Магистерский диплом (ВКР) Гуманитарные науки Ближний Восток

Магистерский диплом (ВКР) на тему Политика Ирана в отношении государств Персидского залива (1990 — 2021)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИРАНА   6

1.1  Этапы становления
внешнеполитической стратегии Ирана. 6

1.2  Нормативно-правовая база
внешней политики Ирана. 18

1.3  Роль Персидского залива во
внешней политике Ирана. 31

ГЛАВА 2. ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ИРАНА В 1990-2003 гг. 38

2.1 Роль Ирана в первой войне в Персидском заливе. 38

2.2 Отношения Ирана с арабскими монархиями Персидского залива. 46

ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ИРАНА В ОТНОШЕНИИ СТРАН ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА В 2003-2021
ГГ. 53

3.1 Роль энергетического фактора в политике Ирана в отношении государств
Персидского залива. 53

3.2 Позиции Ирана в иракском кризисе. 65

3.3 Фактор США в отношениях Ирана и стран Персидского залива. 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 86

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 89

  

Введение:

 

Регион
Персидского Залива — который включает в себя Оман, Объединенные Арабские
Эмираты (ОАЭ), Саудовскую Аравию, Катар, Бахрейн и Кувейт (некоторые источники
добавляют Иран и Ирак) — является одним из наиболее значительных районов в
мире. Многие ученые считают, что Залив является уникальным геополитическим
регионом в современном мире из-за его отличительной идентичности. Персидский
залив является частью Ближнего Востока, но он представляет собой собственный
мир, географически и культурно отличающийся регион. Он имеет как географическое,
так и геополитическое значение, поскольку он соединяет Европу, Азию и Африку
друг с другом, и раньше мировые державы считали его кратчайшим путем доступа к
Индии. Сегодня это еще более важно, учитывая важность соседних стран в регионе.
Ввиду своей особой геополитической, геостратегической и геоэкономической
ситуации регион Персидского залива всегда был исключительным для региональных и
нерегиональных держав в истории. Это один из редких регионов в мире, где всегда
присутствуют иностранные державы.

Актуальность темы данного исследования. Отношения Ирана со странами Персидского залива
сейчас очень проблемные. Шесть государств-членов ССЗ в значительной степени
игнорировали «Надежду» как инициативу в области региональной безопасности, и ни
одна из них не пожелала вступить в ощутимое сотрудничество с Тегераном в
области безопасности. Саудовская Аравия, крупнейшее и наиболее влиятельное
государство ССЗ, а также одна из главных держав в арабском и суннитском
исламском мире, полностью проигнорировала «Надежду». Дипломатические отношения
между Тегераном и Эр-Риядом, которые были разорваны в начале 2016 года после
нападения экстремистов на посольство Саудовской Аравии в Тегеране и консульство
Саудовской Аравии в Мешхеде, не восстановлены.

Отношения
между Ираном и шестью арабскими странами Персидского залива представляют особый
интерес ввиду огромного геополитического значения региона, а также специфики
экономических связей в наступившую эпоху глобализации.

Таким
образом, актуальность темы исследования определяется такими основными
факторами, как:

1)
экономический – наличие значительных разведанных запасов энергоресурсов и
высокая роль в обеспечении энергетической безопасности многих государств мира;

2)
политический – регион является самым нестабильным в мире;

3)
географический – исследуемый регион занимает важное геостратегическое
положение, что вызывает соперничество между ведущими государствами мира за доминирование
в арабском мире;

4)
этно-религиозный;

5)
исторический – длительное время находились в колониальной или полуколониальной
зависимости.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1990-2021 годы.

Целью работы является изучение политики Ирана
в отношении государств Персидского залива в период 1990-2021 гг.

Задачи работы:

1.
Исследовать концептуальные основы внешней политики Ирана

2. Проанализировать
Персидский залив во внешней политике ИРИ в 1990-2003 гг.

3. Исследовать
политику ИРИ в отношении стран Залива в 2003 – 2021.

Объект работы — внешняя политика Исламской Республики Иран в системе международных
отношений.

Предмет работы — внешняя политика Исламской Республики Иран на международной арене в
отношении государств Персидского залива (1990 — 2021).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

После революции
1979 года Иран стал ключевым игроком не только в политике Персидского залива,
но и в Центральной Азии и на Ближнем Востоке в целом. Исламская Республика Иран
в настоящее время находится в центре глобального противостояния из-за своего
геостратегического положения и взаимодействия с местными и глобальными
игроками. Основная цель нынешнего руководства в Тегеране — сохранить
привилегированное положение Ирана в условиях меняющегося баланса сил.

За последние 30
лет Исламская Республика Иран стала крупным игроком на Ближнем Востоке и в
регионе Персидского залива. Аятолла Хомейни наложил свой отпечаток на
внутреннюю и внешнюю политику страны. Стержнем этой политики является
сохранение и укрепление безопасности Ирана, расширение и распространение, когда
это возможно, влияния Ирана, особенно в странах, где доминируют шииты, таких
как Ирак и Ливан, и неустанное развитие ядерной программы страны.

Стержнем политики
Ирана является сохранение своей безопасности и распространение своего
присутствия и влияния в странах с преобладающим шиитским населением, таких как
Ирак и Ливан. Его желание состоит в том, чтобы вырвать лидерство в
мусульманском мире из рук государств, где доминируют сунниты, таких как
Саудовская Аравия и Египет.

Внешняя политика
Ирана продиктована необходимостью сохранения суверенитета и независимости
страны в свете прошлого вмешательства региональных и мировых держав.

Страна установила
прочные стратегические отношения с Сирией, и обе страны приняли политику
поддержки антизападных и антиизраильских группировок, таких как ХАМАС в
Палестине и Хизбалла в Ливане.

Отношения между
Исламской Республикой Иран и ее соседями по арабскому заливу можно
охарактеризовать как смесь страха и прагматизма. Страх вызван стремлением
иранского руководства экспортировать исламскую революцию в соседние страны и
его уважением к тому, что оно считает истинным учением ислама. Существуют
геополитические и экономические факторы, которые необходимо учитывать при
оценке отношений между двумя сторонами Аравийского/Персидского залива. На
отношения между Ираном и его соседями по Персидскому заливу влияют следующие
источники напряженности: иранская ядерная программа, вмешательство Ирана в дела
Ирака и Ливана, враждебные отношения между Ираном и США, пограничные конфликты
и совместное использование ресурсов нефти и природного газа, двусторонних отношений,
проблема меньшинств и, что не менее важно, безопасность в Персидском заливе.

До иранской
революции 1979 года отношения между двумя сторонами были более гармоничными,
поскольку монархические режимы были одним из общих факторов как на арабской,
так и на персидской сторонах залива. Более того, саудовцы были рады оказаться
под иранским зонтиком, поддерживаемым США, чтобы помочь сохранить стабильность
в Персидском заливе. С падением шаха и приходом к власти аятоллы Хомейни все
изменилось. Ирано-иракская война высветила неоднозначные отношения между
арабскими государствами Персидского залива и Ираном. Большинство арабских
стран, особенно Саудовская Аравия и Кувейт, оказывали финансовую помощь Саддаму
Хусейну в его военных действиях против Ирана. Когда война закончилась
выживанием иранского режима, арабские государства Персидского залива перешли к
политике расширения экономических и торговых отношений, опасаясь сообщений,
исходящих из Тегерана, особенно после прихода к власти консерваторов во главе с
президентом Ахмадинежадом.

В настоящее время
для укрепления своей позиции в регионе Ирану необходимо искать пути создания
регионального блока коллективной безопасности и развивать дружественные
отношения с арабским миром, в первую очередь с Египтом, Ираком и Саудовской
Аравией и этим способом искоренить основную почву, позволившую американскому
режиму разжигать вражду между странами региона.

Регион Персидский
Залив является ареной противоборства двух противоположных сил в лице США и ИРИ
и столкновения политических интересов этих стран в данном регионе. В настоящее
время взаимоотношения Ирана и США находятся в пике своего диалектического развития
— «холодной» войны, которая в любой момент может превратиться в «горячую».
Особую угрозу американский фактор в Персидском Заливе оказывает независимости и
государственной безопасности Ирана, ибо американские власти считают нынешнее
государственное устройство Ирана недемократическим.

На наш взгляд,
столкновение политических интересов Ирана и США в Персидском Заливе,
американская политика однополярного мира и миф об «иранской угрозе» могут иметь
негативные последствия не только для Ирана или других стран региона, но и для
самых США и всего мира. Они могут быть предотвращены в будущем только мирным
путем, посредством гибкой дипломатии. Но для этого требуется определенное
время.

По сути, нынешнее
иранское руководство считает, что оно стало мишенью для США и Израиля из-за
непредсказуемого характера политики в Тегеране. Это, однако, противоречит
самоощущению Ирана как страны, которая является крупным игроком в Персидском
заливе и в Юго-Западной Азии, и что эпоха, когда Вашингтон мог диктовать свою
политику, как это было при шахе, давно прошла. Наконец, иранские лидеры
считают, что если их стране удастся создать собственный ядерный арсенал, это
сыграет важную роль в урегулировании нерешенных конфликтов в регионе, особенно
между Израилем и палестинцами.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИРАНА 1.1  Этапы становления внешнеполитической
стратегии Ирана Внешняя политика
любой страны определяется многими детерминантами, как внутренними, так и
глобальными. Политика Ирана после исламской революции рассматривалась как
результат его идеологических обязательств, но факт заключается в том, что
иранская внешняя политика того времени была более реалистичной, если
рассматривать «регион Персидского залива». Со времен шахского режима Иран
зарекомендовал себя как стратегическое независимое государство на Ближнем
Востоке благодаря своему географическому положению, демографии и ресурсам.
Аятолла Хомейни продвигал идею стратегически независимого и нейтрального Ирана
в его геополитической ориентации. С тех пор Иран эффективно превратился из
маргинального государства в напористую и независимую силу в делах региона
Персидского залива. Она фактически умыла руки от политики шаха, выделив сферу
влияния от Ливана до Йемена и затем Афганистана, тем самым изменив баланс сил в
регионе Персидского залива. Иран отдает приоритет своей стратегической
независимости, в то же время в полной мере используя свою безопасность,
увеличивая свое региональное влияние. Ключевым вопросом данного исследования
является анализ влияния внешней политики Ирана на регион Персидского залива в
эпоху после исламской революции. В исследовании также содержатся предположения
о том, что иранские политики пытались придерживаться более прагматичного
подхода, сохраняя при этом свои идеологические взгляды на исламскую революцию.

Внешняя политика
Ирана претерпела множество изменений после 1979 года, особенно для
нейтрализации «западной угрозы». Иранские политики сразу после революции
подчеркивали необходимость создания новой идентичности страны, основанной на
антизападных революционных настроениях. Эти «антизападные ориентации» Ирана
воспринимались как препятствие для поддержания мира и стабильности в регионе
было много периодов и режимов, когда Иран был готов и мог сотрудничать с
международным сообществом в регионе Персидского залива. Внешняя политика Ирана,
начиная с 1979 г. и далее, показала себя не только вытесняемой идеологическими
детерминантами, но и в то же время прагматичной, которую ученые описывают как
«духовно-прагматическую парадигму». Дешири и Маджиди охарактеризовали внешнюю
политику Ирана как «реформистскую» из-за его неудовлетворенности существующей
международной политической системой и его стремления к иным международным
рамкам, в которых Иран мог бы выжить, достигнув своих целей. национального
развития. М. М. Ниа утверждал: «Внешнеполитический дискурс Ирана состоит из
нескольких означающих, таких как отсутствие господства, независимость, кампания
против высокомерия, национализм, исламское единство и ответственность».  Наср считает, что «прошлый политический опыт
Ирана за последние несколько десятилетий показывает, что, хотя поведение Ирана
оставалось проблематичным, иранская политика по-прежнему определялась
прагматическим расчетом безопасности, выживания и национальных интересов». Хотя
волны господства идеологии во имя идеализма чередовались с периодами господства
прагматизма во имя реализма, можно заметить, что основные цели внешней политики
Ирана в Персидском заливе оставались неизменными[1].

При режиме
премьер-министра Мехди Базаргана политика Ирана не отличалась от политики шаха.
Хотя Базаргану не нравилось быть полицейским Персидского залива, он также не
был готов демонтировать шахское военное ведомство или расторгнуть существующие
договоры с Соединенными Штатами. В знак признания уязвимости страны к
возможному внешнему нападению он поддерживал отношения с Вашингтоном, чтобы
защитить выдающееся положение Ирана в Персидском заливе, в то же время развивая
дружественные отношения с соседями, основанные на взаимном уважении, за
исключением Ирака. После отставки Барзаргана в ноябре 1979 г. «фундаменталисты»
и сторонники жесткой линии заняли передовые позиции в процессе выработки
внешней политики Ирана. Иракская агрессия объединила весь иранский народ под
руководством аятоллы Хомейни, который был не только националистом, но и
убежденным исламистом. Когда Ирак настаивал на войне, он был полон решимости
наказать Ирак и распространить идеалы революции в регионе, чтобы стать
идеологической региональной гегемонией. Именно из-за этой страсти в 1982 г.,
после установления контроля над Хорремшехром и наступления на иракскую землю,
Иран отверг предложение Лиги арабских государств о прекращении огня, а также о
выплате огромных убытков. [1] Цыганков,
П.А. Международные отношения и мировая политика. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. –
290 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы