Магистерский диплом (ВКР) на тему Особенности первоначального этапа расследования мошенничества в сфере ЖКХ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы расследования мошенничества в сфере ЖКХ 10
1.1. Сфера ЖКХ как объект преступной деятельности: понятие и сущность 10
1.2. Криминалистическая характеристика мошенничества в сфере ЖКХ 13
Глава 2. Содержание и задачи первоначального этапа расследования мошенничества в сфере ЖКХ 26
2.1. Особенности проверки сообщений о мошенничестве в сфере ЖКХ 26
2.2. Особенности возбуждения уголовных дел, следственных ситуаций и их разрешения на первоначальном этапе расследования мошенничества в сфере ЖКХ 31
2.3. Особенности планирования и алгоритм следственных действий на первоначальном этапе расследования мошенничества в сфере ЖКХ 43
Глава 3. Проблемы расследования мошенничества в сфере ЖКХ на первоначальном этапе и возможные пути их решения 57
3.1. Проблемные аспекты расследования мошенничества в сфере ЖКХ на первоначальном этапе 57
3.2. Совершенствование методики расследования мошенничества в сфере ЖКХ на первоначальном этапе 62
3.3. Судебные экспертизы, проводимые при расследовании мошенничества в сфере ЖКХ 71
Заключение 78
Список использованной литературы и источников 82
Введение:
Актуальность темы исследования. Экономика России в последние годы претерпевает существенные изменения под влиянием внешнеполитических факторов. Введение экономических санкций в отношении нашей страны, вносит существенные коррективы в развитие экономических отраслей, что в свою очередь требует от государства стремительной реакции для стабилизации экономической ситуации.
Изменение экономической ситуации создает дополнительные условия для совершения преступлений экономической направленности. Увеличение числа экономических преступлений является существенной угрозой экономической безопасности страны. Обеспечение экономической безопасности является важным условием эффективной жизнедеятельности общества и государства. Диффузия экономической преступности, бизнеса, власти диктует необходимость развития функций и задач правоохранительных органов в выработке эффективных способов противодействия организованной преступности.
Экономическая преступность приобретает комплексный, высокоорганизованный, профессиональный и международный характер, вследствие чего, правоохранительные органы нуждаются в общих методиках расследования преступлений экономической направленности. Сложность в выработке общих методик расследования преступлений экономической направленности обусловлена разнообразием способов их совершения.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена постоянным ростом числа преступлений экономической направленности, а так же размерами ущерба, причиненного государству, юридическим и физическим лицам. Экономическая преступность проникла во многие сферы общества, такие как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальный комплекс, топливно-энергетический комплекс, потребительский рынок.
Проблема преступности в сфере ЖКХ часто является предметом обсуждения на государственном уровне. В. В. Путин на расширенном заседании Коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, подводя итоги работы ведомства за 2020 г., уделил внимание и сфере ЖКХ. Президент РФ отметил, что «много острых, чувствительных для граждан вопросов остается в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Это и неоправданный рост тарифов, и несоблюдение стандартов качества обслуживания, попытки безосновательного перераспределения средств, выделяемых на ремонт инфраструктуры. Надо отслеживать правоприменительную практику, не допускать новых проблем, чтобы… откровенные жулики просто не отыскали какие-либо юридические лазейки для обмана людей» .
Для организации расследования мошенничеств в сфере жилищных отношений стадия, так называемой, предварительной проверки имеет особо важное значение. Это объясняется сложностью обнаружения признаков преступления: мошенничества, как правило, имеют вид законных, хотя и не всегда внешне добросовестных, гражданско-правовых сделок.
Степень теоретической разработанности темы. Отдельные аспекты расследования мошенничества в сфере ЖКХ, рассматривались в трудах СМ. Астапкиной, И.И. Белозеровой, Л.В. Бертовского, В.К. Гавло, СП. Голубятникова, В.Д. Грабовского, СА. Грачева, Г.А. Густова, НА. Даниловой, А.В. Дулова, Л.Я. Драпкина и др.
