Магистерский диплом (ВКР) на тему Педагогический потенциал портфолио обучающихся среднего звена в процессе мониторинга качества образовательной деятельности школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы
педагогического потенциала портфолио обучающихся в системе мониторинга качества
образовательной деятельности школы.. 10
1.1. Портфолио обучающихся как проблема современного
образования 10
1.2. Особенности портфолио обучающихся как объекта
мониторинга образовательной деятельности школы.. 28
1.3. Педагогический потенциал портфолио обучающихся
среднего звена в условиях современного общего образования. 38
Выводы по первой главе. 53
Глава 2. Педагогический потенциал портфолио обучающихся
среднего звена в процессе мониторинга качества образовательной деятельности
школы.. 55
2.1. Изучение опыта использования портфолио в системе
образовательной деятельности школы.. 55
2.2. Программа оптимизации использования портфолио
обучающихся среднего звена в процессе мониторинга качества образовательной
деятельности школы.. 69
2.3. Педагогические условия эффективной реализации
программы оптимизации использования портфолио в процессе мониторинга качества
образовательной деятельности школы.. 81
Выводы по второй главе. 90
Заключение. 92
Литература. 95
Приложения. 104
Введение:
Актуальность темы
исследования. Современный
подход к образованию требует новых педагогических исследований в области
методик обучения и воспитания, поиск инновационных методов, средств и форм,
направленных на разработку и внедрение в образовательный процесс инновационных
образовательных технологий. Особой актуальностью
сегодня обладает и вопрос адекватного оценивания способностей учеников,
и возможностей представления уровня сформированности метапредметных, личностных
и предметных результатов освоения образовательных программ – начального,
основного общего, общего полного образования школьников.
Одно
из направлений модернизации в области образования на сегодняшний состоит во введении
в школьную практику дополнительных новаций. Такое образование направлено на
развитие гармонично развивающийся личности. На современном этапе развития
нашего общества отмечается осуществление школами перехода к инновационному
развитию, стремительный прогресс как педагогических, так и информационных
технологий создали условия для значительного повышения требований к уровню
развития обучающихся, уровень которых должен отражаться в виде документа,
подтверждающее достижения школьника. К числу дополнительных инновационных
изменений относится портфель индивидуальных достижений – «портфолио», который
нужен учащимся для оценки своей работы. Портфолио, в отличие от традиционных
контрольно-оценочных средств, содержит более объективные данные, показывающие
всестороннюю деятельность обучающихся: достижения по предметам, участие в
социальной жизни школы, в различных мероприятиях и т.д.
Необходимо
отметить, что традиционной процедурой оценивания учебных достижений учащихся предусматривает
оценку степени освоения ими различных предметов, которые входят в содержание
образования, и находит свое выражение в виде отметок в аттестате. Кроме этого,
до недавнего времени сложившаяся система контроля и оценивания совсем не
учитывала метапредметные и личностные результаты учащихся. Потребность в
направленности системы оценивания на конкретного учащегося, в превращении
результатов в оценку его личностных достижений обусловливает создание целостной
системы организации, управления и мониторинга образовательным процессом.
Практика показала, что в качестве эффективного средства структуризации
достижений обучающихся в системе общего образования может выступать технология
создания портфолио. Так, например, в последнее время, выпускники
школ имеют возможность за Портфолио достижений получать дополнительные баллы
при поступлении в ВУЗы. Однако в современном образовательном пространстве
практически не обращается внимание на технологию Портфолио как одного из
эффективных средств мониторинга качества учебно-воспитательной деятельности в
общеобразовательной организации.
Актуальность темы исследования обусловлена наличием существенных
недостатков в традиционной системе оценивания результатов образования, которая
характеризуется неполнотой, ограниченностью, игнорированием учета
психофизиологических возможностей различных групп обучающихся. Вместе с тем в
оценивании все большее значение уделяется продуктивным методам, рассчитанным на
самостоятельную поисковую деятельность. При этом используются критерии анализа,
самоанализа, развиваются творческие способности. Одной из форм такого
оценивания, способствующего повышению качества образования и профессиональному
становлению педагога, является портфолио.
В Федеральной целевой программе развития образования одно из основных
направлений реализации программных мероприятий по решению стратегических задач
развития системы обеспечения качества образования называется создание
общероссийской системы оценки качества образования, согласованной по всем
уровням и ступеням образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и
доступность. Сегодня интерес к данной проблемы со стороны ученых и
педагогов-практиков обусловлен новыми социальными условиями, обновлением
образовательных структур, стремительным их развитием. В связи с этим возникает
потребность в создании форм оценивания, соответствующих современным технологиям
обучения и образовательным ценностям. Именно портфолио обучающегося
представляется как одна из альтернативных форм оценивания, которая отвечает
этим требованиям.
В настоящее время
сложилось противоречие между высокой значимостью использования портфолио
в средней школе и недостаточной разработанностью программ для реализации
данного направления в учебно-воспитательной работе ОУ.
С учетом этого
противоречия нами была сформулирована проблема исследования: каков
уровень разработанности программ ведения портфолио в процессе мониторинга
качества учебно-воспитательной работы в средней школе.
Цель исследования
состоит в определении педагогического потенциала портфолио обучающихся среднего
звена в процессе мониторинга качества образовательной деятельности школы.
Объект исследования
– система мониторинга ведения портфолио в процессе мониторинга качества
учебно-воспитательной работы в средней школе.
Предмет исследования
– педагогический потенциал портфолио обучающихся среднего звена.
Гипотеза исследования
состоит в предположении о том, что использование портфолио обучающихся среднего
звена в процессе мониторинга качества образовательной деятельности школы будет
эффективным при соблюдении следующих условий:
1) при разработке и реализации Программы
оптимизации использования портфолио обучающихся среднего звена в процессе
мониторинга качества образовательной деятельности школы;
2) при реализации индивидуализации обучения;
3) создании условий для повышения мотивации
обучения у обучающихся.
Задачами исследования,
способствующими достижению цели исследования, были определены следующие:
1) рассмотреть портфолио
обучающихся как проблему современного образования;
2) описать особенности
портфолио обучающихся как объекта мониторинга образовательной деятельности
школы;
3) дать характеристику
педагогическому потенциалу портфолио обучающихся среднего звена в условиях современного
общего образования;
4) изучить опыт использования
портфолио в системе образовательной деятельности школы;
5) разработать программу
оптимизации использования портфолио обучающихся среднего звена в процессе
мониторинга качества образовательной деятельности школы;
6) выделить
педагогические условия эффективной реализации программы оптимизации
использования портфолио в процессе мониторинга качества образовательной
деятельности школы.
Методологические основы
исследования составили принципы
личностно-деятельностного подхода к изучению учебно-воспитательного процесса;
единство исторического и логического в понимании закономерности развития
педагогических идей и методов личностно и практико-ориентированного обучения и
в анализе современной образовательной проблематики; качественный подход в
изучении нетрадиционной, аутентичной формы оценивания портфолио как одного из
элементов и инструментов современной педагогической инновации.
Теоретические основы
исследования представлены трудами таких исследователей, как Белова С.Н., Васильцова
Е.В., Гуренкова Е.Г., Евдохин В.В., Желонкина Е.А., Загвоздкин В.К., Калмыкова И.Р.,
Калугина Т.С., Карабанова Л.Б., Кирьянова Е.А., Кондратенко Е.В., Лобода Ю.Ю., Новикова
Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Титова И.Н., Шурмелева М.М. и др.
В ходе исследования
использовался следующий комплекс методов:
1) теоретические методы:
анализ педагогической литературы, анализ документов, изучение опыта педагогической
деятельности, сравнение, обобщение, систематизация и другие;
2) эмпирические методы: анкетирование
(анкета «Использование портфолио обучающихся в образовательном процессе»), анкетирование
(анкета для оценки уровня школьной мотивации Лускановой Н.Г.), тестирование
(типология мотивов обучения «Ступенька побуждений» Божович А.И. и Марковой И.К.;
Методика «Мотивы учебной деятельности младших школьников» Калининградского
Государственного Университета);
3) методы качественной и количественной
обработки экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальная
база исследования: Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 7 городской округ город
Кулебаки.
Положения, выносимые на защиту.
1) Полноценное
использование содержимого Портфолио для организации и проведения процесса,
направленного на мониторинг качества учебно-воспитательной деятельности в
средней школе, уровня личностного развития требует наличия необходимых
критериев, направленных на оценивание материалов, входящих в Портфолио. Для
адекватного оценивания необходимо проведения адаптации критериальные показатели
были приведены в соответствие с индивидуальными особенностями обучающихся.
2) Использование
портфолио обучающихся среднего звена в процессе мониторинга качества
образовательной деятельности школы будет эффективным при соблюдении следующих
условий: при разработке и реализации Программы оптимизации использования
портфолио обучающихся среднего звена в процессе мониторинга качества
образовательной деятельности школы; при реализации индивидуализации обучения; создании
условий для повышения мотивации обучения у обучающихся.
3) Использование
портфолио обучающихся среднего звена способствует повышению мотивации учения и
повышению успеваемости обучающихся.
Научная новизна и
теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами:
рассмотрено портфолио обучающихся как проблема современного образования и
выделены основные проблемы, связанные с внедрением данной образовательной
технологии; обобщена информация относительно педагогического потенциала
портфолио обучающихся среднего звена в условиях современного общего образования.
Практическая значимость исследования состоит
в: разработанной
программе оптимизации использования портфолио обучающихся среднего звена в
процессе мониторинга качества образовательной деятельности школы; выделенных
педагогических условиях эффективной реализации программы оптимизации
использования портфолио в процессе мониторинга качества образовательной
деятельности школы.
Достоверность и обоснованность результатов
исследования обеспечивались обоснованностью методологии, ее
соответствием поставленной проблеме; проведением исследования на теоретическом
и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных его предмету;
возможностью повторения экспериментальной работы; значимостью полученных
экспериментальных данных.
Структура
диссертации соответствует логике проведенного научного
исследования и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения,
списка литературы.
Заключение:
Были изучены и
проанализированы психолого-педагогические и научные источники, рассмотрено
значение портфолио как инструмента оценивания учебных достижений в
отечественной школьной практике. Портфолио является востребованным и широко
применяемым в мировой образовательной практике средством наблюдения за
индивидуальным прогрессом учащегося, формой представления его достижений и инструментом
их оценивания. Многие российские школы практикуют использование Портфолио
обучающихся в образовательном процессе. Однако делают это далеко не все, что,
возможно, обусловлено недостаточной изученностью и разработанностью
методических аспектов внедрения технологии портфолио в образовательный процесс
школы. Основными аспектами портфолио, эффективными для оценивания
образовательных достижений, ставшими основой экспериментальной модели являются:
1) универсальные структурные компоненты,
аналоги распространённых за рубежом рабочего, показательного и оценочного
портфолио, в совокупности позволяющие отразить как текущие, так и итоговые
достижения учащегося, а также обеспечивающими рефлексию и самооценивание;
2) общие способы оценивания, которые включают
опирающееся на ключевые учебные умения критериальное оценивание различных
материалов портфолио и ранжирование с дальнейшим переводом в баллы
представленных в нём сертификатов;
3) документальное представление портфолио в
виде зачётной книжки или итоговой ведомости, фиксирующих широкий диапазон
индивидуальных достижений ученика в течение длительного периода времени;
4) блоки обучающих материалов и комментариев
и доступный дизайн портфолио.
Основными организационными механизмами реализации модели портфолио
являются:
· определение
органа и назначение лиц, ответственных за информирование участников
образовательного процесса по вопросам портфолио, координацию деятельности по
его введению и анализ её результативности, принятие необходимых управленческих
решений;
· разработка
требований и норм, регулирующих работу с портфолио, включая принятие модели
портфолио, закреплённых в соответствующих документах («Положение о портфолио» и
др.);
· проведение
системы информационных мероприятий со всеми участниками образовательного
процесса;
· координация
взаимодействия образовательных учреждений, участвующих в формировании портфолио
учащихся.
