Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Семейная психотерапия

Магистерский диплом (ВКР) на тему Особенности преодоления конфликтов в детско-родительских отношениях с помощью творчества

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы преодоления конфликтов в детско-родительских отношениях с помощью творчества 7

1.1 Общая концепция взаимоотношения внутри семьи 7

1.2 Причины и особенности детско-родительских конфликтов 11

1.3 Способы преодоления конфликтов внутри семьи 24

Выводы по первой главе 29

Глава 2. Терапия творчеством и арт-терапия в интегративной системной семейной терапии 31

2.1 Определение направления терапии творчеством 31

2.2 Особенности работы с семейной системой в модальности терапии творчеством 35

2.3 Терапия творчеством как метод преодоления внутрисемейных конфликтов и проблем 38

Выводы по второй главе 42

Глава 3. Эмпирическое исследование эффективности терапии творчеством для решения детско-родительских конфликтов 43

3.1 Организация и обоснование методов исследования 43

3.2. Результаты исследования 44

3.3. Обсуждение результатов 49

3.4. Рекомендации практическим психологам по коррекции конфликтов в детско-родительских отношениях средствами психотерапии творчества 51

Выводы по третьей главе 61

Заключение 62

Список используемой литературы 64


  

Введение:

 

Актуальность исследования. На развитие и становление личности ребенка оказывает влияние множество факторов. Развивающийся ребенок находится в постоянном взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В центре этих уровней стоит семья.

Младший школьный возраст – особый период в социализации ребенка, который определяется его новым социальным статусом школьника. Поступление в школу вызывает в жизни ребенка определенные трудности, которые при неблагоприятных обстоятельствах могут привести к конфликтным состояниям между ребенком и взрослыми, в первую очередь родителями. Исследователи отмечают, что конфликты по-разному влияют на ребенка. С одной стороны, конструктивное прохождение ребенком конфликтных ситуаций стимулирует соответствующие функциональные силы и ведет к появлению новообразований в ее развитии, с другой – конфликты могут привести к обострению взаимоотношений с окружающими людьми, задержать социализацию личности.

Важность исследования проблемы конфликтности в рамках младшего школьного возраста обусловлена тем, что характерные способы поведения в конфликтных ситуациях начинают формироваться на ранних этапах становления личности, в процессе активного усвоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в них.

Нарушения системы семейного воспитания, дисгармония семейных взаимоотношений, по данным исследований, являются патогенетическим фактором, что может вызвать неврозы у детей. В связи с этим в психотерапии при работе с семьей сегодня широко применяется метод арт-терапии. Арт-терапия использует художественные приемы и ориентируется на психологические ресурсы личности и является эффективной для коррекции взаимоотношений в семейной системе.

Все это обуславливает необходимость изучения темы исследования: «Особенности преодоления конфликтов в детско-родительских отношениях с помощью творчества».

Объект исследования – конфликты в детско-родительских отношениях.

Предмет исследования – особенности преодоления конфликтов в детско-родительских отношениях с помощью творчества (на примере исследования детей младшего школьного возраста).

Цель исследования заключается в выявлении особенностей конфликтов в детско-родительских отношениях и разработке рекомендаций по их коррекции средствами психотерапии творчества.

Гипотеза исследования: предполагается, что для преодоления конфликтов в семьях младших школьников необходимо:

1. Учитывать особенности детско-родительских отношений и стиль семейного воспитания.

2. Применять средства психотерапии творчеством в работе с семейной системой.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза выдвигают необходимость решить следующие задачи исследования:

1. Изучить литературные источники по проблеме исследования, выявить:

— общую концепцию взаимоотношений внутри семьи;

— причины и особенности детско-родительских конфликтов;

— способы преодоления конфликтов внутри семьи.

2. Определить основные направления терапии творчеством и арт-терапии в интегративной системной семейной терапии.

3. Организовать и провести эмпирическое исследование детско-родительских конфликтов.

4. Разработать рекомендаций практическим психологам по коррекции конфликтов в детско-родительских отношениях средствами психотерапии творчества.

Методами исследования выступают следующие:

1. Теоретические методы – изучение и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ.

2. Эмпирические методы: тестирование, анкетирование.

3. Количественный и качественный анализ полученных данных.

Методики исследования:

1. Опросник «Анализ семейного воспитания» (Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис).

2. Опрос родителей для определения частоты конфликтов в семье, которые возникают с детьми (автор – М.А. Старых).

3. Методика Рене Жиля для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений.

Эмпирическая база и выборка исследования: В исследовании приняли участие младшие школьники 8-9 лет в количестве 30 человек и их родители – 30 человек, среди которых 10 мужчин и 20 женщин в возрасте от 30 до 45 лет (средний возраст — 37 лет).

Теоретико-методологическую основу исследования включают:

— теоретические подходы формирования личности в семье (Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская);

— концепции детско-родительских взаимоотношений (А.Я. Варга, В.С. Мухина, Э.Г. Эйдемиллер);

— концепции об использовании арт-терапевтических техник при работе с семейными конфликтами (М.В. Киселева, Л.Д. Лебедева).

Научная новизна работы состоит в выявлении психологических особенностей конфликтов в детско-родительских отношениях.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении научно-психологических подходов к проблеме конфликта в детского-родительских отношениях и методов их коррекции с помощью терапии творчеством.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные рекомендации по психологическому консультированию по вопросам детско-родительских отношений, комплекс занятий и бесед, позволит эффективно решать проблемы отношений между детьми и родителями.

Положения, выносимые на защиту:

1. Для младшего школьника семья представляет собой мир, в котором он живет и действует, учится тем или иным качествами и определенному алгоритму действий. Будучи членом семьи, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, оказывающими на него положительное или отрицательное влияние. Детско-родительские отношение проявляются в виде системы различных чувств к ребенку, поведенческих стереотипах, которые практикуются для общения с ним, а также особенностях восприятия и понимания характера ребенка и его поступков.

2. Психология под семейным конфликтом понимается столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов. При коррекции и преодолении конфликтов в семейных системах широко может применяться метод терапии творчеством.

3. Арт-терапия позволяет дать социально приемлемый выход негативным чувствам, как детям, так и родителям, часто находящимся в стрессовой ситуации, депрессии и психоэмоциональном напряжении. Семейная арт-терапия способствует повышению самооценки, способности осознавать свои чувства и чувства, что, в свою очередь, позволяет восстанавливать эмоциональное состояние, личностные ресурсы, помогает в преодолении трудных жизненных ситуаций, дает возможность лучше понять своих детей и способствует улучшению внутрисемейных отношений.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы (70 наименований).

Апробация результатов. По теме магистерской диссертации опубликованы две статьи.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Семья, выполняя ряд социально-психологических функций, является неотъемлемым компонентом социальной структуры общества, его институтом социализации, формой социальной общности, в основе формирования и развития которой находится взаимодействие. Это малая группа, мини-модель общества, имеющая свое устройство, иерархию, границы, собственные правила и нормы, ценности, традиции, практики взаимодействия, распределение ролей и обязанностей. Ребенок в процессе своего развития приобретает нормированные формы поведения во взаимодействии со взрослыми. Однако и повзрослев человек обычно следует известным и усвоенным нормам, правилам, стереотипам поведения, которые были сформированы в процессе взаимодействия в семье. Именно поэтому актуальной задачей является найти адекватный инструментарий, который поможет семьям овладеть новыми стратегиями взаимодействия, а, следовательно, будет способствовать налаживанию конструктивного взаимодействия в семье, поскольку это является залогом для построения в дальнейшем продуктивного и компетентного взаимодействия с другими.

Арт-терапия позволяет дать социально приемлемый выход негативным чувствам, как детям, так и родителям, часто находящимся в стрессовой ситуации, депрессии и психоэмоциональном напряжении. Семейная арт-терапия способствует повышению самооценки, способности осознавать свои чувства и чувства, что, в свою очередь, позволяет восстанавливать эмоциональное состояние, личностные ресурсы, помогает в преодолении трудных жизненных ситуаций, дает возможность лучше понять своих детей и способствует улучшению внутрисемейных отношений.

Исследуя отношения в семье со стороны родителей и детей, мы установили, что отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, родители испытывают трудности во взаимоотношениях, большой уровень конфликтности. В связи с этим мы разработали арт-терапевтическую программу по снижению уровня конфликтности и оптимизации детско-родительских отношений. Разработка программы использования арт-терапии в работе с семейной системой позволили решить поставленные в работе задачи и получить новый опыт, который оказался эффективным средством в оказании психолого-педагогической помощи родителям и детям. Применение арт-терапевтических техник в семейном воспитании направляется на развитие творческих способностей ребенка, повышение самооценки, развитие эмоционального потенциала и умений выражать эмоции, формирование умений решать семейные проблемы, развивает коммуникативные способности, навыки социальной поддержки и взаимного доверия.

Арт-терапевтические методы универсальны и могут адаптироваться к решению разнообразных воспитательных задач. Технология «воспитания искусством» выступает уникальным средством для создания условий полноценной жизни детей. Кроме того, разнообразие форм и средств арт-терапии позволяет каждому выбрать наиболее приемлемый для него вид деятельности, обеспечив полноценную жизнедеятельность, общение, саморазвитие.

Выдвигаемая нами гипотеза подтвердилась в теоретической и практической части исследования, а именно для преодоления конфликтов в семьях младших школьников необходимо:

1. Учитывать особенности детско-родительских отношений и стиль семейного воспитания.

2. Применять средства психотерапии творчеством в работе с семейной системой.

Цель и задачи работы реализованы. 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ С ПОМОЩЬЮ ТВОРЧЕСТВА

1.1 Общая концепция взаимоотношения внутри семьи

Отношения представляют собой основанные на собственном опыте избирательные связи индивида с определенным значимым для него объектом. Отношения внутри семьи развиваются в конкретной среде.

Семья – это социальная группа, состоящая из двух и более человек, связанных кровными узами, браком или усыновлением. Семьи также можно интерпретировать как небольшие социальные группы, состоящие в основном из отцов, матерей и детей, что оказывает глубокое влияние на процесс социализации детей. Семья – это бытовая среда, где есть люди, которые до сих пор связаны кровными или супружескими отношениями [69].

Термин семья в социологии становится одной из областей, которым уделяется особое внимание, в целом семья также считается важной частью общества. Формирование семьи начинается с того, что общественная мысль говорит о том, что семья есть первая ячейка и первый институт в обществе, где заключенные в ней отношения являются преимущественно непосредственными отношениями. Именно здесь люди развиваются на ранних стадиях процесса социализации и посредством индивидуального взаимодействия приобретают свои знания, навыки, интересы, ценности, эмоции и отношения к жизни [62].

Характеристики семьи следующие:

1. Состоит из людей, имеющих кровные связи или усыновленные.

2. Члены семьи обычно живут вместе в одном доме и составляют одно домашнее хозяйство.

3. Наличие единство людей, взаимодействующих и общающихся друг с другом, играющих роль мужа и жены, отца и матери, детей и родственников.

4. Поддержка общей культуры, в значительной степени основанной на более широкой общей культуре [52].

Выделяются два понятия, которые важны при оценке эффективности или здоровья семьи. К ним относятся то, насколько хорошо выполняются семейные функции и насколько хорошо члены семьи общаются друг с другом.

Семейные функции включают «уход за детьми и их социализацию, поддержку доходов и долгосрочный уход» в дополнение к другим функциям по уходу. Детей надо воспитывать и учить. Все члены семьи нуждаются в адекватных ресурсах для процветания. Кроме того, члены семьи должны иметь возможность позвать друг друга на помощь в случае необходимости (например, в случае внезапной болезни).

Хорошая коммуникация – второй аспект, характеризующий «здоровые» семьи. Коммуникация и автономия являются тесно связанными понятиями. Хорошее общение предполагает ясное выражение личных идей и чувств, даже если они отличаются от мыслей и чувств других членов семьи. С другой стороны, хорошее общение также предполагает чуткое отношение к потребностям и чувствам других членов семьи. Хорошая коммуникация способствует компромиссу, чтобы удовлетворить самые важные потребности всех участников. В семьях, поощряющих автономию, четко устанавливаются границы ролей и взаимоотношений [45].

Все члены семьи несут ответственность за свое поведение. В этих условиях члены семьи гораздо реже испытывают потребность указывать другим, что делать или «подталкивать друг друга». Переговоры также явно связаны с хорошим общением и хорошими отношениями. Сталкиваясь с решениями или кризисами, здоровые семьи привлекают всех членов семьи к поиску решений для общего блага. Конфликты разрешаются путем рационального обсуждения и компромисса, а не открытой вражды и конфликта. Если один член семьи серьезно относится к проблеме, здоровые семьи работают над тем, чтобы удовлетворить его взгляды. Как в нездоровых семьях случаются конфликты и разногласия, так и в здоровых семьях. Однако здоровая семья гораздо более рационально и эффективно разрешает конфликты [40].

Семьи можно сравнивать и оценивать по многим другим параметрам и переменным. Конкретные вовлеченные переменные не так важны, как концепция, согласно которой дети учатся вести себя или социализируются в соответствии с составом их индивидуальной семейной среды. Семейная среда важна тем, что детей учат, какие типы поведения считаются подходящими. Они учатся формировать отношения, обращаться с властью, поддерживать личные границы, общаться с другими и чувствовать, что они являются важной частью всей семейной системы.

Изучение отношений между родителями и детьми было основано на теории привязанности. Теория привязанности применительно к детям подчеркивает важность заботливых отношений для нормального развития ребенка; это также предполагает, что хорошие заботливые отношения между родителем и ребенком формируют будущее социальное, когнитивное и эмоциональное развитие этого ребенка. Джон Боулби в 1973 году сформулировал теорию привязанности, опираясь на концепции биологии и психоанализа. Согласно этой теории, у детей развиваются внутренние представления об отношениях в результате взаимодействия с их основными опекунами (например, родителями), которые они впоследствии используют для поддержания других отношений. Теория привязанности также предполагает, что отношения между родителями и детьми имеют долгосрочные последствия для формирования психологического функционирования ребенка [43].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы