Магистерский диплом (ВКР) на тему Особенности психологического сопровождения женщин в период адаптации к новым условиям жизни после рождения ребенка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ основных представлений об особенностях психологического сопровождения женщин в период адаптации к новым условиям жизни после рождения ребенка 11
1.1. Психологическая адаптация женщин к материнству: понятие и структура 11
1.2. Адаптация женщин к рождению ребенка на стадии подготовки к родам 18
1.3. Психологические проблемы женщин на стадии беременности и способы их решения 23
1.4. Психологические особенности адаптации женщин к новым условиям жизни после рождения ребенка 30
1.5. Методы психологического сопровождения женщин в период адаптации к новым условиям жизни после рождения ребенка 36
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Эмпирическое исследование адаптации женщин к новым условиям жизни после рождения ребенка 43
2.1. Организация и обоснование методов исследования 43
2.2. Результаты исследования 47
2.3. Обсуждение результатов исследования 54
Выводы по второй главе 56
Глава 3. Психологическое сопровождение женщин в период адаптации к условиям жизни после рождения ребенка 58
3.1. Основные направления развития и реализации программ психопрофилактики и психокоррекции беременных женщин и рожениц………………………………………………………………………58
3.2. Обоснование программы психологического сопровождения женщин в период адаптации к условиям жизни после рождения ребенка 60
3.3. Оценки эффективности программы сопровождения женщин в период адаптации к условиям жизни после рождения ребенка 71
Выводы по третьей главе 76
Заключение 79
Список использованной литературы 83
Приложение А 92
Пприложение Б 98
Введение:
Актуальность исследования. Беременность — особое психофизическое состояние, которое в континууме «здоровье-болезнь», по сути, является проявлением специфического третьего состояния, осложненного многочисленными аффективными испытаниями и переживаниями. Эти переживания обусловлены, прежде всего, волнением за здоровье ребенка и собственное психофизическое состояние, а также в связи с изменениями в осознании собственной полоролевой структуры женской телесной идентичности, изменениями, связанными с социально-бытовыми условиями.
Многими исследованиями последнего десятилетия установлено быстрое распространение аффективной патологии, в частности депрессивных и тревожных расстройств у женщин во время беременности и в послеродовом периоде.
По данным A. Stein около 40% беременных женщин проявляют психопатологические признаки, причем 56% нарушений составляют депрессии. Беременность вызывает у них негативные эмоциональные переживания, развивается патологические психические состояния, приводящие к возникновению различных болезней на психосоматическом уровне, что в свою очередь не может не сказаться на психическом и физическом здоровье будущего ребенка. Частота послеродовой депрессии, по данным отдельных исследователей, составляет от 3,6% до 19% [102]. Под действием стрессового фактора (а беременность – это эндогенный стресс для организма (взрыв гормонов, о которых мы писали выше)), могут появляться перманентные психопатологические характеристики – патологические психические состояния. Последние в свою очередь могут исчезать, если женщина вовремя осознает проблему и попытается ее решить самостоятельно или с помощью специалиста. Если же данная проблема остается нерешенной, то все они могут перевоплотиться в болезнь.
Психическое состояние тесно связано с индивидуальными свойствами личности, поскольку оно характеризует психическую деятельность не в целом, а индивидуально. Состояние страха у одного человека может выражаться в психическом возбуждении, а у другого − в психическом «параличе», торможении психической деятельности. Так же, как психические свойства отражаются на психических состояниях, психические состояния могут переходить в психические свойства. Если беременная очень часто переживает состояние тревоги, возможное формирование личностного свойства – тревожности, что в свою очередь может негативно отразиться на будущем ребенке и ней самой.
Хотя депрессия правомерно является объектом постоянного внимания исследователей, до сих пор недостаточно изучены ассоциированные с беременностью и послеродовым периодом у женщин депрессивные и тревожные расстройства и особенности их психологического сопровождения. Поэтому оказание своевременной психологической помощи женщинами после родов для предупреждения у них психосоматических расстройств – актуальная тема, как никогда.
Состояние изученности проблемы. Анализ психологических работ позволяет выделить два основных направления исследований. Первое направление посвящено обсуждению качеств, поведения матери, их влияния на развитие ребенка (С.А. Минюрова, Е.А. Тетерлева). Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности матери и ребенка. Наиболее ярко эта идея освещена в концепции материнства Г.Г. Филлиповой. В этой концепции материнство рассматривается не только как условие для развития ребенка, но и как особая потребностно-мотивационная составляющая психологии женщины, формирующаяся на протяжении всей жизни.