Основными организационными механизмами введения и использования портфолио
на уровне общеобразовательного учреждения являются:
· определение
лица, ответственного за работу с портфолио;
· координация
деятельности обеспечивающих ее школьных служб и подразделений;
· проведение
методической работы по использованию портфолио и осуществление системы
мероприятий по повышению педагогической готовности кадров к работе с портфолио,
включая освоение инновационных педагогических технологий;
· осуществление
экспертизы и оценивания портфолио учащихся и предоставление информацию о работе
с портфолио в органы управления образованием.
Возможности
Портфолио позволяют оценивать не только предметные результаты, но и учитывать
личностное развитие школьника, вносить корректировки.
Использование
личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания и обучения
предполагает, что использование Портфолио, позволяет обучающемуся быть в центре
внимания, когда обучение и воспитание строится с учётом «зоны ближайшего
развития» и позволяет каждому обучающемуся найти те стороны личности, которые
могут его охарактеризовать с лучшей стороны.
Рассматривая материал по
данной теме, мы выяснили, что при всех положительных сторонах использование
технологии, отсутствие единого подхода к оформлению, содержанию, использовании
материалов является серьёзным препятствием для дальнейшего развития
направления. Отсутствие преемственности между школой и средними специальными,
высшими учебными учреждениями не позволяет использовать материалы Портфолио при
поступлении. Некоторые ВУЗы принимают во внимание результаты лишь тех
конкурсных заданий, организаторами которых непосредственно являются, не
принимая во внимание остальные достижения абитуриента, что принижает роль
Портфолио.
На
основе анализа теоретического материала и рассмотрения опыта использования
технологии в средней школе нами были составлены и предложены Программа
оптимизации использования портфолио обучающихся среднего звена в процессе
мониторинга качества образовательной деятельности школы и педагогические
условия эффективной реализации программы оптимизации использования портфолио в
процессе мониторинга качества образовательной деятельности школы.
Фрагмент текста работы:
Глава I
Теоретические основы исследования проблемы педагогического
потенциала портфолио обучающихся в системе мониторинга качества образовательной
деятельности школы 1.1.
Портфолио обучающихся как проблема современного образования
На сегодняшний день в
образовательной деятельности образовательных организаций важным представляется
реализация личностно ориентированного подхода к обучению.
Отметим,
что в
конце XIX – начале XX века появление различных педагогических концепций вызвало
дискуссии вокруг вопросов воспитания, и соответственно, возникла проблема
пересмотра организации профессиональной подготовки учителя. Решение проблемы
подготовки педагогических кадров осуществлялось на почве обсуждения требований
не только к профессионализму учителя, но и к его личностным и гражданским
качествам. Причем центральной в этом единстве признавалась проблема человека и
пути его воспитания.
Поиски прогрессивных
отечественных педагогов по вопросу личностного подхода в образовательной
деятельности базировались на необходимости знания учителем как общих
психологических закономерностей развития личности ребенка, так и владением
знаниями об индивидуальных различиях разных личностей.
Реализация принципа
личностно ориентированного подхода понималась наиболее известными представители
отечественной прогрессивной педагогической мысли (Пирогов Н., Ушинский К., Корф
М., Алчевск Х., Бунаков М., Музыченко А., Русова С., Харциев В., Черкасенко С.,
Демков М., Макаренко А. и другие) понимали как необходимость глубокого
изучения личностных качеств обучающихся, создания благоприятных условий для
развития личности. По их мнению, в основе обучения состояла в демократизации
отношений между учителем и учеником, в исключении любого насилия над личностью.
Особое внимание в аспекте
анализа личностно ориентированного воспитания привлекает деятельность Ушинского
К.Д. (1824-1870), который подчеркивал, что педагогика должна воспитывать
человека, опираясь на его всестороннее познание. Эффективность формирования
личности во многом зависит от учета учителем возрастных или индивидуальных
особенностей детей. Педагог считал, что подготовить личность к жизни можно
путем подготовки ее к самовоспитанию, которое будет продолжаться всю жизнь
[Левченко 2002].
По мнению Пирогова Н.
(1810-1881) главная идея обучения и воспитания состоит в учете индивидуальных
особенностей личности обучающегося, его характера, темперамента и достоинств. Согласно
точке зрения педагога, что истинное воспитание должно быть направлено на
«внутреннее» лицо [Антология педагогической мысли… 1989].
Начинать воспитывать
ребенка, как умственную и духовно развитую личность, способную к
самообразованию, считал М. Корф (1834-1883), необходимо со школьного возраста.
В его педагогической деятельности предпочтение отдавалось воспитанию
высоконравственного свободного человека.
М. Корф предъявлял
высокие требования к личности учителя и постоянно заботился об обеспечении школы
хорошо подготовленными учителями. Особая роль и ответственность, по его мнению,
возложены на учителя начальных классов, потому что именно в школьном возрасте
закладывается фундамент личности [Гуменникова 2002].
Выдающийся теоретик
отечественной педагогики и психологии Блонский П.П. (1884-1941) рассматривал
новую школу с позиций идей гуманизма, превращение ребенка в центр
педагогического процесса. С точки зрения Блонского П.П., настоящее
педагогическое мастерство учителя характеризует не только образованность, но и
творческий потенциал, умение захватить душу ребенка рассказом, поэзией,
искусством, фантазией [Жуйкова 2012].
Методика Музыченко А.
(1875-1940) была построена на использовании положительных эмоций, атмосферы в
классе. Важным этапом для педагога была четкая организация целенаправленного
учебного процесса, поскольку именно целеустремленность способствует ускорению
общего развития ребенка. Учитель должен быть помощником в ходе ознакомления
ребенка с миром. Школа должна не давать определенную сумму знаний, а увеличить
общую психическую работоспособность каждого ребенка, сформировать на этой почве
свободную развитую личность, индивидуальность [Очерки по истории развития…
2003].
Выдающийся
педагог-новатор Харциев В. (1866-1937) считал, что результативность
педагогической деятельности зависит от полноты изучения личности ученика,
поэтому личностный подход является одним из главных задач в деятельности школы.
В возглавляемом им Елисаветградском общественном коммерческом училище
(1908-1918), удалось сконструировать такую образовательную среду, в которой
весь учебно-воспитательный процесс, построенный на демократических принципах,
предусматривающий всестороннее развитие ученика, предоставление ему
своевременной помощи и поддержки. В. Харциев говорил, что педагог достигает
конечной и высшей цели в искусстве воспитания только путем чисто человеческого,
а не профессионального понимания личности, он должен развивать, обучать и
исправлять способности учащихся [Очерки по истории развития… 2003]. Раскрывая
суть личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию, В. Харциев
говорил, что учитель должен психологически вникать в познавательные способности
учащихся и, исходя из общих законов развития, способствовать изучению любой
дисциплины. Педагог утверждал, что критическим в жизни детей является период,
когда наступает момент самоопределения личности, который, конечно, проходит в
стенах учебного заведения. Если школа не сможет вовремя помочь молодым людям в
тяжелой внутренней работе их самоопределения, то потом по окончании обучения им
не удастся «получить от жизни необходимых указаний» [Очерки по истории
развития… 2003].
Активный деятель
образования Черкасенко С. (1876-1940) личностно ориентированный подход к
обучению и воспитанию видел в обучении детей на родном языке. Педагог был
убежден в необходимости приблизить народную школу к природным духовным
потребностям учащихся [Невоструева 2015].
Итак, личностно
ориентированный подход – это важнейший психолого-педагогический принцип,
предполагающий учет своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребенка;
систему отношений, при которой каждый ученик чувствует себя личностью и
чувствует внимание педагога лично к нему; при этом ребенок понимает, что равен
учителю в своем мире чувств и переживаний, ничем не отличается от мира учителя
[Бех 2003].
Таким образом, резюмируя
взгляды ученых и педагогов по цели, сущности, основным характеристикам
личностно ориентированного обучения определяем эту категорию как –
педагогически направленный процесс субъект-субъектного взаимодействия ученика и
учителя, который имеет целью реализацию индивидуального творческого потенциала
ученика в сочетании с развитием профессиональных, личностных качеств учителя,
учетом их природных склонностей, способностей, индивидуальных различий, субъектного
опыта, определяющие уникальность каждой личности, путей ее самореализации с
целью становления социально компетентной личности.