Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Психология

Магистерский диплом (ВКР) на тему Особенности переживания одиночества спортсменов юношеского возраста в контексте психологического благополучия.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА
1.1. Понятие одиночества в
психологической науке. 9
1.2. Психологическое благополучие:
подходы, понимание в контексте переживания одиночества. 28
1.3. Психологический портрет
спортсменов юношеского возраста. 44
ГЛАВА 2. ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА В
КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКА-СПОРТСМЕНА
2.1. Феноменология переживания
одиночества в подростковом возрасте: негативные и позитивные аспекты.. 57
2.2. Психологические проблемы
подростков-спортсменов. 66
2.3. Развитие субъектной активности
и позитивные аспекты переживания одиночества. 76
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО
ПОТЕНЦИАЛА ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА КАК ЭЛЕМЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
3.1. Эмпирическое исследование
переживания одиночества у подростков-спортсменов. 88
3.2. Психолого-педагогическое
сопровождение подростков-спортсменов при преодолении негативного переживания
одиночества. 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 115
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 127

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. Проблема переживания одиночества в
контексте психологического благополучия личности имеет решающее значение в
развития индивида, накладывая отпечаток на дальнейший жизненный путь.
Психологическое благополучие личности коррелирует с интеллектуальными
способностями, особенностями восприятия, уровнем притязаний, личностными
потребностями и т.д. Кроме того, эмоциональное отношение человека к самому к
себе может характеризоваться определенным уровнем внутреннего комфорта в
периоды переживания одиночества, как уединения от социального окружения с целью
познания самого себя, самосовершенствования, повышения уровня положительных
личностных переживаний. Степень переживания одиночества в контексте
психологического благополучия может выступать как мера соизмеримости между
«Я-образом» и реальным поведением, субъективной интерпретацией реакций других
людей в конкретной социальной ситуации.

Усиление внимания к
феномену переживания одиночества объясняется как ростом понимания его роли в
жизнедеятельности личности на современном этапе развития общества, так и
вследствие увеличения количества и интенсивности конфликтогенных факторов,
особенно в период становления личности – в юношеском возрасте. Кроме того,
стратегии самореализации личности на жизненном пути ее развития в значительной
степени связаны с умением и навыками компетентно ориентироваться в основных
сферах жизнедеятельности.

Именно поэтому изучение
проблемы переживания одиночества спортсменами-подростками приобретает особое
значение в контексте психологического благополучия как формирования социального
опыта личности в юношеском возрасте. Исследование переживания одиночества
представлены в трудах многих зарубежных и отечественных ученых, в которых
раскрыты его особенности как социально-психологического явления (,
С. Вебер, Я. Х. Вълканова, С. Г. Корчагина,
С. В. Малышева и
др.), признаки
(Г. Гарднер, Ф. Дольто, Е. Н. Мухиярова,
Т. Н. Разуваева и др.), стратегии (А. А. Дяченко,
И. Н. Ишмухаметов, О. М. Красникова и др.).

Исследование проблем
влияния одиночества как фактора социализации индивида рассматривается в работах
зарубежных и отечественных ученых на протяжении длительного времени развития
общества Л. С. Выготским, Э. Дюркгеймом,
Г. С. Костюком, В. С. Мерлином, В. Н. Мясищевым,
К. Роджерсом, З. Фрейдом, К. Хорни и др.

Проблемам
социально-психологического благополучия и личностного становления
спортсмена-подростка посвящены работы Г. Б. Горской,
Р. М. Загайнова, Т. И. Зерновой, Е. П. Ильина и
др.

К вопросам переживания
одиночества как психического функционирования личности обращаются
Ф. Тайсон и Р. Тайсон, указывая на то, что на протяжении всей жизни
от рождения до смерти человеку постоянно бросают вызов диссонанс и
несовместимость, которые человеку необходимо устранять путем нахождения
внутреннего «Я-смысла». В. Франкл утверждал, что полноценная жизнь
человека и его развитие непосредственно зависят от способности индивида
находить свой смысл бытия, который порождается через внутренне созерцание и
осмысление индивидом самого себя, а сама жизнь является постоянным разрешением
противоречий.

