Магистерский диплом (ВКР) на тему Особенности развития психоанализа в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ПСИХОАНАЛИЗА 8
1.1. Классический психоанализ. Основные положения теории З. Фрейда 8
1.2. Развитие идей классического психоанализа в работах К.Г. Юнга, А. Адлера и О. Ранка 22
1.3. Развитие идей З. Фрейда в неопсихоанализе: Г.С. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон. 31
1.4. Развитие зарубежного психоанализа. 44
1.5. Современный психоанализ за рубежом: М. Кляйн, Д. Винникотт, В. Франкл, Д. Боулби 48
1.6. Ассимиляция зарубежных психоаналитических идей и концепций в российском психоанализе 61
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ: 68
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ИДЕЙ ПСИХОАНАЛИЗА В РОССИИ 71
2.1 Особенности становления отечественного психоанализа в дореволюционный период 71
2.2 Особенности становления психоанализа в России в период с 1917 по 1930-е годы 80
2.3 Особенности современного психоанализа в России, перспективы развития, роль в современном и будущем российском обществе 88
2.4. Специфика развития российского психоанализа и его отличие от зарубежных психоаналитических направлений 94
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ: 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 110
Введение:
Одной из причин, побудившей обратиться к теме истории психологической науки, была статья Попов Е.А., Домашев А.Н., в которой они рассматривают состояние диссертационных работ по психологической науке за период 2016-2017 г.. Авторы отмечают: «… только в двух диссертациях был обозначен исторический срез, в частности, рассмотрены проблемы развития научно-практических течений отечественной психологии в первой половине ХХ века и генезис русской психологической мысли в средневековый период. Как видим, на протяжении последних лет число защит по истории психологии является практически незаметным.»
В истории психологии, в прочем и всей науки, и культуры в целом, психоанализ является одним из определяющих направлений, сложным, неоднозначным явлением, послужившим основой для многих научных течений. Сам термин «психоанализ» употребляется во множестве значений: это и метод терапии неврозов, созданный З. Фрейдом, и особый метод исследования здоровой психики, и целостная теория личности, ее бессознательных процессов. Это не только психотерапевтическая и клиническая практика, но и философское учение о человеке. Ни одно из психологических направление не имело столь широкого распространения за пределами науки, как психоанализ, идеи которого оказали огромное влияние на литературу, киноискусство, искусствоведение, рекламную деятельность, политологию и другие отрасли науки, связанные с человеком. Популярность идей психоанализа постоянно растет. По сей день активно работают институты, ассоциации, психоаналитические общества.
В начале ХХ века в России идеи психоанализа пользовалась большой популярностью. Многие работы З. Фрейда начала века были переведены на русский язык и опубликованы. Активно работали Российское психоаналитическое общество, Государственный психоаналитический институт и др. Однако после 1930 года психоанализ в Советском Союзе объявляется «чуждым, империалистическим и лженаучным». Лишь в средине 80х годов ХХ века с изменением политической ситуации в стране начинается возобновление интереса к психоанализу. В настоящее время в России функционирует достаточно большое количество организаций психоаналитического направления: Московское Психоаналитическое Общество, Общество психоаналитической психотерапии и др. В нашей стране проводятся международные, всероссийские конференции, семинары, летние школы. В 2000-х годах российские ученые подготовили целый ряд учебных пособий, монографий, статей психоаналитического содержания. Выходят журналы: «Психоаналитический вестник», «Вестник психоанализа» и др.
Почему же идеи психоанализа в России спустя столько лет все так же широко распространены, имеют своих последователей, и продолжают развиваться? Ответу на этот вопрос посвящена наше работа. Психоанализ дает ориентиры для понимания поведения личности во взаимодействии с окружающими. Это безусловно входит в круг интересов психологов, педагогов, приносит пользу в практической деятельности руководителя, учителя, социального работника и пр. Новизна данной темы состоит в том, что исследование проводится с современных позиций.
Цель исследования: изучение и теоретическое осмысление особенностей развития психоанализа в России.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по классическому психоанализу, выделить основные теоретические положения.
2. Изучить развитие идей классического психоанализа в работах К.Г. Юнга, А. Адлера, О. Ранка, неопсихоанализе и современном зарубежном психоаналитическом направлении.
3. Проанализировать особенности развития психоаналитических идей в отечественной науке.
4. Выявить специфику современного российского психоанализа и его отличия от зарубежных психоаналитических направлений.
5. Оценить современное состояние психоанализа в России, выявить круг решаемых им задач и условия его эффективной реализации.
6. Обобщить и систематизировать результаты теоретического исследования. Подвести итог результатов выполненной работы.
Объект исследования: специфика развитие психоанализа в отечественной психологической науке.
Предмет исследования: специфика развития психоанализа в России с учетом особенностей ассимиляции зарубежных психоаналитических идей и концепций.
Гипотеза исследования: Классические положения психоанализа составляют, и будут составлять методическую основу и теоретический базис всех современных его вариантов и в России, и за рубежом. Однако развитие российского психоанализа имеет ряд особенностей, отличающих его от зарубежного. Специфика развития психоанализа в России тесно связана с общественно-политической изменениями, происходящими в нашей стране, Российская ментальность влияет на адаптацию зарубежных психоаналитических идей.
Методы исследования: анализ теоретической литературы, сравнительно-исторический, хронологический и ретроспективный методы, логический анализ, периодизации исторического процесса, системный подход.
Практическая значимость исследования заключается в том, что молодые специалисты в области в психоаналитической психотерапии нуждаются в ориентирах. Назрела необходимость формирования открытого пространства для обмена идеями специалистов различных психологических направлений.
Теоретическими основами исследования: послужили труды З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера, О. Ранка, Г. Салливана, К. Хорни, Э. Фромма, Э. Эриксона, М. Кляйн, Д. Винникотта, В. Франкла, Д. Боулби, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, С. Н. Шпильрейн, по вопросам истории психоанализа в России на работы В.М. Лейбина, А.И. Белкина, М.И., Овчаренко В.И., Эткинд А.М., Л.Э. Комаровой, М.И. Лукомской, М.М. Решетникова, Рождественского Д.С., Харитонова А.Н.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух теоретических глав, первая из которых включает в себя шесть параграфов, а вторая — четыре. Общий объем работы составляет 118 страниц.
Список использованной литературы содержит 135 источников.
Заключение:
Исходя из проведенного анализа теоретической и методической литературы можно сделать вывод о том, что психоанализ представляет собой метод глубинного понимания индивидуальных и коллективных психических процессов. История становления и развития психоанализа в России тесно связана с общественно-политической ситуацией, существующей на тот момент в стране. Чтобы понять особенности процессов, происходящих внутри психоанализа, и его отношения с наукой, культурой, политикой была предпринята попытка изучения истории психоанализа с момента его зарождения в начале прошлого века по сей день.
В первой главе рассматриваются основные этапы истории становления развития зарубежного психоанализа в целом. Общеизвестно, что психоаналитическая концепция начала формироваться на рубеже ХIХ–ХХ веков. В 10-х годах ХХ века психоанализ из клинической практики начинает трансформироваться в философское течение, изучающее мифологию, религию, литературу, культуру в целом. Появляются психоаналитические работы по проблемам этнопсихологии, психоистерии, психобиографии, педагогики.
Год от года увеличивалось количество новых направлений, научных концепций, возникших на основе психоанализа. Так появились: эго-психология, неофрейдизм, психоаналитическая школа М. Кляйн, логотерапия, транзактный анализ Э. Берна, эпигенитический анализ Э. Эриксона, философский психоанализ Г. Маркузе, характероанализ Вильгельма Райха, экзистенциальный психоанализ Жана Поля Сартра, структурный психоанализ Жака Лакана и др.
Это далеко не полный перечень научных «детей» психоанализа (в современном психоанализе можно выделить более 20 научных школ), но и он демонстрирует на сколько существенное значение имеет это направление в развитии наук о человеке. Он занял важное место в культуре, искусстве ХХ века, вошел в повседневное сознание многих людей.
Для всех направлений психоанализа общими являются следующие положения:
— поведение, восприятие индивида определяются внутренними и бессознательными влечениями;
— попытки осознать эти влечения вызывают психологическое сопротивление, проявляющееся в форме защитных механизмов;
— развитие личности определяется событиями раннего детства;
— конфликты между сознанным и бессознательным (вытесненным) могут приводить к ментальным нарушениям (неврозам, страхам, депрессиям и т.п.);
— осознание бессознательного материала приводит к исчезновению симптомов.
Говоря о классическом психоанализе, имеют ввиду направление глубинной психологии, где бессознательное понимают, как детерминанту развития и поведения личности, а также психотерапевтическую систему, направленную на выявление неосознаваемых мотивов. В работе «Я и Оно» Фрейд З. отмечал: «Психоанализ — инструмент, дающий возможность Эго достичь победы над Ид». Он полагал, что усилия психоаналитика направлены на то, чтобы «усилить Эго, сделать его более независимым от Супер-Эго, расширить сферу действия перцепции и укрепить его организацию… Где было Ид, там будет Эго». Автор настаивал на том, что бессознательное необходимо сделать сознательным; «дело анализа — обеспечить, насколько это возможно, хорошие условия для функционирования Эго». Ключевыми понятиями, по его мнению, являются: свободные ассоциации, перенос и интерпретация.
Классическая психоаналитическая техника требует наличие ежедневных (5 раз в неделю) встреч с пациентом, использование кушетки, отсутствие жестких советов, инструкций и предписаний, медикаментозного лечения, ограничение интерпретирующих высказываний со стороны психоаналитики, стремления управлять жизнью пациента. Психоанализ – это долгосрочная, интенсивная, психотерапию.
Во второй главе нашей работы в центре внимания драматическая история развития психоанализа в России.
По мнению профессора Овчаренко В.И., в истории российского психоанализа можно выделить семь основных периодов, с начала XX в. до настоящего времени:
• Просветительский 1904-1910 г. – «проникновение и распространение идей З. Фрейда в России носило преимущественно просветительский характер. Психоаналитическое просвещение осуществлялось в исторически благоприятной ситуации …»
• Адаптационный 1910 – 1914 г. – «характеризуется распространением и адаптацией психоаналитических знаний в профессиональной среде, установлением связей с европейскими психоаналитиками, созданием первых психоаналитически ориентированных оргструктур, проверкой и развитием психоаналитических идей, методов, методики и техники».
• Дезинтеграционный 1914 – 1922 г. – «характеризуется распадом психоаналитически ориентированных структур и связей, фактическим прекращением групповой психоаналитической активности, исследовательской и издательской деятельности вследствие первой мировой и гражданской войн».
• Институциональный 1922 – 1932 г. – «характеризуется созданием, функционированием и институционализацией официально санкционированных психоаналитических организаций и групп, активной научно-исследовательской деятельностью, распространением практики психоаналитической терапии, массовым изданием психоаналитической литературы, подготовкой кадров психоаналитиков».
• Латентный 1932 – 1956 г. – «формально характеризуется прекращением всех видов психоаналитически ориентированной деятельности, дискретностью российской психоаналитической традиции при фактически скрытном их существовании в деформированных, в том числе и в нелегальных, формах…»
• Билатеральный 1956 – 1989 г. – «В 60-90-е годы публиковались монографии, брошюры, статьи, были защищены диссертации, проведены различные конференции по проблемам психоанализа, но при этом произведения З. Фрейда и лидеров современного психоанализа в открытой печати не публиковались».
• Интеграционный 1989 — по настоящее время – «характеризуется оперативным созданием и объединением различных психоаналитически ориентированных элементов и сил, организацией специализированных психоаналитических изданий и издательств, созданием и институционализацией разнообразных психоаналитических оргструктур, открытием психоаналитических институтов, факультетов …»
с 80-х годов прошлого века в России можно констатировать «выход из тени» психоаналитической теории, ее широкое распространение и развитие. Лейбин В.М. пишет: «Второе обстоятельство связано с возрождением психоанализа в Рос¬сии конца XX — начала XXI столетий. Причем это возрождение является столь интенсивным по своему размаху, что может оказаться превалирую¬щей тенденцией развития психоанализа в мировом масштабе, отмечен¬ной печатью спада интереса к психоаналитической терапии в странах Западной Европы и США, по сравнению с тем, что имело место в этих странах в середине XX в.»
Полагаем, что российский психоанализ на современном этапе должен решить задачи формирования собственной идентичности, то есть предложить мировому психоанализу свои оригинальные концепции, взгляды, теории, сформулировать, осознать свой «жизненный план» и способы его реализации, то есть создать некую «доктрину развития», включающую все от принципов подготовки будущих психоаналитиков, заканчивая этикой взаимоотношений с пациентом.
В результате выполнения данного исследовательского проекта поставленная цель была достигнута путем решения исходящих из нее задач. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ПСИХОАНАЛИЗА
1.1. Классический психоанализ. Основные положения теории З. Фрейда
Говоря о классическом психоанализе, имеют ввиду направление глубинной психологии, где бессознательное понимают, как детерминанту развития и поведения личности, а также психотерапевтическую систему, направленную на выявление неосознаваемых мотивов. В работе «Я и Оно» Фрейд З. отмечал: «Психоанализ — инструмент, дающий возможность Эго достичь победы над Ид». Он полагал, что усилия психоаналитика направлены на то, чтобы «усилить Эго, сделать его более независимым от Супер-Эго, расширить сферу действия перцепции и укрепить его организацию… Где было Ид, там будет Эго». Автор настаивал на том, что бессознательное необходимо сделать сознательным; «дело анализа — обеспечить, насколько это возможно, хорошие условия для функционирования Эго». Ключевыми понятиями, по его мнению, являются: свободные ассоциации, перенос, интерпретация, сопротивление, механизмы защиты, вытеснение, либидо.
Метод свободных ассоциаций лежит в основе классического психоанализа и представляет собой произвольное, независимое от внешних факторов изложение мыслей пациентом, что позволяет выделить проблему.
Лейбин В.М. дает следующее определение: «Перенос (трансфер) – в широком смысле – универсальное явление, наблюдаемое в отношениях между людьми и состоящее в перенесении чувств и привязанностей друг на друга; в узком смысле – процесс, характеризующийся смещением бессознательных представлений, желаний, влечений, стереотипов мышления и поведения с одного лица на другое и установлением таких отношений, когда опыт прошлого становится моделью взаимодействия в настоящем». Перенос может быть отцовским или материнским, эдиповым или доэдиповым, объектным или нарциссическим, положительным или отрицательным.
Интерпретация является наиболее важной аналитической процедурой, поскольку устанавливает связь между поведением, ассоциациями пациента, его бессознательным.
Важным понятием в психоанализе является сопротивление — «психические силы и процессы, мешающие свободному ассоциированию пациента, его воспоминаниям, проникновению в глубины бессознательного, осознанию бессознательных представлений и желаний, пониманию истоков возникновения невротических симптомов, принятию пациентом предоставляемых в его распоряжение аналитиком интерпретаций, проведению психоаналитического лечения и исцелению больного».
Защитными механизмами принято называть изменение содержания сознания, происходящее в период внутреннего конфликта, направленное на снижение чувства тревоги. Одним из механизмов защиты является вытеснение – процесс удаления из сознания и удержания вне его определенного психического содержания.
Не менее важное место в трудах по классическому психоанализу занимает понятие либидо, которое В.М. Лейбин определяет, как «используемое для обозначения психической энергии, дающей толчок к разнообразным проявлениям сексуальности, направленной на различные объекты и дающей о себе знать при протекании психических процессов и образовании структур индивидуально-личностного и социокультурного порядка».
С точки зрения классического психоанализа структура психики включает три части: Я, Оно, Сверх-Я. Более подробное рассмотрение данных терминов будет проведено в следующих параграфах нашей работы.
Классическая психоаналитическая техника требует наличие ежедневных (5 раз в неделю) встреч с пациентом, использование кушетки, отсутствие жестких советов, инструкций и предписаний, медикаментозного лечения, ограничение интерпретирующих высказываний со стороны психоаналитики, стремления управлять жизнью пациента. Психоанализ – это долгосрочная, интенсивная, психотерапию. К классическому психоанализу могут быть отнесены труды З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера.
Зигмунд Фрейд называет свою теорию психоанализом от названия метода, созданного им для выявления и лечения случаев невроза и истерии. Психоанализ направлен на изучения глубин человеческой души. Начать, пожалуй, стоит с бессознательного, собственно, открытие которого, не является заслугой З. Фрейда. Обращение к проблемам бессознательно можно обнаружить в трудах исследователей Древней Индии, Греции, буддийском учение, в трудах философов (Г.В. Лейбниц, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф.В. Ницше и др.). Но наука и медицина второй половины XIX века говорила о человеке как преимущественно сознательном, разумном, рациональном существе, допускалась идея лишь о бессознательных физиологических реакциях.
З. Фрейд настаивал, что в психике протекают процессы, определяемые бессознательным, и их значительно больше, чем осознанных. Он пишет: «Согласно первому коробящему утверждению психоанализа, психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. … психоанализ не может не возражать, он не может признать идентичность сознательного и психического. Согласно его определению, психическое представляет собой процессы чувствования, мышления, желания, и это определение допускает существование бессознательного мышления и бессознательного желания». З. Фрейд для анализа бессознательного предложил три метода:
— метод свободных ассоциаций. «Он (пациент) должен все говорить, совершенно отказавшись от подобного критического выбора, все, что приходит ему в голову, даже если он считает это неправильным, не относящимся к делу, бессмысленным. И особенно в том случае, если ему неприятно занимать свое мышление подобной мыслью. Следуя этому правилу, мы обеспечиваем себя материалом, который наведет нас на след вытесненных комплексов» ;