Магистерский диплом (ВКР) на тему Педагогический контроль за динамикой физической подготовленности школьников старших классов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ.. 9
1.1.
Контроль, как важная составляющая эффективного управления процессом физической
подготовки школьников. 9
1.2. Оценка
физической подготовленности школьников. надлежащие, сравнительные и
индивидуальные нормы физической подготовленности. 21
1.3. Критерии
и перспективные направления дифференцированного физического воспитания
школьников. 30
1.4. Возрастные особенности физической
подготовленности. 41
Выводы по 1
главе. 48
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 50
2.1. Методы
исследования. 50
2.2.
Организация исследования. 54
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 56
3.1.
Характеристика уровней физической подготовленности и физического развития
учащихся старших классов. 56
3.2. Влияние
физической подготовленности на успешность сдачи нормативов 62
3.3.
Особенности педагогического контроля и его влияние на динамику физической
подготовленности старшеклассников. 81
Выводы по 3
главе. 95
ВЫВОДЫ.. 97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 100
Введение:
Статистика
свидетельствует, что в России сегодня существуют значительные проблемы в уровне
физической подготовленности школьников. Согласно статистическим данным 2020
года Министерство России по делам молодежи и спорта 9,3%, а 3,6% составили
контрольных нормативов, только 44,4% детей, допущенных к сдаче контрольных
нормативов, выполнили их на высоком и высшем среднего уровня физической
подготовленности [14, 119, 124, 140]. Результаты других исследований [41, 61,
69, 77, 125, 189 и др.] Свидетельствуют, что 41-44% молодежи характеризуются
низким уровнем физической подготовленности, а 33-34% — очень низким уровнем
физической подготовленности. Лишь 2% молодых людей находятся в хорошей
физической форме [45, 128, 165, 181 и др.].
Сегодня
физическая подготовленность учащихся значительно отстает от средних социальных
необходимых норм. Особенно значительное отставание наблюдается в испытаниях,
связанных с проявлением скоростных способностей и скоростной выносливостью [51,
167]. Анализ двигательной подготовленности учащихся, обнаружил также, что более
чем у 20% из них она на низком уровне. Эти ученики не могут выполнить
минимальные нормативные требования школьной программы по физической культуре и
быстро устают, имеют более низкие функциональные способности организма.
Физическая
подготовленность – это результат физической подготовки, достигнутый благодаря
выполнению двигательных действий. Оценка физической подготовленности проводится
исходя из уровня функциональных возможностей различных систем организма: сердечно-сосудистой,
мышечной, дыхательной. Кроме того, провести оценку уровня физической
подготовленности можно при помощи определение уровня развития физических
качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости.
На
сегодняшний день основная задача современного образования – повышать уровень
физической подготовленности и укреплять здоровье школьников. Предмет физическая
культура является основной учебной дисциплиной любых учебных заведений в
России. Государство все больше стало уделять внимание здоровью подрастающего
поколения и поэтому на всех этапах обучения предусмотрены часы на физическую
культуру. Наряду за контролем проведения занятий по физической культуре
государство предусматривает обязательный мониторинг физического развития и
подготовленности обучающихся. Наверное, положительная динамика этих показателей
лучше всего будет демонстрировать качество проведения занятий по физической
культуре в любом учебном заведении. А знание учащимся своих показателей
физического развития и физической подготовленности позволит сформировать
осознанное отношение к своему здоровью и педагогическому процессу.
На
основании исследований В.П. Филина [43] доказано, что в основе всесторонней
физической подготовленности лежит взаимообусловленность всех качеств развитие одной
из них положительно влияет на развитие других и наоборот, отставание в развитии
одной или нескольких качеств задерживает развитие других. Поэтому современные
требования общества к уровню физической подготовленности школьников определяют
необходимость всестороннего развития физических качеств.
Состояние
здоровья и уровня физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ
имеет незыблемую тенденцию к ухудшению из-за недостаточного объема двигательной
активности и перегруженности учебой. Данные исследований свидетельствуют, что
среди молодых людей в возрасте до 17 лет двигательная активность (например,
регулярные занятия физкультурой) не очень распространена.
В
последние десятилетия ухудшаются показатели физического развития, физической
подготовленности и состояния здоровья детей. Тенденция к снижению уровня
здоровья населения России в целом и для детей школьного возраста, в частности,
характерная для сегодняшнего времени. В результате многочисленных исследований
выявлено, что среди детей школьного возраста практически здоровыми признают
менее 15%. За последние 10 лет заболеваемость среди детей школьного возраста
возросла почти вдвое. Сегодня вдвое меньше здоровых детей среди учеников первых
классов, чем в конце прошлого века. Согласно одним данным, различные
заболевания или отклонения в состоянии здоровья имеют 53,62% учащихся школы,
согласно другим данным, практически здоровыми можно считать лишь 1% детей
школьного возраста. Бывают случаи, когда у школьников диагностируют несколько
заболеваний одновременно: 20,77% детей имеют одно заболевание, 21,74% — два
заболевания, 7,25% — три заболевания, 3,86% — четыре заболевания.
За
годы учебы в школе в 1,5-2 раза увеличивается количество детей, имеющих
хронические заболевания. За последние годы увеличилось количество
респираторно-вирусных инфекций до 7 раз в год, заболеваемость органов
желудочно-кишечного тракта у школьников выросла почти в 1,4 раза, эндокринной
системы — в 2 раза. Количество детей с хроническими заболеваниями за 10
последних лет увеличилась с 45 до 70%.
Согласно
отдельным источникам, наиболее распространенными заболеваниями в школьном
возрасте являются болезни нервной системы. Наибольший рост этой патологии
наблюдается в школьном возрасте. Большинство (79%) школьников имеют небольшие
нарушения психического здоровья. К наиболее распространенным нарушениям
здоровья у школьников относят заболевания эндокринной системы и
опорно-двигательного аппарата. У школьников часто встречаются заболевания
системы пищеварения (за счет гастритов и гастродуоденитов), нервной системы (за
счет заболеваний органов зрения и вегетососудистой дистонии) и системы дыхания
(за счет патологии носа и горла). У детей дошкольного возраста преобладают
заболевания органов дыхания из-за частого возникновения острых респираторных
заболеваний и острых респираторных вирусных инфекций. За годы учебы в школе
зрение школьников ухудшается больше, чем вдвое. В 70-90% детей школьного
возраста прослеживают нарушения осанки.
Таким
образом, отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля,
формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей
основой для интеллектуального развития человека. Достигнуть высокого
физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных
физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического
использования физических упражнений.
К
сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической
культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей.
Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров – разъяснить
положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и
физическое развитие детей. Как показывает практика, дети с повышенным
двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и
спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме
того, школьников, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается
устойчивость к простудным заболеваниям.
Объект исследования – физическая подготовленность
учащихся старших классов.
Предмет
исследования – педагогический контроль физической подготовленности старшеклассников.
Цель
исследования – выявить динамику физической подготовленности учащихся старших классов
осуществляя систематический педагогический контроль.
Исходя из поставленной цели, были определены
следующие задачи исследования:
1)
изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2)
рассмотреть методы оценки физической подготовленности учащихся.
3)
провести исследование уровня развития физической подготовленности учащихся старших
классов.
Гипотеза
исследования – педагогический контроль будет способствовать повышению уровня
физической подготовленности учащихся при соблюдении следующих условий:
а)
оптимально подобранные упражнения в учебно-воспитательном процессе по
физической культуре: развитие скорости, силы, быстроты, выносливости и
гибкости;
б)
правильно подранные упражнения с дозировкой согласно возрасту и учету
морфофункциональных предпосылок, как для мальчиков, так и для девочек.
Заключение:
1. Анализ научно-методической литературы позволил
установить, что одним из оптимальных вариантов совершенствования оценки
физической подготовленности школьников 10-11 классов являются показатели
физического развития, учет которых способствует повышению уровня соматического
и психического здоровья школьников, положительно сказывается на отношении
молодежи к физическому воспитанию оптимизирует двигательную активность и
формирует стремление к физическому самосовершенствованию. Выяснено, что
существует взаимосвязь между показателями физического развития и физической
подготовленности в старшем школьном возрасте. Применение педагогического контроля
влияет на повышение физической подготовленности в соответствии с возрастными,
индивидуальных закономерностей формирования и развития школьников.
2. Необходимость учета показателей физического
развития при определении уровня физической подготовленности обоснованно рядом
установленных нами фактов:
— по показателям физического развития существенная
количество учащихся старшего школьного возраста (по показаниям длины тела,
относительной массы тела и окружности грудной клетки — до 25,3%, по показателям
массы тела — 42,2%) отличается от нормы;
— ориентировочные учебные нормативы не в полной мере
(на 60-70%) выполняют информативные функции об уровне физической
подготовленности и здоровья, как для детей, так и для родителей, не дает
возможности самостоятельно контролировать уровень физической подготовленности и
здоровья (60 %);
3. Входе исследований установлено, что наиболее
значимыми показателями физического развития по степени влияния на уровень
физической подготовленности школьников старших классов является длина тела,
окружность грудной клетки и относительная масса тела (body mass index).
Установлено, что окружность грудной клетки свидетельствует о средней степени
парциального корреляционного воздействия (rxy-z = 0,632, р <0,001 и rxy- z =
0,650, р <0,001 соответственно) результатов прыжка в длину с места без учета
длины тела и массы тела. Величины окружности грудной клетки без учета длины
тела и массы тела (rxy-z = 0,499, р <0,001 и rxy-z = 0,485, р <0,001
соответственно) положительно слабо (но приближаясь к средней тесноте) влияют на
результаты подтягивание на перекладине в висе. Анализ подтвердил второй по
значимости значения показателей физического развития у школьников старших
классов. Данный фактор факторных матриц старшеклассников (18,54% общей
дисперсии у девушек и 18,94% — у мужчин) объединял показатели длины, массы тела
и окружности грудной клетки, обосновывает важность учета указанных показателей
физического развития в качестве критериев дифференцированного оценивания
физической подготовленности школьников 10-11 классов.
4. Педагогический контроль непосредственно влияет на
динамику физической подготовленности школьников с учетом уровня физического
развития, в частности в развитии физических качеств школьников (95%) , формировании
умений и навыков контроля и самоконтроля учащихся (94%), информирование
школьников о исходный уровень их здоровья (93%), стимулирования и мотивирования
школьников к дальнейшему повышению своей физической подготовленности (92%) и
определение рационального содержания учебного материала для планирования
соответствующих нагрузок (93%) и может быть применена в учебном процессе по
физической культуре в общеобразовательных учебных заведениях.
5. Применение программ занятий по физическому
воспитанию, разработанных с учетом показателей физического развития
старшеклассников, способствовало существенному росту уровня физической
подготовленности. Так, во время формирующего эксперимента у девушек ЭГ
произошло достоверное (р <0,05) рост физических кондиций по четырем показателям
из шести; только в уровне развития ловкости и гибкости систем не
зарегистрировано достоверных изменений (р> 0,05). У ребят ЭГ установлено
достоверные изменения в показателях скоростной силы, скорости и силы (р
<0,05) уровень физической подготовленности вырос (р <0,05) из среднего до
достаточного уровня. Достоверно больше (p <0,05) повышение показателей
физической подготовленности старшеклассников экспериментальных групп, чем в
контрольных, подтверждают высокую эффективность авторской программы, дифференцированной
с учетом показателей физического развития по сравнению с традиционной
программой занятий в группах общей физической подготовки без дифференциации
нагрузок с учетом показателей физического развития.
Наибольшее улучшение наблюдали в хорошо развитых физических
качествах, то есть тех, на которые были направлены дифференцированные программы
занятий в ходе педагогического эксперимента.
Фрагмент текста работы:
Контроль, как важная
составляющая эффективного управления процессом физической подготовки школьников С
каждым годом обучения в школе возрастает степень нарушений осанки и
увеличивается количество детей, у которых диагностируются недостатки. В
частности, в классе учеников с проблемами осанки — 1,5%; в шестом — 19,4%; в
седьмом — 30,4%; в десятом — около 70%. Наибольшее количество нарушений осанки,
сопровождающиеся изменениями в позвоночнике, зафиксировано у детей в возрасте
11-15 лет. В некоторых регионах распространенность сколиоза позвоночника у
детей школьного возраста достигает 85%. Заболевание чаще наблюдаются в
урбанизированных центральных регионах страны с наиболее высокой плотностью
населения.
Хотя
количественные данные различаются, однако все специалисты в условиях школьного
обучения наблюдают тенденцию к росту количества учащихся, направленных в
специальную медицинскую группу за счет сокращения количества детей основной и
подготовительной медицинских групп. Так, в первом классе школы к специальной
медицинской группе направляют 5-6% детей, в старших классах — уже каждый третий
школьника, а среди студентов этот показатель стремительно растет [10]. Рост
заболеваемости школьников, увеличение количества детей, которых направляют к
специальной медицинской группе, обуславливает актуальность реорганизации
школьного физического воспитания [20].
Заболеваемость
школьников, обучающихся в учебных заведениях нового типа, выше, чем в обычных
школах. Это подтверждает рассуждения о том, что увеличенные учебные нагрузки,
сопровождающиеся необходимостью обрабатывать существенный объем информации,
значительными учебными и эмоциональное перенапряжение, связанными с
экзаменационными стресс-факторами в условиях пониженной двигательной
активности, хронического недосыпания, недостаточного и нерегулярного питания
пагубно сказываются на состоянии здоровья молодых людей. Необходимыми условиями
нормального физического развития, повышения физической подготовленности и
укреплению здоровья школьников является соблюдение ими оптимального режима
двигательной активности [38, 42].
Критический
уровень здоровья детей является следствием снижения их двигательной активности
при увеличенном статическом и психоэмоциональном напряжении процесса обучения,
внедрении компьютерных технологий в повседневный быт, нерациональном питании,
склонности к вредным привычкам, неблагоприятных экологических условий
окружающей среды.
Досуг
является важной сферой жизнедеятельности школьников. Во время него происходит
свободное общение, участие в самых разнообразных видах практической
деятельности, освоение детьми богатств духовной и физической культуры.
Структура досуга свидетельствует о предпочтениях, интересы и склонности
личности. Досуг является важной составляющей образа жизни детей, которая
существенно влияет на их здоровье. Умение правильно распределять свободное
время на различные виды занятий в течение суток является важным показателем,
влияющим на формирование здоровья [20].