Целью настоящей работы является анализ особенностей первоначального этапа расследования мошенничества в сфере ЖКХ.
Задачи исследования:
— рассмотреть сферу ЖКХ как объект преступной деятельности;
— дать криминалистическую характеристику мошенничества в сфере ЖКХ;
— выявить особенности проверки сообщений о мошенничестве в сфере ЖКХ;
— проанализировать особенности возбуждения уголовных дел, следственных ситуаций и их разрешения на первоначальном этапе расследования мошенничества в сфере ЖКХ;
— исследовать особенности планирования и алгоритм следственных действий на первоначальном этапе расследования мошенничества в сфере ЖКХ;
— определить проблемные аспекты расследования мошенничества в сфере ЖКХ на первоначальном этапе;
— проанализировать судебные экспертизы, проводимые при расследовании мошенничества в сфере ЖКХ.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при расследовании мошенничества в сфере ЖКХ на первоначальном этапе.
Предмет исследования – нормативные и методические основы расследования мошенничества в сфере ЖКХ на первоначальном этапе.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регулирующие отдельные аспекты расследования мошенничества в сфере ЖКХ.
Эмпирическая база исследования представлена материалами следственной и судебной практики, раскрывающими особенности расследования мошенничества в сфере ЖКХ.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых по уголовному праву и криминалистики: Г. А. Аванесова, Ю. М. Антоняна, М. М. Бабаева, А. А. Герцензона, К. К. Горяинова, А. И. Долговой, С. М. Иншакова, И. И. Карпеца, В. В. Квашиса, Н. А. Лопашенко, М. П. Клеймёнова и др.
Методология исследования обусловлена поставленными целью и задачами работы. В ходе изучения темы использовались общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение) и частно-научные методы (статистический, исторический анализ, сравнительно-правовой, системный контент-анализ). В основе вышеуказанных методов исследования использовался метод материалистической диалектики как базовый метод познания.
Научная новизна исследования определяется положениями, выносимыми на защиту и состоит в выявлении особенностей мошенничества в жилищно-коммунальной сфере, а также в разработке направлений совершенствования методики расследования мошенничества в сфере ЖКХ на первоначальном этапе.
Положения, выносимые на защиту:
1. На сегодняшний день выявление преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства является одной из актуальных задач функционирования всей системы ЖКХ. Основными способами совершения преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются: неправомерное завышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги; удержание денежных средств поставщикам коммунальных услуг, внесенных гражданами в качестве оплаты за оказанные услуги; составление фиктивных договоров без фактического выполнения работ подрядчиками; заключение договоров подряда с завышением реальной стоимости работ (услуг) ЖКХ; совершение хищений денежных средств или материальных ценностей, находящихся в ведении работника организации ЖКХ; предоставление гражданам для оплаты завышенных счетов за коммунальные услуги.
2. В ходе производства расследования по уголовным делам в сфере ЖКХ, возникает немало проблем, которые в дальнейшем ведут к неудовлетворительному результату. Главная выявленная нами проблема возникает еще на этапе проверки сообщения о преступлении и вызвана она скудностью материала, поступаемого к следователю, а также ограниченностью временных рамок на проверку сообщения о преступлении.
Учитывая специфику экономических преступлений и, мошенничества в сфере ЖКХ, в частности, мы полагаем возможным внести изменения в действующее уголовно-процессуальное законодательство и разрешить производство отдельных следственных действий до момента возбуждения уголовного дела по всем экономическим преступлениям, например, допросы, обыски (выемки), назначение и производство экспертиз, что позволит качественно изменить работу следователя.
Кроме того, мы полагаем возможным увеличить срок проверки сообщения о преступлении экономической направленности с максимального 30 суток до 2-х месяцев. В связи с чем, ст. 144 УПК РФ дополнить ч.3.1 изложив ее в следующей редакции «при рассмотрении сообщения о преступлении экономической направленности и при необходимости производства документальных проверок и ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, а так же проведения оперативно-розыскных мероприятий прокурор имеет право продлить этот срок до 2-х месяцев с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием такого продления».
3. Применительно к расследованию мошенничества в сфере ЖКХ методика их расследования должна представлять собой информационную, взаимосвязанную систему технических и тактико-методических знаний, о предварительной проверке, предварительном и судебном следствии в складывающихся ситуациях предварительной проверки, предварительного и судебного следствия. В структуре частной криминалистической методики расследования мошенничества в сфере ЖКХ необходимо выделить следующие составляющие её характеристики:
1) криминалистическую характеристику мошенничества в сфере ЖКХ;
2) криминалистическую характеристику предварительного расследования мошенничества в сфере ЖКХ;
3) криминалистическую характеристику судебного следствия по уголовным делам о мошенничестве в сфере ЖКХ.
4. Следующий аспект, который нельзя оставить без внимания – это тактика проведения допроса по данной категории дел. В целях проведения наиболее оптимального допроса в рамках раскрытия и расследования мошенничества в области ЖКХ, считаю необходимым внести следующие предложения:
1) создание сборника допросных методик в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которым бы руководствовались следователи при рассмотрении подобных дел;
2) разработка серии обучающих семинаров от практикующих следователей и ученых, направленных на повышение процента раскрываемости дел данной категории;
3) проведение круглых столов и конференций по тематике совершенствования методов допроса и налаживания контакта с допрашиваемыми лицами в сфере ЖКХ.
5. Кроме того, при проведении проверки сообщения о преступлении, а также в ходе последующих допросов злоумышленников не используются проверки на полиграфе с привлечением соответствующих специалистов, хотя практика свидетельствует, что в большинстве случаев мошенники не дают правдивых показаний. Использование полиграфа должно способствовать получению истинных показаний, способствующих правильному разрешению уголовного дела. В рамках данного положения предусматривается использование полиграфа в такой процессуальной форме, как Опрос с использованием полиграфа (ОИП).
Теоретическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его результатов в учебном процессе при изучении таких дисциплин, как криминалистика и уголовный процесс.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и базирующиеся на них практические рекомендации могут быть использованы: в практической деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступности в жилищно-коммунальной сфере, в научных исследованиях при дальнейшей разработке указанных проблем.
Апробация результатов исследования. В ходе проведения настоящего исследования были подготовлены научные статьи по темам:
— «Основные схемы и особенности расследования мошенничества в сфере ЖКХ». Опубликована в издании «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки», №9(72), 2022, Alley-science.ru;
— «Понятие мошенничества в сфере ЖКХ и проблемы его расследования на первоначальном этапе». Опубликована в издании «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки», №9(72), 2022, Alley-science.ru.
Структура исследования включает введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы и источников.
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Жилищно-коммунальный комплекс – важный социально-экономический комплекс, обслуживающий материально-бытовые нужды предприятий и учреждений. Взаимозависимость всех подотраслей жилищно-коммунального хозяйства обуславливает необходимость в пропорциональности их развития, комплексном подходе к решению вопросов функционирования и координации деятельности его составных частей. Положительная тенденция в государственной поддержке жилищно-коммунальной сферы не может не вызвать удовлетворения. Однако, объемы ее финансирования недостаточны.
Сфера ЖКХ характеризуется особой сложностью организации, большим массивом нормативно-правового регулирования, которая включает в себя нормы гражданского, жилищного, градостроительного, водного законодательства, а также большого количества подзаконных актов. Однако, несмотря на всестороннюю регламентацию сферы ЖКХ, в настоящее время остается большое количество проблем, затрагивающих права и законные интересы граждан.
На сегодняшний день выявление преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства является одной из актуальных задач функционирования всей системы ЖКХ. Основными способами совершения преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются: неправомерное завышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги; удержание денежных средств поставщикам коммунальных услуг, внесенных гражданами в качестве оплаты за оказанные услуги; составление фиктивных договоров без фактического выполнения работ подрядчиками; заключение договоров подряда с завышением реальной стоимости работ (услуг) ЖКХ; совершение хищений денежных средств или материальных ценностей, находящихся в ведении работника организации ЖКХ; предоставление гражданам для оплаты завышенных счетов за коммунальные услуги.
Кроме того, при проведении проверки сообщения о преступлении, а также в ходе последующих допросов злоумышленников не используются полиграфические исследования с привлечением соответствующих специалистов, хотя практика свидетельствует, что в большинстве случаев мошенники не дают правдивых показаний. Использование полиграфа должно способствовать получению истинных показаний, способствующих правильному разрешению уголовного дела.
Считаем, что при оценке первичных материалов о мошенничестве в сфере ЖКХ, несмотря на то, что их совершение всегда связано с использованием легальных форм хозяйственной деятельности, а внешне они выглядят как финансово-хозяйственные операции, необходимо обратить особое внимание на отграничение уголовно наказуемых деяний от административных, гражданско-правовых и других деяний.
Сложность мошенничества в сфере ЖКХ обусловлена ее высокоинтеллектуальным, организованным характером, что в свою очередь вызывает необходимость в тесном сотрудничестве и взаимодействии оперативных подразделений и следственных органов, обмен оперативной информацией, четкой координацией действий.
Выработка комплексной методики расследования мошенничества в сфере ЖКХ представляет собой внесение в план расследования версий, оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, направленных на выявление следов совершения преступления, изобличение виновных лиц.
Тактические задачи расследования мошенничества в сфере ЖКХ формулируются с учетом особенностей предмета доказывания по уголовным делам об экономических преступлениях, обусловленных механизмом совершения преступлений указанной категории.
Планирование расследования мошенничества в сфере ЖКХ — многоэтапный процесс, в котором можно выделить ряд общих структурных элементов. К ним относятся получение исходных данных, определение задач расследования, совокупности следственных (розыскных) действий (обязательное планирование проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности и соответствующих экспертиз), необходимых для их решения, установление очередности, сроков и исполнителей намеченных действий и мероприятий, оформление плана расследования.
Материалы оперативно-розыскной деятельности, предоставленные в соответствии с действующим законодательством, непосредственно используются следователем при расследовании уголовных дел, а именно во время проведения таких основных следственных действий — осмотр предметов и документов, участков местности, допроса обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего, назначения экспертиз, получения образцов для сравнительного исследования и тому подобное.
Процесс ввода оперативно-розыскной информации в доказывания представляет собой взаимосвязанную методологическую и тактическую деятельность оперативного работника и следователя.
Статья 89 УПК РФ гласит, что в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ. По нашему мнению необходимо внести изменения в указанную статью и допустить получение доказательств на досудебных стадиях любыми прямо не запрещенными законом способами.
Также необходимо дополнить часть 2 статьи 74 УПК РФ пунктом 7, включив в перечень доказательств протоколы гласных оперативно-розыскных мероприятий и административных действий, если они соответствуют требованиям кодекса.
Указанные действия позволят сэкономить время и трудозатраты следователя в процессе расследования уголовного дела, а так же позволят сократить объемы расследуемых уголовных (в суд с обвинительным заключением направляются уголовные дела по несколько десятков, а то и сотен томов по 250-300 листов каждый).
Учитывая сжатые сроки проведения проверки сообщения о преступлении, а так же ограниченный срок производства предварительного следствия, дознания полагаем возможным внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство и установить четкие сроки предоставления информации по запросам следователя, органа дознания, дознавателя, всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Мы предлагаем оптимизировать срок предоставления информации к срокам проведения проверки сообщения, установив срок предоставления информации «в течение 3-х рабочих дней».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы расследования мошенничества в сфере ЖКХ
1.1. Сфера ЖКХ как объект преступной деятельности: понятие и сущность
Жилищно-коммунальное хозяйство – это многоотраслевой производственно-хозяйственный комплекс предприятий и организаций, обеспечивающих предоставление потребителям необходимых услуг и развитие хозяйства в целом. То есть жилищно-коммунальное хозяйство – собирательная отрасль, состоящая из двух крупных отраслей: жилищного хозяйства и коммунального хозяйства .
Состав коммунального хозяйства:
1) санитарно-технические службы (водопровод, канализация, служба очистки и уборки территории в городах, сбор, транспортировка и утилизация бытовых доходов);
2) энергетические предприятия (электросети, тепловое хозяйство, газовое хозяйство);
3) муниципальный транспорт;
4) инфраструктура внешнего благоустройства городов и других населенных пунктов (зеленные насаждения, мосты, тротуары, уличное освещение) .
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — это крупнейшая система жизнеобеспечения, охватывающая более 30 различных видов деятельности. Жилищно-коммунальное хозяйство оказывает многостороннее влияние на различные стороны жизни нашей страны, поэтому к его состоянию и безопасности предъявляются сегодня достаточно высокие требования. Острые проблемы возникли в государственном управлении жилищно-коммунальной сферой, а низкое качество и недостаточная эффективность управления ведут к снижению надежности функционирования системы. Поэтому современное состояние жилищно-коммунального хозяйства России требует внедрения комплекса реформ, которые бы позволили модернизировать данную отрасль в соответствии с современными экономическими реалиями.
Особенностью функционирования ЖКХ являются:
— наличие как естественных монополий (предприятий водоснабжения и водоотведения, транспортировки электроэнергии), так и подотраслей, в которых необходима и возможна конкуренция;
— сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с предоставлением услуг и изготовлением продукции;
— обеспечение населения ресурсами и предоставление широкого спектра услуг по надлежащему содержанию жилья, уровня благоустройства и развития соответствующей инфраструктуры;
— значительная социальная значимость хозяйства, что требует государственного регулирования и контроля со стороны потребителей;
— особая роль органов местного самоуправления в управлении ЖКХ .
Уровень развития жилищно-коммунального хозяйства оказывает существенное влияние на формирование общего хозяйственного комплекса территории. Например, строительство жилья вызывает необходимость освоения новых территорий (сооружение дорог, прокладка подземных сетей), развития городского транспорта, коммунальных предприятий, обеспечивающих жителей водой, теплом, электроэнергией и т.п., а также учебных и лечебных учреждений, предприятий и организаций всей сферы обслуживания. В большинстве случаев коммунальное хозяйство обеспечивает производственные объекты своей продукцией или услугами.
Функционирование коммунального хозяйства связано с определенной территорией и направлено на удовлетворение потребностей жителей, проживающих на ней.
Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство – важный социально-экономический комплекс, обслуживающий материально-бытовые нужды предприятий и учреждений. Взаимозависимость всех подотраслей жилищно-коммунального хозяйства обуславливает необходимость в пропорциональности их развития, комплексном подходе к решению вопросов функционирования и координации деятельности его составных частей.
Особая роль жилищно-коммунального комплекса, обеспечивающего жизненно важные потребности населения, предопределяет необходимость в постоянном развитии и модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства. По результатам анализа жилищно-коммунального хозяйства можно сделать вывод, что на федеральном, окружном и областной уровне многие показатели имеют тенденцию роста, а рынок жилищно-коммунальных услуг весьма разнообразен, при этом исследуемая отрасль требует усовершенствования и модернизации, а также улучшения жилищных условий, капитального ремонта жилищного фонда, замены инженерных сетей водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
В настоящее время одной из важнейших проблем жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации является наличие ветхого и аварийного жилищного фонда . Основное отличие аварийного и ветхого жилья состоит в том, что последнее характеризуется высокой степенью износа, в то время как аварийное жилье представляет опасность для жизни проживающих.
Жилищно-коммунальный комплекс в регионах России, имеет определенную совокупность накопившихся за многие годы проблем, решение которых зависит только от рационализации политики и совершенствования системы управления.
Таким образом, жилищно-коммунальный комплекс – важный социально-экономический комплекс, обслуживающий материально-бытовые нужды предприятий и учреждений. Взаимозависимость всех подотраслей жилищно-коммунального хозяйства обуславливает необходимость в пропорциональности их развития, комплексном подходе к решению вопросов функционирования и координации деятельности его составных частей. Положительная тенденция в государственной поддержке жилищно-коммунальной сферы не может не вызвать удовлетворения. Однако, объемы ее финансирования недостаточны.
1.2. Криминалистическая характеристика мошенничества в сфере ЖКХ
Реформирование всех сторон жизни нашего общества повлекло за собой наряду с положительными и отрицательные последствия, в числе которых следует назвать ухудшение криминогенной обстановки. Одной из важнейших характеристик современной преступности в стране является стабильно высокий уровень имущественных преступлений. Имущественные преступления стали более подготовленными, изощренными, причиняющими потерпевшим существенный вред. Рост имущественных преступлений – это закономерное явление в нынешних условиях, так как общество ориентировано на рыночные отношения, что, в свою очередь, влечет стремление к прибыли и наживе, при этом усиливается корыстная мотивация поведения граждан.
В настоящее время глава 21 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 29 июля 2017 г. № 250-ФЗ) (далее – УК РФ) носит название «Преступления против собственности» . Преступления против собственности по традиции называют еще имущественными преступлениями. Оба понятия принято считать идентичными, поскольку большинство преступлений против собственности имеют своим предметом имущество .
Мошенничество является одним из тех видов преступлений, которые постоянно меняются, совершенствуются и приобретают новые формы. Следует отметить, что в последнее время стремительно возрастают масштабы данного явления и ущерб, причиняемый потерпевшему. Все эти обстоятельства приводят к дезорганизации экономики страны и мешают осуществлению социальных, экономических и политических реформ.
Особенность мошенничества выражается в способах завладения чужим имуществом. При этом способы выступают в качестве обязательных признаков объективной стороны, и с их помощью определяется суть мошенничества . Вместе с тем, единое определение понятия способа совершения мошенничества в среде криминалистов до сих пор не разработано. Обобщая мнения множества ученых и материалов судебно-следственной практики Р.Б. Осокин способ совершения мошенничества определяет следующим образом: это определенная последовательность и образ действий, которые проявляются в приемах, методах, совокупности средств, используемых для совершения общественно опасного деяния .
В случаях, когда обман используется как средство совершения другого преступления состав мошенничества в действиях виновного будет отсутствовать (например, когда виновный проникает в жилище потерпевшего путем обмана с целью последующей кражи, данные действия следует квалифицировать как неоконченный состав ст. 158 УК РФ).
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 г. № 48 мошенничество также может быть совершено путем злоупотребления доверием . Само доверие потерпевшего может быть обусловлено предшествующим его обманом виновным, например, виновный, сообщает заведомо ложные сведения о своем служебном положении с целью заручится доверием потерпевшего .
Схемы мошенничества в сфере ЖКХ труднее всего распознать, поскольку они соблюдают видимую законность. Для того чтобы правильно определить явное преступление, необходимо уточнить понятия мотива и цели преступления. В уголовном праве мотив обычно определяется как побуждение, побуждающее человека к совершению преступления. Для полноты определения и приемлемости цели исследования представляется, что под мотивом следует понимать «внутреннее побуждение, обусловленное необходимостью или интересом, которое приводит человека к решению совершить преступление и к его совершению». Однако выявление добровольной мотивации не обязательно раскрывает глубинные причины поведения человека, особенно преступного. Также важно понять, почему и как определенные факторы (потребности, эмоции) мотивируют людей. Для того чтобы мотивация действительно вызывала действие, необходимо поставить определенные цели, соответствующие мотивации; по словам Н.С. Таганцева, «мотивация и цели — две взаимосвязанные вещи» .
Преступные цели имеют такой же произвольный характер, как и мотивы, и хотя они тесно связаны, их можно охарактеризовать как совершенно разные аспекты процесса принятия решения, определяющего направление действий.
Другими словами, цель преступления очевидна — это желаемый результат, которого человек намерен достичь, совершая конкретное преступление.