Магистерский диплом (ВКР) Иностранные языки Лингвистика, педагогика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Потенциал мультимедийных технологий в обучении английскому языку на этапе основного общего образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 5

1.1 Основные цели обучения английскому языку на этапе основного общего образования 5

1.2. Психофизиологические особенности обучающихся на этапе основного общего образования 13

1.3. Потенциал мультимедийных технологий в обучении английскому языку 21

Выводы к главе 1 31

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ЭТАПЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 34

2.1.Условия и принципы обучения английскому языку с использованием мультимедийных технологий в 5 классе 34

2.2. Разработка фрагмента урока английского языка в 5 классе с использованием мультимедийных технологий 46

2.3. Методические рекомендации по использованию мультимедийных технологий на уроках английского языка в 5 классе 56

Выводы к главе 2 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77

  

Введение:

 

Для того чтобы достичь желаемых результатов, в практике преподавания иностранных языков используются различные методы и способы преподавания. В XXI веке в любой сфере наблюдается использование различных технологий и, если правильно подобрать технологии в процессе обучения, то можно значительно повысить эффективность работы. Но в последнее время из-за избытка мультимедийных технологий трудно выбрать один эффективный вариант, и при неправильном их использовании сложно достичь желаемых результатов. Это и обуславливает актуальность данного исследования.

Объектом исследования является процесс обучения английскому языку.

Предметом исследования являются возможности использования мультимедийных технологий в процессе обучения английскому языку на этапе основного общего образования как средства активизации познавательной деятельности обучающихся.

Целью исследования является выявление эффективности использования мультимедийных технологий в процессе обучения английскому языку на этапе основного общего образования. Данная цель предполагает решения ряда задач:

1. проанализировать основные цели обучения английскому языку на этапе основного общего образования;

2. выявить потенциал мультимедийных технологий в обучении английскому языку;

3. проанализировать условия и принципы обучения английскому языку в 5 классе с использованием мультимедийных технологий и выявить основные трудности в процессе обучения;

4. разработать фрагмент урока английского языка в 5 классе с использованием мультимедийных технологий и предоставить методические рекомендации по использованию мультимедийных технологий на уроках английского языка.

Теоретическая значимость работы состоит в исследовании и анализе отдельных положений обучения английскому языку с использованием мультимедийных технологий.

Теоретическую базу работы составили труды таких учёных как Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность», Муковникова Е. В. «Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка», Новиков, С. П. «Применение новых информационных технологий в образовательном процессе», Щукин А.Н. «Обучение иностранным языкам // Теория и практика».

Материалом для данной работы послужили Федеральный государственный образовательный стандарт и учебник для 5 классов, авторов Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко и В.Эванс.

Научная новизна исследования состоит в том, что использование мультимедийных технологий анализируется с целью выявления эффективности при обучении английскому языку на этапе основного общего образования.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в практике преподавания английского языка, в частности, на этапе основного общего образования.

При решении поставленных задач был применен следующий комплекс общенаучных методов: анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования, классификация, наблюдение, обобщение результатов.

Данная магистерская диссертация прошла апробацию на международной научно-практической конференции «Концепции и модели устойчивого инновационного развития общества» (25 января 2023 года), а материалы конференции представлены в статье, опубликованной в сборнике статей, изданном по итогам конференции.

Структура работы обусловлена логикой научного анализа. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Значительные успехи в развитии информационных и коммуникационных технологий привели к некоторым изменениям в процессе обучения, в особенности, иностранным языкам. В силу особенности данного предмета активное и осмысленное использование компьютеров на уроках английского языка, по мнению большинства методистов, представляется целесообразным и в некоторых случаях необходимым. Целью исследования являлось выявление эффективности использования мультимедийных технологий в процессе обучения английскому языку на этапе основного общего образования. Данная цель предполагала решения ряда задач:

1. проанализировать основные цели обучения английскому языку на этапе основного общего образования;

2. выявить потенциал мультимедийных технологий в обучении английскому языку;

3. проанализировать условия и принципы обучения английскому языку в 5 классе с использованием мультимедийных технологий и выявить основные трудности в процессе обучения;

4. разработать фрагмент урока английского языка в 5 классе с использованием мультимедийных технологий и предоставить методические рекомендации по использованию мультимедийных технологий на уроках английского языка.

Итак, проанализировав вышеизложенное мы пришли к следующим выводам:

1. В Российской Федерации основным правовым документом, который определяет систему правил, необходимых во всех образовательных учреждениях, являются Образовательные стандарты. На их основе составлена основная образовательная программа (ООП). Основные цели обучения английскому языку на этапе основного общего образования приведены в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).

2. Все средства информационно-коммуникативных технологий, которые применяются в системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные.

3. Учащиеся на этапе основного общего образования находятся в таком периоде, который называется подростковый. В этот период, общение детей с ровесниками и взрослыми должно рассматриваться как центральное место в их личностном развитии. Ошибки в общении вызывают внутренний дискомфорт, который не может быть возмещен некоторыми объективными показателями в других сферах жизни и деятельности. Коммуникация субъективно воспринимается в подростковом возрасте, как важное личное дело. Однако, как показывает анализ учебного процесса, потребности младших школьников в уверенности в общении с взрослыми и одноклассниками в школе часто не удовлетворяются. Это приводит к формированию повышенной нервозности, развитию неуверенности в себе наряду с недостаточной и неустойчивой самооценкой, проблемам личностного развития и ориентации в изолированных жизненных ситуациях. Вся эта ситуация намного сильнее усугубляется, если у подростка отсутствует практически благоприятная атмосфера в семье.

4. На сегодняшний день невозможно с точностью сказать, на какие группы делятся принципы. В прошлом столетии, по причине того, что методика не была отдельной наукой, выделяли только дидактические принципы обучения. Но, в настоящее время, на основе методики существует больше 40 видов классификации принципов. В основном преподаватели на занятиях и учителя в общеобразовательных учреждениях базируются на следующие принципы: языковедческие (лингвистические), общедидактические, методические, психологические.

5. Мультимедийные технологии значительно облегчают деятельность учителей при реализации различных принципов (активности, наглядности, доступности, мотивации, коммуникативности, индивидуализации, прочности и др.) и также при использовании различных современных педагогических технологий (метод сотрудничества, метод проектов, ролевых игр и т.д.). Многие педагоги поддерживают тот факт, что визуализация информации на много лучше активизирует восприятие учащихся, и она прочнее закрепляется в памяти. Визуализация учебного материала происходит тремя способами: с помощью аудио, видео и графики.

Анализируя функции мультимедийных технологий в процессе обучения, и во время составление фрагмента урока, было выявлено, что мультимедийные технологии являются отличным инструментом:

− для выявления и обозначение лексико-грамматических материалов;

− чтобы оказывать визуальную помощь;

− для проведения поурочной и итоговой проверки;

− для использования наглядных презентации в Power Point в творческой деятельности педагогов и учащихся.

Включение информационно-коммуникативных технологий в практику обучения английскому языку является не только инструментом поддержания мотивов у учащихся, но и способствует в решении следующих учебных задач:

− формирование умения чтения;

− пополнение активного и пассивного словарного запаса учащихся;

− повышение познавательной самостоятельности учащихся;

− улучшение знаний по определённой теме;

− расширение их кругозора, знакомство с культуроведческими знаниями.

Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий помогает создать ориентированный на студента метод обучения, который предлагает уникальность и дифференциацию и учитывает особенности и уровень знаний учащихся. Мультимедийные средства направлены на организацию условий для формирования, усовершенствования и развития коммуникативных и языковых умений учащихся. Это позволяет им перейти от учебной деятельности в форме воспроизведения к самостоятельным и творческим способам работы, также помогает сформировать навыки работы с разного рода информацией и источниками с упором на формирование культуры общения учащихся.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы использования мультимедийных технологий в обучении английскому языку

1.1 Основные цели обучения английскому языку на этапе основного общего образования

В XXI веке владение иностранным языком является важным составляющим успешного человека. Знание иностранных языков может значительно расширить горизонты знаний, ведь в современном мире найти информацию во Всемирной паутине на любом языке не проблема.

Как утверждал И.К. Войтович «политические, социально-экономические и культурные изменения в России в 90-х гг. существенно расширили функции иностранного языка. Включение России в мировой рынок, расширение сотрудничества с зарубежными странами значительно увеличили возможность контактов для представителей различных социальных и возрастных групп. Появились реальные условия для получения образования и работы за рубежом, для продвижения российских товаров и услуг на мировой рынок, для обмена студентами, школьниками, специалистами. Вследствие этого изменилась роль иностранного языка в обществе» [9; 11].

В современном мире иностранный язык является очень важным предметом и преподается в школах практически весь период обучения. Он из обычного школьного предмета превратился в один из основных объектов нынешней системы образования. Проанализируем основные цели обучения иностранных языков в общеобразовательных учреждениях

Под целями понимается разное:

– согласно И.Л. Бим – это идеальный образ планируемого результата;

– согласно Н.А.Бернштейну – это некий образ потребности будущего;

– согласно А.Н.Леонтьеву – это пусковой механизм любого вида деятельности.

В Российской Федерации основным правовым документом, который определяет систему правил, необходимых во всех образовательных учреждениях, являются Образовательные стандарты. На их основе составлена основная образовательная программа (ООП).

Основные цели обучения английскому языку на этапе основного общего образования приведены в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Согласно ФГОС учащиеся в ходе обучения должны добиться личностных и метапредметных результатов.

«Предметные результаты по учебному предмету «Иностранный язык» предметной области «Иностранные языки» ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на допороговом уровне в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной) и должны обеспечивать:

1) овладение основными видами речевой деятельности в рамках следующего тематического содержания речи: Моя семья. Мои друзья. Свободное время современного подростка. Здоровый образ жизни. Школа. Мир современных профессий. Окружающий мир. Средства массовой информации и Интернет. Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка:

говорение: уметь вести разные виды диалога в стандартных ситуациях общения (диалог этикетного характера, диалог — побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог — обмен мнениями, комбинированный диалог) объемом до 8 реплик со стороны каждого собеседника в рамках тематического содержания речи с вербальными и (или) невербальными опорами или без них с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; создавать устные связные монологические высказывания (описание/характеристика, повествование/сообщение) объемом 10 — 12 фраз с вербальными и (или) невербальными опорами или без них в рамках тематического содержания речи; передавать основное содержание прочитанного/прослушанного текста; представлять результаты выполненной проектной работы объемом 10 — 12 фраз;

аудирование: воспринимать на слух и понимать звучащие до 2 минут несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова и неизученные языковые явления, не препятствующие решению коммуникативной задачи, с разной глубиной проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания текстов, пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации;

смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля объемом 450 — 500 слов, содержащие незнакомые слова и отдельные неизученные языковые явления, не препятствующие решению коммуникативной задачи, с различной глубиной проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания (определять тему, главную идею текста, цель его создания), пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации (в том числе выявлять детали, важные для раскрытия основной идеи, содержания текста), полным пониманием содержания; читать несплошные тексты (таблицы, диаграммы, схемы) и понимать представленную в них информацию;

письменная речь: заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать электронное сообщение личного характера объемом 100 — 120 слов, соблюдая речевой этикет, принятый в стране/странах изучаемого языка; создавать небольшие письменные высказывания объемом 100 — 120 слов с опорой на план, картинку, таблицу и (или) прочитанный/прослушанный текст; преобразовывать предложенные схематичные модели (таблица, схема) в текстовой вариант представления информации; представлять результаты выполненной проектной работы объемом 100 — 120 слов;

2) овладение фонетическими навыками (различать на слух и адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных словах; владеть правилами чтения и осмысленно читать вслух небольшие аутентичные тексты объемом до 120 слов, построенные в основном на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией); орфографическими (применять правила орфографии в отношении изученного лексико-грамматического материала) и пунктуационными навыками (использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, апостроф, запятую при перечислении; пунктуационно правильно оформлять прямую речь; пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера);

3) знание и понимание основных значений изученных лексических единиц (слова, словосочетания, речевые клише), основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия) и особенностей структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений изучаемого иностранного языка; выявление признаков изученных грамматических и лексических явлений по заданным существенным основаниям; овладение логическими операциями по установлению существенного признака классификации, основания для сравнения, а также родовидовых отношений, по группировке понятий по содержанию; овладение техникой дедуктивных и индуктивных умозаключений, в том числе умозаключений по аналогии в отношении грамматики изучаемого языка;

4) овладение навыками употребления в устной и письменной речи не менее 1350 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), включая 500 лексических единиц, освоенных на уровне начального общего образования, образования родственных слов с использованием аффиксации, словосложения, конверсии;

5) овладение навыками распознавания и употребления в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка в рамках тематического содержания речи в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

6) овладение социокультурными знаниями и умениями: знать/понимать речевые различия в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использовать лексико-грамматические средства с учетом этих различий; знать/понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка (основные национальные праздники, проведение досуга, система образования, этикетные особенности посещения гостей, традиции в питании); иметь элементарные представления о различных вариантах изучаемого иностранного языка; иметь базовые знания о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и страны/стран изучаемого языка; представлять родную страну и культуру на иностранном языке; проявлять уважение к иной культуре и разнообразию культур, соблюдать нормы вежливости в межкультурном общении;

7) овладение компенсаторными умениями: использовать при говорении переспрос; при говорении и письме — перифраз/толкование, синонимические средства, описание предмета вместо его названия; при чтении и аудировании — языковую, в том числе контекстуальную, догадку;

8) развитие умения классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) названия предметов и явлений в рамках изученной тематики;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы