Магистерский диплом (ВКР) на тему Педагогические условия сопровождения детей с признаками творческой (танцевальной) одаренности в начальных классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ПРИЗНАКАМИ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ.. 13
1.1. Современные подходы к
определению одаренности и ее видов. 13
1.2. Возрастно-психологические
особенности и социальная ситуация развития младших школьников. 16
1.3. Особенности педагогического
сопровождения младших школьников с признаками хореографической одаренности. 20
Выводы по первой главе. 26
ГЛАВА 2.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ПРИЗНАКАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ.. 28
2.1. Обоснование критериев и методов
диагностического исследования. 28
2.2. Обоснование и описание программы
педагогического сопровождения детей с признаками хореографической одаренности в
хореографическом кружке. 37
Выводы по второй главе. 45
ГЛАВА 3.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО
ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В
УСЛОВИЯХ ТАНЦЕВАЛЬНОГО КРУЖКА.. 47
3.1. Диагностика развития детей с признаками
хореографической одаренности 47
3.2. Апробация программы сопровождения развития
хореографически одаренного ребенка в танцевальном кружке. 51
3.3.Анализ эффективности реализованной программы
педагогического сопровождения хореографически одаренных младших школьников. 100
Выводы по третьей главе. 105
Заключение. 106
Список
источников. 108
Приложение 1. 113
Приложение 2. 113
Приложение 3. 114
Введение:
Актуальность исследования. В XXI в. в России произошли
значительные изменения в общественной идеологии, межличностных отношениях и
системе ценностей. Противоречивые тенденции постмодернизма, поиски новых основ,
эксперименты, вызванные глобализационными процессами, усложняющими картину
мира, ведут к необходимости выявления новых основ для наиболее полного развития
творческой одаренности детей на начальном этапе их становления, которым
предстоит жить и работать в новых условиях, в новой социокультурной парадигме.
Они получают много информации благодаря кино, телевидению, компьютерам.
Всеобщая информатизация, которая, безусловно, для развития личности имеет
первостепенное значение, определяет и негативные последствия, такие как потеря
усидчивости, отсутствие новизны восприятия. Современный ребенок много слушает,
смотрит, знает. Вместе с тем, встает вопрос — участвуют ли знания в развитии
его одаренности, в преобразовании его духовного мира, творческого потенциала?
Современный социум нуждается в людях, предрасположенных к
нестандартному, инновационному, творческому мышлению, способных генерировать
креативные идеи.
В настоящее время важнейшей исследовательской задачей
является выработка средств развития творческой одаренности детей, внедрения в
педагогический процесс новейших и наиболее эффективных технологий, с помощью
которых ребенок способен познать мир в таких формах деятельности, которые ему
близки, доступны, в наибольшей мере способствуют его развитию. Решающую роль
должна играть творческая деятельность, в которой ребенок может наиболее полно
раскрыть свои творческие возможности, свой креативный потенциал. Такой
деятельностью, на мой взгляд, является танцевальная деятельность.
Танцы не только развивают музыкальные способности, но и
помогает развитию творческого потенциала личности в целом. Занятия в
танцевальном классе развивают ребенка не только музыкально, но и помогают
решать многие психолого-педагогические задачи, касающиеся, прежде всего,
развития его творческой одаренности. Танцы обладают положительным эмоциональным
и физическим воздействием на ребенка.
Младший школьный возраст является наиболее подходящим для
развития танцевальной одаренности. Это связано, в первую очередь, с тем, что
младший школьный возраст это ответственный период психологического развития
ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных
видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования
структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов
волевой регуляции поведения. Творчество — деятельность, связанная с характером,
интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом. Новый
продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым
(социально значимым открытием) и субъективно новым (открытием для себя).
Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет
знания, опыт и интересы ребенка. Творческая деятельность развивает чувства
детей, способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших
психических функций, таких, как память, мышления, восприятие, внимание.
Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Творческая
деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и
нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них
свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Дети младшего
школьного возраста любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и
танцуют, лепят и рисуют, сочиняют сказки, занимаются народными промыслами.
Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны
заниматься творчеством независимо от личностных комплексов. Взрослый человек,
часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять.
Каждый ребенок имеет свои, только ему присущие черты, которые могут быть
распознаны достаточно рано.
Так же это связано с тем, что младший школьный возраст
является наиболее сензитивным периодом для развития гибкости и растяжки у
детей, что является важным фактором танцевального исполнительства. Дети в этом
возрасте осознанно выполняют упражнения, что позволяет легче и быстрее достичь
необходимых результатов.
Сегодня практически во всех странах мира существует
танцевальная терапия. Ведь с помощью танца можно улучшать настроение,
приобретать уверенность в себе, и даже лечить серьёзные заболевания. Но в
первую очередь танец – это возможность познать собственное тело, научиться
управлять им. Результаты американских научных исследований показывают, что
дети, занимающиеся в школе танцев для детей, развиваются гораздо быстрее и
достигают больших успехов в развитии, чем их сверстники, не посещающие детские
танцевальные студии. Большинство детских врачей по всему миру признают танцы
для детей одной из лучших физических практик, рекомендованных детям.
У ребенка, который танцует, улучшается обмен веществ, работа
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается иммунитет. Различные
движения заставляют трудиться все мышцы, что очень полезно для осанки.
Одновременно тренируется и дыхание. Таким образом, можно говорить о том, что
развитие танцевальной одаренности у младших школьников это очень важный и
необходимы процесс для гармоничного развития личности ребенка.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
оценить эффективность педагогического сопровождения младших школьников с
признаками хореографической одаренности.
Объектом исследования является педагогическое сопровождение младших школьников.
Заключение:
Одарённость – уровень
развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не
менее, от них независимый. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо
деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия
комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку
необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.
Одарён каждый ребенок,
отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одарённости и создать
условия для ее развития и реализации. Одаренный ребенок – это ребенок, который
выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином
виде деятельности. Одаренность же в сфере хореографии может быть определена как
совокупность выдающихся качеств ученика по восприятию художественного
материала, наличию ярко выраженных способностей к пластическому воплощению
определенных художественных образов в сценических условиях. И наличие
одаренности к высоким показателям в определенном виде деятельности может
привести, а может не привести.
И в том, чтобы помочь
ребенку реализоваться в жизни, раскрывая перспективность для него той или иной
деятельности – в этом и заключается профессионализм педагога, его такт, чутье,
а также ответственность и профессиональная удовлетворенность.
Диагностика одарённых детей в хореографическом искусстве
включает в себя три компонента:
1. Анатомические природные способности, к которым относятся:
физические (функциональные) данные, а также психомоторные способности. Под
физическими данными подразумеваются: выворотность, шаг, подъём, гибкость и
прыжок. Психомоторика включает в себя: координацию, апломб, музыкальность,
чувство ритма. Хореографические способности, по Н. И. Тарасову, делятся на
музыкальные, танцевальные и ритмические, а также внешние данные и
профессиональные способности. Все эти способности связаны между собой и
находятся в единстве, углубляя связь музыки и танца при изучении всех
хореографических дисциплин.
2. Психологические особенности личности включают в себя:
особый тип личности, который формируется на основе характера, темперамента,
творческих способностей; особый тип творческого мышления, построенный на
понятиях «образного мышления» и «внутреннего видения». Хореографическая
одарённость выражается через понятия «творческий потенциал» и «творческая
индивидуальность».
3. Педагогическое сопровождение, которое зависит от формы
обучения (профессиональное или любительское). Выявление одарённых детей —
продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка.
Для сопровождения творчески одаренного ребенка нами
разработана программа. В данной программе учтены и адаптированы к возможностям
детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие:
гимнастику, ритмику, классический, народно-сценический и эстрадный танец. В
программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что
позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и
направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и
темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.
По результатам исследования мы наблюдаем у
большинства детей высокий уровень по каждому параметру, но необходимо отметить,
что процент детей с высоким уровнем заметно увеличился, что говорит об
успешности разработанной и апробированной программы развития творчески
одаренного ребенка в начальной школе.
Таким образом, по результатам
исследования, мы наблюдаем большой процент высокой удовлетворенности и
успешности в группе детей, что подтверждает успешность разработанной и
апробированной программы развития
творчески одаренного ребенка в начальной школе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИЗНАКАМИ ТВОРЧЕСКОЙ
ОДАРЕННОСТИ
1.1.
Современные подходы к определению одаренности и ее видов
Наблюдения,
свидетельствующие о том, что способности людей неравны, старо, как мир. Это не
было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по
меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки
своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках
современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся
творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что
различия их часто проявляются уже в детстве.
Но
человеческая психика из всех явлений действительности — наиболее трудно
познаваемый объект. Вероятно, поэтому, генетически первым объяснением природы
индивидуальных различий и существования выдающихся способностей у отдельных
людей было заключение об их «неземном», божественном происхождении. Выдающийся
человек (гений), по мнению древних — счастливый избранник богов. Он послан на
землю, для того, чтобы преодолеть обыденные представления и силой духа озарить
человечеству путь к совершенству и величию.
Что
же такое одаренность в современном понимании?
Концепции
одаренности, созданных современными учеными так много, что одно лишь
перечисление их наименований заняло бы достаточное количество времени. В их
описаниях нередко могут заблудиться даже профессиональные психологи. Облегчим
свою задачу, обратившись сразу к наиболее популярной и принимаемой большинством
современных специалистов – Идее – Концепции человеческого потенциала
американского психолога Джозефа Рензулли.
Согласно
его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:
—
интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
—
творческости;
—
настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Рис.
1. Элементы человеческого потенциала Дж. Рензулли
Итак,
одаренность — это комплекс, включающий все три характеристики. Рассмотрим эти
характеристики более подробно.
Интеллектуальная
одаренность:
Вплоть
до середины XX века одаренность определяли исключительно по специальным тестам
интеллекта (IQ). Эта практика вызывала много споров [37].
Но
вычисленный на основе результатов ответов по специальным тестам коэффициент
интеллекта оказался малополезным в педагогической практике и в особенности как
основание для прогнозирования будущих достижений. Как свидетельствовали
многолетние исследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в
детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым,
художником, руководителем.
Творческая
одаренность:
Одним
из первых практиков, кто обнаружил, что интеллектуальная одаренность не может
рассматриваться как универсальная личностная характеристика, был американский
ученый Е. П. Торренс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что
успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те,
кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели
(учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не
являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для
творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере,
необходимо нечто другое [22].
Креативность
— одна из важнейших характеристик одаренности. Расположенность к творчеству —
высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое,
оригинальное. Расположенность к творчеству представляет, прежде всего, особый
склад ума. Важное значение в процессе творчества имеют воображение, интуиция,
неосознаваемые компоненты умственной активности. В материалах исследований
психологии творчества, проведенных в последнее время, содержатся довольно много
параметров, характеризующих это свойство личности. У П. Торренса их четыре
(беглость, оригинальность, гибкость, разработанность) «Креативность — пишет П.
Торренс — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки,
беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце,
строить замок на песке, приветствовать будущее».
И
прежде чем перейти к категории мотивация необходимо упомянуть о современной
работе научного коллектива российских ученых во главе с Богоявленской Д. Б. и
Шадриковым В. Д. В разработанной ими «Рабочей концепции одаренности» они
предлагают рассматривать одаренность в двух основных аспектах: "могу"
и "хочу".
Мотив
(от французского motif — "побудительная причина") — психическое
явление, становящееся побуждением к деятельности.
При
решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то,
зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Исследователи
во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения,
деятельности, иначе говоря, ищут ответ на вопрос "зачем это нужно
ребенку" [17].