Магистерский диплом (ВКР) на тему Особенности применения метода интервью в современных телевизионных ток-шоу (на материале программ «Пусть говорят» (Первый канал) и «Ток-шоу Опры Уинфри»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3 ГЛАВА 1. ТЕЛЕВИЗИОННОЕ
ИНТЕРВЬЮ КАК ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ 8
1.1. Понятие и характеристика
интервью.. 8
1.2. Жанр ток-шоу на современном
телевидении. 19
1.3. Интервью как разновидность
ток-шоу. 27 ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ МЕТОДА ИНТЕРВЬЮ В ЖАНРЕ ТОК-ШОУ НА РОССИЙСКОМ И АМЕРИКАНСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ.. 38
2.1. Особенности применения метода
интервью в программе «Андрей Малахов. Прямой эфир» (Россия 1) 38
2.2. Полуформализованный
метод интервью в жанре ток-шоу на примере шоу Опры Уинфри. 49
2.3. Сравнительный анализ телевизионных интервью в программах «Андрей Малахов. Прямой эфир»
и «Ток-шоу Опры Уинфри». 54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 58
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 63
Введение:
Под ток-шоу автор понимает один из видов телепередачи, где зрители,
участники, эксперты и все, кто присутствует в зале или студии, ведут разговор
на заданную ведущим тему. Задача
современного ток-шоу – в детальном и ярком описании и анализе ситуаций –
мировых, политических, общественных, экономических, личных и т.д., в поисках
способов их решения.
К жанру ток-шоу можно
отнести и такой формат программ как исповедальное и портретное интервью. В центре интервью –
персона человека, его деятельность, проблемы и успехи в профессиональном и
личном плане, его отношение к реальности и происходящим событиям, ценностные
установки.
Жанр ток-шоу
зародился именно в рамках жанра интервью, когда в 60-х годах XX века американский журналист Фил
Донахью, интервьюируя во время прямого эфира гостя программы, в какой-то момент
понял, что у него закончились вопросы. Тогда он обратился к студийной
аудитории: «Может, кто-то из вас хочет задать вопрос?». У зрителей вопросов
было много. Так совершенно случайно был изобретен жанр ток-шоу[1].
Классическое американское ток-шоу
можно представить в виде треугольника: ведущий – эксперты – зрители в студии. У
каждого участника ток-шоу есть не только своя определенная функция внутри
программы, но и задана роль, прописанная авторами ток-шоу. Распространившись по
всему миру, телевизионные ток-шоу по степени популярности превосходят новостные
программы и считаются одними из самых рейтинговых на российском телевидении.
Для многих зрителей ток-шоу – аттракцион, создающий альтернативную реальность,
в которую помещены герои и участники программы.
Поэтому в данном
исследовании был проведен сравнительный анализ классического американского
ток-шоу «Шоу Опры Уинфри»
и российского ток шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир»,
ставшего популярным, благодаря личности его ведущего. Мы сравнивали данные шоу
как по принципу построения программ, так и по манере ведения ведущими интервью
в данных программах.
Целью данного исследования является сравнительный анализ ток-шоу интервью на российском и
американском телевидении
на примере «Шоу
Опры Уинфри» и программы «Андрей Малахов. Прямой эфир».
Объект исследования: жанр ток-шоу интервью на современном телевидении.
Предмет исследования: особенности применения метода интервью в современных телевизионных
ток-шоу (на материале программ «Андрей Малахов. Прямой эфир»
(Россия 1) и «Ток-шоу Опры Уинфри»).
Задачи исследования:
— рассмотреть понятие интервью;
— определить жанр ток-шоу на
современном телевидении;
— рассмотреть интервью как
разновидность ток-шоу;
— выявить особенности применения
метода интервью в программе «Андрей Малахов. Прямой эфир»
(Россия 1);
— проанализировать полуформализованный метод интервью в жанре
ток-шоу на примере «Шоу Опры Уинфри»;
— провести сравнительный анализ телевизионных интервью в программах «Андрей
Малахов. Прямой эфир» и «Шоу Опры Уинфри».
Теоретической базой послужили исходные положения теории и жанровой
специфики тележурналистики отечественных и зарубежных
исследователей. Степень изученности проблемы.
На современном этапе накоплено
множество работ по теории развития телевизионной журналистики. Данной тематике
посвятили свои исследования Э.Г. Багиров, Р.А. Борецкий, А.С. Вартанов,Е.П. Прохоров,А.А. Тертчный, В.Л. Цвик, А.Я.
Юровский и др.[2]
Жанровая специфика
современной телевизионной журналистики освещена в работах Н.В. Вакуровой, П.В.
Гуленко, Ю.И. Долговой, Л.И. Московкина и др.[3]
Жанру ток-шоу и его
специфике посвящены исследования Л.В. Долговой, Е.Ф. Коханов, Г.В. Кузнецов, К.
Милан, Э. Могилевская, А.А. Новикова и др.[4]
Жанр интервью, его
характеристики и особенности его построения рассматривают А.В. Бутова, А.И.
Дубских, И.В. Иванова, Н.В. Кодола, М.М. Лукина, А.Р. Романова, В.С.
Севастьянова и др.[5]
Анализ
профессиональных навыков и речевого поведения телеведущих рассматривали в своих
работах К.В. Баранова, Р.А. Борецкий, Т.Г. Винокур, А.И. Дубских,
Г.В. Кузнецов, Н.И. Фадосеева, А.В. Муха и др.[6]
Методы исследования:
теоретический анализ литературы, контент-анализ интервью на примере «Шоу Опры Уинфри» и программы «Андрей Малахов. Прямой эфир».
Научная новизна и
практическая значимость исследования заключается в том, что в работе систематизированы
теоретические взгляды на интервью как разновидность ток-шоу, а также проведен
сравнительный анализ телевизионных
интервью в
программах «Андрей Малахов. Прямой эфир» и «Ток-шоу
Опры Уинфри» на российском и американском телевидении.
Структура
ВКР представлена введением, основной частью – 2 главы,
объединяющие 5 параграфов, заключением, списком использованных источников и
литературы. [1] Познер В.В.
Прощание с иллюзиями / В.В. Познер. М.: Астрель, 2012. 870 с. С. 363. [2]Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики: Учебное
пособие / Э.Г. Багиров, Р.А. Борецкий, А.Я. Юровский; Под ред. А. Я.
Юровского. 2-е изд., перераб. и
доп. М.: Изд-во МГУ, 1987. 238 с.; Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения:
учебник / Э.Г. Багиров. М.: Искусство, 2015. 151 с.; Борецкий Р.А.
Телевизионная журналистика: учебник / Р.А. Борецкий. М.: Изд-во МГУ; «Высшая
школа», 2012. 304 с.; Вартанов А.С. Актуальные проблемы
телевизионного творчества на телевизионных подмостках / А.С. Вартанов. М.: Высшая школа, 2003. 126 с.; Прохоров Е.П. Исследуя журналистику:
учеб. для вузов / Е.П. Прохоров. М.: РИП-холдинг, 2006. 200 с.; Тертычный
А.А. Аналитическая журналистика: познават.-психол. Подход / А.А. Тертчный. –
М.: Гендальф, 1998. – 254 с.; Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история,
теория, практика / В.Л. Цвик. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 382 с. [3] Вакурова Н.В.,
Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции:
учебно-методическое пособие. М.: Мастерская телевизионной журналистики,
1997. 62 с.; Гуленко П.В., Долгова Ю.И.
Проблемы классификации современных телепередач: сущностные характеристики
формата «ток-шоу» // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. –
2016. – № 3. – С. 102-110. [4] Долгова Л.В.
Возникновение жанра ток-шоу на российском телевидении [Электронный ресурс] //
Молодой ученый. История и археология: материалы IV Междунар. науч. конф. Режим
доступа: https://moluch.ra/conf/hist/archive/243/12685/. (датаобращения 13.10.2020)Свободный; Коханов Е.Ф.
Политические ток-шоу: диалогичность и интерактивность? / Е.Ф. Коханов //
Вопросы теории и практики журналистики.
2015. Т. 4. № 1.
С. 50-59; Кузнецов Г.В. Ток-шоу: неизвестный жанр? / Г.В. Кузнецов //
Журналист. 1998. №11.
92 с.; Милан К. Феномен ток-шоу: лекарство или яд для души? / К. Милан
// Литературная газета. 2000. № 3.
17 с.; Могилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности,
приемы манипулирования / Э. Могилевская // Новое в массовой коммуникации. 2006. – №5-6. С. 40-47; Новикова А.А.
Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия / А.А.
Новикова. -. СПб.: Алетейя, 2008. – 208 с. [5] Бутова А.В. Роль
инициирующих реплик в организации текстов интервью / А.В. Бутова // Libri Magistri. 2017. №4. С.
79-83; Дубских А.И. «Звездное» интервью: структурно-композиционный аспект / А.И.
Дубских, В.С. Севастьянова // Вестник Томского государственного педагогического
университета. 2016. №3 (168). С. 24-28; Дубских А.И. Выражение оценки в
личностном интервью / А.И. Дубских // Проблемы истории, филологии, культуры.
2006. №17. С. 82-87; Дубских А.И. Основные подходы к определению роли адресанта
и адресата в речевой коммуникации // Актуальные проблемы теоретических и
прикладных исследований: язык – культура – ментальность: материалы II
Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во
Магнитогорск. гос. тех. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. С. 11-16; Иванова И.В.
Жанр интервью: формы бытования и языковые особенности: автореф. дис. … канд.
филол. наук. Астрахань, 2009. 23 с.; Кодола Н.В. Интервью: Методика обучения.
Практические советы: Учебное пособие для студентов вузов / Н.В. Кодола. М.: Аспект Пресс, 2008. 173 с.; Лукина М.М. Технология интервью /
М.М. Лукина. М.: Аспект-Пресс, 2008. 191 с.; Романова А.Р.
Композиционно-стилистические особенности жанра интервью (на примере журнала «Snc») / А.Р. Романова // Язык. Речь. Культура: материалы
XII Всероссийской студенческой научно-практической конференции, посвященной Дню
славянской письменности. 2017. С. 78-81. [6]Баранова К.В. Риторический анализ
речевого поведения ведущих американских ток-шоу: дис. канд. филол. наук / К. В.
Баранова. СПб., 2016. 186 с.; Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий:
варианты речевого поведения / Вступ. ст. Л. П. Крысина. Изд. 4-е. М.: Книжный
дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 268 с.; Борецкий Р.А. Журналист ТВ: за кадром и в
кадре: учебник / Р.А. Борецкий. М.: Прогресс, 2015. 325 с.; Дубских
А.И. Реализация коммуникативной стратегии самопрезентации личности в
масс-медиальном дискурсе (на материале «звездных» интервью): автореф. дис. …
канд. филол. наук / А.И. Дубских. Челябинск, 2014. 24 с.; Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ / Г.В. Кузнецов; Ин-т
повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, Моск. гос. ун-т
им. М.В. Ломоносова, Фак. журналистики.
2-е изд., перераб. М.: Изд-во
Моск. ун-та (МГУ), 2004. 395 с.; Кузнецов
Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма / Г.В. Кузнецов. М.: РИП-Холдинг, 2004. 220 с.; Фадосеева Н.И. Профессиональные
компетенции ведущего ток-шоу / Н. И.
Фадосеева, А. В. Муха //Вестник научных конференций. – 2017. – № 10. – 4(26).
– 144-146.
Заключение:
Развитие и усложнение
структуры СМИ делает возможным вовлечение широкой аудитории в активный обмен
информацией. Одним из востребованных жанров дискурса масс медиа является
интервью, форма которого облегчает восприятие аналитического материала и
позволяет максимально интересно представить информацию развлекательного характера.
Теоретический
анализ исследуемого вопроса показал, что интервью играет особую роль в
журналистике, так как на его основе строится огромное количество различных
журналистских материалов. Однако наибольшее распространение данный жанр получил
на телевидении, ведь именно здесь он обогатился очень важным свойством –
зрелищностью, когда источником информации стал не только текст, но и
невербальные средства общения, такие как жесты, мимика, окружающая среда и
многое другое. Были выделены виды интервью по способу организации, по режиму
подачи материала, по цели, а также рассмотрены особенности их композиции.
Рассматривая интервью как жанровую разновидность коммуникации и метода
получения информации, мы пришли к выводу, что интервью – один из самых распространенных
в СМИ жанров. Жанр портретного интервью раскрывает личность собеседника, когда
все темы обсуждения связаны с интервьюируемым.
В современном обществе телевещание по-прежнему является одним из
значимых средств массовой коммуникации. Все самые важные вопросы дискуссируются
в СМИ, в том числе и на телевидении в рамах разнообразных ток-шоу. В настоящее
время жанр ток-шоу пользуется популярностью у телезрителей. Модель подобных
программ выстроена по схеме «треугольника» (ведущий, приглашённые эксперты, зрители).
Ключевой фигурой ток-шоу является ведущий, который задает тон всей программе. Общественно-политические и социальные
ток-шоу в настоящее время являются востребованными и популярными у зрителей,
что подтверждается рейтингами данных программ.
При рассмотрении понятия «ток-шоу»,
можно определить его как некое яркое и динамичное шоу и назвать определенные
признаки такого рода: легкость общения, обязательное присутствие публики и
актерское мастерство ведущего. Универсальными лингвистическими характеристиками
программ в жанре ток-шоу являются их тематическая направленность, определенная
стилистика и продуманная композиция.
В данной работе мы
рассмотрели ток-шоу интервью на российском и американском телевидении на
примере «Шоу Опры Уинфри» и «Андрей Малахов. Прямой эфир».
Идея
ток-шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир» заключается в том, чтобы рассмотреть
самые животрепещущие темы: скандалы и перипетии из жизни звезд шоу-бизнеса.
Помимо проблем популярных людей, на передаче обсуждают громогласные события о
подростковой жестокости, нежелательной беременности, вопросы о лишении
материнских прав и прочие случаи, которые имеют социальный резонанс. Шоу
выпускает спецвыпуски, посвящённые смерти знаменитых людей, крупной трагедии
или резонансным происшествиям. Идея «Шоу Опры Уинфри» в том, чтобы всякий герой
шоу один на один с ведущей честно и откровенно разбирал интимные темы и отвечал
на каверзные вопросы. Герои шоу – знаменитые музыканты и политики. Опра Уинфри
может «разговорить» каждого гостя. Они раскрывают ей свои секреты,
рассказывают, какие эмоции почувствовали на основных поворотах судьбы. В
программе нет запретных тем, а эпатажные материалы обретают комментарии «из
первых уст». Значительное отличие представленной программы в
том, что хотя она снята в жанре ток-шоу, однако ее большую часть занимает
портретное интервью. Что
касается речевого поведения ведущих, то чаще всего А. Малахов может оборвать
человека, независимо от того, герой это шоу или эксперт. Опра Уинфри, напротив,
деликатна, она внимательно слушает рассказ гостя шоу, задавая вопрос, старается
не сбить его с мысли, наоборот, помогает вернее ее сформулировать. Стоит
заметить, что телеведущие абсолютно разные, каждый самостоятельно проявляет
себя перед публикой, по-своему ведет интервью, у любого из них есть своя манера
речи на камеру. Если А. Малахов в большинстве случаев спокоен и сдержан в
эмоциональном плане, оставляя проявление эмоций приглашенным в студию гостям и
экспертам, то Опра Уинфри является его полной противоположностью, она очень
эмоциональна и не скрывает своего отношения к той или иной информации,
рассказанной героями передач. В
программе Малахова находятся эксперты, которые могут задавать вопросы герою и
высказать свое мнение на тему эфира. Зачастую в шоу случаются ситуации, когда
некоторые из экспертов против мнения других специалистов или героя программы.
Тогда в студии разгорается полноценная дискуссия на повышенных тонах. Но Андрей
Малахов успокаивает встревоженную студию и продолжает вести эфир.
У
Опры Уинфри мы такой обстановки не наблюдаем: во-первых, в программе
отсутствуют эксперты, исключительно зрители; во-вторых, никто не пытается
максимально азартно высказывать своё мнение; обстановка шоу спокойная, внимание
сосредоточено на госте, потому что это его «момент истины». В зрительном зале
находятся родные, товарищи или коллеги гостя Опры Уинфри. Иногда диалог
распространяется на них, когда Опра Уинфри зовет их присоединиться к беседе.
Герой программы и его окружение совместно инициируют повествование об истории
героя. Впрочем в программе Андрея Малахова также присутствуют гости, которые
либо поддерживают героя передачи, либо его осуждают.
Следовательно,
возможно сделать вывод, что рассмотренные программы «Андрей Малахов. Прямой
эфир» и «Шоу Опры Уинфри» принадлежат к одному жанру – ток-шоу со своими
историями и героями.
Но по
построению программ данные шоу отличаются.
В шоу «Прямой
эфир» избирается животрепещущая тема и герой, который причастен к
происходящему. Весь эфир посвящен рассмотрению данной темы.
В
программе Опры Уинфри участвует один знаменитый человек, который повествует
историю своей жизни и отрицает нашумевшие сплетни в СМИ.
В каждой
студии царит своя атмосфера. У Андрея Малахова это буйная дискуссия, у Опры
Уинфри – семейная и уютная беседа. Также отмечаются различия в манере общения
ведущих. Андрей Малахов более динамичен, но менее
эмоционален с героями, а Опра Уинфри более эмоциональна, но и более тактична и
спокойна.
Исходя из вышесказанного,
можно сделать вывод о том, что коммуникативное поведение данных ведущих имеет
свои особенности, поскольку интервью – это коммуникативный акт, целью которого
является получение интересной и актуальной информации из уст опытной и
компетентной личности. Правильно заданные журналистом вопросы являются основой
интервью и успешно помогают достичь целей и задач программы. В рассмотренных
ток-шоу интервью основой коммуникации является межличностное взаимодействие.
Речевое поведение А.
Малахова и Опры Уинфри характеризуется стремлением к функциональности речевых
воздействий, стимулирующих откровенность и исповедальность общения в прямом
эфире, интуитивно понятных широкому кругу зрителей и провоцирующих
эмоциональные реакции, как у самого гостя программы, так и аудитории передачи.
Что касается
содержательности данных программ, то у А. Малахова сферой функционирования ценностно-оценочных значений стала
псевдокоммуникация, моделирующая свободный диалог
и отражающая символическую реальность. Это значит, что поиск истины,
плодотворное обсуждение, открытие настоящих ценностей – всё это не входит в
задачи программы. Она несет чисто развлекательную функцию, воздействуя на
эмоции и инстинкты зрителя. Схожие развлекательные функции и у «Шоу Опры
Уинфри», ее портретные интервью также не несут значимой ценностной нагрузки и
привлекают зрителей тем, что в них участвуют популярные личности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ИНТЕРВЬЮ КАК ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ 1.1. Понятие и характеристика интервью Общество, в котором мы сейчас живём,
насквозь пронизано информацией. Однако как показывают социологические теории,
информационное общество зависит от характера получаемой информации, а не от ее
объема[1].
Наряду с новыми
жанрами (чат, блог, инстаграм и др.) новое прочтение получают и традиционные
жанры, например, интервью[2].
Нынешняя
стадия журналистики допускает совершенствование всей системы СМИ. Наряду со
старым порядком средств массовой информации преобразовалась система
классификации жанров, общее увеличение коммуникационного пространства привело к
смешению жанров.
В истории развития жанра
интервью было несколько этапов формирования такого рода жанра. Появление
интервью можно датировать IV веком до нашей эры еще у Сократа и Платона. Ведь
этот жанр зародился в их знаменитых разговорах и диалогах. Следующий этап – это
время, когда формируются основные черты интервью: появляются какие-то
конкретные виды вопросов, правила этикета, стилистические и риторические фигуры
речи. В конце XIX века нью-йоркские газеты уже публиковали интервью с
политиками, иностранными гостями и даже Папой Римским.
Сегодня этот жанр популярен во всех СМИ и имеет свою классификацию. Мы
знакомы с типами интервью, такими как информативные, оперативные,
флэш-интервью, разговор и другие. [1] Уэбстер Ф. Теории
информационного общества / Ф. Уэбстер. М.: Аспект-Пресс, 2004. 400 с. [2] Дубских А.И.
Реализация коммуникативной стратегии самопрезентации личности в масс-медиальном
дискурсе (на материале «звездных» интервью): автореф. дис. … канд. филол.
наук / А.И. Дубских. Челябинск, 2014. 24 с.