Магистерский диплом (ВКР) Юриспруденция Юриспруденция

Магистерский диплом (ВКР) на тему Особенности правового регулирования предпринимательской деятельности самозанятых в России и за рубежом.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1 Общие характеристики самозанятости в Российской Федерации. 9

1.1 История становления института самозанятости. 9

1.2 Понятие и характеристика самозанятости в Российской Федерации. 19

1.3 Правовой статус самозанятого и форма государственного
регулирования  28

2 Правовой анализ самозанятости в зарубежных странах. 37

2.1 Правовое регулирование самозанятости в США и
Великобритании. 37

2.2 Правовое регулирование самозанятости в европейских
странах. 45

2.3 Правовое регулирование самозанятости в СНГ и Азии. 51

3 Проблемы правового регулирования cамозанятости и возможные их решения  59

Заключение. 69

Список использованных источников и литературы.. 71

  

Введение:

 

Актуальность проблемы диссертационного исследования
обусловлена следующим. В последние десятилетия с повсеместным внедрением новых
трудосберегающих и информационно-коммуникационных технологий проблемы занятости
приобрели совершенно новый характер: увеличивается мобильность трудовых
ресурсов, сужается традиционная полная занятость граждан, расширяется перечень новых
нестандартных форм трудовой занятости и усиливается мотивационная составляющая
граждан к самозанятости как сложного вида экономической деятельности зачастую
граничащего с сектором неформальной экономики (в России в настоящее время насчитывается
более 20 млн. нелегализованной рабочей силы[1]).

В настоящее время в
России отмечается рост сектора теневой экономики. Значимую его часть составляют
«серые» заработные платы, незарегистрированные доходы фрилансеров и
неофициально самозанятых лиц. Люди скрывают свои доходы по разным причинным,
среди которых: нежелание платить налоги и отношение к дополнительному
заработку, как к хобби. Современные процессы, происходящие на российском рынке
труда, ставят перед государством ряд актуальных задач. Сущность приоритетной
задачи заключается в формировании стабильного и реально работающего механизма
обеспечения граждан рабочими местами, вторая по приоритетности задача – не
только установить уровень оплаты труда на достойном уровне, но и гарантировать
его стабильность. К новым инструментам содействия экономической и социальной
стабильности в сфере занятости населения можно отнести введение режима
самозанятости.

В
современных условиях переход самозанятых в формальную экономику
представляет собой необходимое условие для повышения качества их трудовой жизни
наряду с другими трудящимися, независимо от избранной ими формы занятости. В связи с этим, крайне важным является определение специфики и
совершенствование правового регулирования самозанятости.

Объектом
исследования являются нормы права Российской Федерации и зарубежных стран,
регулирующие предпринимательскую деятельности самозанятых.

Предметом исследования
являются нормы отечественного законодательства, определяющие сущность и
значение института самозанятости, особенности и проблемные аспекты правого
регулирования данного института в России и в зарубежных странах.

Цель работы —
исследование правового регулирования предпринимательской деятельности
самозанятых в России и за рубежом, выявление проблем в Российском
законодательстве и выработка предложений по его совершенствованию.

Для достижения этой цели
в диссертационной работе поставлены следующие задачи:

1-рассмотреть историю
появления самозанятости;

2-раскрыть понятие и
характеристику самозанятости в Российской Федерации;

3-исследовать правовой статус
самозанятого и формы государственного регулирования;

4-провести правовой
анализ самозанятости в зарубежных странах;

5-выявить проблемы
правового регулирования самозанятости и предложить возможные пути их решения.

Теоретическая основа
исследования. Проблемам правового регулирования самозанятости в России и
зарубежных странах уделяется усиленное внимание. Понятие и сущность
самозанятости раскрыты в трудах Е.А Абрамовой, Е.А. Бабайцевой, А.В. Бурлак,
Е.Н. Стенькиной и др. Правовое регулирование, проблемы и перспективы развития
самозанятости граждан в России исследовали Р.И. Акьюлов, Е.Г. Беликов, А.Д.
Белорусцева, О.А. Белоусов, Е. Булатова, О.Н. Грабова, Ел.В. Ермош, Е.В. Ермош,
О.Л. Коноваленко, Л.Ю. Малинина, ЮА. Маркс, С.В. Михнева, О.В. Мошненко, А.М
Мусаева, А.Н. Покида, М.А. Решетов, Т.А. Семенова, А.В. Серова, И. А. Чуднов и
др. Зарубежный опыт регулирования самозанятости и возможности его применения в
России изучали В.А. Берцинкая, Л.В. Зайцева, Э.Р. Камалетдинова, А.П.
Комольцева, М.Ю. Костыкова, А.А. Ласкин и др.

Нормативно-правовая
основа исследования включает в себя Конституцию Российской Федерации[2], Гражданский кодекс РФ[3], Налоговый кодекс РФ[4], Трудовой кодекс РФ[5], Федеральный закон от
27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального
налогового режима «Налог на профессиональный доход»[6] (далее – Закон о
самозанятых), другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения,
складывающихся в сфере правового регулирования самозанятости в Российской
Федерации.

Эмпирическая база
исследования включает судебную практику, статистические данные, по вопросам,
затрагивающим различные аспекты исследуемой проблематики.

Методологическая база
исследования достаточно разнообразна. В основу методологии исследования
положены методы и принципы диалектической и формальной логики, метод анализа,
синтеза, обобщения и сравнительно правовой метод Применение этих и других
методов позволило автору работы провести комплексный анализ правового
регулирования самозанятости в Российской Федерации и в зарубежных странах.

Научная новизна
исследования заключается в том, что в связи с отсутствием в научной литературе
комплексного исследования самозанятых предпринята попытка выявить особенности и
проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности самозанятых в
Российской Федерации.

Теоретическая
значимость связана с уточнением понятия и сущности самозанятости,
особенностей правового регулирования самозанятости.

Практическая
значимость связана с формулированием рекомендаций по совершенствованию
механизма правового регулирования самозанятости в
Российской Федерации.

Положения, выносимые на
защиту:

1. В связи с отсутствием
понятий самозанятость, самозанятые граждане и частично самозанятые граждане в
законодательстве, предлагаем внести в законодательство понятия в следующей
формулировке:

а. Самозанятость – осуществление
деятельности или выполнение работ, оказания услуг непосредственно на
заказчиков, которыми могут выступать физические или юридические лица.

б. Самозанятый гражданин
— это физическое лицо, участвующее в общественно полезном труде, основанном на
личной инициативе, самостоятельности и ответственности, получающих трудовой
доход от своей личной, официально зарегистрированной в статусе «самозанятого»,
трудовой деятельности. Ведение трудовой деятельности в статусе «самозанятого»
предполагает отсутствие наемных работников по трудовым договорам и получение
годового дохода в размерах, не превышающих установленные федеральным
законодательством размеры (в настоящее время – 2,4 млн руб. в год).

в. Частично самозанятые
граждане – граждане, имеющие основное место работы, не являющиеся
индивидуальными предпринимателями и оказывающие услуги физическим, юридическим
лицам удаленно.

2. Считаем необходимым
ввести в ст. 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032- «О занятости населения в
Российской Федерации» новую категорию занятых граждан – самозанятые, взяв за
основу понятие данного термина.

3. Считаем необходимым в
статью 23 Гражданского кодекса Российской Федерации внести дополнение «Гражданин
вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица с момента государственной регистрации в качестве
индивидуального предпринимателя или
самозанятого, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым
настоящего пункта».

4. Правовое регулирование
осуществляемой самозанятыми деятельности должно преимущественно основываться на
методе дозволения и быть дифференцированным, также требуется существенно
расширить текущий диспозитивный перечень услуг, которыми могут заниматься
самозанятые граждане.

5. Требуется реформирование
трудового законодательства путем внесения дополнений в Трудовой Кодекс
Российской Федерации норм о бремени доказывания факта отсутствия трудовых
отношений на лицо, использующее личный труд и являющееся заказчиком по
гражданско-правовому договору, установить ограничение или запрет на передачу
работодателями некоторых видов работ (услуг) на аутсорсинг.

6. Предлагаем дополнить
Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от
16.07.1999 N 165-ФЗ[7]
нормами регулирующими обеспечение самозанятых социальным страхованием.

7. Существенно расширить
текущий диспозитивный перечень услуг, которыми могут заниматься самозанятые
граждане. Причем ориентироваться здесь необходимо на мировой опыт, где
аналогичные перечни исчисляются сотнями видами деятельности.

Структура выпускной
квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованных источников и литературы. [1] Белоусов О.А.
Регулирование вопросов самозанятых граждан: законодательный аспект // Сибирский
экономический журнал. 2021. № 1 (18). С. 4. [2] Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,
04.07.2020. [3] Гражданский
кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ часть первая (ред. от
09.13.2021) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301. [4] Налоговый кодекс
Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 17.02.2021)
// Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824; Налоговый кодекс
Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 20.04.2021)
// Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340. [5] Трудовой кодекс
Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Собрание
законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3. [6] Федеральный закон
от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О проведении эксперимента по
установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»
// Собрание законодательства РФ, 03.12.2018, N 49 (часть I), ст. 7494. [7]
Федеральный
закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об основах обязательного
социального страхования» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст.
3686.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам
проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Существующее законодательство
позволяет гражданам вести законную предпринимательскую деятельность при подключении
к специальному налоговому режиму. В целом, категория
«самозанятые граждане» представляет собой налогоплательщиков, который
самостоятельно выбрали и применяют специальный налоговый режим – «налог на
профессиональный доход», осуществляя деятельность по получению дохода.

В работе были
сформулированы и предложены для внесения в законодательство понятия самозанятость,
самозанятый гражданин и частично самозанятые граждане. Также были предложены
нормы для внесения в Гражданский Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Закон РФ от 19
апреля 1991 г. № 1032 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный
закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ.

Были определены причины,
которые обусловливают проблемы правового регулирования самозанятых в России, а
именно то, что нормативная база регулирования самозанятых работников не всегда
соответствует современному состоянию общества, что в свою очередь не
способствуют стабильности общественных отношений, принципа правовой
определенности, надлежащей защите прав и законных интересов самозанятых лиц.

С целью решения проблемы
обеспечения достойного труда для самозанятых и повышения качества их трудовой жизни
был проведен анализ зарубежного законодательства и сделан вывод о целесообразности
использования опыта зарубежных стран по регулированию предпринимательской
деятельности самозанятых граждан. В частности возможным
представляется перенять политику вычета из налоговых платежей сумм на
техническое обслуживание, применяемое для деятельности самозанятых, как
установлено в США. Данное положение повысит привлекательность получения данного
статуса.

Правовой статус
самозанятого населения в настоящее время находится на этапе становления и для
всестороннего и своевременного нормативно правового регулирования данных субъектов
предпринимательской деятельности необходимо беспрерывно и тщательно следить за
тенденциями развития самозанятых.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ОБЩИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 История становления
института самозанятости Если самозанятость как
социально-экономическое и правовое явление является одним из наиболее
актуальных, обсуждаемых, противоречивых вопросов современной России, то в
исторической ретроспективе самозанятость не является феноменом для России.
Кроме того, в советское время самозанятость считалась сложной правовой
системой, а правовое регулирование традиционно предшествовало принятию
Основного Закона[1].

 В 1930 годы была определена категория лиц,
которые «занимались личным трудом не по найму», они были «гражданами с
самостоятельным доходом от источников, находящихся в пределах Союза ССР». Допускалось
мелкое частное хозяйство, охранялось законом подсобное домашнее хозяйство. То
есть для советских граждан наряду с трудом по найму уже тогда допускалась
самозанятость. Также в СССР в 1986 году был принят «Закон об индивидуальной
трудовой деятельности»[2].

Так, в 1930-1936 годах
(до принятия Конституции 1936 года) и в 1977 году (в период до принятия
Конституции 1977 года) был разработан этот механизм регулирования (правила
регистрации самозанятых лиц и системы налогообложения), принят (и даже
обкатан), что обеспечивало гражданам СССР соответствующую конституционную
гарантию[3].

В период с 1936 по 1991
год самозанятость в форме ремесел, мелкой частной экономики и индивидуальной
трудовой деятельности была закреплена в Конституции как относительно
эффективный механизм правового регулирования.

В 2000 году, с введением
налогового кодекса, все виды деятельности, связанные с ремеслом в 1930-1970
годах, в 1986-1991 годах – индивидуальная трудовая деятельность (ремесло,
ремонт, обслуживание), относились к предпринимательству с распространением на
них патентной системы налогообложения. Это ремонт и пошив одежды, головных
уборов, обуви, вязания, парикмахерских и косметических услуг, изготовлением и
ремонтом галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц, ремонтом бытовой
техники и оборудования, часов, мебели, фотографии, транспорта, консультирования
и др. Вспахивание огородов, рубка дров и другие услуги законодатель также
связывает с предпринимательской деятельностью.

С введением в действие
Конституции РФ 1993 года появились новые формы экономической деятельности [1] Комольцева А.П.
Самозанятость в России и за рубежом: истоки развития, значимость и перспектива
// Молодой ученый. 2021. № 6 (348). С. 343. [2] Закон СССР от
19.11.1986 (ред. от 14.03.1988, с изм. от 25.12.1990) «Об индивидуальной
трудовой деятельности». (Документ утратил силу) // Ведомости ВС СССР, 1986, N
47, ст. 964. [3] Решетов М.А.
Проблема правового регулирования // Тенденции развития науки и образования.
2019. № 49-7. С. 14.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы