО
оказалась эффективной.

Следовательно, гипотеза, выдвинутая в
начале исследования, нашла свое экспериментальное подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Научно-теоретические и методические основы
формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов 1.1 Характеристика информационно-коммуникационной
компетентности педагогов в современных исследованиях В условиях современной системы образования происходит
активное развитие инновационных процессов в образовательных учреждениях, что находит
отражение в Федеральном Законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" [75].

Обновленные нормы в сфере образования диктуют
необходимость поиска средств, способствующих повышению профессиональной
компетентности педагогов, о чем свидетельствуют стандартизированные требования
Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном,
начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель,
учитель) от «18» октября 2013 г. № 544 [58]. В системе дошкольного образования
информационно-коммуникативные технологии выступают в качестве инструмента для
создания и развития конкурентоспособной образовательной среды, которая отвечала
бы реалиям современности.

Для понимания сущности понятия ИКК необходимо дать
определение самой "компетентности". Генезис понятия уходит корнями в
исследования Джона Равена, который компетентность интерпретирует в качестве
жизненного успеха в социально значимой области, в связи с чем им выделены 39
видов компетентностей, отождествляемых с мотивированными способностям [61].
Данная работа послужила отправной точкой для исследователей всего мира. Н.В.
Кузьминой [33, 42] и Л.А. Петровской [56] компетентность рассматривают как
свойство личности.

В рамках соотношения понятий компетенция и
компетентность существуют синонимизирующее и дифференцирующее направления.
Представители первого направления данные понятия отождествляют (В.А. Болотов
[8], В.В. Сериков [8] и др.), представители второго направления (И.А. Зимняя
[31], А.В. Хуторской [77, 78], и др.) дифференцируют данные понятия, отдавая
приоритет

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы