Магистерский диплом (ВКР) на тему «Особенности представлений о себе у женщин в период менопаузы»«Specific Features of Women’s Self-Concept at the Time of Menopause»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
АННОТАЦИЯ 4
АBSTRACT 6
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Теоретические аспекты изучения представлений о себе у женщин в различные возрастные периоды 13
1.1.1 Теоретические основы понятия представлений о себе как части идентичности 13
1.1.2 Гендерная идентичность женщин и подходы к ее изучению 30
1.2 Специфические возрастные характеристики женщин в период пред- и менопаузы 37
1.2.1 Представления о своем теле в период менопаузы 37
1.2.2 Утрата представлений о возможности реализации репродуктивной функции 43
1.3 Удовлетворенность браком как составляющая представлений о себе у женщин в период менопаузы 49
Выводы по первой главе 55
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Общие положения исследования 57
2.2.Описание выборки исследования 59
2.3. Методики исследования 60
2.3.1 «Опросник образа собственного тела» О.А. Скугаревского 61
2.3.2 Методика изучения гендерной идентичности Л. Б. Шнейдер (МИГИ) 61
2.3.3 «Личностный семантический дифференциал» (адаптация института им. В. М. Бехтерева) с понятием «я как мать» 64
2.3.4 Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко) 65
2.3.5 Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек) 66
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 67
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Описание средних значений (по каждой методике) 69
3.2. Результаты исследования отношений к материнству и удовлетворенности партнером в группе женщин с менопаузой и без менопаузы 74
3.3. Обсуждение результатов 77
Выводы 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ А 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 98
Введение:
Актуальность исследования. На протяжении всей своей жизни каждая женщина переживает многочисленные гормональные изменения, которые предшествуют похождению таких стадий развития, как половое созревание, менструальный цикл, беременность, роды, менопауза. Особенностью этих стадий является нестабильность эмоциональных состояний и чувствительность, определяющие возникновение разнообразных психофизиологических изменений, которые с давних времен исследуются психиатрами. На каждом этапе прохождения женщиной этих стадий она может наблюдать изменения в своем внутреннем мире и внешности, что вызывает у одних удовлетворенность своим телом, психоэмоциональным фоном и социальными отношениями, у других наоборот – неудовлетворенность обликом, собственным поведением и реакцией на внешние или внутренние раздражители и т.д. Завершающей стадией психосексуального развития женщины считается менопауза, а ее протекание и переживание определяют предшествующие ей годы (Мордас Е. С., 2021).
Проблема менопаузы и ее переживания женщиной не теряет своей актуальности. Тем не менее, как отмечают А. Г. Кузьмичева и Е. С. Мордас, данная тематика исследований в основном опирается на медицинские показатели, описывая физиологические состояния женщины и возможности их сглаживания (Мордас Е. С., 2021). В то же время авторы акцентируют внимание на том, что на фоне медицинских симптомов (приливы, ночная потливость, сердечно-сосудистые изменения, бессонница и др.) часто развиваются психологические проблемы, которые связаны с внешними изменениями тела и эмоционально-стрессовыми переживаниями: депрессия, беспокойство, вспыльчивость, непринятие своего внешнего облика.
В настоящее время проблема психоэмоционального переживания женщиной периода менопаузы особо остро встала перед отечественными и зарубежными психологами, психотерапевтами, социологами. Так, к вопросам связи менопаузы с депрессией, тревогой и другими психосоматическими расстройствами обращались Ю. Аржиловская (Mamylina N., 2019), А. Г. Кузьмичева (Мордас Е. С., 2021), Н. Мамылина (Mamylina N., 2019), Е. С. Мордас (Мордас Е. С., 2021), А. А. Озерина (Озерина А. А., 2019), К. Черри (Cherry K., 2023) и др. Особенности представления женщины о своем теле в период менопаузы изучали Ю. Адамчук (Szymona-Pakowska K., 2019), Н. К. Белогай (Белогай Н. К., 2018), Э. Кэмерон (Cameron E., 2019), М. Люк (Luque M., 2022), П. Рейналь (Séjourné N., 2019), Ф. Г. Фабрис (Séjourné N., 2019), К. Шимона-Паковская (Szymona-Pakowska K., 2019) и др. Социокультурные аспекты переживания женщинами менопаузы анализируются в работах Н. К. Белогай (Белогай Н. К., 2021), С. Петровой (Петрова С., 2022), О. В. Соболевской (Соболевская О. В., 2020) и др.
Несмотря на имеющиеся и ведущиеся исследования по проблеме связи менопаузы и психоэмоциональных расстройств женщины, в настоящее время возникает проблема диагностического исследования влияния менопаузы на психоэмоциональный фон женщины. В литературе нет единого мнения относительно комплексного подхода к диагностике связи психоэмоциональных реакций женщин на переживание менопаузы, недостаточно разработаны и пути предупреждения и преодоления возникновения психических расстройств. Тем не менее, одной из самых распространенных проблем психического здоровья женщины является период менопаузы.
Менопауза – это период, когда у женщины 12 месяцев подряд не было менструального цикла. Средний возраст наступления менопаузы составляет примерно 51 год. Тем не менее, переход к менопаузе обычно начинается в середине 40-х годов и является естественной часть старения. С возрастом репродуктивный цикл женщины начинает замедляться и со временем прекращается. Этот цикл непрерывно функционирует с момента полового созревания. По мере приближения менопаузы в организме женщины вырабатывается меньше эстрогена – гормона, отвечающего за репродуктивность (Словарь медицинских терминов).
В то же время период менопаузы у женщин с социально-психологической точки зрения характеризуется изменениями в способности ясно мыслить, принимать решения и адекватно реагировать на изменения настроений, раздражительность, спутанность сознания и снижение энергии. Кроме того, частые физические отклонения от привычной ранее нормы здоровья могут вызывать у женщин тревожно-депрессивные состояния, нарушения психофизиологической адаптации, ухудшение психоэмоционального статуса, чувство отсутствия сексуальной привлекательности и др.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), менопауза может быть важным переходом в жизни женщины как с социальной точки зрения, так и с биологической. В социальном плане на переживание женщинами менопаузы могут влиять гендерные нормы, семейные и социокультурные факторы, в том числе то, как старение женщины и переход к менопаузе рассматриваются в ее культуре. Как показывают исследования, глобальная популяция женщин в постменопаузе постоянно растет. В 2021 году женщины в возрасте 50 лет и старше составляли 26% всех женщин и девочек во всем мире, тогда как в 2011 году этот показатель составлял 22%. Кроме того, современные женщины живут дольше. Также исследователями ВОЗ отмечается, что правильный подход к периоду менопаузы и ее переживанию может помочь женщине переоценить свое здоровье, образ жизни и цели (Menopause, 2022).
Несмотря на достаточно обширные исследования обозначенной проблемы, фундаментальных психоаналитических и социально-психологических исследований по вопросам представлений о себе у женщин в период менопаузы практически не существует. Однако данная проблема достаточно актуальна и востребована. Недостаточность разработанности и проблематичность изучения представлений о себе у женщин в период менопаузы обусловили тему исследования «Особенности представлений о себе у женщин в период менопаузы. Specific Features of Women’s Self-Concept at the Time of Menopause».
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически определить особенности представлений о себе у женщин в период менопаузы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и обобщить теоретические аспекты изучения представлений о себе у женщин в различные возрастные периоды.
2. Изучить возрастные характеристики женщин в период пред- и менопаузы.
3. Изучить научные подходы к проблеме удовлетворенности браком как составляющей представлений о себе у женщин в период менопаузы.
4. Описать методы и организацию исследования.
5. Провести сравнительный анализ сходств и различий в представлениях о себе женщин с менопаузой и без менопаузы.
6. Проанализировать взаимосвязь между отношением к материнству и удовлетворенность партнером в группе женщин с менопаузой и без менопаузы.
Объект исследования: представление женщин о себе.
Предмет исследования: особенности представления женщин о себе в период менопаузы.
Гипотеза исследования заключается в предположении того, что:
— существует взаимосвязь между представлением у женщин о своем теле и о себе, как о женщине, и переживанием ими периода менопаузы;
— особенности представления о себе у женщин в период менопаузы непосредственно связаны с их отношением к материнству и удовлетворенностью партнером.
Методы исследования:
В исследовании использовался комплекс научных методов, адекватных объекту, предмету и задачам исследования. В качестве основных методов исследования выступали:
— теоретические: анализ научно-психологической, справочно-медицинской литературы по проблеме исследования;
— эмпирические (психодиагностическое тестирование).
Для решения поставленных задач и проверки гипотез нами были использованы следующие методики:
1. «Опросник образа собственного тела» О.А. Скугаревского.
2. Методика изучения гендерной идентичности Л. Б. Шнейдер (МИГИ).
3. «Личностный семантический дифференциал» (адаптация института им. В. М. Бехтерева) с понятием «я как мать».
4. Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко).
5. Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек).
Методы математической статистики:
В исследовании использовались методы математической обработки данных с их последующей качественной интерпретацией и содержательным обобщением. Статистическая обработка данных и графическая презентация результатов исследования осуществлялась с помощью таблиц Excel, пакета статистических программ SPSS (версия 26.0).
Структура работы. Дипломная работа состоит из аннотации на русском и английском языках, введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (57 ист.), приложений, 8 таблиц, 5 рисунков. Общий объем работы 103 страницы, основной текст расположен на 87 страницах.
Заключение:
Проведенное исследование, направленное на изучение особенностей представления о себе у женщин в период менопаузы, позволило сделать следующие выводы:
1. На этапе поиска информации был сформулирован ряд ключевых терминов, описывающих представление о себе у женщин: образ тела, гендерная идентичность, эмоциональное восприятие тела, убеждения по отношению к собственной внешности, самосознание, самооценка, самоуважение, идеальное – Я, отношение к окружающим. Для более основательного понимания сущности выдвинутой проблемы было выяснено, что менопауза выходит за рамки отсутствия менструации и снижения уровня эстрогена в фертильности, она связана как минимум с тремя типами кризиса: биологический, психологический и социальный. Представление о себе у женщин в различные возрастные периоды рассматривается как часть гендерной идентичности, как отношение к репродуктивной функции и менопаузе и как социально-коммуникативная составляющая в отношениях с партнером.
2. Как часть гендерной идентичности, представление у женщин о себе связано с материальным (телесным), социальным и духовным конструктом. Все конструктивные элементы представления о себе соотносятся с потребностями человека и основаны на силе мотивации удовлетворять ту или иную потребность физиологического и материального уровней. В социально-психологическом контексте гендерная идентичность женщин имеет тенденцию обозначать социальную и культурную роль в рамках определенного общества.
3. Особенности представления о себе у женщин в период пред- и менопаузы связаны с периодом зрелости, когда осуществляется осмысление прошлого и зарождается тревога за ограниченные перспективы будущего. В этот период часто проявляется более негативное отношение женщин к изменениям телесного и психологического характера. Кроме того, эталоны, которыми женщина пользовалась в молодости и которые играли ключевую роль в ее представлении о себе, в зрелом возрасте утрачивают значимость, а на первое место выдвигаются более осмысленные и осознанные стороны жизни.
