Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Психология

Магистерский диплом (ВКР) на тему «Особенности саморегуляции и совладающего поведения психологов системы образования»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1 Теоретико-методологические аспекты саморегуляции и защитно-совладающего поведения 6

1.1. Психологические особенности проявления саморегуляции 6

1.2. Защитное и совладающее поведение как предмет научного исследования 19

1.3. Особенности деятельности психологов в системе образования 28

1.4. Организация и методы исследования 39

Глава 2. Практические аспекты саморегуляции и защитно-совладающего поведения у психологов системы образования 44

2.1. Диагностика саморегуляции и защитно-совладающего поведения у психологов системы образования 44

2.2. Анализ результатов диагностики 53

Выводы по главе 2 57

Заключение 58

Список использованной литературы 60

Приложение 66

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что саморегуляция и ее взаимосвязь с совладающим поведением личности обладает огромным значением в профессии психологов системы образования, именно уровень сформированности саморегуляции и совладающего поведения влияет на социальное развитие человека, на его адаптацию к новым социальным условиям, а значимостью для развития саморегуляции обладают те психолого-педагогические условия, в которых происходит развитие саморегуляции.

Саморегуляция — это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками, системный структурный процесс активности человека, включающий в себя замысел, построение, поддержание и управление своей активностью как внутренней, так и внешней, направленный на достижение поставленных человеком целей.

Саморегуляция выражается в способности отражать, всесторонне анализировать и вероятностно прогнозировать свою деятельность, а именно: осуществлять поведение, производить самоанализ, самооценку, самоконтроль, самокоррекцию действий, исходя из социальных эталонов, ценностей и норм поведения. К характеристикам саморегуляции относят следующий перечень характеристик: наличие адекватности, осознанности, гибкости, надежности и устойчивости.

Отсутствие сформированных зрелых механизмов саморегуляции поведения является одной из причин повышения риска возникновения проблем в профессиональной сфере. От того, насколько будет развита саморегуляция человека, насколько будет развита его способность справляться с трудностями, возникающими на жизненном пути, будет зависеть успешность его самореализации в профессиональной деятельности, последующая продуктивная социальная активность, психологическое и соматическое здоровье. У каждого человека в течение жизни, начиная с самого раннего детства, начинают складываться индивидуальные стратегии выбора способов реагирования на события его жизни, и, данные способы будут зависеть от врожденных особенностей нервной системы человека, его жизненного опыта, воспитания и многих других факторов, определяющих тип совладания с ситуацией.

Психологическое предназначение совладающего поведения заключено в том, чтобы как можно лучше приспособить человека к выполнению необходимых условий сложившейся трудной ситуации.

Таким образом, проблемой нашего исследования является поиск ответа на вопрос – каковы особенности саморегуляции и защитно-совладающего поведения у психологов системы образования.

Цель: изучить особенности саморегуляции и защитно-совладающего поведения у психологов системы образования.

Объект исследования: психологи системы образования.

Предмет исследования: особенности саморегуляции и защитно-совладающего поведения у психологов системы образования.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между стажем работы психолога и уровнем саморегуляции, склонностью выбирать продуктивные копинг-стратегии и психологические защиты.

Задачи исследования:

1. Изучить психологические особенности проявления саморегуляции

2. Проанализировать защитное и совладающее поведение как предмет научного исследования

3. Изучить особенности деятельности психологов в системе образования

4. Определить методы исследования

5. Провести диагностику саморегуляции и защитно-совладающего поведения у психологов системы образования

6. Проанализировать результаты диагностики.

Методология и методы исследования:

В работе были использованы следующие методы исследования:

1. Методы теоретического исследования – систематизация, теоретический анализ литературы, синтез, составление библиографии, реферирование, цитирование;

2. Эмпирические методы: 1) Саморегуляция- опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой (1998г.); 2) Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса (Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93-112); 3) Механизмы психологической защиты – опросник «Индекс жизненного стиля Г. Келлермана и Р. Плутчика.

3. Методы презентации полученных данных – таблицы, рисунки.

4. В качестве основного интерпретационного метода выступил сравнительный анализ;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют подтвердить имеющиеся теоретические представления об особенностях саморегуляции и защитно-совладающего поведения у психологов системы образования.

Практическая значимость заключается в том, что исследование может быть применено в работе психологов.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка использованных источников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Осознанная саморегуляция субъектом его произвольной активности, занимает особое место в системе взаимодействия человека с его окружением, так как, взаимодействуя с другими людьми, человек прибегает к оцениванию, как своих действий, так и действий других людей. Специфика активности человека подразумевает установление социальных контактов с окружающими. В социальном обществе, одной из форм человеческой активности, является агрессивное поведение личности.

Во всех исследованиях прослеживается ряд общих моментов во взгляде на понимание психологических защит: данные механизмы действуют в подсознании и призваны искажать реальность с целью преодоления ситуации конфликта и адаптации к меняющимся условиям. Таким образом, механизмы психологической защиты личности – это система бессознательных психических элементов, призванная снять напряженность и предотвратить дезорганизацию психики в результате изменения внутренних или внешних условий.

Одна из проблем человека в его страхе и постоянных тревогах. Для выживания вида в онтогенезе человечества были выработаны механизмы защиты и стратегии совладающего поведения. Их задача — защищать психику от постоянных проблем, которые возникают в самых разных ситуациях.

Копинг-поведение – это некая форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Данное поведение направлено также на приспособление к обстоятельствам и использование определенных средств для преодоления стресса.

В результате мы видим положительную корреляцию между саморегуляцией и рационализацией, а также компенсацией. В данном случае это может говорить о зависимости показателей саморегуляции и психологической защитой.

Также мы получили отрицательную связь между высоким уровнем саморегуляции и адаптации и наоборот.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в настоящее время актуальность совладающего поведения определяется возможностью прогнозирования поведения человека в экстремальных ситуациях, его выживаемости. Совладающее поведение связано с индивидуальными свойствами личности, является одним из процессов управления ресурсами — их мобилизации и оптимального использования. Стресс — один из самых распространенных видов аффекта. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Сегодня стресс относится к числу четырех ключевых понятий, которыми психологи описывают критические жизненные ситуации наряду с фрустрацией, конфликтом и кризисом. Причем привести к стрессу способны не только избыток раздражителей, но и их нехватка — монотонность, скука, изоляция. Самообладание является той очень важной чертой характера, которая помогает человеку управлять самим собой, собственным поведением, сохранять способность к выполнению деятельности в самых неблагоприятных условиях.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретико-методологические аспекты саморегуляции и защитно-совладающего поведения

1.1. Психологические особенности проявления саморегуляции

Способность к саморегуляции во взрослом возрасте уходит корнями в развитие в детстве. Саморегуляция — важный навык, которому дети учатся как для эмоциональной зрелости, так и для более поздних социальных связей.

В идеальной ситуации малыш, который закатывает истерики, превращается в ребенка, который учится терпеть неудобные чувства, не закатывая истерики, а затем во взрослого, который способен контролировать импульсы действовать, основываясь на неприятных чувствах.

К.А. Абульханова-Славская отмечала «по сути, зрелость отражает способность терпеливо и вдумчиво противостоять эмоциональным, социальным и когнитивным угрозам в окружающей среде» [1, с. 110].

Саморегуляция включает в себя паузу между чувством и действием — время, чтобы все обдумать, составить план, терпеливо ждать.

Саморегуляция может играть важную роль в отношениях, благополучии и общем успехе в жизни. Люди, которые могут управлять своими эмоциями и контролировать свое поведение, лучше справляются со стрессом, справляются с конфликтами и достигают своих целей.

Если это не остановить, со временем это может привести к более серьезным проблемам, таким как расстройства психического здоровья и рискованное поведение, такое как злоупотребление психоактивными веществами.

Чаще всего родители, учителя и другие взрослые ожидают, что дети «перерастут» фазу истерики. Хотя по большей части это верно, все дети и взрослые могут извлечь выгоду из изучения конкретных стратегий саморегуляции.

О.В. Кудряшова отмечала «когнитивная переоценка или когнитивное переосмысление — это еще одна стратегия, которая может быть использована для улучшения способностей к саморегуляции» [8].

В исследовании 2016 года, в котором изучалась связь между стратегиями саморегуляции (т.е. внимательностью, когнитивной переоценкой и подавлением эмоций) и эмоциональным благополучием, исследователи обнаружили, что когнитивная переоценка связана с ежедневными положительными эмоциями, включая чувства энтузиазма, счастья, удовлетворения и волнения.

Некоторые другие полезные стратегии саморегуляции включают принятие и решение проблем. Напротив, бесполезные стратегии, которые иногда используют люди, включают избегание, отвлечение внимания, подавление и беспокойство.

Преимущества саморегулирования многочисленны. В целом, люди, которые умеют саморегулироваться, как правило, обладают следующими способностями:

Действуя в соответствии со своими ценностями

Успокаивают себя, когда расстроены

Подбадривать себя, когда чувствуешь себя подавленным

Поддержание открытого общения

Упорство в трудные времена

Прилагая все свои усилия

Оставаться гибким и приспосабливаться к ситуациям

Видеть хорошее в других

Оставаясь ясным в своих намерениях

Взятие под контроль ситуаций, когда это необходимо

Рассматривая проблемы как возможности [8].

В настоящее время проблема саморегуляции личности находится в центре внимания психологии, накопившей большой объѐм знаний при еѐ изучении. Как правило, саморегуляцию связывают со становлением субъектности как особого качества личности. Большинство исследований основываются на представлении о человеке как субъекте деятельности, направленного на преобразование своего состояния, ориентированного на восстановление сил организма и активацию работоспособности [30].

«Регулировать» значит приводить в такое состояние, которое обеспечивает нормальную работу организма. Данный термин следует употреблять в плане направленности действий на внешний объект, а «саморегуляция» — направленность на самого себя. В данном случае объектом воздействия для индивида становятся его собственные поступки, действия, психические явления (процессы, состояния, свойства) [43].

Понятие «саморегуляция» широко применяется в различных областях научного знания с целью описания живых и неживых систем, основанных на принципе обратной связи. На сегодняшний день в психологической науке имеется большое количество подходов и определений понятия «саморегуляция». В самом широком смысле саморегуляция – это один из уровней регуляции активности организма, для которого характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности. В узком смысле саморегуляция – это «произвольное и целенаправленное изменение отдельных психофизиологических функций и психического состояния в целом» [17, с. 543].

Э.П. Бахчеева [13], исследуя многообразие форм категории саморегуляции, обозначила основные значения, вкладываемые в данное понятие:

Во-первых, саморегуляция является одной из главных функций сознания наряду с отражением. Взаимосвязь этих функций гарантирует целостность психики в норме, единство всех явлений и интеграцию различных психических процессов.

Во-вторых, саморегуляция – это особый психический механизм оптимизации состояния индивида. Такое понимание подразумевает наличие специальных приѐмов и техник самовоздействия.

В-третьих, саморегуляция принимает более широкое значение в том, случае, когда в данный процесс включается не только оптимизация собственного состояния, но и другие процессы управления различными уровнями субъекта (самодетерминация, самореализация, управление познавательными процессами, самоорганизация и др.).

Научный этап исследования саморегуляции как специфического процесса в живых системах относится к началу XX века. В этот период термин «саморегуляция» закрепляется в физиологии, теории систем и употребляется совместно с такими понятиями, как равновесие, адаптация, гомеостаз. Первый, кто обратил внимание на способность постоянной внутренней среды (гомеостаз) организма противостоять меняющимся условиям внешней среды был К. Бернар. По его мнению, этот процесс обеспечивает возможность организма активно регулировать постоянство внутренней среды [44].

Идеи К. Бернара о регуляции поведения в дальнейшем развивались в работах Ч. Шеррингтона и И.М. Сеченова. Исследователи отмечали: поскольку саморегуляция связана с осознанием человека, она не нуждается в наличии особого психического образования и осуществляется через работу определѐнных нервных центров, которые, в свою очередь, связаны с сознательным отражением.

Особого внимание заслуживает идея И.П. Павлова [41], который рассматривал человека как саморегулирующуюся систему, способную самостоятельно себя направлять, поддерживать, воспитывать и совершенствовать. Учѐный искусственным образом изменял размер артериального давления у животных, вводя в кровь различные растворы, раздражая тот или иной нерв. Несмотря на это, через некоторое время артериальное давление возвращалось в нормальное состояние. На основе данного эксперимента И.П. Павлов открыл принцип, согласно которому саморегуляция выступает в качестве формы взаимодействия внутри организма, при которой малейшее отклонение от нормы является стимулом возвращения к ней. Впоследствии этот принцип получил название «золотое правило саморегуляции». В дальнейшем И.П. Павлов подчѐркивал, что саморегуляция обеспечивает баланс живого организма со средой; при его отсутствии, наблюдаются неспецифические реакции и резкое изменение в поведении.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы