Магистерский диплом (ВКР) на тему Повышение эффективности деятельности ГДЗС на основе анализа ПТУ в Нижегородском метрополитене
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Обозначения и сокращения…………………………………………………….2
Введение. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНО-ТАКТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.. 5
1.1. Общие
положения пожарно-тактических учений. 5
1.2.
Особенности пожарно-тактических учений. 17
ГЛАВА 2.
ИНСТРУМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГДЗС.. 31
2.1. Цель и
задачи деятельности ГДЗС.. 31
2.2. Методы и
организация деятельности ГДЗС на основе анализа ПТУ.. 37
ГЛАВА 3.
МЕХАНИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГДЗС НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПТУ В НИЖЕГОРОДСКОМ МЕТРОПОЛИТЕНЕ.. 42
3.1. Анализ
деятельности ГДЗС на основе анализа ПТУ в Нижегородском метрополитене. 42
3.2. Работа
ГДЗС на основе анализа ПТУ в Нижегородском метрополитене 69
ГЛАВА 4.
МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГДЗС НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПТУ В
НИЖЕГОРОДСКОМ МЕТРОПОЛИТЕНЕ.. 95
4.1. Основные
проблемы деятельности ГДЗС на основе анализа ПТУ в Нижегородском метрополитене. 95
4.2.
Совершенствование деятельности ГДЗС на основе анализа ПТУ в Нижегородском
метрополитене. 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..100
Введение:
Актуальность работы
обусловлена тем, что на сегодняшний день есть необходимость в повышении
деятельности газодымозащитная служба (далее – ГДЗС) при проведении пожарно-тактических
учений (далее – ПТУ) в метрополитене.
В России каждый год
происходит около 160 тысяч пожаров в год, в которых погибает до десяти тысяч
человек. Пожары наносят очень большой материальный ущерб, а также
сопровождаются гибелью людей [35].
По мнению Дмитрия Гаева,
являвшегося начальником московского метрополитена с 1995 по 2011 год,
московский метрополитен является одной из самых надёжных систем метро мира,
однако в его истории тоже случались трагические дни. Так из последних
происшествий в «подземке» можно вспомнить — Авария на Солнцевской и большой
кольцевой линиях метро 21 мая 2019 года, 30 июля 2019 года на
уклоне станции «Каширская» при следовании в оборотный тупик произошло
столкновение двух поездов, 24 декабря 2020 года во время пусконаладочных работ
на перегоне Хорошёвская — Карамышевская Большой Кольцевой линии произошёл
провал грунта с разрушением стены тоннеля [36].
Тушение пожаров в
подземных сооружениях метрополитена осложняется их сильным задымлением,
удаленностью от поверхности, трудностями в управлении пожарно-спасательными
подразделениями, необходимостью взаимодействия с инженерным персоналом и
администрацией объекта при проведении аварийно-спасательных работ и выполнении
организационно-технических мероприятий по снятию напряжения и дымоудалению.
Степень разработанности
исследования. Вопросы проведения ПТУ газодымозащитной
службой не мало изучались российскими учеными. Поэтому, теоретическое основание
исследования составили труды таких известных российских ученых, как Бубнов В.Б.
2011, Беляков, Г. И. 2013, Болдырев С. А. 2008, Казакова В. А. 2012, Тезещенко
А. Г. 2009, Недвига E. С. 2015, Карама Е. А. 2009, Арканов П. В. 2011,
Кирюханцев Е. Е. 2015, Иванов В. И. 2016, Мельникова Д.А. 2016, Михайлов Л.А.
2013, Подгрушный А. В. 2015, Денисов А. Н. 2014, Хонг Ч.Д. 2018, Пучков В. А.
2015, Ратникова О.Д. 2018, Семенов P. А. 2019, Теленков А. Л. 2020, Теребнев В.
В. 2006, Тимофеева С.С. 2005, Усманов Р. А. 2016, Лавровский А. Н. 2017,
Денисов А. Н. 2018.
Объектом исследования
является деятельность ГДЗС.
Предметом исследования
является повышение эффективности деятельности ГДЗС в условиях метрополитена.
Целью исследования
является повышение эффективности деятельности ГДЗС при проведении ПТУ в условиях
метрополитена.
Для достижения цели
исследования были поставлены следующие задачи:
—
провести анализ деятельности ГДЗС на основе анализа ПТУ в Нижегородском
метрополитене;
—
выявить основные проблемы деятельности ГДЗС на основе анализа ПТУ в Нижегородском
метрополитене;
—
разработать предложения по усовершенствованию деятельности ГДЗС на основе
анализа ПТУ в Нижегородском метрополитене; Решение задач
исследования подразумевает использование следующих методов:
теоретические (анализ литературы по данной проблеме); эмпирические,
аналитические (обобщение и интерпретация полученных данных).
Гипотеза исследования.
Есть предположение, что проведение анализа пожарно-тактических учений позволит
повысить эффективность работы газодымозащитной службы.
Практическая значимость
работы определяется тем, что конечные результаты работы
могут быть полезны в практике деятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Структура работы
обусловлена целью и задачами работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения,
списка использованной литературы.
Заключение:
В ходе исследования был проведен анализ деятельности
ГДЗС на основе анализа ПТУ в Нижегородском метрополитене. Анализ показал, что
пожары узлов крепления контактного рельса происходят
на фоне их пробоев;
если при пробое узла электропоезд находится в границах
одной секции контактной сети, остановка электропоезда на длительное время с высадкой
пассажиров в тоннель неизбежна;
имеется вероятность отравления пассажиров токсичными
продуктами горения при их эвакуации по тоннелю;
в транспортных тоннелях как линейных объектах
отсутствует пожарная сигнализация;
для исключения последствий внезапного пробоя в целях
пожарной профилактики необходима адресная информация в Ситуационный центр о
«допожарном» нагреве узла крепления контактного рельса с координатами события в
тоннеле.
Также нами были выявлены основные проблемы
деятельности ГДЗС на основе анализа ПТУ в Нижегородском метрополитене, в
частности:
— передвижение в тоннеле должно производиться со
стороны, противоположной контактному рельсу. Ходьба между рельсами опасна.
— передвижение по станции в условиях задымления
следует производить в средней части платформы с тем, чтобы не упасть на путь.
— допуск личного состава подразделений противопожарной
службы на наземные объекты с электроустановками под высоким напряжением
производится в соответствии с Инструкцией по тушению пожаров в электроустановках
электростанций и подстанций.
— допуск в подземные объекты с электроустановками,
находящимися под напряжением для проведения работ по тушению, производится
ответственным дежурным или начальником объекта с обязательной выдачей
письменного допуска.
— кабели освещения и линии связи следует прокладывать
отдельно от рукавных линий.
— для ориентирования в подземных сооружениях следует
использовать указатели для пассажиров на станциях, таблички на дверях
помещений; в задымленных объектах — направляющие тросы. Светофоры, стрелки,
шкафы электрооборудования, путевые дроссели в тоннелях 1 пути имеют нечетные
номера, в тоннелях 2 пути — четные.
— чтобы не потерять направление движения в тоннеле,
необходимо запоминать начальное положение контактного рельса (справа или слева
по ходу движения), учитывать возрастание или убывание пикетных знаков и номеров
светофоров. Номера пикетов и светофоров следует сообщать в штаб
аварийно-спасательных работ при подаче сведений о нахождении группы.
— при проведении работы в задымленной атмосфере
станций и тоннелей посты безопасности целесообразно создавать на поверхности —
у входов в вестибюли, у киосков вентиляционных шахт, у рамп.
Были разработаны предложения по усовершенствованию
деятельности ГДЗС на основе анализа ПТУ в Нижегородском метрополитене:
— ввести штатную должность мастера ГДЗС в ПЧ;
— проводить 2 раза в год семинары и зачетные занятия с
газодымозащитниками;
— обеспечить своевременное направление
газодымозащитников на курсы первоначального обучения для получения необходимой
квалификации;
— обеспечить неукоснительное соблюдение правил охраны
труда при работе звеньев ГДЗС на пожарах и проведении занятий в непригодной для
дыхания среде, уделять особое внимание, созданию условий для безопасной работы
личного состава ГДЗС, оснащенности их средствами связи и освещения;
— при проведении занятий по ГДЗС не допускать замены
занятий в дымокамере на занятия на свежем воздухе;
— усилить контроль со стороны руководителей
подразделений за качеством проведения занятий с личным составом по знаниям ТТХ
и правилам работы в СИЗОД, своевременным заполнением служебной документации по
ГДЗС;
— руководителям пожарных подразделений обеспечить
постоянный контроль ведения служебной документации ГДЗС в караулах;
— в течение учебного года своевременно проводить
оценки уровня физической работоспособности личного состава ГДЗС (PWC170 и ИСТ),
результаты заносить в личные карточки газодымозащитников;
— осуществлять мероприятия по созданию и развитию
учебных объектов для практической и морально-психологической подготовки и
обучения газодымозащитников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНО-ТАКТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
1.1.
Общие положения пожарно-тактических учений Пожарные учения – это подготовительные мероприятия, связанные с повышением
уровня готовности подразделения пожарной охраны, плюс, совершенствование
тактических навыков пожарного гарнизона, которые используются в процессе
тушения пожаров самой разной сложности [15]. Учения этого уровня являются
наиболее эффективной формой, но в то же время и самой сложной. Потому что здесь
повышается не только профессиональный уровень личного состава подразделения, но
и создаются реальные условия, куда привлекаются все средства и силы пожарной
охраны и службы жизнеобеспечения.
Основная цель пожарно-тактических учений – поднять на новый уровень
практические навыки и тактическое мышление начальствующего состава. Это
мероприятие показывает профессиональную подготовку командиров подразделений.
Как они могут правильно организовать тушение пожаров, как они управляют
вверенными им силами и средствами. При этом проверяется уровень всего
командного состава в независимости от занимаемой должности [20, с. 170].
Главная технология обучения пожарных – практика. То есть создаются условия,
близко приближенные к реальным. И в этой обстановке оттачиваются навыки личного
состава, где грамотные команды руководителей подразделений направляют всю
работу пожарников на эффективную борьбу с огнем. При этом командиры показывают
на практике, что и как делать, и все это сопровождается устными замечаниями или
приказами.
То есть на учениях дается возможность командирам показать все, что они
получили в процессе обучения в профильных учебных заведениях. Здесь на полигоне
соединяются воедино практические навыки и теоретические знания. Сами учения
всегда проводятся на специальных объектах или в реальных населенных пунктах. То
есть условия максимально приближены к реальным.
Проведение пожарно-тактических учений предусматривается заранее. Это не
сумбурное мероприятие. Оно подготавливается заранее с составлением плана и
подготовкой мест проведения. Вся организация и проведение мероприятия
возлагается на начальника пожарного гарнизона. В его обязанности входит:
— подготовить подведомственное ему
подразделение к проведению учений;
— согласовать проведение данного мероприятия
с главой муниципального образования, а также с руководителями предприятий, на
объектах и территории которых учение предполагается провести;
— составляется график проведения, который
согласуется с руководителем территориального гарнизона пожарной охраны;
— следить за подготовкой техники, инвентаря
и инструментов [10].
Существует четыре разновидности противопожарных учений, которые делятся по
целевому назначению.
Само название говорит о том, что основной целью этого вида учебного мероприятия
заключается в тренировке личного состава, а также тренировке командиров в
усовершенствовании навыком командования в процессе чрезвычайных ситуаций.
Тренировки проводят начальник гарнизона и его заместители по очереди. При этом
каждый из них должен провести минимум два учения в год. График проведения
составляет начальник [12].
Руководящий состав должен обязательно провести тренировку с личным составом
в ночное время суток. При этом ночью учения проводятся поочередно с каждой
дежурной сменой.
Кроме начальника пожарного гарнизона, его заместителей тренировочные ученья
должны проводить самостоятельно и начальники дежурных смен. Они проводят
мероприятие не менее двух раз в год.
В общей сложности тренировки личного состава должны проводиться
ежеквартально [20, с. 170].
Эти мероприятия проводят с целью показа новой техники, новых способов
тушения пожаров, когда меняются нормативы или законы, связанные с пожарной
безопасностью объектов. Именно здесь оттачиваются навыки личного состава и
руководителей подразделений в плане появления новых технологий и технической
базы.
А так как тенденция смены частая, то и показательные учения проводятся два
раза в год: зимой и летом. Кто будет проводить учебные мероприятия, а также его
периодичность, определяет начальник территориальной службы МЧС своим приказом.
В этой категории пожарных учений есть подкатегория, которая носит название
– опытная. На них испытывают новую технику, новые средства тушения пожаров, а
также отрабатываются новейшие технологии. Учения этого типа проводят по мере
поступления в гарнизон вышеобозначенных средств. Испытания проводят на
специальных полигонах, где построены здания или установлены резервуары и прочие
устройства. Иногда тестирование проводят на реальных объектах, списанных с
баланса компаний и предприятий [14].