Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Институт детства и артпедагогики Факультет дошкольного и начального образования Кафедра дошкольного образования

Магистерский диплом (ВКР) на тему «Педагогическая деятельность по развитию эмпатии детей старшего дошкольного возраста»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10

1.1. Эмпатия как компонент эмоционального интеллекта 10

1.2. Особенности развития эмпатии в дошкольном возрасте 21

1.3 Организация педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста 30

Выводы по главе 1 44

ГЛОССАРИЙ 45

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 47

2.1 Диагностика уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста 47

2.2 Описание педагогической деятельности по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста на основе программы «Дружно вместе мы живём!» 58

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 67

Выводы по главе 2 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….88

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и требованиям времени, одним из ведущих приоритетов образования является создание условий для эмоционально-нравственного воспитания детей. Это является значимым, т.к. развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Современная педагогическая теория и практика уделяет большое внимание воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями (Е.В. Бондаревская) [47].

Создание необходимых условий обстановки психологического комфорта, эмоционального благополучия способствует развитию и становлению личности. С точки зрения современной педагогики, это означает установление доброжелательных взаимоотношений между детьми на основе развития нравственных качеств, удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослым, адекватное восприятие эмоциональных проявлений других людей, характер собственных поступков. Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности (В.В. Абраменкова, Л.П. Стрелкова).

Возрастной период 5-7 лет является сенситивным для нравственного развития детей, во многом предопределяющим будущий нравственный облик человека и в то же время исключительно благоприятным для взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Ориентация в эмоциональном настроении людей является необходимым условием совместной деятельности. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями.

В научной литературе существуют различные подходы к определению эмпатии как свойства личности (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Юсупов, К. Роджерс) и эмпатии как процесса (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.), уровней ее развития (Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Корягина, Е.Н. Козлова), этапов становления (Л.П. Стрелкова, А.Э. Штейнмец, И.М. Юсупов), механизмов формирования (И.Г. Осухова и др.). Однако отметим, что в настоящее время нет универсальных критериев определения эмпатии. Анализ психологической и педагогической литературы позволяет лишь выделить некоторую совокупность признаков, которые раскрывают ее сущность. Остается нерешенной и проблема построения динамической модели процесса развития эмпатии у ребенка, в которой были бы достаточно разработаны педагогическая деятельность и представлены конкретные технологии.

В исследованиях отечественных педагогов и психологов проблема формирования нравственных качеств представлена в таких частных показателях, как милосердие (И.А. Княжева), отзывчивость (М.В. Воробьева, Т.А. Пономаренко), сочувствие, сопереживание, содействие (А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова), положительные гуманные взаимоотношения (Е.Э. Шишлова, С.А. Козлова), коллективные взаимоотношения (Т.А. Маркова, Е.В. Субботский) и др. Нравственное отношение есть отражение связи «человек – общество», «человек – другой человек», «человек – люди». В основе нравственных отношений, таким образом, лежат субъективные связи, т.к. там, где нет объекта отношения, нет и самого отношения (М.С. Коган, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн).

В современной психолого-педагогической литературе исследовалась проблема проявления и развития эмпатии у взрослых (Г.И. Метельский, Г.X. Шингаров, Е.В. Субботский) и у детей школьного возраста (Т.П. Гаврилова. В.Н. Лозоцева, Т.А. Немчин и др.). Гораздо меньше исследований было посвящено изучению этой проблемы в дошкольном возрасте. Вместе с тем именно в 5-7-летнем возрасте, когда закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей сочувствия, отзывчивости, гуманности. Гуманные чувства, как отмечают Е.И. Кульчицкая, Н.А. Менчинская, доступны детям дошкольного возраста, и к моменту поступления в школу они становятся более сложными и осознанными. Если основы гуманных отношений не будут сформированы в этот период, личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел окажется чрезвычайно трудно (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Э.К. Суслова). Для решения данной проблемы исследователи использовали разнообразные виды деятельности (игры, продуктивные виды деятельности, предметную деятельность, учебную деятельность, труд, наблюдение, общение) как самостоятельно, так и в комплексе.

В практической деятельности эмоционально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется во многом стихийно, несмотря на существование различных методик. Поэтому механизм эмоционально- нравственного воспитания детей 5-7-летнего возраста остается во многом скрытым для эффективного контроля, своевременной коррекции.

Вышесказанное позволяет определить следующее противоречие:

— с одной стороны, существует потребность педагогической практики в содержательном раскрытии феномена эмпатии у воспитанников старшего дошкольного возраста;

— с другой стороны, отмечается недостаточная изученность такого важного для межличностного взаимодействия феномена, недостаточная методическая проработанность процесса развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста и её реализация в условиях образовательного учреждения.

Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых, усилением значимости такого принципиально важного для межличностного взаимодействия и общения феномена, как эмпатия, во-вторых, состоянием вопроса в практике, связанного с необходимостью установления приоритета личностного взаимодействия на основе эмпатии как общечеловеческой ценности.

Проблемой нашего исследования стало выявление условий педагогической деятельности, позволяющей педагогу развивать эмпатию у детей старшего дошкольного возраста, и её реализация в условиях образовательного учреждения.

Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Педагогическая деятельность по развитию эмпатии детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально реализовать педагогическую деятельность по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста на основе программы «Дружно вместе мы живём!».

Объект исследования – эмоциональное развитие ребенка старшего дошкольного возраста условиях образовательного учреждения.

Предмет исследования – педагогическая деятельность по развитию эмпатии детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста будет реализовываться более эффективно, чем в массовой практике, если:

— в основу проектирования данного процесса будет положено понимание эмпатии как свойства личности в дошкольном возрасте, выражающееся в постижении эмоциональных состояний другого человека, понимании его чувств и переживаний, стремлении к оказанию поддержки и действенной помощи другим людям, а также самореализации во взаимодействии с окружающими;

— будут выявлены уровни и описаны критерии развития эмпатии детей 5-7 лет;

— будет обеспечиваться организация совместной деятельности;

— развитие эмпатии будет строиться как процесс, в котором проектируется поэтапное освоение ребенком способов эмоционально-нравственного отношения к сверстникам и окружающему миру в различных видах совместной деятельности.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования определили круг исследовательских задач:

1. Изучить и теоретически обосновать сущность и структуру эмпатии как компонента эмоционального интеллекта.

2. Описать особенности развития эмпатии в дошкольном возрасте.

3. Рассмотреть организацию педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

4. Выполнить диагностику уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

5. Реализовать педагогическую деятельность по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста на основе программы «Дружно вместе мы живём!».

6. Выполнить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования:

1. теоретические:

— теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме;

— концептуальный анализ выполненных ранее исследований;

2. эмпирические:

— диагностика компонентов развития эмпатии при помощи наблюдения и стандартизированных методик;

— наблюдение; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий и контрольный этапы!);

С целью диагностики развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие методики:

— методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной;

— методика изучения характера эмпатии (эгоцентрическая/гуманистическая) «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой;

— наблюдение за проявлениями эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в ситуациях взаимодействия.

3. методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, методы математической обработки).

Теоретико-методологическую базу исследования составили исследования проблемы общения и взаимодействия в детском возрасте (А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Н.Н. Обозова, Е.О. Смирновой), теории эмпатии (В.В. Бойко, М.А. Пономаревой, И.М. Юсупова), теории эмоций и их развития (В.К. Вилюнаса, Д. Гоулмана, Д.А. Донцова, В.Е. Дружинина, Е.П. Ильина, Л.Н. Рожиной, С.Т. Шабанова), вопросов эмоционального развития в дошкольном детстве (Е.И. Изотовой).

Практическая значимость исследования заключается в том, что описан развивающий потенциал совместной деятельности, оказывающий влияние на развитие навыков и умений межличностного взаимодействия детей, стимулирование вербализации чувств, умения договариваться, принимать позицию Другого, проявлять сочувствие, сопереживание. Практическую значимость (Программа по развитию эмпатии у дошкольников «Дружно вместе мы живём!) имеет представленное в исследовании технологическое описание инструментальных средств, способствующих расширению методического арсенала педагогов дошкольных образовательных учреждений. Предложено научно-методическое обеспечение процесса развития эмпатии дошкольников, разработаны методические рекомендации по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Представленные в работе авторские материалы могут быть использованы в массовой практике дошкольных учреждений.

Апробация результатов исследования заключается в написании и публикации статей:

1. «Игра как средство развития инициативы и самостоятельности дошкольников» — дб указано название сборника конференции, год и стр. вашей статьи

2. «Система работы по развитию эмпатии у дошкольников». выходные данные?

3. Выступление на педагогическом совете внутри МАДОУ №13 на тему «Развитие эмпатии у дошкольников средствами игровой деятельности».

Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, таблиц, диаграмм, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения магистерской диссертации удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, разработать и экспериментально реализовать педагогическую деятельности по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста на основе программы «Дружно вместе мы живём!».

Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:

— были изучены и теоретически обоснованы сущность и структура эмпатии как компонента эмоционального интеллекта;

— были описаны особенности развития эмпатии в дошкольном возрасте;

— была рассмотрена организация педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста;

— была выполнена диагностика уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста;

— была реализована педагогическая деятельность по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста на основе программы «Дружно вместе мы живём!»;

— был выполнен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

По итогам проведения исследования были получены следующие основные выводы:

Эмпатия – это целостное явление, включающее в себя три аспекта: когнитивный, аффективный и поведенческий. Эмпатия является сопереживанием, вчувствованием человека в текущее эмоциональное состояние другого человека без потери происхождения этого переживания.

Умения понимать и учитывать в общении эмоции близких людей и сверстников, ориентироваться на их эмоциональное состояние, чувствовать, что происходит с другим человеком получают свое развитие с первых дней жизни ребенка, о чем свидетельствуют труды Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, исследовавших проблему становления и совершенствования нравственных чувств детей, формирования их нравственного поведения в обществе людей.

Опытно-экспериментальная работа по организации педагогической деятельности по развитию эмпатии детей старшего дошкольного возраста была реализована при участии 21 воспитанник подготовительной группы МАДОУ №13 г. Томска (12 мальчиков и 9 девочек в возрасте 6-7 лет).

В качестве диагностических методик были использованы методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной; методика изучения характера эмпатии (эгоцентрическая/гуманистическая) «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой; наблюдение за проявлениями эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в ситуациях взаимодействия.

На констатирующем этапе исследования было установлено, что у детей знания об эмоциях носили ситуативный и поверхностный характер, ориентированный на яркое внешнее проявление признаков. Также у них преобладает эгоцентрический характер эмпатии, старшие дошкольники преимущественно невнимательны к партерам (38%), не замечают успехи и неудачи сверстников (48%), неохотно оказывают помощь (43%).

Формирующий этап исследования представлял собой реализацию педагогической деятельности по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста на основе программы «Дружно вместе мы живём!».

На контрольном этапе исследования была выявлена положительная динамика всех изучаемых параметров, что свидетельствует в пользу роста эмпатийности у детей 6-7 лет, что доказывает правомерность выдвинутой ранее гипотезы о том, что развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста будет реализовываться более эффективно, чем в массовой практике, если:

— в основу проектирования данного процесса будет положено понимание эмпатии как свойства личности в дошкольном возрасте, выражающееся в постижении эмоциональных состояний другого человека, понимании его чувств и переживаний, стремлении к оказанию поддержки и действенной помощи другим людям, а также самореализации во взаимодействии с окружающими;

— будут выявлены уровни и описаны критерии развития эмпатии детей 5-7 лет;

— будет обеспечиваться организация совместной деятельности;

— развитие эмпатии будет строиться как процесс, в котором проектируется поэтапное освоение ребенком способов эмоционально-нравственного отношения к сверстникам и окружающему миру в различных видах совместной деятельности.

Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Эмпатия как компонент эмоционального интеллекта

В настоящее время проблемой эмоционального интеллекта занимаются такие ученые как Р. Бар-Он, Дж. Мейер и П. Саловей, Д. Карузо, Д. Гоулман. Среди отечественных можно назвать таких ученых как А.В. Карпов, И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, И.С. Степанов, А.С. Петровская, И.В. Плужников, О.В. Белоконь. Обобщая мнения ученых по трактовке сущности эмоционального интеллекта, можно выделить три точки зрения на данный феномен:

— эмоциональный интеллект – это способность человека (П. Сэловей, Дж. Мэйер) [43, с. 52];

— эмоциональный интеллект – это совокупность когнитивных способностей и личностных характеристик (Д. Гоулман, Д.В. Люсин) [12; 35];

— эмоциональный интеллект – как качество личности или черта характера (Р. Бар-Он) [42].

Представленные точки зрения обусловливают и выделение авторами различной структуры эмоционального интеллекта. Приведем подтверждение нашим выводам.

Ученые, придерживающиеся первой точки зрения, рассматривают эмоциональный интеллект как совокупность когнитивных способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации. Данная структура была разработана Питером Сэловеем и Джоном Мэйером. Эмоциональный интеллект трактовался как сложный конструкт, состоящий из следующих способностей:

— идентификация и выражение эмоций;

— регуляция эмоций;

— использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности [43, с. 53-55].

Исследователи, придерживающиеся второй точки зрения, эмоциональный интеллект трактуют как совокупность когнитивных способностей и личностных характеристик (Д. Гоулман и Д.В. Люсин). Д. Гоулман, основываясь на ранних представлениях П. Сэловея и Дж. Мэйера, представил структуру в следующем виде:

— самосознание;

— самоконтроль;

— социальная чуткость;

— управление отношениями.

Д. Гоулман добавил к компонентам П. Сэловея и Дж. Мэйера ещё несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности с личностными характеристиками [12].

Д.В. Люсин предлагает свою структуру, основанную на трактовке эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Он выделяет межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, каждый из которых состоит из ряда способностей. Межличностный эмоциональный интеллект включает:

— интуитивное понимание чужих эмоций;

— понимание чужих эмоций через экспрессию;

— управление чужими эмоциями.

Внутриличностный эмоциональный интеллект предполагает:

— осознание своих эмоций;

— управление своими эмоциями;

— контроль экспрессии [35].

Структура Р. Бар-Она отражает третью точку зрения (трактовка эмоционального интеллекта как черты характера), поскольку он определяет эмоциональный интеллект как совокупность не когнитивных способностей и знаний, дающих человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Р. Бар-Он выделил пять компонентов эмоционального интеллекта:

— внутриличностный;

— межличностный;

— адаптируемость;

— регуляция стресса;

— общее настроение [42].

Итак, процесс исследования эмоционального интеллекта можно описать следующим образом. Структура П. Сэловея и Дж. Мэйера, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции можно считать структуру Р. Бар-Она, который отказывается относить к эмоциональному интеллекту когнитивные способности [42]. Структура Д. Гоулмана объединяет когнитивные способности с личностными характеристиками.

Мы в своем исследовании предлагаем, что эмоциональный интеллект представлен следующими структурными компонентами:

— распознаванием эмоций;

— эмоциональной осведомленностью;

— управлением эмоциями;

— эмпатией;

— самомотивацией.

Выделенные структурные компоненты имеют разную природу. Например, «самомотивация» и «управление эмоциями» базируются на биологических, возможно, темпераментных особенностях. Такие как «распознавание эмоций», «эмоциональная осведомленность» и «эмпатия» являются социально ориентированными, более подверженными влиянию извне.

Таким образом, при всей неопределенности рассматриваемого понятия, которую до сих пор не удалось преодолеть, очевидно, что во всех случаях речь идет об эмоциональном постижении мира и эмоциональных способах приспособления к нему (или его изменения). Важность такого подхода трудно переоценить, а для педагога невозможно и недооценить.

В дальнейшем мы будем пользоваться следующим рабочим определением: эмоциональный интеллект – это способность человека понимать собственные чувства, умение поставить себя на место другого и умение контролировать эмоции для повышения собственной жизнестойкости.

Под понятием «эмоции» в современной психологической литературе понимается психический процесс, отражающий субъективное отношение человека к действительности и к самому себе. Эмоции – это интегративное выражение тонуса нервно-психических процессов, находящее отражение в изменении параметров нервно-психической деятельности и соматических проявлений [50].

Под понятием «эмоциональная сфера» в современной психологической литературе понимается сложная система взаимодействующих и взаимообуславливающих состояний и чувств. Эмоциональная сфера человека играет исключительно важную роль в его жизни, и включает в себя два главных компонента: чувства и эмоции [47].

Чувства являются сами по себе сущностью его психической реальности и определяют его поведение, а эмоции выступают материалом для развития и изменения чувств и содержанием ситуационной эмоциональной жизни.

Эмоциональные проявления подразделяются на эмоциональные состояния, отношения и реакции. Под эмоциональным состоянием понимается пребывание в каком-либо расположении духа, связанном с общим соматопсихическим тонусом субъекта.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы