Магистерский диплом (ВКР) на тему Пиктограмма как средство формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных умений у детей младшего
школьного возраста с умственной отсталостью.. 8
1.1. Сущность понятий коммуникации и коммуникативных
умений в современной литературе. 8
1.2. Становление и развитие коммуникативной деятельности
в онтогенезе 17
1.3. Особенности развития коммуникативных умений у детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью.. 24
1.4. Пиктограмма как средство формирования коммуникативных
умений у детей младшего школьного возраста с умтсвенной отсталостью.. 30
Глава 2. Экспериментальное изучение сформированности
коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с умственной
отсталостью (констатирующий эксперимент) 37
2.1. Цель, задачи и методика констатиיִрующего экспеיִримента. 37
2.2. Анализ יִрезультатов
констатиיִрующего экспеיִримента. 43
Глава 3. Фоיִрмиיִрование коммуникативных умений у детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью (фоיִрмиיִрующий экспеיִримент) 49
3.1. Коיִрיִрекционно-педагогическая יִработа по фоיִрмиיִрованию коммуникативных умений у детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредством пиктограммы.. 49
3.2. Анализ результатов коיִрיִрекционно-педагогической יִработы по фоיִрмиיִрованию коммуникативных умений у детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью.. 61
Заключение. 68
Введение:
Актуальность
исследования: Актуальность
исследования обусловлена тенденцией к росту количества детей, имеющих нарушения
интеллектуального развития. Особую
значимость на сегодняшний день приобретают вопросы коммуникативных умений детей
с умственной отсталостью, у которых они характеризуются значительной степенью
отставания от нормы. Общение играет особую роль в развитии
ребенка, начиная с самого раннего возраста, общение приобретает личностный
характер и предполагает возможность тесного взаимодействия. Появление «нежелательных» психологических
новообразований создает предпосылки для деформации личности ребенка.
Проблемой
развития коммуникативных умений занимались
многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них Леонтьев А.Н.
Лисина М.И., Сильвестру А.И., Запорожец А.В. и М.И., Смирнова Е.О., Эльконин
Д.Б. Все они отмечали то, что при нормальном умственном развитии ребенка
происходит, в основном быстрое речевое развитие, увеличение активного и
пассивного словаря. Дети понимают разговорную речь и сами активно вступают в беседу,
соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи,
необходимой для общения с окружающими, проявляют интерес к сверстникам и
взрослым.
Но, однако, умственно
отсталый ребенок, с самого рождения испытывает трудности в формировании речи,
эмоциональном общении, поэтому развитие коммуникативных
умений выходит на первый план при работе с такими детьми. Несовершенство
умений, связанных с использованием речи как средства общения, является
характерной особенностью учащихся с интеллектуальной недостаточностью (О.К.
Агавелян, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова, Е.И. Разуван и др.). Это объясняется, с
одной стороны, феноменологией интеллектуальной недостаточности, а с другой —
низким уровнем сформированности коммуникативных умений у данной категории
школьников. В связи с этим возникают сложности в организации свободного
общения, затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности,
в осуществлении процесса социализации детей с умственной отсталостью.
Анализируя
актуальность проблемы формирования коммуникативных
умений у детей младшего школьного
возраста с умственной отсталостью, нами выявлены противоречия между сложностью формирования коммуникативных
качеств у детей данной категории и недостаточной практической
реализацией новых средств, одним из которых является пиктограммы.
В
ратифицированной Россией в 2012 г. Конвенции о правах инвалидов отдельно
отмечается «необходимость использования технологий, учитывающих разные формы
инвалидности, принятие и содействие использованию жестовых языков, азбуки
Брайля, дополнительных и альтернативных способов общения и всех других
доступных способов, методов и форматов общения по выбору инвалидов».
Указанные
противоречия определили проблему настоящего
исследования: поиск специальных мероприятий с использованием системы символов
(пиктограмм) направленных на формирование коммуникативных
умений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Цель
исследования:
разработка и теоретическое обоснование системы занятий с использованием пиктограмм,
направленных на формирование коммуникативных
умений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Объект
исследования –
процесс формирования коммуникативных умений детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет коммуникативных
умений исследования – особенности использования пиктограмм направленной на
формирование коммуникативных умений детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Заключение:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы
формирования коммуникативных умений у
детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
1.1. Сущность понятий коммуникации и коммуникативных
умений в современной литературе
Коммуникативные умения являются
составной частью таких понятий как «общение» и «коммуникация». Следовательно,
прежде всего, необходимо раскрыть и соотнести эти ключевые понятия, а так же
проанализировать существующие определения понятия «коммуникативные умения».
Впервые в научное употребление
термин «коммуникация» ввёл Ч.Х. Кули в монографии «Социальный процесс»
[13, 34]. Он определял коммуникацию как «механизм существования и развития
человеческих отношений». Позже, термин «коммуникация» получает широкое
употребление в начале XX века [45].
Своя точки зрения на понятие
коммуникации была у С. В. Бориснева. В соответствии с данным автором под
коммуникацией он понимал некоторый социальный процесс, который определял
передачу и в то же время восприятие информационных сведений в условиях
интерперсональной и массовой коммуникаций по всевозможным каналам с
использованием всевозможных коммуникационных ресурсов [9, 14].
Множество других авторов, в
частности И.П. Яковлев указывали на другое определение. В соответствии с данным
автором под коммуникацией он понимал комплекс определенных исследований степени
влияния коммуникативной компетенции на общество, а также ее становление, состав
и строение, применение коммуникативных средств [75].
Свою
точку зрения на понятие «коммуникация» обозначал Николас Луман. Так он
утверждал, что коммуникация является некоторым специфическим событием, которое
исторически обусловлено и находится в зависимости от обстоятельств, специфичных
для социальной системы и
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы
формирования коммуникативных умений у
детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
1.1. Сущность понятий коммуникации и коммуникативных
умений в современной литературе
Коммуникативные умения являются
составной частью таких понятий как «общение» и «коммуникация». Следовательно,
прежде всего, необходимо раскрыть и соотнести эти ключевые понятия, а так же
проанализировать существующие определения понятия «коммуникативные умения».
Впервые в научное употребление
термин «коммуникация» ввёл Ч.Х. Кули в монографии «Социальный процесс»
[13, 34]. Он определял коммуникацию как «механизм существования и развития
человеческих отношений». Позже, термин «коммуникация» получает широкое
употребление в начале XX века [45].
Своя точки зрения на понятие
коммуникации была у С. В. Бориснева. В соответствии с данным автором под
коммуникацией он понимал некоторый социальный процесс, который определял
передачу и в то же время восприятие информационных сведений в условиях
интерперсональной и массовой коммуникаций по всевозможным каналам с
использованием всевозможных коммуникационных ресурсов [9, 14].
Множество других авторов, в
частности И.П. Яковлев указывали на другое определение. В соответствии с данным
автором под коммуникацией он понимал комплекс определенных исследований степени
влияния коммуникативной компетенции на общество, а также ее становление, состав
и строение, применение коммуникативных средств [75].
Свою
точку зрения на понятие «коммуникация» обозначал Николас Луман. Так он
утверждал, что коммуникация является некоторым специфическим событием, которое
исторически обусловлено и находится в зависимости от обстоятельств, специфичных
для социальной системы и