Магистерский диплом (ВКР) на тему Подготовка будущего учителя к решению проблем гражданского воспитания подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы подготовки будущего учителя в
контексте гражданского воспитания подростков. 5
1.1. Базовые понятия исследования. 5
1.2. Подготовка будущего учителя как цель
профессионального образования 14
Глава 2 Особенности подготовки учителя. 23
2.1 Основные характеристики современного подростка. 23
2.2 Формы, методы, технологии подготовки студентов
педагогического вуза к решению задач. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 60
Введение:
Гражданское воспитание является
одной из важнейших задач современного образования. Эта позиция логична, поскольку в жизни современного общества
возрастает роль гражданских начал. Сегодня становится очевидным, что именно
гражданское воспитание личности, прежде всего, формирует гражданские качества,
необходимые в современном обществе.
Гражданские качества — это качества
человека, которые характеризуют ее способность активно проявлять гражданское
положение посредством социально значимой и ориентированной на практику работы. Воспитание
гражданских качеств — это многогранный процесс, который включает в себя набор
задач, например:
— прививать чувство гордости за свою
родину;
— воспитание любви и уважения к
людям, защитникам Отечества;
— формирование интереса к явлениям
общественной жизни, обычаям, традициям.
Для современного российского общества крайне важна задача воспитания
молодежи на традициях прошлого, обеспечения преемственности поколений,
поскольку события последних десятилетий показывают, что размытые системы
ценностей, аномия, пренебрежительное отношение молодежи к ценностям старших
поколений часто перерастают во взаимное непонимание, неприятие идей друг друга
и последующее отчуждение [1, 2].
Важнейшими событиями в области
воспитания гражданских качеств являются работы В.А. Безродного,
И.Ф Выдрина, Н.М.Конжиева, А.А. Аронова, В.С. Ильина. В истории России вопрос о гражданском воспитании представлен
в работах Н.Н. Михеева И.В. Ипполитова Н.А.
Сиволобова, В.А.Белевцева, В.Т. Татаренко.
Однако, многие вопросы о средствах,
методах и средствах гражданского воспитания студенческой молодежи по-прежнему
остаются малоизученными, в частности вопрос подготовки педагогов к такой работе,
именно поэтому существует необходимость обобщить и систематизировать опыт
работы по данному вопросу.
Объект исследования: профессиональная
подготовка педагогов.
Предметом исследования являются
особенности подготовки будущего учителя к осуществлению процесса гражданского
воспитания студентов первого курса в образовательной среде ВУЗа.
Цель исследования: определить формы и
методы, наиболее эффективно способствующие максимально эффективной подготовке к
осуществлению воспитания гражданских качеств студентов 1 курса в
образовательной среде ВУЗа.
В соответствии с целью были
поставлены задачи исследования:
1. изучить теоретические подходы к гражданскому воспитанию,
2. определить специфику профессиональной подготовки педагога как цели
профессионального образования;
3. охарактеризовать особенности возрастного развития в подростковом
возрасте;
3. выявить формы и методы работы по подготовке педагога к гражданскому
воспитанию студентов первого курса в образовательной
среде ВУЗа.
Для решения проблем использовался набор
методов: анализ психологической и образовательной литературы по проблеме
исследований, синтеза, обобщения материалов.
Практическая значимость заключается в
том, что результаты исследования могут быть использованы в практической работе
преподавателей ВУЗов с целью подготовки будущих педагогов к осуществлению гражданского
воспитания студенческой молодежи.
Структура и объем работы. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Гражданское образование и развитие личности как гражданина
становится очень важной проблемой для современного общества. Образовательное
учреждение, помимо образовательной, обучающей функции, также выполняет
образовательную функцию, создавая активного гражданина, полезного для общества.
И именно учебные заведения, в первую очередь, должны быть ориентированы на
создание условий для развития гражданственности в образовательном пространстве
подрастающего поколения.
Актуальность гражданского воспитания среди подростков выходит на
первый план и является приоритетом в образовательной политике государства.
Реализация государственных программ, направленных на воспитание человека как
гражданина его страны, требует переосмысления всей педагогической и социальной
деятельности государственных учреждений, занимающихся подготовкой будущих
педагогов с токи зрения формирования у них способности осуществления успешного
гражданского воспитания подростков.
Основным приобретением ученика является открытие его внутреннего
мира. Самоопределение, самоидентификация связаны с формированием мировоззрения,
характеризуемого не столько логической системой знаний, сколько системой
убеждений (отношение человека к миру, его ценностные ориентации, когнитивные и
эмоционально-личностные предпосылки). В процессе изучения учебных дисциплин
студенты формируют гражданские ключевые компетенции. Выявление характеристик
ведущих видов деятельности позволило рассмотреть движение деятельности как
процесс развития гражданской культуры студентов, имеющий определенные этапы и
границы, что открывает возможность направленного поиска механизмов и способы
влияния на гражданско-патриотическое воспитание, способствующие социализации
студентов. Педагогические технологии являются средством формирования
ценностного отношения к гражданско-патриотическим ценностям и мотивации
гражданской активности.
Целеустремленная гражданская деятельность обогащает человека
оправданными гражданскими действиями, формирует гражданскую идентичность и
гражданское «Я», укрепляет гражданскую компетентность, которая проявляется в
способности формулировать проблемы современного общества и предлагать пути их
решения. Гражданская активность является результатом сложного структурного
образования — сочетания гражданских качеств.
Эффективность гражданского образования во многом зависит от
направленности образовательного процесса, форм и методов его организации. Среди
традиционных форм и приемов известны разговоры, экскурсии, конкурсы, встречи,
различные формы работы с книгой, периодические издания, самоанализы и тому
подобное.
Среди методов и форм гражданского образования приоритетная роль
принадлежит активным методам, которые основаны на демократическом стиле
взаимодействия, направлены на самостоятельный поиск истины и способствуют
формированию критического мышления, инициативы и творчества.
К таким методам относятся: ситуационные ролевые игры, социограмма,
метод открытой трибуны, социально-психологические тренинги, интеллектуальные
аукционы, «мозговые атаки», метод анализа социальных ситуаций с морально-этическим
характером, инсценировка игр и т.д.
Гражданское образование должно стать ядром образовательного
процесса, эффективность которого зависит от реального признания учителями
личности студента в качестве основной цели образования, величайшей ценности
общества.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы
подготовки будущего учителя в контексте гражданского воспитания подростков
1.1. Базовые понятия исследования Сама концепция «гражданского
воспитания» неотделима от концепции «гражданского общества», которая уходит
своими корнями в эпоху античности. Древние философы понимали гражданское
общество и политическую жизнь страны как взаимозависимые определения. Быть членом страны и, следовательно, гражданин обязан жить и
работать в соответствии со своими законами и не наносить вреда другим
гражданам.
Аристотель непосредственно связывал
выполнение гражданских обязанностей с моралью человека и его воспитанием. Он, как и
Плутарх, считал, что правительство должно участвовать в воспитании целого ряда
добродетелей, основными из которых были мужество, усмотрение и ответственность.
Почти все положения о гражданском
воспитании, выраженные древнегреческими философами, поддерживались философами
современности. Так, например, Локк применил понятия «гражданское общество» и
«государство» как взаимозаменяемые и взаимодополняющие. Он считал, что человек должен жить по законам природы и
законам своей страны.
В зарубежной педагогике теория
гражданского воспитания наиболее полно развивалась немецким учителем Г.
Кершенштайнером, который отметил необходимость целенаправленного формирования
гражданства у детей. В то же время поддержка гражданского воспитания,
по его мнению, должна быть трудовым образованием[13].
Впервые идея гражданского воспитания
возникла в середине 18-го века. Теоретические идеи о гражданском воспитании
прошли несколько исторических этапов. В то же время для каждого из них
были охарактеризованы разные представления о целях гражданского воспитания,
различных толкованиях гражданства; изменились
взгляды на принципы, формы и методы гражданского воспитания.
Первый этап охватывал период с
середины 1990- 18-ый век до конца 19 века; в это время в России впервые сформировался идеал
человека-гражданина. Для этого этапа характерно
скрытое или явное противодействие гражданскому образованию духовному
образованию, которое считалось более узким, ориентированным, прежде всего, на
одну из сфер человеческой жизни, вступая во все более острое противоречие с
реальной жизнью. Главная идея — единство
гражданских, моральных и патриотических принципов в воспитании человека.
Второй этап, хронологически
охватывающий период 1900-1917 гг., Характеризовался началом развития собственно
теории гражданского воспитания, которая уже воспринималась в некоторой изоляции
от нравственного и патриотического воспитания, а также первыми попытками
реализовать гражданские образование в практике общеобразовательных учреждений.
На этом этапе понятие «гражданское
воспитание» испытало своеобразный период внутреннего разделения, когда его
прогрессивно-демократическое и консервативное обращение было противопоставлено
друг другу. Первое из них было наиболее ярко выражено сторонниками
концепции свободного воспитания, для которых баланс по принципу основных
ценностей гражданского воспитания «свобода — ответственность» был предвзятым к
свободе. Противоположный полюс,
характеризующийся первичностью ответственности человека перед Богом,
государством и обществом, поддерживался сторонниками концепции официальной
педагогики тех лет. В этой связи сама концепция
«гражданского воспитания» у представителей разных подходов имела разные
противоположности.
А.С. Макаренко, отождествлял
гражданское воспитание с нравственным и патриотическим воспитанием, и оно выступало
как антитеза к революционному и классовому воспитанию [15].
Этот период был самым плодотворным в
развитии национальной истории гражданского воспитания. Среди
наиболее значительных идей, выдвинутых и основанных в первые годы XX века, мы
отмечаем следующее: идея многофакторного характера гражданского воспитания;
идея личной ориентации целей гражданского воспитания;
идея сбалансирования общечеловеческих и патриотических
принципов гражданского воспитания; идея увязать
гражданское образование с реальной жизнью общества; идея приоритета внеучебных форм гражданского воспитания;
идея институционального подхода в гражданском
воспитании.
Третий этап (от 1918 до середины 1930-х годов) характеризовался существенным
пересмотром теоретических основ гражданского воспитания. В эти годы гражданское воспитание рассматривалось как
антитеза к национальному образованию, причем последнее было по существу
буржуазным (в отличие от пролетарского интернационала) [22].
В этот период идея инструментального
подхода в гражданском воспитании родилась и получила первую (не вполне удачную)
апробацию, которая предполагает приоритетную ориентацию образовательного
процесса по всем предметам, не столько для достижения образовательных целей,
сколько для формирования гражданских качеств школьников. Как
фундаментально новую, можно назвать идею гражданского воспитания, обучающихся
посредством внеклассных мероприятий.
Четвертый этап (1930-е — конец 1950-х
годов) ознаменовался усилением роли государства как монопольного потребителя
процесса гражданского воспитания. Важное место в гражданском
воспитании занимали проблемы формирования гражданина, который участвует в
общественной и политической жизни. В то же время
главная роль отводилась социальной среде, а исследования рассматривались как
выполнение гражданского долга. Понятие
гражданского воспитания постепенно трансформировалось в направлении его слияния
с моральным и патриотическим воспитанием; в
конце рассматриваемого периода так называемая антитеза
гражданско-патриотического воспитания становится так называемой космополитизм.
Этот период обогатил теоретические
концепции гражданского воспитания идеей обучения гражданина в команде и идеи
гражданского воспитания как формирования личного опыта ученика.
Пятый этап длился с конца 1950-х
годов до середины 1980-х годов. Гражданское воспитание на протяжении
всей своей продолжительности рассматривалось как формирование активной
жизненной позиции человека и, соответственно, как антитеза социальной
пассивности, адаптации, которая в целом соответствовала демократическим
традициям национальной педагогики дореволюционного периода. Ключевой идеей, которая обогатила теорию гражданского
воспитания в этот период, была идея заботы об улучшении окружающей среды
(своих, близких людей, микрорайона, города, города, страны, человечества) как
ведущих средств гражданского воспитания.
Шестой этап охватывал период с
середины 1980-х до середины 1990-х годов, когда активизация педагогических
поисков новых оснований для гражданского воспитания происходила на фоне
многочисленных попыток обновить старые (коммунистические,
марксистско-ленинские) подходы к формулированию цели, принципы и содержание
гражданского воспитания. В то время задачи гражданского воспитания сначала
интерпретировались как задачи преподавания демократии, а само гражданское
образование рассматривалось как антитеза к тоталитарному образованию, которое,
как считалось, было характерно для советского периода.
В этот период был признан ряд идей,
заимствованных из западной теории и практики гражданского воспитания: идея
воспитания толерантности как цели гражданского воспитания; идея
институционального подхода как основы гражданского воспитания; идея глобального воспитания как педагогического контекста
гражданского воспитания[19].