Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Спорт высших достижений, Бальные танцы

Магистерский диплом (ВКР) на тему Повышение эффективности тренировочного процесса в начальной подготовке на основе мотивации достижения в танцевальном спорте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ НА ОСНОВЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ 6

1.1. Понятие мотивации 6

1.2. Понятие мотивации в спортивной деятельности 15

1.2.1 Взаимосвязь уровня самооценки и мотивации 15

1.2.2 Индивидуальная мотивация спортсмена 15

1.2.3 Мотивирующие цели в спортивной деятельности 20

1.3 Роль мотивации достижения в танцевальном спорте в повышении эффективности тренировочного процесса в танцевальном спорте 30

Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 44

2.1. Задачи исследования 44

2.2. Методы исследования 44

2.3. Организация исследования 47

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 48

3.1. Учет возрастных особенностей в организации тренировочного процесса в формировании мотивов соревновательной деятельности 48

3.2. Факторы формирования мотивации достижения в организации тренировочного процесса 49

3.3. Результаты эмпирического исследования мотивации достижения у в танцевальном спорте 51

Заключение 61

Список использованных источников 63

  

Введение:

 

В настоящее время характерными чертами современного спорта является значительное его омоложение и неуклонный рост спортивного достижения. Анализ деятельности тренеров различных видов спорта показывает, что в сво¬ей работе они наибольшее внимание уделяют вопросам физической, технической и тактической подготовке, но на сегодняшний день в танцевальном спорте психологической подготовке уделяется очень мало внимания.

Происходит это, на наш взгляд, как вследствие недооценки влияния психологических факторов на успешность занятий и выступлений в спортивных соревнованиях, так и из-за отсутствия кон¬кретных рекомендаций по психологической подготовке.

В современной спортивной психологии определены особенности влияния как свойств личности спортсменов на предстартовое состояние, так и влияние этого состояния на успешность выступлений. На сегодняшний день существуют методические рекомендации по развитию благоприятных свойств личности спортсменов и формированию их предстартовых состояний. Однако они недостаточно конкретны и если и используются, то крайне редко и изолированно.

Важность изучения мотивов учения является общепризнанным, и поэтому существует значительное количество соответствующих исследований. Мотивация учения по значимости является вторым после способностей фактором, определяющим уровень достижений. Очевидно, что проблема мотивации, в частности формирование направленности личности на достижение успеха, следует рассматривать шире, не ограничиваясь вопросом только учебной деятельности.

Степень разработанности проблемы.

В научно-методической литературе, посвященной данному вопросу, мотивацию достижений рассматривают как внутреннее состояние человека, который побуждает его к действию (Х. Хекхаузен), Р. Стернберг, который долгое время изучал возможности прогноза успеха разного рода деятельности (учебной, профессиональной), с помощью тестов интеллекта пришёл к выводу, что уровень мотивации является лучшим предиктором успеха, чем интеллект.

Проблему мотивации на феноменологическом уровне исследовали С. Л. Рубинштейн, В. А. Леонтьев, Л. И. Божович, Л. Венгер, Г. Костюк, П. Якобсон, Х. Хекхаузен, Е. П. Ильин, С.А. Максименко, А.М. Матюхина, А.Н. Маркова, Т.В. Гордеева, М.С. Боришевский. Пути повышения мотивации представлены в работах В.В. Семченко, Ю. А. Швало.

В современной психологии проблемы мотивации достижений изучали как психологические детерминанты учебной успеваемости младших школьников (В. В. Волошина), как средство повышения знаний учащихся (М.В. Воронка), учитывая формирования эмоционально-положительного отношения к учению (Н. А. Ибряшкина).

Предпосылкой для написания данной работы явилось существующее противоречие: на современном этапе развития танцевального спорта большое внимание уделяется повышению качества подготовки спортсменов, тем не менее проблема повышения эффективности психологической подготовки юных спортсменов, в данном случае вопросу формирования мотивации достижения, изучена не в полной мере.

Все вышеназванные обстоятельства делают актуальным исследование повышения эффективности тренировочного процесса в начальной подготовке на основе мотивации достижения в танцевальном спорте.

Гипотеза исследования состоит в том, что разработанная программа по повышению мотивации у спортсменов значительно повысит мотивация к достижению успеха и потребность в достижениях.

Объект исследования – тренировочный процесс на этапе начальной подготовки.

Предмет исследования – особенности формирования мотивации достижения в танцевальном спорте.

Целью нашего исследования явилось определение повышения эффективности тренировочного процесса в начальной подготовке на основе мотивации достижения в танцевальном спорте.

Исходя из цели в работе были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие мотивации.

2. Изучить понятие мотивации в спортивной деятельности.

3. Выявить роль мотивации достижения в танцевальном спорте в повышении эффективности тренировочного процесса в танцевальном спорте 4. Рассмотреть задачи, методы, организацию исследования.

5. Проанализировать учет возрастных особенностей в организации тренировочного процесса в формировании мотивов соревновательной деятельности.

6. Раскрыть факторы формирования мотивации достижения в организации тренировочного процесса.

7. Представить результаты эмпирического исследования мотивации достижения у в танцевальном спорте.

Теоретическая значимость данной работы заключается в обобщении актуальных данных о средствах повышения мотивации достижения юных спортсменов, занимающихся танцевальным спортом.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования разработанной программы по повышению мотивации у спортсменов тренерами и родителями юных спортсменов.

Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, основной части, которая поделена на три главы, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основании проведенного исследования в заключении можно сделать следующие выводы:

Во время исследования проблематики мотивации спортсменов в танцевальном спорте были определены функции мотивации такие, как: поддержка определенного тонуса, регулирование, а также запуск. Помимо этого, установлены задачи такие, как: достижение поставленных целей; определение основных мотивов; удовлетворение существующих потребностей.

Проанализирована образная цепочка: «мотив — цель — мотивация». И как результат представлена классификация относительно мотивационных составляющих спортсменов с позиции экстремальности, а также удовлетворенности, а помимо этого, с позиции происхождения каждого мотива.

Проанализированы характерные особенности мотивационной направленности с личностно-ориентированным компонентом.

Синтезируя представления о проблемах мотивации и мотивов спортсменов, следует отметить, что мотивация представляет собой не только движущуюся силу, которая дает возможность спортсменам одерживать победы, но и позволяющая находить в себе силы тренироваться на пределе своих возможностей и сил, делать эти победы неокончательными, достигать и ставить цели, трансформировать и находить побуждающие мотивы, регулировать свое состояние (в т.ч. предстартовое), достигать пика формы и контролировать цикличность подготовки.

Результаты первичной диагностики показали, что большинство испытуемых (60%) имеют средний уровень мотивации к достижению успеха. 20% спортсменов имеют умеренно высокий уровень и 20% спортсменов низкий уровень мотивации к достижению успеха. Большинство испытуемых (33,3%) имеют среднюю потребность в достижениях. Также у 33,3% спортсменов пониженная потребность в достижении успеха. У 26,7% спортсменов повышенная и у одного человека (6,7%) высокая потребность в достижении успеха.

Результаты повторной диагностики показали, что большинство испытуемых (60%) имеют средний уровень мотивации к достижению успеха. 33,3% спортсменов имеют умеренно высокий уровень мотивации к достижению успеха. У одного испытуемого (6,7%) слишком высокий уровень мотивации к достижению успеха. После внедрения факторов формирования мотивации достижения в организацию тренировочного процесса среди спортсменов увеличилось количество человек с высокой мотивацией достижения и нивелировалось число испытуемых с низкой мотивацией достижения успеха. Большинство испытуемых (46,7%) имеют среднюю потребность в достижениях. У 33,3% спортсменов повышенная и у 20% высокая потребность в достижении успеха. У одного человека (6,7%) пониженная потребность в достижении успеха. После внедрения факторов формирования мотивации достижения в организацию тренировочного процесса среди спортсменов увеличилось количество человек с высокой и повышенной потребностью в достижении и снизилось число испытуемых с пониженной потребностью в достижении успеха.

Результаты статистического анализа показали, что после внедрения факторов формирования мотивации достижения в организацию тренировочного процесса у спортсменов значительно возросла мотивация к достижению успеха и потребность в достижениях. Это свидетельствует об эффективности внедрения факторов формирования мотивации достижения в организацию тренировочного процесса с целью повышения мотивации у спортсменов.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ НА ОСНОВЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ

1.1. Понятие мотивации

Успешность выполнения любой работы, во многом, определяется характером побуждения к ней. Особое состояние человека, заставляющее его действовать (или бездействовать) в определенном плане, назвали мотивацией.

В психологии спортивной деятельности, мотивация остается одной из самых актуальных проблем.

Своевременно раскрыть начавшийся процесс формирования мотивов и с помощью определенных педагогических воздействий способствовать развитию желаемого мотива является делом большой важности в работе тренера.

Мотивация в спортивной деятельности имеет некоторые специфические черты в силу прежде всего очень определенного личного отношения человека, занимающего спортом к самому спорту, а затем в силу условий проявления себя в спорте .

При выполнении спортивных задач спортсмену приходится преодолевать значительные трудности. Поэтому нужны очень сильные мотивы, которые бы побуждали проявлять спортивную активность, смелость, стойкость, мужество, целенаправленность. Такими мотивами являются прежде всего, убеждения и взгляды, ценности, моральные чувства, идеалы.

В рамках психологии такие понятия как «мотив», а также «мотивация» значительно различаются.

Так, мотивацию относительно поведения принято соотносить с таким показателем как мотив личности. С одной стороны мотивация будет состоять в зависимости от конкретной жизненной ситуации, а вот со второй – находиться в зависимости от психического показателя этих обстоятельств и как результат мотив будет устойчивым, а у мотивации существует предрасположенность к перемене и как итог – это будет динамический показатель. Такую трансформацию возможно представить в качестве конкретной направленности (качественного показателя), а также степени (количественного показателя). Таким образом мотивация помогает установить изменения относительно индивидуальной активности, а также определенной деятельности, а кроме этого поведения личности, существующей направленности личных интересов человека.

Р.А. Пилоян говорит о том, что мотивация, а также мотив являются взаимосвязанными, а кроме этого, взаимообусловленными психическими компонентами, а также о том, что мотивы действия возникают в рамках конкретной мотивации (а значит каждый мотив является вторичным). Но, при этом автор говорит о том, что при помощи разработки некоторых мотивов человек воздействует на всю мотивацию (а значит мотивация находится в зависимости от мотивов, которые перемещаются на первую позицию) .

Из исследований Р.А. Пилояна следует то, что мотив является побудителем к определенным действиям, поступкам, деятельности. Выступая в качестве побудительного аспекта мотив направляет поведение индивида в определенное направление заставляя действовать именно таким образом, а не другим. Каждое действие человека подчинено силе, которая формирует определенную цель и направляет на ее достижение – мотиву .

Е.П. Ильин представляет мотив в качестве объемного интегрального психологического образования. Автором отделены структурные компоненты мотива на основании стадий развития, состоящие из определенных блоков: потребностного, «внутреннего фильтра», целевого.

В рамках потребностного блока находятся такие составляющие как: биологические, а также социальные потребности, понимание надобности, долженствования.

В рамках «внутреннего фильтра» можно выделить такие составляющие как: нравственный контроль, оценивание внешних компонентов, оценивание собственных возможностей, предпочтения и так далее.

В рамках целевого блока предопределены такие составляющие как: образ предметов, которые способны удовлетворить потребности, определенная цель, представление того, как происходит удовлетворение потребностей .

Д.Н. Узнадзе в качестве мотива определяет соображение, которое заставило человека исполнить акт; потребность, для удовлетворения которой определенное поведение предопределяется в качестве целесообразного .

А.С. Прангишвили говорит о том, что мотив является энергетическим началом работы человека в качестве одного из побудителей личного поведения. Продолжая мысль Д.Н. Узнадзе, исследователь говорит о том, что мотив будет побуждать деятельность, а в это же время установка будет побуждать, а также направлять .

Мотив как объективная ценность (продукта деятельности, знания) определен в исследованиях Ш. Н. Чхартишвили. Ученый пишет: «Нужда возникает лишь по отношению к объекту, который признается человеком значимым (ценным). Это означает, что объект может выступать в роли стимула лишь тогда, когда человек подготовлен для такого его восприятия, т. е. когда есть потребность в нем или ему подобных. В этом случае у человека возникает побуждение к овладению этим объектом» .

В.С. Мерлин определяет мотив в качестве психологической причины, которая указывает на целенаправленные действия человека. В качестве мотива можно определить переживание, понимание потребности. Нужду нельзя определить в качестве мотива, но она является осознанием того, что нужно человеку, чего ему не достает. И как результат, мотив, в представлениях автора, это определенное узкое, частное, изменчивое отношение человека к конкретному предмету либо явлению внешнего мира .

Со слов Р.С. Немова, мотив, это то, что принадлежит самому человеку, субъекту поведения, является его личностным свойством и изнутри побуждает человека к исполнению конкретных действий .

В рамках деятельностного подхода понятие мотив рассматривали отечественные ученые А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. По мнению С. Рубинштейна мотив – это переживание чего-либо значимого, что побуждает к выполнению действия и придает этому действию смысл .

А.Н. Леонтьев говорит о том, что в качестве предпосылки любой деятельности будет выступать субъект, у которого есть потребности. В качестве потребностей автор определяет надобность чего-то, что находится вне организма. При этом предмет потребности – это материальный либо идеальный, чувственно воспринимаемый либо данный только в представлении, в мысленном плане – определен в качестве мотива деятельности .

Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, то есть становится мотивом». По мнению А.Н. Леонтьева, генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей мотивы актуально не осознаются субъектом. При этом они находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий (то есть придают действию личностный смысл) .

В.Г. Ковалев в основу понимания мотив вкладывал потребности, преобразованные и обогащенные стимулами. Со слов исследователя: «Мотивы мы понимаем как побуждения, являющиеся свойством личности, возникающие на основе потребностей и в связи с характером общественных отношений и осознанные самим человеком» .

Со слов Л.И. Божовича, в качестве мотива предопределено то, ради чего исполняется деятельность. В роли мотива может быть предмет внешнего мира, представление, идея, чувства, а также определенные переживания. А значит все то, в чем находит свое воплощение потребность. М.Ш. Магомед-Эминова говорит о том, что мотив – это отдельная мотивационная переменная, которая призвана исполнять в системе мотивации побудительную, а также направляющую функцию .

А.М. Мейеровича определяет мотив в качестве модели личного потребного состояния .

Мотив, со слов В.К. Вилюнаса, это только конечный результат деятельности, а значит такая цель, предмет, результат, у которых есть независимое мотивационное значение .

П.М. Якобсон делает выводы о том, что мотив – является побуждением, которое привело к его исполнению, так как мотив, это реальный компонент процесса, который приводит к исполнению индивидом целенаправленного действия .

В качестве мотивов принято выделять (см. рис. 1):

Рисунок 1 — Мотивы

При этом мотивацию определяют в качестве внешней, а также в качестве внутренней и как результат она будет состоять в зависимости, либо от внешних показателей, либо от внутренних показателей. В качестве мотивации порой рассматривают проявление мотивационного фактора во время возникновения конкретной ситуации в качестве предопределения конкретной значимости.

Также как мотивацию можно предопределить психическое состояние, возникшее при соотношении таких показателей как возможность и определенное желаний.

Появление, наличие, а также последующее становление мотивации соединяют, кроме этого, с такими показателями как эмоциональный фон, волевые качества и так далее.

Так А.Н. Леонтьев говорит о том, что на самом деле мы все время сталкиваемся с конкретной деятельностью подпадающей под определенные запросы человека, мы пытаемся заполучить предметы таких запросов, и они будут исчезать при их удовлетворении, а затем появляются с новой силой зачастую в новом облике и при совершенно новых условиях .

Можно сделать вывод о том, что при данном положении вещей спортивная мотивация состоит в определенной зависимости от характерных показателей этой деятельности, а также уровня определенного развития.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы