Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Психоанализ

Магистерский диплом (ВКР) на тему Первертное материнство на примере кинофильма

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРВЕРСИЙ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ,
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.. 7

1.1. Понятие и виды перверсии в психоанализе. 7

1.2. Причины и последствия перверсии у женщин. 16

Выводы по главе 1. 24

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРВЕРТНОГО МАТЕРИНСТВА.. 27

2.1.Психологический контекст феномена материнства. 27

2.2. Психоаналитическая концепция первертного материнства в
современном психоанализе. 33

2.3. Виды первертного материнства и их влияние на психическое
развитие ребенка  37

Выводы по главе 2. 54

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ПЕРВЕРТНОГО МАТЕРИНСТВА В
КИНЕМАТОГРАФЕ. 58

3.1. Методология исследования. 58

3.2. Анализ кинофильмов. 61

3.3. Метапсихологическая оценка личности взрослого. 107

Выводы по главе 3. 123

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 129

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 141

ПРИЛОЖЕНИЯ. 1

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования определяется,
прежде всего, тем, что психологическая готовность к родительству и методы ее формирования
приобретают в последнее время все большую актуальность среди проблем психологии
развития. Это связано как с ростом демографических проблем, например, снижением
потребности в детях, о чем предупреждают социологи, ростом девиантного материнства,
числа отказов от ребенка и т.п. С другой стороны, подобный интерес обусловлен вниманием
к проблемам личностного развития взрослого человека, в том числе, в связи с его
новой ролью — ролью родителя.

Материнство изучается в русле
различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения,
социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию
материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура
и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также
огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о
материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного
подхода для его исследования. Учитывая все выше сказанное, можно считать выбранную
тему исследования актуальной и своевременной.

Методологической базой исследования
послужили работы К. Абрахама, Н.К. Асановой, Ж. Бержера,Р. Балзама, М. Баллинта,
Д. Винникотта, Х.Д. Джанхотта, Ф. Дольто, Е.С. Калмыковой, О.Ф. Кернберга, М. Кляйна,
М., Малера, Ф. Пайна, А. Бергмана, Р. Дж. Столлера, Э. Уэллдона, А. Фрейда, З. Фрейда,
К. Хорни, Э. Шарффа и других.

Проведя анализ литературы
по теме, мы убедились, что в психологической литературе много внимания уделяется
биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития
его у человека. В отечественной психологии в последнее время также появился ряд
работ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими
и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства,
девиантным материнством.

В большинстве исследований
как наиболее значимые онтогенетические факторы развития материнской сферы выделяются:
опыт взаимодействия с собственной матерью, особенности семейной модели материнства
и возможность взаимодействия с младенцами и появление интереса к ним в детстве.
Однако, нет подробного анализа стадий индивидуального развития материнства, содержания
и механизмов этого развития. А это, в свою очередь, не позволяет дифференцированно
отнестись к диагностике индивидуальных особенностей материнской сферы, причинам
имеющихся нарушений, проектированию способов их коррекции и профилактики. Последнее
особенно важно в современных условиях с точки зрения предупреждения нарушений отношения
матери к ребенку, которое в крайних формах выражается в психологическом и физическом
отказе от ребенка.

Девиантное материнство в настоящее
время является одной из наиболее острых областей исследования в психологии как в
практическом, так и в теоретическом аспекте. Сюда включаются проблемы, связанные
не только с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению
к ним открытое пренебрежение и насилие, но и проблемы нарушения материнско-детских
отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка
и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном
возрастах. В этом отношении большое значение имеет целостное представление о материнстве,
его структуре, содержании и онтогенетическом развитии.

Таким образом, значительная
доля исследований, посвященных материнству допустимо разделить на две группы. С
одной стороны, материнство рассматривается как гарантия наличия необходимых условий
с целью развития детей, с другой — как элемент индивидуальной сферы женщины, вернее,
период в ее индивидуальном созревании.

Цель исследования: исследование феномена первертного материнства
в кинематографе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие и виды
перверсии в психоанализе;

2. Изучить причины и последствия
перверсии у женщин;

3. Раскрыть психологический
контекст феномена материнства;

4. Исследовать психоаналитическую
концепцию первертного материнства в современном психоанализе;

5. Рассмотреть виды первертного
материнства и их влияние на психическое развитие ребенка;

6. Продемонстрировать понимание
психоаналитических концепций на практике через анализ фильмов.

7. Продемонстрировать на практике
теоретические концепции, через построение метапсихологического профиля героини фильма
«Черный лебедь».

Объект настоящего исследования:
психоаналитическая концепция первертного материнства в современном психоанализе.

Предмет исследования: первертное
материнство и его влияние на психическое развитие ребенка в кинематографе.

Гипотеза исследования заключается
в том, что кинематограф может служит средством изучения психологических феноментов
и «первертного» материнства в том числе, а также в том, что чем больше использовано
в кинофильме психологических компонентов «первертного материнства», тем более выраженным
будет эффект исследования феномена при помощи кинематографа.

Характеристика выборки. При
проведении исследования были отобраны фильмы, в которых представлены различные виды
первертного материнства и их влияние на психическое развитие ребенка. Все фильмы
условно были разделены на три группы: фильмы о материнских перверсиях, фильмы о
девиатном материнстве и фильмы о нарциссических родителях.

Первую
группу представляют такие кинокартины как «Моя маленькая принцесса» и «Дорогая мамочка».

Во
вторую группу вошли такие фильмы как: «Мамочка» и «Похороните меня за плинтусом».

Третья
группа представлена такими фильмами как: «Белый Олеандр», «Скандальный дневник»,
«Черный лебедь, «Мой сын для меня», «Осенняя соната», «Я сюда больше никогда не
вернусь» и ряд других. Методы работы: анализ
литературы отечественных и зарубежных авторов, а также анализ фильмов отечественных
и зарубежных авторов на предмет изображения феномена «первертное» материнство и
анализ отобранных кинокартин.

Методики
исследования

1. Психоаналитический анализ
кино и его интерпретация по методике Асановой Н.К.

2.Метапсихологический профиль
взрослого (А. Фрейд, У. Нагера, Э. Фрейд)

Научная новизна и теоретическая
значимость исследования заключается в проведенном анализе значительного
количества кинокартин и выявлении основных психологических характеристик первертного
материнства.

Практическая значимость результатов
исследования заключается в возможности применения полученных результатов для дальнейшего
более детального изучения феномена «первертное материнство» в психоанализе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный анализ
показал, что сегодня каждая психоаналитическая школа, рассматривая синдромы
перверсии, видит то, что ей хочется видеть, в большинство школах эта категория
исчезла. Прогрессивные психоаналитические подходы стараются осознать перверсии не
столько как половое первертное поведение, сколько как особенности объектных взаимоотношений; рассматриваются
всевозможные компоненты первертных объектных взаимоотношений. Максимально
важные и популярные идеи и исследователи: Р. Блосс, Гольдберг, Мак Дугалл,
Парсон, П. Ракамье, Б. Розенберг, Ж. Сажге-Смиржель, Р. Столлер, Р. Тач, Д.
Янов и др.

Эстелла В.Уэллдон, обследовавшая
женскую перверсию,
выделяет ключевое отличие между женской и мужской перверсией. Оно состоит
в том, что
у представителей сильного пола первертное действие ориентировано на внешний
фрагментарный объект, а у представительниц слабого пола первертное действие
ориентировано на себя, на личное тело либо на объекты, которые
принимаются будто часть собственного тела, то есть на собственного ребенка.

Перверсия способна быть
защитой от невротической
тревоги (равно как стремление обойти запреты и кастрационную тревогу
фаллическо-эдипальной фазы) и от психотической тревоги (равно как
желание справиться с беспокойством, появляющейся в наиболе еранней фазе, если
отделение от матери вызывает панику перед физической дезинтеграцией, распада на
кусочки, чувством
внутренней кончины, уничтожением
разбитыми внутренними
объектами).

В рамках данного
исследования под перверсией будем подразумевать несоответствие с желанием и
удовлетворением другого, в стремлении использовать данного другого только с
целью извлечения наслаждения, вне зависимости от того, получает это наслаждение
другой или нет, вне зависимости от того, что другой испытывает.

Говоря о женской перверсии будем
подразумевать эротическую форму ненависти, что говорит об том, что нормальное
формирование требует, чтобы ребенок подвергся все большей фрустрации, для
того чтобы появилась вероятность разлуки, результатом которой сделаются функции Я
и идентичности,
нужные для того, чтобы справляться с внешней средой.

Проведенный обзор
источников позволил также выделить следующие критерии перверсии: несвобода в
выборе объекта; следствием первого критерия является частичное влечение;
компульсивное сексуальное поведение; разрядка сексуального желания, а не
построение близких отношений; отреагирование вместо фантазий; притворство;
неспособность испытывать горе; показушная весёлость.

Анализ литературных
источников позволил выделить следующие компоненты первертного материнства:

-мазохизм (общепсихологический и
телесный), который
вынуждает ребенка
получать удовольствие от того, что ему доставляет боль;

-направленность к саморазрушению с
помощью «ухода»
в наркоманию,
самоповреждение, попытки убийства и самоубийства.

— форклюзия имени родителя, отсутствие
различия поколений
и различия полов;

-замедление в развитии. Недостаток
познавательного
интереса. Стремление делать стереотипный и односторонний выбор
пожизненной женской доли: убирать, прислуживать и рожать;

-попытки выходить за пределы симбиоза стимулируют
мощнейшую персекуторную
тревогу;

— нарциссическое злоупотребление
как возмещение фрустрированных потребностей матери, или напротив
непосредственно нарциссической неудовлетворенности и недостатка чувственных
взаимосвязей (ребенок–психологическая
замена малосодержательности в психическом мироздании матери).

К более часто
встречающимся из  числа женских перверсий принадлежат
мазохизм и женский эксгибиционизм. Характерной чертой женских перверсий считается то, что при
наличии женской перверсии «женственность» сама по себе зачастую используется как
маскарад, скрывающий запретные маскулинные желания, и разнообразие женских
половых стереотипов может использоваться, чтобы скрыть сексуальные и
интеллектуальные амбиции женщин. Также можно часто встретить мазохистические и
садомазохистические фантазии и поведение у женщин, не организованные как
перверсии, но часто выражающиеся в мастурбаторных фантазиях и необлигатном
сексуальном поведении. Женщины часто проявляют эксгибиционистские фантазии или
поведение, не приводящие к организованной перверсии.

Проведенный обзор
литературы показал, что проблемы детско-родительских взаимоотношений и благополучие
детей в семье
изучают многочисленные исследователи (Т.О. Архиреева, Д. Баумринг, А.
Болдуин, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В. Сатир, Е.Т. Соколова, Л.Б. Шнейдер и
др.).

В рамках изучения были выделены
соответствующее закономерности взаимосвязи стиля родительского воспитания и
характера ребенка:

1) авторитетные отец с
матерью–активные, общительные, добросердечные
дети;

2) авторитарные отец с матерью–раздражительные, предрасположенные
к инцидентам дети;

3)снисходительные отец с матерью–импульсивные, агрессивныедети.

Как правило первертные матери
применяют одну из соответствующих крайностей в модификациях воспитания:

1. регулирующая – безжалостная мама: подобная
мама всесильно и гордо ждет, что ребенок станет приспосабливаться под нее и
осуществлять все без исключения ее стремления, но из-за неподчинение бьет
детей и безжалостно карает;

2. внедряющаяся – нежная мама: подобная
мама самостоятельно адаптируется под детей и останавливает его развитие
через углубление зависимости от себя, теснейшей и душащей симбиотической взаимосвязи, она
искушает ребенка на привилегированный статус во взаимоотношениях, останавливая
его развитие.

В ходе проведенного анализа были выявлены
следующие аспекты влияния первертного материнства на психическое развитие
ребенка:

1. Матери, совершающие
инцест: ребенок-заместитель. При таком виде девиантного материнства мать не
дает своему ребенку личного пространства, возможности отделиться и повзрослеть,
ребенок независимо от его пола, становится инцестуозным партнером матери, и не
всегда оставаясь только фантазией матери и ребенка, а имея место и в
реальности, когда мать, воспользовавшись своей властью над ребенком, делает его
единственным источником своего нарциссического и сексуального удовлетворения.
Ребенок для такой матери остается частичным объектом, идеально соответствующим
инцестуозным целям матери.

2. Матери, жестоко
обращающиеся со своими детьми. Делегированный синдром Мюнхгаузена Окружению
сложно принять, то что женщина в силах безжалостно обращаться с собственным
ребенком или,
тем более, его лишить его жизни. Данные мамы сами сталкивались в собственном
раннем возрасте с весьма травмирующими бессердечным обращением к себе, в
следствии этого сценарий жестокого обращения с собственным ребенком переходит в
семье из
поколения в
поколение,
поддерживая цикл домашнего насилия. Данные матери в собственном раннем
возрасте были решены истинной заботы, их игнорировали либо жестоко обращались, около
них ни разу не было небезопасного варианта привязанности. Эти женщины страдают
от бессознательного хронического горевания, невыносимой психической боли,
отрицая лишение заботы и неудовлетворение их эмоциональной потребности в раннем
детстве со стороны собственной матери. Такие женщины вследствие собственной
травматизации в раннем детстве не умеют «переживать» свои чувства, а умеют
только навязчиво «разыгрывать» чувства, поэтому у них не могут формироваться
адекватные материнские способности по отношению к своему ребенку.

Ребенок становится
единственной возможностью проявить личные эмоциональные потребности, пренебрегая
чувственные потребности самого ребенка, по этой причине эмоционально данные
женщины никак не готовы заботиться о собственном ребенке. Малыш, подобным
образом, используется
с целью подтверждения окружению «хорошести» самой матери.

Дети, подвергающиеся жестокому
обращению в
раннем возрасте, входят в категорию риска формирования в последующем тяжелых
форм соматизации,
расстройств пищевого поведения, злоупотребления психоактивными препаратами, подавленного
исуицидального
состояния и иных тяжких индивидуальных расстройств

3. Матери психотического
функционирования – «семейный психоз». К этой группе матерей относятся, в том
числе, женщины с диагнозом психозы, включая женщин с диагнозом Делегированный
синдром Мюнхгаузена. Основным конфликтом функционирования психотических матерей
и их детей является конфликт между «Оно» и реальностью, в котором «Оно»
смешивается с «Я». Психотическая мать может индуцировать у ребенка психозы,
которые могут проявляться в форме «слепых психозов» на уровне семейного
взаимодействия, в патологических формах объектных отношений. Психотическая мать
«делегирует» ребенку свой внутренний хаос и способна совершать преступление
против тела ребенка, включая жестокое обращение с ребенком. Такой тотальный
нарциссический захват тела и психики ребенка ведет к невосполнимым срывам в
развитии ребенка по всем линиям развития, к психотическому функционированию и к
развитию психозов у ребенка – к «убийству души» ребенка. У ребенка нарушение
развития проявляется в нарушении Самости (телесной, когнитивной, аффективной, социальной);
грубой патологии «Я» и «Сверх-Я»; неразделенности «Я» и «Другой», влечений,
реальности и фантазмов; патологии объектных отношений; диссоциативном
расстройстве личности; нарушении идентичности, включая половую идентичность; в
использовании примитивных защитных механизмов особенно расщепления, проекции и
проективной идентификации.

4. «Отравляющие матери» –
симбиотические матери. К категории «отравляющих матерей» относятся матери,
которые не позволили своим детям отделиться от них и нормально пройти процесс
сепарации-индивидуализации, что в подростковом возрасте особенно проявляется у
подростков-мальчиков при повторной попытке отделиться от матери в форме
манифестации девиантного и делинквентного поведения и злоупотребления
психоактивными веществами. «Отравляющие матери» исключают полностью отца из
внутрипсихической жизни ребенка, как третьего, даже, если он присутствует в
реальной жизни ребенка. Ребенок, независимо от своего пола, навсегда занимает
его место. Эта подмена ребенком отца часто проявляется в том, что ребенок спит
вместе с родителями в супружеской спальне, или отец изгоняется, и ребенок
остается в кровати с матерью, что может продолжаться и в подростковом возрасте.

5. «Дефицитарные матери»
– депрессивные матери. Повторяющиеся беременности. Депрессия матери делает ее
«эмоционально мертвой» для своего ребенка и мешает ей чувствовать переживания и
потребности своего ребенка, депрессивная мать и ребенок как бы «живут параллельно
друг с другом». Ребенок депрессивной матери склонен к проявлению повышенной
тревожности, гиперактивности, которая необходима ему, чтобы «оживить мертвость»
своей матери. Ребенок депрессивной матери имеет нарциссическую патологию «Я»,
связанную с нарциссической травмой раннего детства вследствие дезинвестиции со
стороны материнского объекта. Такие дети характеризуются неспособностью
проработки потери объектов любви и привязанности, амбивалентностью к объектам
любви и привязанности, регрессией на оральную стадию при потери объектов любви
и привязанности или связанного с ней разочарования, сниженной самооценкой,
патологическим развитием «Я» и «Сверх-Я», агрессией, обращенной на себя –
«моральным мазохизмом», объектными отношения по анаклитическому (зависимому)
типу и небезопасными типами привязанности.

При проведении
исследования были отобраны фильмы, в которых представлены различные виды
первертного материнства и их влияние на психическое развитие ребенка. Все
фильмы условно были разделены на три группы: фильмы о материнских перверсиях,
фильмы о девиантном материнстве и фильмы о нарциссических родителях. Первую
группу представляют такие кинокартины как «Моя маленькая принцесса» и «Дорогая
мамочка». Во вторую группу вошли такие фильмы как: «Мамочка» и «Похороните меня
за плинтусом». Третья группа представлена такими фильмами как: «Белый Олеандр»,
«Скандальный дневник», «Черный лебедь, «Мой сын для меня», «Осенняя соната», «Я
сюда больше никогда не вернусь» и ряд других.

Подводя итоги
проведенного анализа ряда кинофильмов о перевертном материнстве в таких его
проявлениях как нарциссизм, трансгрессии, девиантном поведении можно выделить
основные черты, которыми охарактеризованы героини фильмов и соответственно
составить метапсихологический профиль личности матери с перверсиями.

Анализ фильмов показал,
что матери с перверсивными отклонениями характеризуются личностными чертами,
которые определяются: акцентуациями характера, спецификой воспитания в семьях
родителей, гендерными особенностями.

Просмотренные и
проанализированные фильмы представляют собой описание жизненных историй –
отношений матери и дочери, матери и сына, отношения матери и дочери в двух
поколениях, отношения мужа и жены, отношения родителей к детям, отношение отца
к своим детям. В рассматриваемых отношениях можно видеть истоки психологических
травм в детстве и их последствия.

В большинстве фильмов о
нарциссическом материнстве в отношениях матери и дочери, как правило,
демонстрируется зависть матери к молодости подрастающей дочери. В отношениях
сыновей и матерей в фильмах демонстрируется инцестуозное использование матерями
своих сыновей/внуков.

Первертное материнство в
фильмах показывает такие качества как неконтролируемая ярость и гнев. Когда
самовлюбленная мать не получает должного внимания, признательности и
восхищения, она обрушивается на детей в порыве ярости. Жестокое поведение может
проявляться в виде эмоционального, словесного, финансового или физического
насилия.

Фильмы наглядно
показывают, как чрезмерная любовь и опека могут вылиться в фанатизм и тиранию.
В фильмах присутствуют примеры деструктивных родителей, которые своими
действиями причиняют ребенку лишь вред, пытаясь удержать его возле себя любой
ценой. Причинами этого могут быть затаенные обиды, неудовлетворенность жизнью,
отсутствие других целей, чреды неудач или серьезные психические заболевания.
Последствия такого воспитания – психологические травмы и фобии.

Большинство фильмов
оставляет тягостное впечатление, как будто то, что происходит как замкнутый
круг никогда не закончится. Основные чувства, демонстрируемые в фильмах – это
бессилие, угнетение, тревога, которая на протяжении сюжетных линий, как правил,
нарастает.

На основании выявленных в
теоретической части исследования компонентов первертного материнства в
проанализированных фильмах были определены следующие их проявления:

— в фильме «Дорогая
мамочка» проявляется нарциссическое злоупотребление, в результате которого
наблюдается нарциссическая неудовлетворенность и недостаток эмоциональных
связей, а ребенок выступает психологической затычкой пустот в психическом мире
матери.

— фильм «Моя маленькая
принцесса» иллюстрирует пример отсутствия разницы поколений и разницы полов, а
также персекуторную тревогу, которая возникает в случае нарушения границ
симбиоза. В этом фильме как и в других ребенок становится психологической затычкой
пустот в психическом мире матери.

— в отечественной картине
по произведению Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» очень явно
прослеживается мазохизм ребенка, который находит для себя «оправдания»
наказаний бабушки как необходимого или заслуживаемого;

— фильм «Белый олеандр» в
основу сюжет ставит нарциссическое злоупотребление со стороны матери, которое
также отражается на появлении персекуторной тревоги у дочери;

— в фильме «Скандальный
дневник», несмотря на отсутствие непосредственного (общепринятого) материнства
в сюжете, главная героиня демонстрирует тенденцию к саморазрушению и мазохизм.

— в фильме «Черный
лебедь» явно виден как психический, так и физический мазохизм, а также
тенденция к саморазрушению посредством булимии, попытки самоубийства, форклюзия
имени отца, торможение в развитии главной героини. Кроме того, у главной
героини попытки выйти за границы симбиоза вызывают сильнейшую персекуторную
тревогу.

Для составления
метапсихологического профиля взрослого по методике А. Фрейда, У. Нагера и Э.
Фрейда «Метапсихологический профиль взрослого» (приложение 2) был выбран фильм
«Черный лебедь». Главная героиня фильма «Черный лебедь» – Нина Сейерс –
танцовщица балета в Нью-Йорке. Она с раннего детства занимается танцами, но
Нине не хватает уверенности в себе. Мать Нины, тоже в прошлом балерина, в связи
с рождением дочери вынуждена оставить свою карьеру. Мать пристально следит за
творчеством Нины и ждет от нее главного успеха. Героине, кажется, удается
добиться своей цели, когда режиссер Тома Лерой увольняет приму и принимает
решение отдать Нине главную роль в новой постановке «Лебединое озера». Но он
говорит, что девушка вся зажата, и даже называет ее фригидной, что ей не
хватает страсти и раскованности, которые так необходимы для перевоплощения в
Черного лебедя. Фильм показывает, как постановка медленно разрушает добрую,
послушную девушку Нину, так как она начинает страдать от ОКР, анорексии,
булимии и попадает под давление и стресс в попытке достигнуть идеала.
Изображение Нины в образе черного лебедя уничтожает ее. Это метафорично в том
смысле, что персонаж достигает художественного совершенства из-за
психологических и физических проблем, с которыми можно столкнуться.

С самого начала
кинофильма очевидно, что существование Нины не принадлежит ей. Мать Нины –
несостоявшаяся звезда балета,  чья карьера
закончилась с рождением дочери. Мать абсолютно не упрекает героиню, вместо этого она
берет на себя решение «продолжить» свою карьеру с помощью собственной дочери. Мать
удерживает дочь под контролем, в том числе и когда ее нет поблизости, через
непрерывные телефонные
звонки. В течение кинофильма продемонстрировано, что Нина никак не планирует
воспитывать свою личность – она бы желала похитить чужую. Нарциссическую мать в
фильме «Черный лебедь» характеризует эмоциональная выключенность, недоступность
и холодность, и это очень четко отражено в начале картины. В начале фильма и
непонятно, что Тома – мать Нины, только потом становится понятно, что эта женщина
– мать героини. Инцестуозная атмосфера царит в их доме. Об отце даже и намека
нет. Дочь находится в полном слиянии с матерью. Отсутствуют какие-либо границы,
которых никогда и не было и которые Нина так безуспешно пытается обозначить
ближе к концу фильма, закрываясь от матери палкой в своей комнате. Но сделать
это ей не удается, т.к. душа героини уже полностью пропитана и отравлена
токсичной матерью.

Главный образ – Нина – выступает
в роли эго,
наше социальное Я, пребывающее в контакте с внешней средой. Мать Нины – это
Сверх-Я, по концепции Фрейда
– элементличности, регулирующий поведение лица, устанавливающая эталоны, принципы
и запреты. Так
как непосредственно данным и занимается мать Нины в кинофильме – осуществляет
контроль -дочь также рассматривает ее с точки зрения соответствия
определенным нормативным
рамкам. Руководитель Нины, Тома, воплощает иную фрейдистскую суть – Оно. Оно – бессознательные, иррациональные
инстинкты личности. В
конечном итоге Лили – это Альтер-Эго Нины, ее темная копия.

Героиня кинофильма– психастеничка, одержимая
сверхценной идеей перфекционизма и эротически раздраженная. Сцены, в которых Нина
страдает различными помутнениями рассудка, – это никак не психология, а
характерная психиатрическая
симптоматика формирующегося в напряженной ситуации галлюцинаторно-бредового
синдрома. Исполнительница
с раннего возраста мучается психическим расстройством невротического типа
(навязчивое причинение себе вреда), о чем также свидетельствует мать Нины.
Согласно вовсе не необыкновенному сюжету у танцовщицы невроз переходит в традиционный
психоз. Сущность
его может
являться двойственной: истеричной – и в этом случае артистку ожидает победная
танцевальная карьера; шизофренической – тогда предстоит психологическая
трагедия, профессиональное
и жизненное падение. Наличие галлюцинаций никак не неотъемлемая преграда для
выступления танцовщицы. Конецк инофильма, бесспорно, символичен и оставляет
зрителю вероятность лично решить, осталась ли киногероиня жива.

Два основных героя «Лебединого
озера», белоснежный лебедь и темный лебедь, олицетворяют, соответственно, самоконтроль
и половые отношения. В сознании Нины два этих инстинкта входят в
противоречие,
ломая психику женщины изнутри. Вместо того, чтобы принять возможность
симбиоза в ней двух составляющих ее личности, Нина стремится усмирить сначала
один (в начале кинофильма молодая девушка целиком покоряется давлению со
стороны матери и персональной самодисциплине), а потом другую сторонку собственной
личности. Однако
для этого, для
того чтобы быть полноценной личностью, ей необходимо было «подружить» темное
и белое в собственной душе. Нина данного совершить не сумела – это
также погубило молодую женщину.

Девушка делает большую
ошибку – для обеспечения нормального сосуществования указанных сторон личности,
Нина поочередно пробует подавлять каждую из них. Но чтобы обе эти стороны
находились в равновесии, необходимо было их примирить в себе и признать возможность
наличия как одной стороны, так и второй. Сделать это у девушки не получается –
внутренняя тревога и психологический конфликт раздирают ее изнутри и в итоге
губят.

 

Фрагмент текста работы:

 

Слово «перверсия» появилось
в 19 веке, но свои корни оно имеет в латинском языке. Слово «pervertere» означает
переворачивать, опрокидывать [126, c.
102]. Позднее его стали связывать с низвержением традиций, отсюда же «perversitas»
– слово, означающее нечто экстравагантное, абсурдное, а позже испорченное. Из-за
существующих негативных коннотаций в ДСМ оно заменено на «парафилии» — любовь вкривь.
Хотя даже в этом неологизме звучат отголоски морализации, ведь парафилик «любит
вкривь» не из-за того, что он представляет меньшинство, а потому что его желание
не совпадает с нормой, которую медицина определила как «порядок». Если обратить
внимание на список парафилий и более ранний список перверсий, то он почти не изменился
[105, с.59]. Если в донаучные времена норму определяло Священное писание, то в 19
веке сексуальная мораль подчинялась критерию «естественности», тогда это подразумевало,
что сексуальный контакт должен приводить к появлению потомства, поэтому мастурбация,
гомосексуальность, оральный секс считались перверсиями [130]. Сегодня эти практики
не считаются перверсивными, так как нынешняя парадигма основана на утилитаристской
этике. В психоанализе ж изначально вопрос о перверсии был поставлен не в моральных,
или историко-культуральных терминах, а скорее в терминах расщепления убеждений.

То
есть, современные психоаналитические подходы пытаются понять перверсии не столько
как сексуальное первертное поведение, сколько как качество объектных отношений;
рассматриваются различные элементы первертных объектных отношений. Наиболее значимые
и известные идеи и авторы: Ж. Сажге – Смиржель, Б. Розенберг, Парсон, Р. Столлер,
Мак Дугалл, Р. Блосс, Р. Тач, П. Ракамье, Гольдберг, Д. Янов и др. [81, 77, 78,
74, 29, 75]. Они отмечают следующие черты:

1. В перверсных отношениях
нет взаимности. Различия отрицаются – гендерные, поколенческие, отрицаются различия
между классами людей, между учителями и учениками. С людьми обращаются так, словно
они взаимозаменяемы, или как если бы они были просто частичными объектами.

2. Перверсные отношения садомазохистичны,
сознательное или бессознательное причинение вреда объекту доставляет удовольствие.

3. Отношения сексуализируются,
сексуальное возбуждение используется для маскировки ненависти, ярости и горя.

4. Перверты часто используют
защитную организацию, связанную с расщеплением, отрицанием, фетишизацией, избеганием,
идеализацией, притворным равнодушием, культом фаллоса, теориями о мужском превосходстве
и фаллических женщинах и так далее.

Суть перверсий заключается
в несогласованности с желанием и удовлетворением другого, в желании использовать
этого другого исключительно для получения удовольствия, независимо от того, получает
это удовольствие другой или нет, независимо от того, что другой переживает [85].

Перверсная организация позволяет
человеку извлекать удовольствие из того, что когда-то было крайне неприятным, из
своих болезненных переживаний. Она повторяет прошлый травматический опыт, но уже
эротизируя его [93]. Садомазохизм может оказаться единственным способом отношений,
для пациентов – женщин единственный способ, чтобы овладеть своей пассивностью.

Зигмунд Фрейд, анализируя
фетишизм, обнаружил расщепление Эго в следствии отказа от части реальности. В случае
фетишизма, который анализировал Фрейд – это был отказ от признания отсутствия пениса
у женщин. Ребенок мужского пола, установив в какой-то момент, что у женщины отсутствует
пенис, начинает отвергать это бессознательно, хотя сознательно понимает, что пениса
у женщины нет. Фетиш в таком случае – это своеобразный заменитель пениса [101].

Бенно Розенберг в своих исследованиях
мазохизма выделяет смертельный (смертоносный) мазохизм и жизненный мазохизм (мазохизм
жизни) [71]. С точки зрения Бенно Розенберга концепция мазохизма является фундаментальной
для метапсихологии психоанализа и для психоаналитического лечения [71]. В своих
клинических исследованиях он опирается на идеи Фрейда о первичном – эрогенном мазохизме
– и на его теорию влечений к жизни и влечений к смерти. Цитата из работы «Экономические
проблемы мазохизма» З. Фрейда – «У многоклеточных живых организмов либидо сталкивается
с господствующим влечением к смерти или деструктивным влечением. Задача либидо –
обезвредить это разрушительное влечение, и оно решает эту задачу, быстро и в значительной
степени отводя его вовне с помощью особой системы органов, мускулатуры, отводя его
на объекты внешнего мира. В таком случае оно называется деструктивным влечением,
влечением к овладению, волей к власти. Часть этого влечения ставится непосредственно
на службу сексуальной функции. Это и есть собственно садизм. Другая часть не осуществляет
подобного переноса вовне, она остается в организме и либидинозно связывается там
с помощью упомянутого сопутствующего сексуального возбуждения, в нем мы должны признать
первоначальный эрогенный мазохизм» [137]. Розенберг пишет о том, что «Первоначально
Я мазохистично, иначе оно не может ни сохраняться, ни существовать» [132]. Первичный
мазохизм препятствует удовлетворению влечения к смерти. Мать является тем объектом,
первоначальная задача которого – связывать влечения к жизни и влечение к смерти
ребенка, поскольку сам ребенок этого не может. Первичный мазохизм жизни помогает
ребенку ждать мать и выжить в этом ожидании. Розенберг делает вывод о том, что при
дисфункции первичного мазохистического ядра – организатора Я – возникает угроза
расщепления Я как вынужденного ответа на чрезмерное возбуждение. Бенно Розенберг,
сравнивая свои идеи с идеями Мелани Кляйн, говорит, что состояние максимального
уровня разъединения влечений, совместимого с жизнью, не что иное, как расщепление
объекта, описанного Мелани Кляйн как расщепление на хороший и плохой объект [55],
и (прежде всего) является расщеплением Я. Розенберг дает несколько определений смертельного
мазохизма, одно из них заключается в том, что смертоносным мазохизмом является мазохизм,
который слишком хорошо развивается [76]. Когда человек инвестирует мазохистически
все свои страдания, всю свою боль и неудовольствия или почти все.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы