Магистерский диплом (ВКР) на тему От гендерного равенства до трансгендерной множественности. Психоаналитический взгляд на проблематизацию половой идентичности в современной культуре.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ГЕНДЕРНОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ
1.1. Культурно-символическая
концепция психики как теоретическая основа анализа гендерных аспектов личности. 9
1.2. Социально-культурологическая
характеристика понятий маскулинности и фемининности в современном обществе. 25
1.3. Гендерная идентичность как
социально-психологическая категория. 53
Выводы по первой главе. 66
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ПОЛОВОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1. Методология эмпирического
исследования осознания половой идентичности в российском обществе. 68
2.2. Особенности гендерной
социализации детей в семье и социуме. 70
2.3. Трансгендер как выражение
«кризисной идентичности» пола. 86
2.4. Эмпирическое исследование
осознания половой идентичности в российском обществе. 99
Выводы по второй главе. 108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИЕТРАТУРЫ.. 114
ПРИЛОЖЕНИЯ. 124
Введение:
Каждая страна и этническая группа имеет
свои специфические гендерные ролевые ожидания. Традиционные гендерные роли
могут сильно отличаться от культуры к культуре, и в некоторых культурах как
мужчины, так женщины сталкиваются с опасной дискриминацией и насилием ввиду
несоответствия своему биологическому полу. В сознании мирового сообщества достаточно
широко распространены стереотипы о женщинах, но общество часто ожидает, что
мужчины также будут соответствовать стереотипным гендерным ролям.
Гендерные предубеждения существуют во всех
сферах жизни общества – от рабочего места до политической арены. Гендерный
разрыв влияет на образование детей, размер зарплаты между сотрудниками одного
предприятия, многие женщины все еще отстают от мужчин в некоторых профессиях.
Основная
причина заключается в том, что это связано с гендерными предубеждениями на
рабочем месте, и это проблема, которая затрагивает всех.
Гендер обычно понимается как совокупность
характеристик или черт, связанных с определенным биологическим полом (мужским
или женским). В незападных странах гендер не всегда понимается как бинарный или
строго связанный с биологическим полом. В результате в некоторых культурах
существуют третий, четвертый, пятый или даже «несколько» гендеров. В некоторых
исследованиях отмечается, что женщинам не нравится, когда мужчины показывают
свои истинные чувства. Мужчины, которые считаются менее мужественными и более
эмоционально экспрессивными, могут быть оценены со стороны общества как плохо
приспособленные.
Нежных, эмоциональных и ранимых мальчиков часто
дразнят, унижают и бьют. Если они не живут в соответствии с тем, что общество
считает приемлемым мужским стандартом, они могут столкнуться с издевательствами
и оскорблениями с раннего возраста.
Многие культуры поощряют мужчин быть
стойкими солдатами, руководить в трудных ситуациях и никогда не проявлять
эмоций. Независимо от того, напуганы они, встревожены или несчастны, некоторые
общества не позволяют им показывать свой истинный характер. Трудно поверить в
то, что в современном мире есть места, где женщины не имеют права голоса и не
могут соревноваться в спорте, участвовать в политической деятельности страны. В
равной степени трудно поверить, что в наше время все еще считается неприемлемым
для мужчин плакать или проявлять эмоции. И на сегодняшний день во многих
развитых странах достаточно остро встает проблема борьбы за гендерное равенство
и прекращение следования гендерным стереотипам.
Во многих западных странах, таких как
Бельгия, Франция, Мальта, Норвегия, некоторые штаты США и другие все чаще
отвергается соответствие конкретным гендерным ролям в пользу более
индивидуального подхода к гендерному поведению индивида. По сравнению со многими
другими странами, Европа каждый раз доказывает, что действительно принимает и
уважает права сексуальных меньшинств. Независимо от того, будет ли это
продемонстрировано правками в законодательстве, разнообразием общественных
мероприятий, специализированных клубов, значительным большинством европейских
стран установлен вектор на равенство и признание всех людей. С каждым годом
благоприятных для ЛГБТ-сообществ стран Европы становится все больше и больше.
Такое отношение к сообществам лиц
нетрадиционной сексуальной ориентации в Европе
аргументируется тем, что современные мужчины и женщины не хотят быть
загнанными в один тип ролей. Напротив, оба пола обладают личными амбициями и
устремлениями в будущее, стремясь к успешной карьере и самореализации, свободе
и удовлетворенности жизнью.
Однако это привело к совершенно новому
набору проблем для современных ЛГБТ-пар. В основе большинства проблем
взаимоотношений в настоящее время лежат неясные ожидания и противоречивые роли
или цели между партнерами.
Кроме того, тансформационные процессы
современного общества за последние десятилетия значительно изменили разные
сферы социальных отношений, что коренным образом повлияло на психологию
субъектов этих процессов коммуникаций. Пересмотр традиционных ролей мужчин и
женщин в современном мире вызвал ряд переосмыслений устоявшихся критериев в
понимании образа «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Трансформация
традиционных стереотипов способствует и регуляции индивидуально-психологических
характеристик мужчин и женщин информационно-технологического общества.
Таким образом, «обновленные» мужчины и
женщины демонстрируют новые типы и модели отношений не только друг с другом, но
и с обществом, и с собой. Указанные изменения требуют научного анализа и
углубленного исследования. А психологическая составляющая приобретает в
гендерных исследованиях особую значимость и актуальность, как в сфере
теоретических изысканий, так и в сфере практик повседневной жизни.
Проблемам гендерной идентичности свое
внимание уделяли известные отечественные и зарубежные ученые рамках психологии
пола, социологии пола, сексологии, культурологии, в области гендерных
исследований, как междисциплинарной сферы научного знания. Вопросы сексуального
развития личности рассматривали О. В. Александрова,
С. Ф. Баркова, Е. А. Дубровская, И. С. Кон,
З. Фрейд, К. Г. Юнг и др.; психологию гендерного поведения
Д. В. Воронцов, Л. В. Доманецкая, Л. Л. Лашкова и
др.; возрастное развитие ребенка, как фактор гендерной идентичности личности,
исследовали такие психологи, как Л. С. Выготский, Р. Левонтин,
Л. Ф. Обухова и др.; культурно-социологические аспекты гендерной
идентичности освещены в работах И. К. Аратсковой,
О. А. Ворониной, Р. Левонтина, И. В. Ушкова и др.
Несмотря на достаточно обширные
исследования в области гендерного развития личности и механизмом его
формирования, многие концепции гендерного воспитания спорно во многих научных
областях, в том числе и в психологии. В частности, исследователи и теоретики
по-разному смотрят на то, насколько гендер обусловлен биологическими,
нейрохимическими и эволюционными факторами (природа) или является результатом
культуры и социализации (воспитание).
Исходя из сказанного выше, актуальным
видится более глубокое исследование психологических различий между людьми
разного пола, их социальной полоролевой дифференциации, культурных стереотипов
маскулинности и фемининности. Не менее проблематичным и актуальным является и
изучение особенностей социализации мальчиков и девочек, мужчин и женщин,
психологической идентификации личности как представителя определенного пола.
Актуальность
выбранной темы исследования «От
гендерного равенства до трансгендерной множественности. Психоаналитический
взгляд на проблематизацию половой идентичности в современной культуре»
характеризуется недостаточной разработанностью проблем гендерной идентичности,
что оказывает негативное влияние на осознания
половой идентичности в российском обществе.
Объект
исследования: гендерная идентичность в современном
обществе.
Предметом
исследования является психоаналитический взгляд на
проблематизацию половой идентичности в современном обществе.
Цель
исследования: разработка и реализация программы
комплексного социально-психологического исследования общественного мнения
россиян о половой идентичности в
российском обществе.
Для достижения цели
необходимо решить следующие задачи:
1.
Рассмотреть культурно-символическую концепцию психики как основу анализа
гендерных аспектов личности.
2. Раскрыть
социально-культурологическую характеристику понятий маскулинности и
фемининности в современном обществе.
3. Проанализировать
социально-психологические основы гендерной идентичности.
4. Выявить
особенности гендерной социализации детей в семье и социуме.
5. Выявить
факторы взаимосвязи между трансгендером и кризисной идентичностью пола.
6. Провести
эмпирическое исследование осознания половой идентичности в российском обществе.
Гипотеза исследования состоит в том, что современная культура
и социум оказывают инверсионный тип воздействия на половую социализацию с
чрезмерной маскулинизацией женщин и феминизацией мужчин. Такое искажение
полоролевой структуры пагубно отражается на полоролевом развитии детей,
затрудняет адекватный выбор полоролевой позиции ребенком.
Методы
исследования:
— теоретические: изучение, анализ и
обобщение научных подходов к проблеме исследования;
— эмпирические: онлайн-анкетирование
пользователей социальных сетей, глубинное интервью жителей г. Москвы;
анализ ответов глубинного интервью на основе аудиозаписи опроса;
— статистические: обработка результатов
анкетирования в программе SPSS.
Научная
значимость данной работы заключается в теоретически обоснованном
раскрытии основных причин, оказывающих влияние на сформированность и содержание
общественного мнения россиян о половой
идентичности личности.
Практическая
значимость исследования заключается в разработке программы
комплексного социально-психологического исследования «Гендерная идентичность в общественном мнении
россиян»
и возможности использования результатов внедрения программы в процесс
определения путей для понимания россиянами особенностей гендерной идентичности
личности.
Теоретическую
базу
для написания выпускной квалификационной работы составили труды выдающихся
отечественных и зарубежных исследователей в области изучения проблем гендерного
развития личности таких, как А. Баллок, Т. В. Бендас,
Д. В. Воронцов, Д. Гири, Л. С. Выготский, Л. В. Доманецкая, Е. П. Ильин, Г. Ф. Келли,
С. Киллерман, И. С. Кон, Р. Крукси,
Б. Р. Мандель, З. Фрейд
другие.
Эмпирической базой для дипломной работы
стали результаты авторской программы социально-психологического исследования,
которая включает онлайн-анкетирование интернет-пользователей социальных сетей и
глубинное интервьюирование жителей г. Москвы.
Общая
структура выпускной квалификационной работы включает в себя
введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения. Общий
объем работы расположен на 148 страницах.
Заключение:
Анализ теоретико-методологических основ
культурно-символической концепции психики, как теоретической основы анализа
гендерных аспектов личности показал, что:
1. Жизненная активность личности
непосредственно связана с широким комплексом анатомо-физиологических,
психологических, поведенческих и социальных функций. Обязательным компонентом гендерной
культуры любого индивида в любой цивилизованной стране является отношение
личности к собственной гендерной роли в ответ на окружение, включая семейное
взаимодействие, средства массовой информации, сверстников и образование. Также
было выявлено, что гендерные роли и гендерные стереотипы весьма изменчивы и
могут существенно изменяться с течением времени.
Также было раскрыто, что мужчины и
женщины, во-первых, обладают разными степенями маскулинности и фемининности –
они могут быть более или менее маскулинными, фемининными или андрогинными.
Во-вторых, маскулинность и фемининность многогранные и многомерные понятия.
Кроме того, удовлетворение гендерных отношений на социально-психологическом
уровне характеризуется разнообразностью по содержанию и происхождению.
2. Анализ научных источников о
социально-культурологической характеристике маскулинности и фемининности дал
возможность раскрыть особенности данного феномена как приобретенные социальные
идентичности по мере социализации индивидов. По мере становления индивида в
социуме у него развивается гендерная идентичность, как понимание того, что
значит быть «мужчиной» или «женщиной». С социально-культурной точки зрения
естественная женственность включает, например, материнство, заботу о детях,
стремление к красивой одежде и демонстрацию эмоций. Естественная
мужественность, напротив, может включать в себя отцовство, жесткое поведение,
стремление к спорту и соперничеству, а также скрытие эмоций.
Обзор литературы показал, что общество
тысячелетиями диктовало мужчинам и женщинам должную манеру поведения, и даже
примеры внешнего вида. И если гендерное разделение было обусловлено
необходимостью выживать, то в современном мире образ молодежи – это мужеподобные
девушки и женоподобные парни, это пальто оверсайз и короткие стрижки. Сами того
не подозревая, общество создает новый, уникальный гендер. Мужчины становятся
более чувственными, женщины приобретают силу. Эволюция меняет личность
физически, морально, приспосабливая только ради возможности существования и
продолжения рода.
В процессе анализа было обнаружено, что
помимо социально-культурных убеждений в основе негативного отношения общества к
лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией лежит и биологическая реакция,
как выработанная на протяжении многих столетий в процессе эволюции человечества
система поведения личности для максимального обеспечения репродуктивной и
оздоровительной функции человеческого организма.
3. Рассматривая гендерную идентичность как
социально-психологическую категорию, было раскрыто, что гендерная идентичность
вырабатывается в процессе сложного взаимодействия природных задатков индивида,
социального окружения, соответствующей социализации личности, внутреннего
психологического стремления ее к «типизации» или «кодирование». По теории
З. Фрейда гендерное развитие происходит на третьем этапе психосексуальной
теории развития личности – фаллической стадии, на которой либидо ребенка
сосредоточено на его гениталиях: мальчики испытывают Эдипов комплекс и
отождествляют себя с отцом; девочки переживают комплекс Электры и отождествляют
себя с матерью.
Было выявлено, что сексуальное развитие
склонно к тревожным расстройствам, препятствующим этому результату, если
различные стадии неудачно согласованы. Традиционно существует три основных
психологических объяснения того, как мы прокладываем путь к гендерной
идентичности. Это психодинамическая теория, теория социального обучения и
когнитивно-развивающая теория. Все они сосредоточены на раннем детстве, то
есть, примерно до семи лет. Ключевым моментом в развитии гендера является
разрешение Эдипова комплекса для мальчиков и комплекса Электры для девочек. По
мере взросления несоответствия между их знаниями и опытом окружающей среды
приводят к тому, что представления детей соответственно меняются. Приобретение
гендерного постоянства, стабильности и последовательности может произойти
только тогда, когда ребенок достиг определенного уровня когнитивной зрелости.
4. Изучая вопросы особенностей гендерной
социализации детей в семье и социуме, были выделены семилетние жизненные циклы,
которые имеют свои пики кризиса, на которых мальчики или девочки находятся в
антиподе на определенном уровне развития: духовном или физическом. Так, первый
кризис отмечается в 3-3,5 года, где девочки находятся на духовном уровне, а
мальчики – на нижнем. Затем
разница в восприятии окружающего мира успокаивается и ближе к семи годам дети
гендерно выравниваются, они одинаково равны, у них одинаковые интересы, вкусы.
Особую роль
в гендерной идентичности играет семья, где ребенок социализируется в обществе.
В связи с этим большую роль играют крепкие и теплые отношения в семье. А также
взаимодействие родителей и детей, где родители должны выстраивать отношения не
в авторитарном формате, а в дружеском. Именно в семье закладываются основы
характера человека, его отношение к труду, морали, культурным ценностям;
формируется личность будущего семьянина. Также воспитание в семье может
по-разному реагировать на асоциальное поведение мальчиков и девочек.
Родители из
разных социальных и культурных слоев также по-разному подходят к воспитанию
детей, при этом люди из малообеспеченных семей с большей вероятностью
поддерживают традиционные гендерные роли.
Таким
образом, можно сделать вывод, что гендерные стереотипы в воспитании детей с
раннего возраста влияют на их дальнейшую жизнь. Дети из семей с традиционными
гендерными ролями чаще сами имеют стереотипные гендерные ожидания.
5. Изучение выражение кризисной
идентичности пола в формате трансгендера показало, что мужская или женская
гендерная идентичность не имеет значения в современном цивилизованном обществе.
Гендерные роли – это социальные конструкты, выработанные с течением времени и
не основанные на естественном человеческом поведении. Однако многие из
известных сегодня гендерных стереотипов не всегда присутствовали в прошлом и
являются относительно новыми тенденциями в человеческом обществе. В
подтверждение вышесказанного были рассмотрены различные трансгендерные сообщества
Америки, Индии, Бангладеш, Пакистана и территории Османской империи.
Исследования показывают, что многие гендерные роли во всем мире диктуются
окружающей средой и потребностями общества.
6. Результаты эмпирического исследования
подтвердили выдвинутую гипотезу исследования о том, что современная культура и социум оказывают
инверсионный тип воздействия на половую социализацию лиц нетрадиционной
ориентации, что пагубно отражается на полоролевом развитии детей, затрудняет
адекватный выбор полоролевой позиции ребенком. Также была подтверждена гипотеза
онлайн-анкетирования и глубинного интервьюирования, что негативное отношение к
сексуальным меньшинствам спровоцировано социальными устоями. Частично
подтверждена гипотеза о восприятии россиянами людей нетрадиционной сексуальной
ориентации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРИИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ 1.1.
Культурно-символическая концепция психики как теоретическая основа анализа
гендерных аспектов личности
Активные общественные трансформации,
которые происходят в современном мире, существенно меняют устоявшиеся способы
жизнедеятельности, общественные нормы и идеологические конструкции, которые их
определяют. Эти трансформации активно осмысливаются на различных уровнях;
формируются и развиваются новые научные направления, имеющие целью осмыслить и
выразить эти изменения.
Одним из таких направлений стала теория
гендера. Появившись в отечественных социальных и гуманитарных исследованиях в
начале 1990-х, термин «гендер» и связанная с ним проблематика получили бурного
распространения и развития, поскольку апеллировали, вероятнее всего, к наиболее
обстоятельному разделению человечества – разделению по половым признакам,
поднимая вопрос «Что такое быть женщиной или мужчиной в современном мире?».
Однако, впервые этот термин был употреблен американским сексологом
Дж. Мани в 1955 г. для терминологического разделения биологического
пола человека и социальной роли индивида в исследованиях транссексуальных и
интерсекс-людей для описания внутреннего самоощущения
личности как мужчины или женщины [57].
В переводе с английского языка «gender»
(гендер) буквально означает пол (расовый, половой, возрастной) и грамматический
род – мужской, женский, средний [41]. В дальнейшем это понятие стало обозначать
социополовое сознание индивида, в отличие от собственно биологических
(генетико-морфологических, анатомических, физиологических) характеристик
личности с присущими ей характеристиками образа жизни, поведения, намерений,
стремлений и пр. Гендер касается не только мужчин и женщин как отдельных
индивидов, но и характеризует отношения между ними как
социально-демографическими группами, а также гендерные отношения в целом – то,
как реализуются социальные роли женщин и мужчин, девочек и мальчиков, как они
социально выстраиваются [16].
В социологическом словаре Д. Джери и
Дж. Джери термин «гендер (gender)» имеет два значения – «1. (Общее
значение) различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2.
(Социологическое значение) социальное
деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее
с ним. Таким образом, социологическое использование термина может отличаться от
повседневного» [18, c. 109]. Понятие «гендер»
Е. А. Здравомыслова и А. А. Темкина определяют как
«совокупность социальных и культурных норм и ожиданий в отношении мужчин и
женщин; социально формируемые характеристики мужественности и женственности»
[21, c. 52]. Всемирная организация
здравоохранения (ВОЗ) определяет гендер как понятие, которое «относится к
социально сконструированным характеристикам женщин и мужчин, таким как нормы,
роли и отношения между группами женщин и мужчин. Оно варьируется от общества к
обществу и может быть изменено. Кроме того, важно признать существование лиц,
которые не вписываются в бинарную систему категорий мужского и женского полов.
Гендерные нормы, отношения и роли влияют также на результаты в отношении
здоровья трансгендерных и интерсексуальных лиц» [24].
Исследования культурной антропологии и
социологии, появившиеся в 70-е года ХХ века сначала в США, а впоследствии в
Канаде, Великобритании и других высокоразвитых странах, раскрывают дефиницию
«гендер» как разделение понятий «sex» (пол) и «gender» (род, пол) [5].
Побуждением к развитию теории гендера и
гендерных исследований в современной науке послужило суждение среди философов,
социологов, психоаналитиков о необходимости разведения биологической и
культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом. В этот период
были опубликованы научные работы, отражающие
изменение взглядов исследователей на гендерные исследования. Некоторые из
этих работ включали учебники, поскольку являлись важным способом сбора
информации и придания смысла новой области в социально-психологических
исследованиях [67].
Так, в 1968 году американским
психоаналитиком Р. Дж. Столлером в работе «Пол и гендер: к развитию
маскулинности и фемининности» было предложено научно обоснованную концепцию
понятия гендер. Р. Дж. Столлер предложил использовать слово «гендер»
для описания половой самоидентификации людей, которая не всегда совпадает с их
биологическим полом, а также для описания социально установленных характеристик
мужчин и женщин в отличие от биологических факторов [38]. Исследователь
полагал, что при установлении пола индивида необходимо учитывать как врожденные
биологические особенности и репродуктивные функции организма, так и «социальный
пол» индивида – его психосоциальную роль и определенную деятельность в культуре
конкретного общества, которые выражают мужской или женский статус. Суждение
Р. Дж. Столлера о необходимости разделения биологической и культурной
составляющих в изучении вопросов, связанных с полом, способствовало
формированию особого направления в современной гуманитарной науке – гендерным
исследованиям.
Понимание гендера как системы
межличностных отношений, посредством которых формируется, удостоверяется и
воспроизводится представление о мужском и женском в качестве категорий
социального порядка, были приняты многими гуманитариями с конца 70-х гг. [39].
Данные взгляды были основаны на предложенном И. Гофманом толковании
понятия «гендер». Так, А. М. Джаггар и П. С. Ротенберг [61]
предлагали альтернативные точки зрения отношений между женщинами и мужчинами.
Исследователями акцентировалось внимание на современном состоянии отношений
между мужчиной и женщиной и необходимости изменений в таких социальных
областях, как феминизм, сексизм, работа, семья и сексуальность. Рассматриваемые
учеными теории включали либерализм, классический марксизм, социалистический феминизм,
мультикультурный феминизм и глобальный феминизм.
Начиная с 1980-1990 гг. в научном
мире стали достаточно распространенными гендерные исследования. Однако как
понимание и использование самого понятия «гендер», так и методы, применяемые в
ходе исследований очень разные. Так, понятие «гендер» в различных
социально-психологических школах имеет следующее содержание:
— сводная социобиологическая
характеристика личности;
— социальный статус, который достигается;
— совокупность социальных ролей;
— культурная схема (С. Л. Бем)
— социальный институт (Дж. Лорбер)
— система межличностного взаимодействия,
гендер как технология предъявления себя в пространстве социального
взаимодействия (Дж. Батлер) [10].
Теоретически концепция гендера также была
обоснована такими исследователями, как Дж. Келли и Дж. Скотт (США),
Ж. Лакан (Франция), Э. Дженуэй (Великобритания). Она включает в себя
такие характеристики, как биологический пол, установленные обществом модели
мужского и женского поведения. В частности, Дж. Скотт определила четыре
компонента гендера как концепции социальных отношений полов: 1) комплекс
культурных символов; 2) нормативные утверждения, которые их интерпретируют; 3)
гендерная идентификация личности [28].
В 1978 году была опубликована книга «Women
and sex roles: A social psychological perspective» (Женщины и сексуальные роли:
социально-психологическая перспектива) – один из первых учебников по психологии
женщин и сексуальных ролей. Еще один научный труд «Gender and Communication»
(Гендер и коммуникация) стал первым учебником, в котором обсуждалась тема
гендера и активное взаимодействие между объектами.
Другие авторитетные научные работы
западных исследователей были посвящены развитию гендера. В 1966 году была
опубликована самая известная и цитируемая книга Элеонор Маккоби совместно с
Кэрол Жаклин «Психология половых
различий», которая упоминается во всех современных психологических работах,
связанных с понятием «гендер» [51]. Эта книга была посвящена тому, какие
факторы влияют на гендерное развитие
ребенка. Авторами рассматривались в соответствующих главах влияние и эффекты
гормонов, социального обучения и когнитивного развития на формирование половой
идентичности ребенка.
В 1972 году Джон Мани публикует книгу
«Мужчина и женщина, мальчик и девочка», в которой публикует результаты своих
исследований, проведенных с интерсексуальными субъектами. В книге было высказано
предположение, что социальная среда, в которой растет ребенок, играет более
важную роль в определении пола, чем генетические факторы, которые он наследует.
В последние годы большинство теорий Дж. Мани относительно важности
социализации в определении пола подверглись интенсивной критике, особенно в
связи с ложным сообщением об успехе эксперимента «Джон/Джоан» [69].
Выдвинутая теория Дж. Мани о
нейтральной гендерной идентичности детей при рождении должна была подтвердиться
случаем изменения гендерной идентичности в процессе воспитания с раннего
детства Брюса Реймера, переименованного в Бренду. Данный эксперимент был связан
с травмированием половых органов Брюса, которому в младенческом возрасте
вынужденно провели операцию по удалению мужских гениталий. Несмотря на все
усилия родителей в воспитании у Брюса женских стереотипов, мальчик не принял
женскую роль. Ни переодевание в платье, ни игры в куклы не смогли усыпить
мальчишескую составляющую ребенка. Движения (походка), манера разговаривать и
поведение (драчливость) Брюса/Бренды были характерны больше для мальчиков, чем
для девочек. В течение многих лет случай Брюса/Бренды/Дэвида Реймера был
известен в медицинском сообществе как, чрезвычайно спорный эксперимент в
психологии, антропологии, нейроэндокринологии и медицине.
О роли родителей и воспитания в
формировании у детей гендерной идентичности стала опубликованная в 1974 году
книга Е. Маккоби и К. Джеклин «Психология половых различий». В книге
говорилось о том, что мужчины и женщины ведут себя более сходно, чем
предполагалось ранее. Авторы также
предположили, что дети имеют большую власть над тем, в какую гендерную роль они
вырастают, выбирая, кому из родителей подражать или выполняя такие действия,
как игры с фигурками или куклами. На основе анализа ряда экспериментальных
исследований исследователи пришли к выводу, что в первые годы жизни нет
различий в частоте и продолжительности отрицательных эмоциональных реакций у
мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность изменяется. У
мальчиков такие реакции возрастают, а у девочек – убывают. Е. Маккоби и
К. Джеклин объясняют это тем фактором, что девочки, имея те же агрессивные
тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за наказания, в то время как к
агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно [15].
Тем не менее, эти работы добавили новые знания в область гендерной психологии.
В результате исследований были выявлены различия в области эмоциональной сферы
девочек и мальчиков. В частности, Е. П. Ильин [23] писал, что в
соответствии с разделением социальных ролей сформировался определенный взгляд
на женщин как на инфантильные создания, живущие эмоциями. Ученым отмечается,
что исследования многих зарубежных авторов подтверждают, что для девочек
старших классов социальная среда оказывается более насыщенной эмоциональными
событиями, имеющими стрессогенное значение, чем для мальчиков. Кроме того,
эмоциональная сфера женщин дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин. Несмотря
на то, что во многих исследованиях выявлены отчетливые различия в эмоциональной
сфере мужчин и женщин, до сих пор не ясно, являются ли хотя бы некоторые из них
врожденными или все эти особенности приобретаются в процессе специфичного
воспитания ребенка.
По мнению Р. Хофа [55], эти работы
основывались не только на доведении биологических различий между мужчинами и
женщинами, но и на их разделении на социальные роли, формы деятельности,
различиях в поведении, ментальных, эмоциональных характеристиках. Исследования
в области культурной антропологии убедительно доказали: то, что в одном
обществе считается характеристикой женщин, в другом может быть характеристикой
мужчин.
Таким образом, впервые гендерная роль
перестает рассматриваться как проявление предустановленной природы, а
выделяется как система ожиданий адекватного поведения.
При этом гендер рассматривался не как естественный пол, а как
социально-культурный конструкт. Отсюда следует, что некоторые характеристики
женщин, например, эмоциональность, склонность к самопожертвованию,
ориентированность на семью и детей, являются не природными чертами, а
характеристиками, сформированными определенным типом общества. Таким образом,
выяснилось, что понятия «женственность» и «мужественность» обусловлены
культурой и является полисемантическим. То есть, формирование у
конкретного индивида гендерного стереотипа зависит от биологических факторов
как первичной установки половой идентичности, но огромную роль играет
окружающий социум. Истинное понимание гендера заключается не в навязывании
идентичности полового признака индивиду, а в предоставлении ему помощи (при
необходимости) и принятии окружающими его внутреннего самоощущения как представителя
того или иного гендера.
Следует отметить, что в англоязычных
источниках для определения понятия «пол» исследователи используют два понятия
«sex» и «gender». Термин «sex» употребляется чаще и, как отмечает
Дж. Лорбер [30], означает пол как биологическую категорию (сочетание генов
и гениталий или дородовый, подростковый и взрослый гормональный комплекс).
Вместе с тем, это понятие употребляется и как социальная категория, которая
фиксирует назначение индивида в обществе с его рождения, основанное на типе
гениталий [30]. Исходя из того, что жизненная активность
личности непосредственно связана с широким комплексом анатомо-физиологических,
психологических, поведенческих и социальных функций, данные поведенческие
характеристики охватываются понятием «сексуальность», если они направлены на
размножение или удовлетворение самых различных потребностей путем активизации
репродуктивной системы организма. Как утверждает Д. В. Воронцов [13],
составляющими сексуальности выступают: биологический пол, гендер и сексуальные
предпочтения.
В повседневной речи слово «пол» по
отношению к человеку, обозначает широкий комплекс личностных характеристик, по
которым различаются индивиды в качестве мужчин или женщин: репродуктивные,
соматические, поведенческие и социальные свойства объекта. Тем не менее, в
строго научном значении термин «пол» употребляется как набор
анатомо-физиологических (биологических) признаков, по которым дифференцируются
и репродуктивно дополняются биологические особи одного вида. К биологическим
признакам понятия «пол» относятся:
1. Набор хромосом.
2. Половые органы (гениталии).
3. Эндокринная система.
4. Телесные признаки: мышечная масса,
распределение жировой ткани, степень волосяного покрова тела.
5. Функциональность особи в процессе
размножения: осеменение или вынашивание плода [13].
В общих чертах термин «пол» относится к
биологическим различиям между мужчинами и женщинами, таким как гениталии и
генетические различия. Тем не менее, понятие «гендер» труднее определить,
так как он может относиться к роли мужчины или женщины в обществе, известной
как гендерная роль, или к концепции индивида о себе, или к гендерной
идентичности [85]. Иногда генетически заданный пол человека не соответствует
его гендерной идентичности. Эти люди могут называть себя трансгендерными,
бигендерными или гендерно несогласными и пр. То есть, необходимо разделять два
понятия гендер как диапазон характеристик личности, относящихся к маскулинности
и фемининности, и гендерная идентичность – представление индивида о себе как о
мужчине или женщине, или как о мальчике или девочке, или как о некоем сочетании
мужчины/мальчика и женщины/девочки, или как о ком-то колеблющемся между
мужчиной/мальчиком и женщиной/девочкой, или как о ком-то вообще вне этих
категорий. Гендерная идентичность отличается от биологического пола.
Как было сказано ранее, различия между
мужским и женским полом носят анатомический и физиологический характер.
Например, мужские и женские гениталии, как внутренние, так и внешние, различны.
Точно так же различаются уровни и типы гормонов, присутствующих в мужском и
женском организме. Кроме того, пол индивидуума определяется генетическими
факторами. Женщины имеют 46 хромосом, включая две X-хромосомы, а мужчины – 46,
включая X и Y. Y-хромосома является доминантной и несет сигнал для эмбриона о
начале роста семенников [56]. И у мужчин, и у женщин есть тестостерон, эстроген
и прогестерон. Однако, женщины имеют более высокие уровни эстрогена и
прогестерона, а мужчины имеют более высокие уровни тестостерона. Разделение
между мужчиной и женщиной часто рассматривается как бинарное, но это не совсем
верно. Например, некоторые мужчины рождаются с двумя или тремя Х-хромосомами,
так же как некоторые женщины рождаются с Y-хромосомой. В некоторых случаях
ребенок рождается со смесью женских и мужских гениталий. Их иногда называют
интерсексуальными, и на современном этапе развития западного общества родители
могут решать, какой пол назначить ребенку. В социально-психологическом контексте
термин «гендер» обозначает социокультурные представления об индивидуальности
мужчин и женщин и индивидуальные когнитивные схемы в отношении личности людей
разного пола и разных сексуальных предпочтений [48]. Гендер имеет тенденцию обозначать
социальную и культурную роль каждого пола в рамках данного общества.
Вместо того, чтобы быть чисто назначенными генетикой, как это обычно бывает с
половыми различиями, люди часто развивают свои гендерные роли в ответ на их
окружение, включая семейное взаимодействие, средства массовой информации,
сверстников и образование. Например, современная социальная структура
рассматривает мужчин и женщин как равноправных партнеров общества, обладающих
равными правами, статусом и ответственностью. Это характеризует смену
представлений об историческом патриархате. Молодые люди, которые наблюдали в
семьях авторитарного отца и покорных матерей, ожидают того же, когда создают
свои собственные семьи. Равный статус может беспокоить мужчин, поскольку заложенные
в них многовековой историей элементы превосходства могут потребовать
определенного количества времени, чтобы смириться и принять новую
социокультурную установку. Аспект равенства также вызывает определенные
вопросы. Кто должен руководить в семье и кому быть руководимым? Кто является
авторитетом в вопросах, связанных с семьей? и т.д. Данные факторы могут
привести к семейным конфликтам [46]. Данная тенденция наблюдается на разных
уровнях социальной жизнедеятельности: государственная власть; наука, в частности
химия, физика, математика и пр.; управление производством (яркий пример к/ф
«Москва слезам не верит»); вооруженные силы и т.д. Согласно биологическим подходам,
психологические и поведенческие гендерные различия связаны с биологическими
различиями между мужчинами и женщинами. В рамках данных теорий исследователи
сосредоточились на исторических объяснениях, таких как эволюционные процессы, и
более современных исследованиях, таких как гены и половые гормоны. Теоретики
эволюции, такие как Дэвид Басс [66] и Дэвид Гири [73], подчеркивают, что
выживание человеческого вида зависит от успешной репродукции; гены,
ответственные за стратегии, ведущие к успешной репродукции, с большей
вероятностью передаются нашим потомкам, чем стратегии, которые не приводят к
репродуктивному успеху. Считается, что этот эволюционный процесс ведет к
психологическим гендерным различиям, потому что поведение, необходимое для
успешного репродуктивного воспроизводства, требует гендерных различий. Авторами
акцентируется на том, что женщины несут физическую ответственность за
вынашивание и вскармливание своего потомства, и поэтому они могут иметь лишь
ограниченное количество детей. Учитывая то, что женщины хотят, чтобы их потомки
имели гены высшего уровня, и в конечном итоге могли продолжать род, они ищут
партнеров, которые, вероятнее всего, будут хорошими долгосрочными поставщиками
высококлассной наследственности. Это заставляет женщин быть внимательными к
характеристикам, которые они ищут в партнере.
С другой стороны, мужчины сталкиваются с
неуверенностью в отцовстве, поскольку они практически не могут быть уверены,
что являются биологическим отцом своих детей. Теоретики эволюции считают, что
это приводит к тому, что самцы становятся менее разборчивыми в своих партнерах
и предпочитают иметь несколько сексуальных связей с молодыми и привлекательными
женщинами, считая, что у них будет больше шансов на репродуктивную функцию.
Мужчины также считаются более агрессивными, чем женщины, потому что они должны
соревноваться с другими мужчинами за женщин, которые выбирают своих
партнеров-мужчин [23].
Помимо объяснения гендерных различий в
предпочтениях партнера и агрессии, эволюционные принципы использовались для
объяснения гендерных различий в ревности (Д. Басс, Р. Ларсен,
Д. Вестен, Дж. Семмельрот и др.), в предпочтениях и выборе игр по
полу (Ж. Александер, Л. В. Градусова, К. Жаклин,
Е. Маккоби и др.) и способностях к пространственному мышлению
(К. Е. Гавриленко, Э. Гарсайд, Р. Е. Стеффорд и др.).
Была выдвинута гипотеза, что у мужчин более сильные навыки пространственного
мышления, чем у женщин, потому что они нуждались в этих навыках для успешной
охоты, в то время как пространственные способности были менее важны для женщин,
которые оставались дома, чтобы заботиться о детях [65].
Различные роли мужчин и женщин также
использовались для объяснения того, почему девочки с большей вероятностью
предпочтут женские игрушки, а мальчики – мужские. Дж. Александер [60]
предполагает, что стратегии, необходимые для успешной охоты, привели к тому,
что зрительная система мужчин стала чувствительной к отслеживанию
пространственных перемещений объектов, что объясняет, почему мальчики
предпочитают объекты, вызывающие движение (например, автомобили). Напротив,
навыки, необходимые для добычи растительной пищи (например, способность
различать красные длины волн) и заботы о младенцах (например, способность
прорабатывать выражения лица), привели к тому, что самки стали очень
чувствительны к особенностям предметов, что соответствует предпочтениям женщин
в отношении кукол и теплых цветов.
Хотя эволюционная перспектива дает
универсальное объяснение гендерных различий, исследователи гендерного развития
критикуют этот подход по нескольким причинам. Основные опасения заключаются в
том, что эволюционные объяснения не учитывают индивидуальные вариации
гендерно-типичного поведения и что другие теории предоставляют более конкретные
результаты практических исследований [27]. Эти
ограничения заставили некоторых теоретиков сосредоточиться на более близких к
биологическим объяснениям гендерного развития.
Однополая модель сексуальности как
вертикальная иерархия мужского и женского начал в XIX веке постепенно
вытесняется новым восприятием сексуальности, разделяя ее на два самостоятельных
и противоположных типа – мужской и женский [56]. Различие в социальном
поведении мужчин и женщин согласно новой модели рассматривается относительно
биологического определения в связи с различием в: строении анатомического тела;
эндокринной системы; психофизиологических функций; телесных процессов; физических
реакций на эмоции и пр.
Так, биологический подход в теории гендера
предполагает, что между полом и гендером нет никакого различия, и, таким
образом, биологический пол определяет гендерное поведение [7]. Пол, согласно
теории, определяется двумя биологическими факторами: гормонами и хромосомами.
Гормоны – это химические вещества, которые выделяются железами по всему телу и
переносятся с кровотоком. Одни и те же половые гормоны встречаются как у
мужчин, так и у женщин, но различаются по количеству и влиянию на разные части
тела.
Тестостерон – это стероидный мужской
половой гормон (андроген), который больше вырабатывается у мужчин, чем у
женщин, и влияет на развитие и поведение как до, так и после рождения.
Тестостерон, высвобождаясь в утробе матери, вызывает развитие мужских половых
органов (в 7 недель) и воздействует на гипоталамус, что приводит к
маскулинизации мозга [78].
Тестостерон может вызывать типично мужское
поведение, такое как агрессия, соперничество, зрительно-пространственные
способности, более высокое сексуальное влечение и т.д. Область гипоталамуса в
основании мозга, называемая сексуально диморфным ядром, у мужчин намного
больше, чем у женщин.
В то же время в детском возрасте
тестостерон действует и на развитие мозга. У всех людей левое полушарие
головного мозга отвечает за вербальную информацию – логическое и абстрактное
мышление. Работа правого полушария важна для обработки невербальной информации,
то есть информации, выражаемой в символах, образах, а не словами.
С. А. МакЛеод [80]
обращает внимание на исследования ряда ученых (Дж. К. Гор,
Р. Т. Констебль, К. Р. Пью, П. Скудларски,
Р. К. Фулбрайт, Б. А. Шайвиц, С. Е. Шайвиц и др.)
с использованием МРТ-сканирования, которые показали, что при выполнении
языковых заданий женщины, как правило, используют оба полушария, а мужчины –
левое. То есть, у мужчин полушария работают более независимо, чем у женщин, и
на эту латерализацию влияет тестостерон.
Российские ученые
И. И. Батамиров, Г. Е. Введенский,
Л. О. Пережогин, А. А. Ткаченко, пришли к выводу, что
мужской и женский мозг не всегда идентичен с точки зрения структуры и
функциональности, то есть, некоторые структуры мозга сексуально диморфны [9].
Функциональная асимметрия мозга, по мнению исследователей, непосредственно
связана с половым диморфизмом. Авторы сходятся во мнении, что, возможно,
вследствие различной функциональной организации полушарий, латерализация у
женщин менее выражена, чем у мужчин. Также имеются данные о более частой
встречаемости леворукости среди транссексуалов, гомосексуалистов.
Психологические исследования показали дефицит у гомосексуалистов двигательных и
тактильных функций левой руки, недостаточность объема восприятия, ухудшение
выполнения заданий, связанных с отрицательными эмоциями, что дает возможность
предположить у них дефицит правого полушария.
Уровень психофизиологической активности,
по мнению Г. Ф. Келли [25], определяет различия мужчин и женщин, то
есть на различие полов оказывают влияние биологические признаки и в меньшей
мере психологические отличия. К таким биологическим признакам относятся:
скорость психофизиологических реакций, двигательная активность, возможности
мышечной силы, возбудимость нервной системы и т.п. В свою очередь
причинно-следственное влияние социальных факторов на развитие и реализацию этих
биологических (половых) особенностей, обусловленная активность
психофизиологических процессов получает социокультурное и личностное понимание
[25].
Таким образом, результаты исследований
биологических факторов гендерного развития показывают, что такие факторы, как
гормоны, частично ответственны за некоторые различия, которые наблюдаются между
мужчинами и женщинами, в то время как большую роль играют социальные факторы. Исследователь гендерных отношений,
складывающихся на протяжении становления цивилизации К. Лэпёр
обращает наше внимание на то, что до XVII века в Европе базовыми отличительными
признаками определений «мужчина» и «женщина» выступали социальный статус
индивида и исполняемые социокультурные роли [79]. В повседневной жизни телесное
несходство мужчин и женщин, несомненно, не ставилось под сомнение. Однако суть
социально-психологических различий между ними усматривалась отнюдь не в
биологии. Как отмечает Т. Лэпёр, в европейской культуре длительное время
существовала однополая модель человека, согласно которой женщина
рассматривалась в качестве организма, биологически несовершенного по сравнению
с мужским. Фактически, различия между мужчинами и женщинами фиксировались не
онтологическими, а социологическими категориями.
Восприятие личности и ее поведение
характерно для каждого индивида на уровне центральной установки разделения
людей на мужчин и женщин. В связи с этим многие связывают психологические
факторы гендерной идентичности с особенностями мужской и женской природы на
уровне генетических, анатомических и физиологических особенностей индивида.
Разделение мужского и женского встречается с древних времен в мифах и традициях
многих исторически складывающихся социальных строев. Исторически гендерная
интенсификация, как социально-психологическое явление, закреплена в
разнообразных социальных институтах, таких как семья, школа, армия,
воспитательные учреждения и пр. [39].
Однако факт внешнего несходства образа
мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно здесь констатируются
наблюдаемые различия между ними. Ведь помимо наружной, общевидимой стороны эти
различия имеют социокультурный контекст. Именно данный фактор имеет значимое
место в обществе на протяжении многих вех развития цивилизации. То есть, что в
данное время и в данном социальном пространстве считается свойственным мужчине,
а что – женщине. Кроме того, существует точка зрения, что восприятие человеком
биологических различий между полами также определяется культурными факторами в
конкретный исторический период развития общества [12].
Психологическая составляющая гендера более
чем важна, поскольку выводит на гендерную идентичность, черты и характеристики,
другие неотъемлемые от конструирования гендера понятия. Актуализация ее
изучения сегодня связана с изменением устоявшихся форм социализации, ролевых
ожиданий и установок. Так, в наше время почти классический внутриличностный
ролевой конфликт «мать-труженица» углубляется под влиянием двух противоположных
факторов: рост возможностей самореализации женщин и государственной политики,
направленной на увеличение рождаемости и укрепления семьи. А выход в публичную
сферу лиц с «нетрадиционной» сексуальной ориентацией порождает уже открытый
конфликт типа индивид-общество. Поэтому психологическая интерпретация этих и
других проблемных вопросов крайне необходима и для утверждения гендерной
теории, и для выработки гендерной политики, целью которой является отражение
конкретной социокультурной реальности.
Таким образом, гендер – это совокупность характеристик,
которые определяют или различают женственность и мужественность. Гендер
является важной частью нравственного опыта человечества, поскольку он
разделяется на взаимодополняющие и обособленные группы, что оказывает большое
влияние на способность человека понимать других и общаться с ними.