Магистерский диплом (ВКР) на тему Особенности жизненной перспективы личности в результате полученной психотравмы в период юности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 5
Глава 1 Теоретический анализ проблемы жизненной перспективы личности в результате полученной психотравмы 10
1.1 Жизненная перспектива как предмет психологического исследования 10
1.2 Проблема исследования психологической травмы 22
1.3 Исследования влияния психологической травмы на развитие личности 31
Глава 2 Эмпирическое исследование жизненной перспективы в результате полученной психологической травмы в период юности 37
2.1 Организация исследования 37
2.2 Особенности жизненной перспективы личности в результате полученной психотравмы в период юности 46
Заключение 80
Список используемой литературы 82
Введение:
Актуальность исследования определяется специфическими процессами, происходящими в обществе и в мире в целом. Последние десятилетия связаны с повышенной ситуацией неопределенности, ощущением неуправляемости внешней действительности, которые на уровне личности часто проживаются ощущением бессмысленности, бессилия, беспомощности.
Происходящие события требуют от личности высокого уровня адаптационных возможностей, так человек, проживающий в современных условиях должен гибко и адаптивно справляться с изменениями в условиях пандемии, внешнеполитических и экономических процессах.
Все происходящее повышает интерес исследователей к рассмотрению проблемы жизненной перспективы и ее связь с различными психологическими факторами.
Рассматривая уровень исследованности проблемы исследования можно отметить, что проблема рассматривалась в рамках категории «временная перспектива». Временная перспектива рассматривалась рядом исследователей: временная перспектива как общность прошлого и будущего на реальном и ирреальном уровнях (К. Левин, Б.В. Зейгарник, Л.К. Франк), интегративная характеристика (П. Фресс), с позиций мотивационно-деятельностного компонента (Ж. Нюттен, Т. Коттл), как способность присутствия прошлого и прогнозируемого будущего в настоящем (В.И. Ковалев, Е.Ю. Мандрикова), ментальная проекция мотивационной сферы (Н.Н. Толстых).
Формирование ключевых взглядов в проблеме жизненной перспективы закладывались в работах К.К. Платонова, А.И Епифанцевой, Е.И. Головаха, К.А. Абульханова-Славской и др.
Так можно выделить несколько подходов к осмыслению и пониманию жизненной перспективы в современных психологических исследованиях. Мотивационный подход рассматривался и разрабатывался в работах Т. Гисме, З. Залесски, К. Левин, В. Ленс, Ж. Нюттен, Л.К. Франк, Н. Фрезер, П. Фресс. Рассмотрение жизненной перспективы в контексте происходящих событий представлен в работах Р.А. Ахмерова, Е.М. Головахи, A.А. Кроника, Д.А. Леонтьева, Е.Ю. Мандриковой, Н.Н. Толстых, В.С. Хомик, Е.В. Шелобановой. Типологических подход отражен в работах таких авторов как: К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенкова. Кроме этого можно выделить образовательный подход в работах М.Р. Гинзбурга, И.В. Дубровиной, Н.Н. Толстых и прогностический в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна.
Анализ современных исследований (Е.М. Вечканова, О.Н. Попова, И.А. Ральникова, С.Л. Свешникова, Н.В. Хван, О.А. Проконич, А.С. Дерябина, А.А. Тихонова, А.Н. Кононов, Я.Ю. Селезнев, А. Мальгина, Л.С. Рашитова) показал, что имеются исследования, направленные на исследование особенностей временной перспективы в различных возрастных группах, имеющие особенности развития и опыта.
В предложенных подходах имеются сходства рассмотрения жизненной перспективы как психологического феномена, однако имеются противоречия, связанные с определением специфических качеств и свойств жизненной перспективы. Кроме этого имеются противоречия в рассмотрении жизненной перспективы в различных группах, имеющих схожие психологические характеристики, к которым, прежде всего, относятся наличие ненормативных кризисов в развитии личности и наличие психологических травм в развитии. Потребность в разрешении данного противоречия определила актуальность и цель исследования.
Цель исследования: изучить особенности жизненной перспективы личности, перенесшей психологические травмы.
Объект – жизненная перспектива личности как психологический феномен.
Предмет – особенности жизненной перспективы личности в контексте перенесенной травмы в юношеском возрасте.
Гипотеза: мы предполагаем, что жизненная перспектива личности у лиц, перенесших психологическую травму будет иметь особенности, выражающиеся в дезорганизации деятельности личности, сложности прогнозирования будущего.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ классических и современных исследований по проблемам жизненной перспективы личности в контексте перенесенной травмы;
2. Организовать эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей жизненной перспективы личности в результате полученной психотравмы в период юности;
3. Выявить специфику жизненной перспективы личности в результате полученной психотравмы в период юности.
Методологической основой исследования явились основные теоретические положения западной и отечественной психологии, сформулированные в учениях Р.А. Ахмерова, Е.М. Головахи, A.А. Кроника, Д.А. Леонтьева, Е.Ю. Мандриковой, Н.Н. Толстых, В.С. Хомик, Е.В. Шелобановой, К.А. Абульханова-Славской, Т.Н. Березиной, В.И. Ковалева, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенковой. При проведении исследования мы ориентировались на подходы к пониманию сущности и феноменологии психологической травматизации Р. Лазаруса, А. Бека, Г. Селье, П. Лэнга, Котельниковой А.В., Падун М.А., Тарабриной Н.В., Майна Н.В., Тадевосян М.Я., Сукиасян С.Г. и т.д. При рассмотрении специфики травмы межличностных отношений мы опирались на работы Н.В. Канторович, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкой, Агазаде Н., Петровой Е.Н., Карпова Э.Б. и т.д. В анализе этнопсихологической специфики переживания психических травм мы ориентировались на подходы Ю.С. Шойгу, М.В. Павлова, К.Г. Гуревич, М.В. Филипповой, Н.О. Леоненко, Е.А. Михалевой и т.д.
Для подтверждения нашего предположения нами использовались такие методы исследования как:
1. Теоретические: анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблемам жизненной перспективы личности в результате полученной психотравмы в период юности;
2. Психодиагностические:
Международный опросник «Неблагоприятный детский опыт» (ACE-IQ)
Опросник ZPTI (Zimbardo Time Perspective Inventory), разработанный американскими психологами под руководством профессора Стэнфордского университета Филиппа Зимбардо;
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (в адаптации Д.А. Леонтьева);
Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (под руководством В.И. Моросанова).
3. Методы математической статистики: корреляционный анализ и описательная статистика.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие пользователи социальных сетей, все пользователи – лица, интересующиеся психологией и состоящие в психологическом сообществе, всего в исследовании участвовало 76 человек, возраст участников от 18 до 20 лет. При этом основная часть – 19 лет, в этом возрасте приняло участие 81,6 % (всего 62 человека), в возрасте 20 лет – 13,2 % (всего 10 человек) и в возрасте 18 лет – 5,3 % (всего 4 человека).
Научная новизна. Новизна работы заключается в современном осмыслении понятий «жизненная перспектива» и «психологическая травма», произведет анализ взаимосвязей и особенностей исследуемых феноменов, что составляет новизну исследования.
Теоретическая значимость. Работа включает в себя систематизацию, осмысление понятий психологическая травма и жизненная перспектива личности, что составляет теоретическую значимость работы.
Практическая значимость. Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать полученные результаты исследования в работе психологов, социологов при оказании помощи лицам, получившим психологическую травму.
Научная достоверность результатов и обоснованность. Основой работы является стандартизированные психодиагностические методики исследования, имеющие данные о стандартизации и валидизации, полученные результаты были проанализированы при использовании математических методов, приводится аргументация выбора методов и методик, что раскрывает достоверность полученных результатов.
Структура работы. Работа состоит из двух глав, первая глава включает в себя анализ теоретических данных, вторая – результаты эмпирического исследования. Кроме этого, включает следующие разделы: введение, заключение, список использованной литературы и приложения.
Заключение:
Нами было организовано исследование особенностей жизненной перспективы в юношеском возрасте при наличии травматического опыта. Была исследована жизненная перспектива в зависимости от особенностей полученной травмы. В исследовании приняли участие респонденты юношеского возраста, получившие различные виды травм: в отношениях (к ним относили имеющийся опыт травматических отношений с различного рода насильственных действий), в семье (опыт, связанный с неблагоприятным опытом в семье, но не связанный с прямым насилием), в обществе (травматический опыт, связанный с изменениями и процессами в обществе). На основании проведенного исследования можно сделать ряд заключительных выводов.
Первая глава исследования отражает результаты теоретического анализа существующих подходов к пониманию феноменологии психических травм и жизненной перспективы. В ходе теоретического исследования было выявлено, что существует множество подходов к определению и рассмотрению сущности жизненной перспективы, наше исследование основано на подходе, рассматривающим формирование жизненной перспективы, связанной с имеющимся в прошлом опыте, как некоторой последовательности: имеющийся опыт в прошлом, актуальное настоящее, перспективное будущее. Данный подход признает, что опыт, полученный в прошлом способен обуславливать восприятии перспективы. Анализ категории «психотравма» привел нас к выводу, что психотравма представляет собой событие, затрагивающее значимые аспекты его существования, вызывающее глубокие психологические переживания, что может привести к нарушениям адаптации и стрессовым расстройствам.
Проявления травмирующих событий специфичны и многообразны в современном мире, теоретический анализ показал, что большинство классификаций выделяют травмирующие ситуации, связанные с межличностными отношениями и травмы, полученные в результате неких событий (катастрофа, война и т.д.), разница данных травматизаций заключается в особенностях действия, так межличностная травма носит накопительный характер.
Далее нами было организовано эмпирическое исследование, в ходе которого были исследованы особенности жизненной перспективы у респондентов с различными видами полученных травм, а также особенности ценностей и смыслов жизни, особенностей планирования.
На оснвоании проведенного анализа было выявлено, что жизненная перспектива личности у лиц, перенесших психологическую травму, имеет особенности, выражающиеся в дезорганизации деятельности личности, сложности прогнозирования будущего.
Так нами была исследована жизненная перспектива личности как психологический феномен, а именно особенности жизненной перспективы личности в контексте перенесенной травмы в юношеском возрасте.
На основании чего можно сделать вывод о том, что цели, поставленная в исследовании была достигнута: исследованы особенности жизненной перспективы личности, перенесшей психологические травмы, а гипотеза верифицирована.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛУЧЕННОЙ ПСИХОТРАВМЫ
1.1 Жизненная перспектива как предмет психологического исследования
Жизненная перспектива является одним из ключевых понятий, определяющая личность во временном аспекте. Данная категория учитывает объективный и субъективный аспект восприятия времени.
Для исследования временной перспективы важно провести анализ данного понятия, которое является ключевым в данной работе. Для раскрытия понятия проведем исторический обзор данной категории.
В работах авторов можно найти предпосылки исследованию жизненной перспективы личности. Данные предпосылки, прежде всего, отражаются в работах, посвященных рассмотрению близкого понятия – «временная перспектива».
Понятие «временная перспектива» было введено К. Левиным, который определял его как «всеобщность взглядов индивида на психологическое будущее и психологическое прошлое, существующее в данное время на реальном и различных ирреальных уровнях». Б.В. Зейгарник рассматривала перспективу с похожих позиций, отмечая, что это прошлое и будущее включенный в план данного момента. Так с позиций Б.В. Зейгарник временная перспектива является все же характеристикой актуального момента, некого настоящего, обусловленного способностью индивида связанно воспринимать временной аспект: удерживать во внимании прошлое, учитывать возможное будущее.
Интересна позиция, выраженная Л.К. Франком, который указывал, что временная перспектива может исследоваться как самостоятельный психологический предмет. Исследователь подчеркивал, что данная категория включает в себя прошлое, настоящее и будущее, которые являются взаимообусловленными и связанными в сознании личности.
П. Фресс рассматривал временную перспективу с позиции интегративной характеристики, заключающейся в интеграции воспоминаний и предвосхищении будущего. Результатом интеграции является два важных качества личности: временные отношения и временные представления.
В.И Ковалев рассматривает временную перспективу как способность смотреть в будущее, которое формирует способность видеть в представлениях о будущем полный временной контекст. Похожих взглядов придерживается Е.Ю Мадрикова, в работах которой рассматривается временная перспектива как присутствие прогнозируемого будущего в настоящем. При этом временная перспектива рассматривается в контексте деятельностного компонента – временная перспектива определяет связь актуальных действий с тем, что находится в субъективном будущем.
В работах Н.Н Толстых временная перспектива рассматривается как ментальная проекция мотивационной сферы человека, которая будет включать в себя ряд категорий: опасения, стремления, планы, надежды, притязания. С точки зрения исторического анализа данная трактовка максимально близко отражает понятие «жизненная перспектива», которое развивалось в работах других авторов.
Понятие жизненной перспективы рассматривалось в последующих работах авторов. К.К Платонов определил жизненную перспективу как «образ желанной и осознаваемой как возможной своей будущей жизни при условии достижения определенных целей». При этом автор указывает, что жизненная перспектива не всегда связана с желаниями, часто может быть связана с тревогами и опасениями. Положения, приводимые К.К. Платоновым важны в рамках исследуемой проблемы. Автор отмечал, что жизненные события такие как неудачи, утраты могут определять восприятие перспективы с позиций предотвращения негативных последствий.
При этом жизненная перспектива в таком случае является не только регуляторную функцию в мотивационной и деятельностной характеристике личности, а может нести в том числе и дезорганизующую функцию. Это будет проявляться в том случае, если у личности не находится средств предотвратить или преодолеть последствия ожидаемых потерь.
А.И. Епифанцева рассматривает жизненную перспективу с позиций двойственного проявления в деятельности. Двойственность проявляется в совокупности внешних и внутренних процессов, где внешние являются целями, а во внутреннем плане проявляются в виде мотивации выполнять деятельность. На наш взгляд предложенные взгляды ограничивают представления о жизненной перспективе, сводя ее к деятельностному компоненту.
Взгляды, предложенные Е.И. Головаха более точно отражают взгляды на жизненную перспективу, используемые в данной работе. Е.И. Головаха рассматривает жизненную перспективу как целостную картину будущего, в которой имеется сложная взаимосвязь программируемых и ожидаемых событий, социальной ценности, индивидуальные смыслы. Так автором предлагается рассматривать жизненную перспективу как сложную нелинейную совокупность компонентом внешней и внутренней среды, характеризующуюся субъективностью восприятия.
В диссертационном исследовании А.С. Дерябиной было проведено теоретическое осмысление данных, относительно особенностей категории «жизненная перспектива», вслед за другими исследователями (К.А. Абульханова-Славской) автор приводит три вида перспективы личности: психологическая, личностная и жизненная. Психологическая перспектива проявляется в готовности, намерении, способности индивидом выстраивать причинно-следственные связи, переносить себя в сознании на какой-либо отрезок времени в будущее, формирование прогноза на основании этого процесса. Личностная перспектива рассматривается как более сложная структура, это не только готовность перенести себя в будущее, но и готовность формировать в настоящем основания для встречи и управления будущем, что может проявляться в готовности к трудностям или в способах справляться с тревогой неопределенности будущего. Жизненная перспектива включает в себя условия, опыт, обстоятельства которые формируют основу для оптимального жизненного продвижения [9].
Нами жизненная перспектива личности рассматривается как совокупность представлений личности о собственном будущем, которая детерминирует настоящее, а также психологическое прошлое, ретроспектива, имеющийся опыт, формирующий представления и прогнозирование личностью будущего. Важно выделить основные позиции, определяющие предмет исследования.
Прежде всего, важно отметить, что жизненная перспектива личности связана с формированием «представления», «образа», «картины», что отражает ее связь с сознанием.
В более ранних работах жизненная перспектива рассматривалась как как способность человека сознательно мысленно предвидеть будущее или как желанный и осознаваемый образ своей будущей жизни (К.А. Абульханова-Славская, К.К. Платонов). Современные исследователи также подчеркивают наличие связи жизненной перспективы с сознанием. Так в исследовании, посвященном временной перспективе С.Л. Свешниковой были выделены содержательные аспекты временной перспективы, раскрывающие ее взаимосвязь с сознанием: реалистичность, длительность, согласованность, содержательность [27].
Кроме этого, жизненная перспектива является совокупностью планируемых или ожидаемых в будущем событий. Е.И. Головаха определяет жизненную перспективу как ценностные ориентации, программируемые и ожидаемые события.
В работах А.А. Кроник выделяется одно из значимых качеств жизненной перспективы личности, которое объясняет целостность прошлого, настоящего и будущего, выражается оно в наличии связей, выстроенных в логике «причина-следствие». Формирование данных связей основано на переживании личностью детерминационных связей между произошедшими и прогнозируемыми событиями. Это формирует обусловленность последующих событий предшествующими. Наряду с указанной связью имеется иной характер связей, который детерминирует поведение и деятельность личности, связь «цель-средство».