Необходимость исследования психологических особенностей отношения женщины к собственной беременности обусловлена существованием явления девиантного материнства (Д. Пайнс, К. Боне). По мнению многих исследователей (Э. Берн, И. Ю. Хамитова, В. С. Торохтий, И. Е. Исенина, Т. И. Барановская) именно адаптация к материнству, как новому условию жизни, является тем индикатором, который позволит эффективно создать условия и варианты психологического сопровождения женщин.
Проблема психологической готовности к материнству изучается в психологии в рамках различных подходов: медико-психологического (В.В. Абрамченко, В.М. Астахов А.В. Баженова, Д.Н. Исаев, Т.Т. Сорокина и другие); психоаналитического и системного (В.И. Брутман, А.С. Васильева, Н.В. Самоукина и другие); личностного (Ж.В. Завьялова, Ю.М. Малеванная, А. В. Тиунова и другие) и психолого-педагогического (М. И. Лисина, С. Д. Максименко, С. Ю. Мещерякова).
Итак, учитывая социальную значимость проблемы и необходимость психологического сопровождения женщин после родов, а также необходимость, обусловили важность и необходимость проведения данного исследования. Именно сам процесс принятия роли матери рассматривается как кризисный этап в развитии личности, который предъявляет особые требования к внутренним психологическим ресурсам и несет для женщины, как потенциальные возможности, так и опасность [1, 2, 5, 11, 14, 18, 20]. В одном случае наблюдается адекватная адаптация, а в другом – тревожная. Именно поэтому существует необходимость психологического сопровождения женщин после родов в повышении уровня адаптации к новым условиям жизни после рождения ребенка.
Объектом исследования выступила психологическая адаптация личности к новым условиям жизни.
Предмет исследования – особенности психологического сопровождения женщин в период адаптации к новым условиям жизни после рождения ребенка.
Цель исследования заключалась в обосновании эффективности психологического сопровождения женщин после родов к адаптации к новым условиям жизни.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что беременность накладывает отпечаток на уровень адаптации женщин к новым условиям жизни, однако, уровень адаптации будет выше у женщин на этапе «готовности» к материнству, по сравнению с женщинами, родившими ребенка. Повышению уровня адаптации будет способствовать своевременно проведенное психологическое сопровождение.
Основные задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа литературы изучить основные представления об особенностях психологического сопровождения женщин в период адаптации к новым условиям жизни после рождения ребенка.
2. В эмпирическом исследовании выявить особенности адаптации женщин к новым условиям жизни на этапе «готовности» к материнству и этапе состоявшегося материнства.
3. Теоретически обосновать, разработать и внедрить программу психологического сопровождения женщин в период адаптации к новым условиям жизни после рождения ребенка.
4. Оценить эффективность программы психологического сопровождения женщин после родов — оценить уровень адаптации женщин-участниц программы к новым условиям жизни после рождения ребенка.
Теоретико-методологическая основа работы основывается на позициях:
— культурологического подхода (Э. Бадинтер, Р. Бенедикт, М. Мид),
— концепции материнства (Д. Визела, О. Нэша, Н. Тинбергена, Д. Хьюбела),
— психоаналитического подхода (Дж. Боулби, Г. Клаус, А. Кеннелл, З. Фрейд),
— теории материнской депривации (Д. Бенджамин, Дж. Боулби, Д. Винникотт).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
а) теоретические – классификация, систематизация, сравнение и обобщение данных теоретических и экспериментальных исследований, теоретическое моделирование и др.;
б) эмпирические – беседа, тестирование, формирующий эксперимент;
в) статистические методы: ранговый U-критерий Манна-Уитни и Т – критерий Вилкоксона.
Были использованы диагностические методики:
— «Многоуровневый личностный опросник» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин),
— Опросник «Самооценка психических состояний личности» (Г. Айзенк),
— Методика «Самочувствие. Активность. Настроение» (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников).
Эмпирическая база и выборка. Исследование проводилось на базе сети семейных центров. В исследовании приняло участие 60 женщин в возрасте от 20 до 30 лет. Среди них – 30 женщин, находящихся на стадии беременности, а 30 родивших женщин.
Этапы исследования:
На подготовительном этапе – осуществлен обширный аналитический обзор степени изученности проблематики в научно-психологическом и медицинском теоретико-эмпирическом ракурсах; обоснованы ключевые теоретико-методологические концептуальные положения работы (ключевых теоретических положений, формулирование объекте, предмете цели и положений, выносимых на защиту).
На основном этапе – проведено диагностическое исследование для получения как можно более широкой психодиагностической информации о специфике адаптации женщин в период беременности и материнства; теоретически обоснована и разработана программа адаптации женщин к новым условиям жизни после рождения ребенка.
На заключительном этапе проведен формирующий эксперимент, направленный на реализацию программы, направленной на повышение уровня адаптации женщин к новым условиям жизни в связи с рождением ребенка. Проведена оценка эффективности развивающей программы. Сделаны выводы, осуществлено оформление результатов работы.
Научная новизна исследования: выявлены психологические особенности адаптации женщин к материнству на стадии «готовности» к материнству и на послеродовой стадии, а также психологические условия успешности адаптации женщин к новым условиям жизни в связи с рождением ребенка.
Теоретическое значение исследования заключаются в том, что в работе систематизированы этапы и особенности адаптации женщины к новым жизненным условиям до и после рождения ребенка. Описаны и обобщены психологические факторы и психологические условия, влияющие на адаптацию женщин к новым условиям жизни после рождения ребенка.
Практическое значение исследования заключается в том, что апробированный автором комплекс психодиагностических методик, а также программа психологического сопровождения может быть использована в работе психологических и социальных служб при осуществлении процесса психологического сопровождения женщин в период адаптации к новым условиям жизни после рождения ребенка.
Положения, выносимые на защиту:
1) адаптация женщин к новым условиям жизни включает в себя: адаптацию к беременности, адаптацию к появлению ребенка и воспитанию. На каждом этапе материнства существуют свои особенности адаптации женщин к новым условиям жизни. Адаптация к беременности, как правило, характеризуется внутренней психологической готовностью женщины к «видению» себя в роли будущей мамы, готовностью выполнять материнские обязанности и является психологическим новообразованием. В период после рождения ребенка у женщины происходит адаптация к роли матери: уход за ребенком и собой, забота, некоторое отчуждение от семенных обязанностей и собственного психофизического состояния, а также в связи с изменениями в осознании ею собственной структуры женской телесной идентичности;
2) адаптация к рождению ребенка у женщин в период беременности и женщин, родивших ребенка, значительно отличаются, в частности, на послеродовой стадии гораздо ниже уровень адаптации, уровень самочувствия, активности и настроения тоже значительно снижен, как и самооценка психического и эмоционального состояния женщины;
3) рождение ребенка влечет за собой бытовые сложности, накладывает отпечаток на проявление эмоциональной нестабильности, которая связана с заботой о ребенке. Родившие ребенка женщины испытывают высокий уровень хронической усталости, социальную замкнутость, которая выражается в проявлении тревожности и стресса, так же физиологические изменения в собственном теле и организме после родов, вызывают раздражение и злость.
4) система психологического сопровождения женщин в период адаптации к условиям жизни после рождения ребенка должна состоять из дискуссионного блока, тренингового блока, учебно-информационного блока и индивидуального. Каждый блок был реализован в общих занятиях, которые были направлены на:
— принятие правил работы группы, определение индивидуальных целей каждым из участников тренинга, овладение навыками релаксации и снятия излишнего мышечного и эмоционального напряжения,
— развитие способности к децентрации в общении; овладение навыками регулирования своих эмоциональных состояний, коррекция отношения к партнеру по общению, повышение самооценки участников,
— осознание и коррекция участниками своего отношения к себе и другим людям, взаимосвязей между самоотношением и принятием других, коррекция эгоцентричного и оценочного отношения,
— уменьшение негативизма оценок и ярлыков, с помощью которых мы описываем других людей, овладение навыками высказывания негатива приемлемым для других образом, исключая негативные высказывания или обвинения,
— повышение самооценки участников, развитие способности к множественной интерпретации и различия агрессивного и уверенного поведения, осознание иррациональных убеждений и оценочных.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (102 наименований, из которых 2 на иностранном языке) и 2 приложений. Работа содержит 12 таблиц и 5 рисунков.
Заключение:
На современном этапе в разных социальных отраслях охраны психического здоровья женщин и детей наблюдается рост депрессивной патологии у женщин после родов. В ряде исследований имеются указания на довольно частое возникновение аффективных нарушений в период беременности и послеродовом периоде. Тревожность беременной и родившей женщины обусловлена переживаниями, за здоровье ребенка и собственное психофизическое состояние, а также в связи с изменениями в осознании ею собственной структуры женской телесной идентичности.
Отмечено, что под неблагоприятным влиянием негативных психоэмоциональных стимулов женщины, находящиеся в декретном отпуске, переживают усталость, истощение, чувство опустошенности и одиночества. Именно поэтому, существует необходимость профессионального медико-психологического сопровождения женщин с целью снижения/нейтрализации повышенного уровня тревожности, фрустрации и невротизации.
В практической части представлены первичные результаты уровня адаптации беременных и родивших женщин, в том числе были выявлены особенности психических состояний в зависимости от уровня адаптации.
По результатам методики «Многоуровневый личностный опросник» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин) выявлено, что у родивших женщин на среднем уровне выражены адаптивные способности (АС), нервно-психологическая устойчивость (НПУ), коммуникативные способности (КС), моральная нормативность (МН). У беременных женщин на высоким уровне выражены адаптивные способности (АС), нервно-психологическая устойчивость (НПУ), коммуникативные способности (КС), моральная нормативность (МН). Беременные женщины, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Они легко адаптируются к новым условиям, легко и адекватно ориентируются в ситуации, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
По методике «Самооценка психических состояний личности» было выявлено, что у беременных женщин тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность находятся на низком уровне. Тогда как родившие женщины имеют ярко выраженные все вышеперечисленные психические состояния. В то же время констатируем, что у значительной части родивших женщин достаточно высокие показатели тревожного варианта психологического компонента гестационной доминанты; им характерны чувство тревоги и неуверенности в себе, что часто является последствиями опасения разного рода осложнений во время беременности и родов, а также имеющиеся сомнения относительно готовности принятия и реализации роли матери.
По методике «САН» было выявлено, что для беременных женщин отмечен высокий уровень всех показателей, тогда как родившие женщины имеют низкие показатели самочувствия, активности и настроения.
Таким образом, уровень психологические особенности адаптации женщин к новым условиям жизни после рождения ребенка у беременных и родивших женщин достоверно отличаются, что было подтверждено критерием Манна-Уитни.
Предлагаемая система психологического сопровождения женщин в период адаптации к условиям жизни после рождения ребенка состояла из дискуссионного блока, тренингового блока, учебно-информационного блока и индивидуального.
Дискуссионный блок состоит из еженедельных бесед-дискуссий. Беседы-дискуссии проводятся с беременными и родившими женщинами отдельно, поскольку каждая группа имеет особую специфику адаптации к новым условиям жизни. Основной целью дискуссионного блока является постепенная интеграция женщин в проблему материнства, погружение в понимание сущности материнства.
Тренинговый блок состоит из еженедельных тренинговых занятий, которые проводятся во всех группах. Основной целью тренинга является повышение уровня адаптации к условиям жизни после рождения ребенка через обучение релаксационным техникам, овладение навыками саморегуляции, усвоения эмоциональных и поведенческих моделей взаимодействия с собой и другими.
Учебно-информационный блок включает еженедельные семинары-беседы. Такая форма работы способствует более глубокому пониманию сути материнства и ее ценности в личностной и общественной жизни женщин, одновременному восприятию информации, ее осознанию, анализу и синтезу из полученной информации и собственного опыта.
Итоговая беседа-дискуссия проводится однократно в каждой возрастной группе отдельно для подведения итогов осознанных изменений после завершения основных блоков формирующего эксперимента: дискуссионного, тренингового, учебно-информационного.
Поддерживающий блок в формате тематических чаепитий и имеет целью поддержание и закрепление позитивных изменений психологических качеств.
Психологическое консультирование способствовало осознанию женщинами их психологических проблем и поиска их решения с помощью эклектического подхода, который предполагает использование методов личностно-ориентированной, поведенческой, когнитивной, рационально-эмотивной, телесно-ориентированной психотерапии и нейролингвистического программирования.
Результаты повторной диагностики в группе родивших женщин, имеющих по результатам констатирующего этапа – низкий уровень адаптации к условиям жизни после рождения ребенка, показал следующее.
По результатам методики «Многоуровневый личностный опросник» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин) у родивших женщин уровень адаптивности стал на высоком уровне. В целом повысился показатель адаптивных способностей, снизился уровень нервно-психологической устойчивости, коммуникативные способности и моральная нормативность достигли высоких показателей. Женщины стали легко адаптироваться к новым условиям, легко и адекватно ориентироваться в ситуации новой для себя — материнстве, стали обладать высокой эмоциональной устойчивостью.
По методике «Самооценка психических состояний личности» было выявлено снижение тревожности и фрустрации, а также очень несущественное уменьшение ригидности и рост показателя «агрессия».
По методике «САН» (самочувствие, активность, настроение) женщины показали оптимизацию благоприятной гаммы настроения (показатель «настроение»), общую психомоторную, социальную, поведенческую активизацию (показатель «активность»), которые поспособствовали заметному сбалансированию аффективности участников Т-группы, а также снизили тревогу, фрустрацию и повышенную невротизацию. Доказательством результативности психологического сопровождения выступило то, что после участия в тренинговой группе у женщин заметно возросла и активность.
Таким образом, цель работы достигнута, а ее задачи решены. Мы получили полное подтверждение гипотезы исследования, действительно, беременность накладывает отпечаток на уровень адаптации женщин к новым условиям жизни, однако, он будет выше у женщин на этапе «готовности» к материнству, по сравнению с женщинами, которые стали мамами. Повышению уровня адаптации будет способствовать своевременно проведенное психологическое сопровождение.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ основных представлений об особенностях психологического сопровождения женщин в период адаптации к новым условиям жизни после рождения ребенка
1.1. Психологическая адаптация женщин к материнству: понятие и структура
С точки зрения адаптации в научных исследованиях изучаются особенности психического состояния женщины во время беременности, влияющие на развитие ребенка и после его рождения. Прежде всего, это наличие стресса, депрессии, психопатологических особенностей, их возникновение и обострение в разные периоды беременности.
В современной психологии личности и психотерапевтически ориентированных работах материнство изучается в аспекте удовлетворенности женщины своей материнской ролью как этап личностной и сексуальной идентификации.
Понятие «адаптация» (от лат. «аdapto» – приспосабливаю) заимствовано из биологии и означает приспособление к окружающей среде. В психологии же это понятие широко используется в тех концепциях, которые трактуют взаимодействие индивида и его окружения как процессы гомеостатической равновесия [41, с. 10]. Психологическая адаптация человека — это приспособление органов чувств к особенностям стимулов, которые действуют на них с целью их лучшего восприятия и предотвращения чрезмерной нагрузки на рецепторы [45].
Рассматривая особенности адаптации женщин к новым условиям жизни после рождения ребенка, Г.Г. Филиппова выделяет следующие этапы:
1. Адаптация к беременности, содержание которой определяется изменениями в самосознании женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку.
2. Адаптация к ребенку. Важным является период после родов, в течение которого происходит психологическое принятие ребенка как самостоятельной личности и адаптация к нему. На этом этапе адаптации, женщины в большей степени сталкивались с бытовыми трудностями при уходе за своим ребенком: финансовые трудности, трудности в вопросах воспитания, в том числе снижен уровень адаптации из-за такого психического состояния, как послеродовая депрессия.
Мы также можем предположить следующее: рожая, женщины не всегда полностью осведомлены о возможных трудностях и проблемах, которые можно ожидать в будущем, что привело к негативным эмоциональным переживаниям перед лицом реальности.
Лоранс Перну [7] разделял всех беременных женщин (с психологической точки зрения) условно на 3 периода адаптации.
Первый период, по мнению автора, характеризовался как время неуверенности и адаптации к своему новому физическому состоянию и постоянной смене эмоций и чувств. Именно в этот период чувства и состояние женщины еще не определились: счастливая от ожидания будущего ребенка, будущая мать переходит от радости к грусти, иногда даже страха. Этот страх связан не только, конкретно с родами, скорее он имеет неопределенный, нечеткий характер: в нем и радость, и опасение перед неизвестным, в конце концов, тревога за будущее.
Тошнота, бессонница, отсутствие аппетита часто делают этот период чрезвычайно тяжелым для женщины. Это своеобразное испытание перед будущим материнством.
Второй период — месяцы равновесия. Ощущение первых движений плода (первые толчки ребенка) имеют большое значение для беременной женщины, ее психологического состояния, поскольку именно они подтверждают наличие внутри нее новой жизни.
Присутствие этого момента весьма положительно влияет не только на мысли, представления, чувства будущей матери, но и в целом на ее организм, поскольку они достаточно тесно взаимосвязаны [12]. Мысли женщины постепенно аккумулируются на ребенке, которого она носит [8].
Третий период. Содержание материнской сферы в течение беременности существенно меняется, это отражается в переживаниях женщиной симптоматики беременности, в ее внешней активности и сказывается на психическом состоянии. Все это определяет индивидуальный стиль переживания беременности. В него входят физические и эмоциональные переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамика переживания симптоматики по триместрам беременности, преобладающий фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления. Как один из вариантов классификаций стилей переживаний во время беременности был предложен Г. Г. Филипповой [15]. Идя по этой классификации, можно выделить шесть вариантов стилей переживаний у женщин в период беременности. Под стилем переживания беременности Г.Г. Филиппова понимает физические и эмоциональные переживания момента идентификации беременности и ее динамику по триместрам. Это касается типа настроения (которое настроение, по большей части, преобладает), волнение вызвано движениями ребенка, и, в конце концов, активность, характер этой активности, вызванный именно этим состоянием женщины. Исходя из этого, исследователь предлагает следующие стили: адекватный, тревожный, эйфорический, игнорирующий, амбивалентный и отрицающий.