Магистерский диплом (ВКР) на тему Перспективы развития медиации в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕДИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. 7
1.1. Особенности развития межличностных отношений в
младшем школьном возрасте. 7
1.2. Характеристика конфликтов в школьной среде. 11
1.3. Медиативный подход в образовательной сфере как метод
разрешения конфликтов. 24
1.4. Игровые технологии обучения младших школьников
навыкам медиации 45
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 55
ГЛАВА 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ МЕДИАЦИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 58
2.1. Разработка комплекса методов в работе с младшими
школьниками: «Эффективные компетенции и методы разрешения конфликтов». 58
2.2. Использование игровых технологий в рамках комплекса
методов «Эффективные компетенции и методы разрешения конфликтов». 84
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 96
Введение:
Актуальность
исследования. На сегодняшний день продолжается процесс
активного развития медиации, представляющей собой альтернативный способ
разрешения конфликтных ситуаций. Россия в данном процессе также не является
исключением. В нашей стране формируется и развивается абсолютно новый институт,
который, как считают эксперты, в перспективе способен изменить моральный климат
в государстве [Коновалов, 2014; Кутюков 2011; Матвеева 2016]. Введение медиации
в практику разрешения конфликтных ситуаций будет способствовать гармонизации
социальных отношений, а также поддержанию деловых взаимоотношений. Авраам
Линкольн когда-то сказал: «Избегайте судиться. Убедите вашего соперника прийти
к компромиссу» [Кутюков 2011]. Сегодня эти слова как никогда актуальны.
Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием
посредника (процедуре медиации)» [Федеральный закон «Об альтернативной
процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»,
электронный ресурс], с 1 января 2011г. вступивший в действие, способствует
тому, что в России развивается медиация.
Все чаще медиация
внедряется в учебно-воспитательный процесс в школах, поэтому существует
необходимость еще на этапе начального образования обучить учащихся медиации.
Современное поколение школьников отличается
повышенным уровнем конфликтности, что подтверждается многочисленными
исследованиями педагогов и психологов. Так в работах Г.М. Андреевой, С.Л. Беличевой, Ю.А. Герасименко
и др. отмечен рост конфликтов среди одноклассников, между родителями и
педагогами, между обучающимися и учителями. Однако, большую опасность
представляют конфликты в среде школьников. Решая конфликтные ситуации, дети
проявляют агрессию, конфронтацию, противоправные действия. Все это перерастает
в
Заключение:
В результате анализа
литературы пришли к выводу, что медиация ‒ процесс урегулирования конфликта
между двумя конфликтующими сторонами, предполагающий участие третьей
нейтральной стороны. Медиации обладает рядом преимуществ, главным среди которых
является то, что решение конфликта происходит посредством принятия сторонами на
добровольной и равноправной основе решения, устраивающего все стороны,
заинтересованные в этом.
Медиатор, создаёт условия
для разрешения сторонами конфликтной ситуации, он заботится о доверии, уважении
и корректности всех сторон в процессе взаимодействия. Конфликтующие стороны
представляют собственные позиции, взгляды, заинтересованности относительно их
конфликтной ситуации и совместно все находят решение.
Одним из существенных
аспектов работы медиатора является содействие поиску сторонами нестандартных
решений. Медиатор, для достижения данной цели, находит подход к конфликтующим
сторонам посредством формирования условий для выявления сути конфликта, что
способствует превращению конфликта на основе принципов в конфликт на основе
интересов, что является возможным лишь тогда, когда стороны отбрасывают свои
незначительные претензии и личные обиды.
Игровые технологии,
используемые в работе с младшими школьниками, вызывают активную работу мысли,
стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития,
способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире,
совершенствованию всех умственных и психических процессов, формированию умений
эффективного и конструктивного общения.
Игровая технология
состоит из целого комплекса методов, приемов, принципов использования игр в
учебно-воспитательном процессе. Поэтому целесообразно использовать игровые
технологии в процессе коммуникативного развития младших школьников.
Разработан комплекс
упражнений по обучению медиации младших школьников посредством игровых
технологий. Данный комплекс имеет своей целью профилактику и быстрое
реагирование на конфликтные ситуации в школьной среде. Также он предполагает
привлечение детей-медиаторов в процесс решения ученических конфликтов.
Предполагается обучение младших школьников эффективному общению со сверстниками
и взрослыми, грамотному разрешению конфликтов.
Предложенные игры
предполагают переход к непосредственному общению со сверстниками, формирование
способности видеть сверстника, обращать на него внимание; вызвать у детей
«общие эмоции»; обучение проявлять сопереживание, сорадование, оказывать друг
другу помощь.
Считаем, что предложенный
комплекс будет способствовать успешному обучению детей младшего школьного
возраста медиации и формированию навыков эффективного общения со сверстниками и
взрослыми.
Итак, проблема разрешения
конфликтов между младшими школьниками не исчерпывается проведенным
исследованием. Перспективными направлениями научных поисков могут стать:
использование технологии медиаторства в работе с несовершеннолетними
правонарушителями; подготовка будущих социальных педагогов к реализации
социально-педагогической технологии медиаторства; разработка методического
обеспечения реализации технологии медиаторства в общеобразовательных учебных
заведениях.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ МЕДИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
1.1. Особенности развития
межличностных отношений в младшем школьном возрасте Изучение взаимоотношений
у детей – традиционное явление в отечественной и зарубежной
социально-психологической и педагогической науках. Проблемами межличностных
отношений детей довольно подробно занимались В. В. Абраменкова, И. В.
Дубровина, М. И. Лисина, B. C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О.
Смирнова, В.Г. Утробин, Д.И. Фельдштейн и др. Изучением межличностных
отношений как основного фактора, способствующего формированию и становлению
личности, занимались многие известные психологи и педагоги, а именно Г.А.
Роков, В.П. Вахтеров, А.А. Реан, М.В. Гамезо, Б.С. Волков. Ученые
отмечают, что в младшем школьном возрасте все большее значение для развития
ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со
сверстниками не только лучше осуществляется познавательная предметная
деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и
нравственного поведения. От того, как ребенок общается со сверстниками, будет
зависеть направление его развития. Межличностные отношения являются одним из
факторов, влияющих на развитие личности.
Общение со сверстниками
играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку адекватной
и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их к обучению [Психология развития… 2001,
с. 227].
Сначала взаимоотношения
детей во многом определяются педагогом посредством организации
учебно-воспитательного процесса, который способствует формированию у детей
определенных статусов и межличностных отношений. Поэтому во время проведения
социометрических измерений можно обнаружить, что среди тех детей, которым