Магистерский диплом (ВКР) на тему Педагогическое проектирование как средство оптимизации деятельности образовательной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.. 7
1.1. Сущность педагогического
проектирования. 7
1.2 Характеристика подходов к
педагогическому проектированию и его перспективы 11
1.3.Анализ опыта педагогического
проектирования образовательных организаций 15
ВЫВОДЫ ПО
ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 21
ГЛАВА 2
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ С ЦЕЛЬЮ
ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БАЗЕ ГБОУ ШКОЛЫ №199 Г. МОСКВА.. 22
2.1 Анализ текущей ситуации и
внутренней среды в образовательной организации 22
2.2 Разработка комплекса мероприятий
для начальных классов в рамках педагогического проектирования. 56
2.3 Социально-экономическая значимость
мероприятий как эффективность оптимизации деятельности образовательной
организации. 63
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 71
ПРИЛОЖЕНИЕ. 78
Введение:
На сегодняшний день
образовательная ситуация, которая сложилась в школьном образовании, является
результатом всех тех многочисленных перемен, которые сопровождали отечественное
образование. В частности, роль образования несколько сместилась, вследствие
чего значимость стали приобретать инновации. Образование перешло из
рутинизированной фазы в активную. Также произошла актуализация технологического
образовательного потенциала: кроме «готовности» к жизни образование сегодня
обеспечивает механизм саморазвития ребенка, готовит его к творческому
раскрытию. Эти процессы сопровождаются проектными технологиями
социально-педагогической практики, роль которых может считаться значимой в двух
аспектах: как решение воспитательных задач, так и достижение эффективности
деятельности образовательной организации. Педагогическое проектирование в
данном контексте рассматривается как средство, которое способствует повышению
качества образования и, в частности, обеспечивает инновационность
педагогических процессов, развитие разнообразных форм взаимодействия школы и
социокультурной среды.
Актуальность
темы исследования. Педагогическое проектирование может
позволить решить сложнейшие организационно-экономические и социальные задачи
образовательной организации, поскольку инновации всегда вносят новый импульс в
образовательный процесс, создавая тем самым оптимальный процесс
функционирования. При этом возникающие вопросы относительно средств и методов образовательного
менеджмента к настоящему моменту действительно интересны. То, что рынок
образовательных услуг находится в активной фазе своего развития, обуславливая
тем самым появление новых форм реализации этих услуг, также определяет
возрастающий уровень конкуренции, диктующий образовательным организациям
необходимость совершенствования организационно-экономического механизма при
помощи средств и стратегий грамотного управления.
Проблема
исследования заключается в том, что педагогическое
проектирование преимущественно принято рассматривать как организацию урочного
планирования, нацеленного на достижение учебного результата, в то время как
сама суть педагогического планирования является более широкой и разветвленной и
может включать в себя, в частности, организационное планирование
образовательной организации.
Цель
исследования: разработать мероприятия в рамках
педагогического проектирования для оптимизации деятельности образовательной
организации.
Объект
исследования: педагогическое проектирование.
Предмет
исследования: педагогический проект, ориентированный
на оптимизацию деятельности образовательной организации.
Гипотеза
исследования состоит в том, что оптимизация
деятельности образовательной организации может быть достигнута путем внедрения
социального проекта по профилизации среднего образования.
Исходя из цели и гипотезы
исследования необходимо сформулировать следующие задачи исследования:
— рассмотреть сущность педагогического проектирования;
— дать характеристику подходов к педагогическому проектированию и
определены его перспективы;
— провести анализ опыта педагогического проектирования
образовательных организаций;
— провести анализ текущей ситуации и внутренней среды в
образовательной организации;
— разработать комплекс мероприятий для начальных классов в рамках
педагогического проектирования;
— определить социально-экономическую значимость мероприятий как
эффективность оптимизации образовательной организации.
Теоретический анализ
проблемы. Теоретические и практические исследования в сфере
педагогического проектирования общего образования только разворачиваются.
Плодотворно работают в данном направлении И.Д. Белоновская, Е.М. Белый, А.П.
Панкрухин, О.В. Сагинова и другие.
К настоящему моменту всевозможные рыночные инструменты управления эффективно
используются в экономических сферах, однако в образовательной среде к таким
инструментам еще не принято относится с полным пониманием и серьезностью. По
этой причине проблемы стратегического подхода к педагогическому проектированию в
сфере общего образования являются малоизученными и весьма актуальными.
Методы
исследования:
— теоретические (анализ, синтез);
— практические (анкетирование, опрос, педагогическое
проектирование, SWOT-анализ).
Методики
исследования:
— Анализ уровня самообразования
педагогов.
— 36-пунктовый «Опросник
удовлетворенности работой».
— Определение факторов,
стимулирующих развитие педагога и препятствующих ему (методика Н. В. Клюевой).
База
исследования: ГБОУ Школа № 199 г. Москва.
Научная
новизна исследования. В данной работе представлен
инновационный педагогический проект по интеграции среднего образования и профилизации
детей.
Положения,
выносимые на защиту:
1. В
педагогическом проектировании необходимо поддерживать формирование партнерской
среды, которая стимулирует творческую и проектную деятельность участников
образовательного процесса.
2. Профилизация
общего образования позволяет повысить авторитет образовательной организации за
счет наличия приоритетных направлений и инноваций в образовательной
деятельности, в то время как включение анализа внешней среды позволяет
оптимизировать деятельность организации за счет компактной модели
предоставления образовательных услуг.
3. Экономическая
и репутационная эффективность инновационной проектной части педагогического
процесса при оптимизации деятельности образовательной организации зависит от
маркетингового анализа и грамотного менеджмента с учетом актуальной рыночной
ситуации..
Публикации по теме исследования:
Теоретические
основы исследования – научные положения теории социальных
систем (В.Э. Гордин, Е.В, Думачева), концепции управления образованием (Ю. А.
Конаржевский, П.И. Третьяков, К.М. Ушаков, Т.И. Шамова) современные подходы к управлению,
содержащиеся в трудах О.Ю. Виничука и С.И. Поповой, А.А. Баранова, Н.Н.
Гавриленко, О.В. Железновой, В.В. Завадской и других исследователей.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что содержащиеся
в нем выводы и предложения могут быть использованы для дальнейшего
совершенствования и оптимизации деятельности общеобразовательной организации.
Структура
исследования. Работа включает в себя введение,
основную часть, заключение, список литературы и приложение.
Заключение:
В данном исследовании были решены следующие задачи:
— рассмотрена сущность педагогического проектирования;
— дана характеристика подходов к педагогическому проектированию и определены
его перспективы;
— проведен анализ опыта педагогического проектирования
образовательных организаций;
— проведен анализ текущей ситуации и внутренней среды в
образовательной организации;
— разработан комплекс мероприятий для начальных классов в рамках
педагогического проектирования;
— определена социально-экономическая значимость мероприятий как
эффективность оптимизации образовательной организации.
Было определено, что педагогическое
проектирование в рамках данного исследования следует рассматривать как
деятельность, которая состоит из нескольких этапов разработки и внедрения
педагогических организационных инноваций в образовательной организации.
Педагогическое проектирование – это важнейший аспект педагогического процесса,
обусловленный социально-экономическим аспектом деятельности образовательной
организации и способствующий ее оптимизации.
Произведя анализ
деятельности школы №199 г. Москва в рамках педагогического проектирования мы
сделали вывод о том, что его акцент необходимо выстраивать непосредственно на
научно-исследовательской деятельности учеников школы. Нами были выявлены
проблемы школы и ее преимущества, на основе чего уже выбран стратегический план
проектного развития образовательной организации, оптимизации ее деятельности.
Важным аспектом является учет экономической составляющей. То есть, все проекты
должны быть, если не приносящими прибыль, то самоокупаемыми.
Выбранная нами стратегия
позволила организовать на базе школы профессиональные направления подготовки
учащихся, а именно, были созданы курсы парикмахерского и маникюрного искусства,
а также курсы программирования с получением диплома по окончанию. Преимущество
курсов состоит еще и в том, что имеются три формы обучения: очная, заочная и
дистанционная. Также особенностью является то, что обучаться на курсах могут
учащиеся из других школ, но по более высокой стоимости.
Новаторский потенциал и
инновационность разработанного педагогического проекта заключается в том, что
впервые используется профилирование начального общего образования с целью
общего развития и повышения интереса школьников к специализированной
деятельности. Кроме того, анализ окружающего пространства позволяет заключить о
необходимости обращения к тому или иному профилированному направлению для того,
чтобы держаться в условиях конкурентного рынка на высоких позициях.
Также была налажена
система взаимодействия со школами искусств для работы с одаренными детьми. Это
направление является очень важным преимуществом, поскольку позволяет учащимся
школы №199 на безвозмездной основе посещать предпрофессиональные организации,
которые позволяют получить преимущество при поступлении в профильный ВУЗ по
окончанию.
Реализованные
педагогические проекты являются социально-значимыми и повышают эффективность
деятельности образовательной организации. Проект носит инновационный характер и
является хорошей базой школы для оптимизации ее деятельности на рынке
образовательных услуг. Кроме того, у разработанном нами педагогическом проекте высокая
окупаемость, что позволяет заключить об уровне эффективности разработанных нами
мероприятий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 Сущность
педагогического проектирования В
настоящее время в образование принято включать механизмы проектной деятельности
для того, чтобы с большей эффективностью решать образовательные и
воспитательные задачи. И здесь педагогическое проектирование можно понимать в
качестве эффективной педагогической технологии, обеспечивающий функционирование
педагогических кадров. Во ФГОС ВО проектирование компонентов образовательного
процесса является наиболее значимой константой профессиональной деятельности педагогических
работников [53].
Еще
в Советском энциклопедическом словаре проект рассматривается как замысел, исходя
из чего можно сделать вывод о том, что проектирование само по себе представляет
собой процессуальный аспект, включающий создание того или иного проекта [48, с. 1076].
В
ГОСТ Р 54869-2011 проектом является обширный комплекс мероприятий, цель которых
заключается в том, чтобы реализовать тот или иной уникальный продукт при
заданных условиях внешней среды [15].
Проектная
деятельность является формой творчества и демонстрирует весьма специфический
тип мышления, являясь средством профессионального развития, усовершенствования условий
образовательной среды.
На
сегодняшний день понятие педагогического проектирования понимается разными
исследователями с субъективных точек зрения, в первую же очередь следует
представить позицию Н.О. Яковлевой, которая рассматривает под педагогическим
проектированием педагогическую деятельность, ориентированную на создание того
или иного проекта [58].