4. В супружеских отношениях удовлетворенность женщиной своим телом связана с ее воображением, а не реальным недовольством со стороны партнера. и укрепления психического здоровья в данном возрастном кризисе. Кроме того, место, которое занимает менопауза в удовлетворенности браком, влияет как на женщину, так и на мужчину. Менопауза не протекает изолированно – это время, когда происходят изменения в семейной динамике, проблемы со здоровьем и важные жизненные события могут совпадать с ее симптомами. Следовательно, менопауза происходит на фоне повседневной жизни, с ее радостями, проблемами, обязанностями и заботами. Многие женщины не уверены, является ли это менопаузой или другими проблемами со здоровьем и/или семейными событиями, которые заставляют их чувствовать себя усталыми, нездоровыми и порой несчастными.
5. После классификации и качественного анализа теоретической литературы были выделены следующие группы методик исследования особенностей представления о себе у женщин в период менопаузы:
А). Направленные на изучение у женщин представлений о себе и гендерной идентичности: «Опросник образа собственного тела» О.А. Скугаревского; Методика изучения гендерной идентичности Л. Б. Шнейдер (МИГИ).
Б). Изучающие отношение женщин к материнству и их удовлетворенность партнерскими отношениями: «Личностный семантический дифференциал» (адаптация института им. В. М. Бехтерева) с понятием «я как мать»; тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко).
В). Определяющие тип межличностных отношений: методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек).
6. Проведенное эмпирическое исследование по методикам и статистическая обработка данных с помощью таблиц Excel, пакета статистических программ SPSS (версия 26.0) позволило сделать следующие выводы:
1) Большинство женщин в период менопаузы (81,5%) не удовлетворены своим телом и только 18,5% удовлетворены, что связано с эмоционально-психологическим переживания физических изменений тела.
2) Преобладание диффузного типа женской идентичности у респондентов с менопаузой (44,5%) указывает на отсутствие стабильности, сомнения в своих возможностях. Проявления преждевременной идентичности у исследуемых (29,6%) указывают на неосознанный процесс формирования идентичности у женщин с менопаузой на ранних этапах развития. Незначительные показатели моратория идентичности у женщин с менопаузой (14,8%) демонстрируют переживание кризиса идентичности. Показатели достигнутой позитивной идентичности (7,4%) среди женщин с менопаузой свидетельствуют о том, что у них сформирована адекватная самооценка. Показатели псевдопозитивной идентичности (3,7%) могут указывать на то, что женщины с менопаузой не удовлетворены собой.
3) Низкий уровень личностного семантического дифференциала у женщин с менопаузой (оценка – 6,0 баллов, сила – 6,8 балла, активность – 4,1 балл) подтверждают неудовлетворенность респондентов собой, критическое отношение к себе, зависимость от внешних факторов и недостаточный самоконтроль, тревожность и замкнутость, обращенность вовнутрь.
4) Анализ данных удовлетворенности браком показывает, что практически половина женщин с менопаузой не удовлетворены отношениями с партнерами (55,6%), удовлетворенность браком выявлена только среди 14,8% респондентов.
5) Выявленные низкие показатели межличностных отношений у женщин с менопаузой – доминирование 0,5 баллов, дружелюбность – 0,8 баллов связаны, вероятнее, с особенностями представления о себе женщин в период менопаузы, которые сопровождаются психоэмоциональным переживанием и дискомфортом на фоне физиологических, коммуникативных и социальных факторов.
7. Результаты дисперсионного анализа ANOVA подтвердили выдвинутые гипотезы: фактор удовлетворенность партнером имеет наибольшее влияние на способность женщины к общительности, эмоциональности в отношениях с супругом (значимость 0,844, F – 0,688). Степень удовлетворенностью браком также имеет влияние на волевую сферу женщины (значимость 0,479, F – 1,018). Наименее всего удовлетворенность партнером зависит от самооценки: 0,199, F – 1,389. Следовательно, отношения между партнерами и позитивное переживание женщиной периода менопаузы непосредственно зависят от: взаимопонимания в семье и адекватного принятия мужем тех физиологических и психоэмоциональных изменений, которые происходят с супругой.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что существует взаимосвязь между представлением у женщин о своем теле и о себе, как о женщине, и переживанием ими периода менопаузы; особенности представления о себе у женщин в период менопаузы непосредственно связаны с их отношением к материнству и удовлетворенностью партнером.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены. Дипломная работа выполнена в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
Теоретические аспекты изучения представлений о себе у женщин в различные возрастные периоды
1.1.1 Теоретические основы понятия представлений о себе как части идентичности
Проблема концептуальных основ представления личности о себе занимает достаточно важное место в психологических исследованиях на протяжении многих десятилетий ХХ-XXI вв. Еще в начале прошлого века многие психологи обращались к эмпирическим исследованиям, направленным на изучение особенностей проявления у человека соотношения внутреннего и внешнего мировосприятия. Так, одним из основателей и ведущих представителей прагматизма и функционализма У. Джеймсом в начале ХХ века было отмечено, что для человека характерно поведение, когда он, о чем бы ни размышлял, всегда пытается постигать «самого себя» и сущность личностного существования (Джеймс У., 1902). Исследователь отмечал, что представление о себе – своего «Я» – представляет собой двойственную психологическую субстанцию, которая выступает «познающим и познаваемым, отчасти объектом, а отчасти субъектом» и является «быть может самым неискоренимым требованием общего чувства» (Джеймс У., 1902; с. 135). У. Джеймс выделяет два значения представления о себе: «Я», как «эмпирическое Эго», «мое» – познавательное, дающее опыт, и «Я», как «чистое Эго», познающее (просто «Я»). Исследуя процесс представления о себе, У. Джеймс выделяет поэтапность этого процесса, как: а) система составляющих – материальное, социальное и духовное; б) чувства и эмоции, вызванные этими составляющими; в) поступки, вызванные эмоциями. То есть, согласно У. Джеймсу, представление о себе – это: чувства и действия человека по отношению к объектам, которые ему принадлежат, и тождественны чувствам и поступкам, которые касаются непосредственно личности; чувства и эмоции, вызванные этими объектами; поступки, вызванные эмоциями: самосохранение и самообеспечение, как инстинктивные намерения. Кроме того, У. Джеймс отмечал, что чувства и действия индивида по отношению к предметному миру могут быть идентичны таким, которые непосредственно затрагивают его внутреннее «Я».
Эту же точку зрения поддерживает ряд современных исследователей, обращая внимание на то, что человек в процессе взаимодействия с окружающим миром склонен включать то, что, по его мнению, принадлежит ему в материальном и нематериальном смысле и что он может назвать личным, тем самым формируя расширенное «Я» (Конюхова Т. В., 2021). Развитие, преуспевание расширенного «Я» вызывает у человека положительные эмоции, составляя основу благополучия личности в смысловой связи «я-для-себя» и «я-для-других». В то же время, если «я-для-себя» и «я-для-других» находятся в стадии неустойчивости, упадка, угасания или изнеможения, то человек переживает негативные чувства и эмоции: подавленность, расстройство, страдания, трагизм и т.д. В результате влияния на психику личности негативных факторов окружающего предметного мира человек может оказаться в ситуации кризиса идентичности.
Кризис идентичности, как проблему представления о себе, А. П. Иващенко описывает с точки зрения процесса изменений в понимании концепта личности и выделяет три конструктивных элемента феномена «Я» (по У. Джеймсу): материальное, социальное и духовное (Иващенко А. П., 2022). Составляющие элементы – это: «Я» материальное или телесное – предметы непроизвольных предпочтений, которые связаны с наиболее важными для личности жизненными интересами (потребности); «Я» социальное – фактор признания человека окружающими и его переживания об этих представлениях; «Я» духовное – совокупность состояний личностного сознания, конкретных внутренних способностей и наклонностей; способность к восприятию себя и окружающего мира; эмоции и желания; волевые качества.