Однако, значимую роль в
этом противостоянии играет отношение личности к одиночеству и внутреннему
благополучию, которые возникают на фоне взаимодействия с внешним миром. Именно
из-за переживания одиночества и способности личности к принятию адекватной
позиции в состоянии психологических противоречий происходит становление
характера, воли и всей жизни личности. Следовательно, конструктивную роль по
отношению к позитивным самоизменениям личности переживание одиночества играет
только тогда, когда оно не достигает состояний изнурительной застойности.
Невозможность конструктивного решения, неспособность механизмов психологической
защиты обеспечить переработку негативных аффектов тормозят развитие и
самореализацию личности, снижают качество ее жизни.

Проблема переживания
одиночества спортсменами-подростками является актуальной на сегодняшний день
как фактор обеспечения их психологического благополучия в условиях интенсивной
физической и морально-психической нагрузки. Несмотря на значительное количество
публикаций, следует отметить некоторую фрагментарность подходов в исследовании
одиночества и его связи с психологическим благополучием. Недостаточно, по
нашему мнению, изучен ряд проблем, к которым следует отнести: терминологические
разногласия определений одиночество и психологическое благополучие; фрагментарная
разработанность процедуры психологической диагностики одиночества в тесной
связи с психологическим благополучием.

Актуальность и
недостаточная разработанность проблемы, социально-психологический интерес к ее
решению обусловили выбор темы исследования «особенности переживания одиночества спортсменами юношеского возраста в
контексте психологического благополучия».

Теоретико-методологическую
основу исследования составили фундаментальные положения и
принципы психологической науки:

— принципы детерминизма и
развития, принцип единства сознания и деятельности (А. Н. Леонтьев
С. Л. Рубинштейн и др.);

— положение о личности
как активного субъекта деятельности (К. О. Абульханова-Славская,
Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Г. С. Костюк,
С. Л. Рубинштейн и др.) и о структуре мотивационно-смысловых
образований (Б. С. Братусь, Б. В. Зейгарник,
А. В. Курпатов, Д. А. Леонтьев и др.);

— теоретический подход к
понятию «одиночество» и его связь с психологическим благополучием
(А. А. Дьяченко, И. С. Кон, Н. В. Михайлова, Я. И. Павлоцкая,
Н. Е. Покровский, З. Фрейд и др.);


социально-психологические аспекты развития спортсменов юношеского возраста
(С. Вебер, Я. Х. Вълканова, Е. Н. Гогунов,
Г. Б. Горская, Т. И. Зернова, Е. П. Ильин и др.)

Гипотеза
исследования. Если сущность и психологическая
структура феномена одиночества раскрывается через двойственный характер
одиночества, то преодоление негативного влияния одиночества на личность
возможно, когда будет использоваться позитивный потенциал одиночества в целях
развития личности в юношеском возрасте, что реально возможно осуществить путем
реализации модели психолого-педагогической помощи в развитии личности
спортсменов-подростков.

Объект
исследования: переживание одиночества спортсменами юношеского
возраста.

Предмет
исследования: взаимосвязь переживания одиночества и психологического
благополучия у спортсменов  юношеского
возраста.

Цель
исследования: выявить психологические особенности переживания
одиночества в контексте психологического благополучия у спортсменов юношеского
возраста.

Задачи
исследования:

1. Изучить и обобщить
научные подходы к понятиям «одиночество», «психологическое благополучие».

2. Раскрыть психологический
портрет спортсменов юношеского возраста.

3. Проанализировать
особенности переживания одиночества в подростковом возрасте.

4. Изучить психологические
проблемы спортсменов юношеского возраста.

5. Провести эмпирическое исследование
переживания одиночества у подростков-спортсменов.

6. Раскрыть возможности психолого-педагогического
сопровождения спортсменов при преодолении негативного переживания одиночества.

Методы
исследования:

— теоретический анализ
научных источников по проблеме исследования;

— эмпирические методы:
наблюдение, беседа, тестирование, самооценка и экспертная оценка;

— количественный и качественный
анализ экспериментальных данных. Статистическая обработка результатов
исследования производилась с помощью программ Microsoft Excel 2019 и IBM SPSS
Statistics 20.

В качестве психологических методик были
использованы:

— опросник «Шкала
психологического благополучия» К. Рифф в адаптации
Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко;

— методике «Опросник
«Копинг-стратегии» Лазаруса» в адаптации Л. И. Вассермана и
Е. А. Трифоновой;

— методика
«Дифференциальный опросник переживания одиночества Е. Н. Осина и
Д. А. Леонтьев».

Теоретическая значимость
исследования состоит в рассмотрении процесса переживания одиночества в
контексте психологического благополучия; определении связи между проявлениями одиночества
и психологическим благополучием спортсменов в период юношества.

Практическая значимость
исследования заключается в возможности применения методического инструментария
для диагностики переживания одиночества и сопоставления с ним психологического
благополучия спортсменов юношеского возраста.

База
исследования: учащиеся старших классов
общеобразовательных школ г. Барнаула (40 человек) и группа спортсменов-подростков
специализированных учебных учреждений спортивного направления г. Барнаула
(40 человек).

Программа исследования
включала три этапа.

На
первом этапе осуществлялся теоретический анализ
проблемы исследования переживания одиночества в контексте психологического благополучия
в юношеском возрасте.

Второй
этап
предусматривал разработку и апробацию методики исследования.

На
третьем этапе проводился констатирующий этап
исследования по изучению особенностей переживания одиночества и уровни психологического
благополучия у спортсменов юношеского возраста. На основе теоретического и
практического исследования была подготовлена программа
психолого-педагогического сопровождения «Мое позитивное одиночество» для
психологов, тренеров-педагогов спортивных команд юношеского возраста.

Структура
выпускной квалификационной работы соответствует цели и
задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения,
списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, анализ
научной литературы по проблеме исследования позволил выявить следующие факторы:

1. Одиночество – это то
чувство, которое сопровождает человека на протяжении всего его развития, это
часть пути индивида в поисках самого себя. Современные подростки в поиске
решения проблем внутреннего одиночества, ищут помощь путем общения в Интернете,
просмотра телевизионных передач, фильмов, «зависание» в мобильном телефоне,
путешествуя, принимая алкоголь, погружаясь в работу, зависимость. Это связано с
тем, что в одиночестве человек переживает чувство отброшенности к самому себе.
С точки зрения теории З. Фрейда внутренний дискомфорт выражается в
депрессивных состояниях преувеличенного чувства вины; скрытых чувства гнев и
ярости из детской травмы; конфликте между суперэго и оно. Некоторые психологи
одиночество относят не как к чувству, а как к ситуации, которую переживает
человек, в которой у него могут быть ключевыми самые разные чувства: страх,
обида, тоска и т.д. В большинстве исследований одиночество рассматривается как
психическое состояние индивида, которое при продолжительном течении в
большинстве случаев перерастает в депрессивные состояния.

2. Анализ научной
литературы со стороны понимания психологического благополучия позволил выделить
взгляды ученых на современное психологическое благополучие, которое понимается
как долголетие, здоровье, богатство, благополучие в жизни. Психологические
подходы к интерпретации понятия «благополучие» больше нацелены на личностные
показатели, такие как переживание физического и психического здоровья,
внутренней гармонии, счастья и процветания. Однако, в современном цифровизированном
обществе наблюдаются значительные изменения в структуре социального
взаимодействия. Кроме того, изменение в коммуникациях приводит к цифровому
аутизму, к снижению эмоционального интеллекта, приводит к увеличению цифровой
зависимости. Так же было выявлено, что в то время как люди нуждаются в
одиночестве, чтобы позволить своему мозгу отдохнуть и восстановить силы,
слишком много времени в одиночестве или отсутствие социальных связей может
нанести вред нашему психическому и физическому здоровью.

3. Психическое здоровье
подрастающего поколения – самая серьезная причина психических и поведенческих
расстройств в мире. Исследования показали, что что 50% психических заболеваний
у взрослых начинаются в возрасте до 15 лет, а 75% – к 18 годам. Детям и молодым
людям требуется эмоциональное здоровье и устойчивость, а дополнительное
позитивное психическое благополучие является важным аспектом образа жизни.
Аналогичным образом для развития подростка важны чувство удовлетворенности,
счастья и социальной вовлеченности, а также высокая самооценка и уверенность в
себе. Кроме того, подростковый возраст считается решающим периодом для
установления и поддержания положительного психического здоровья.
Спортсмены-подростки относятся к возрастной группе, в которой общие психические
расстройства считаются наиболее распространенными, а из-за
спортивно-соревновательной среды они подвергаются воздействию множества
факторов стресса психического здоровья. Персонал и тренеры спортивной
организации могут поддержать подростка и помочь ему на этом сложном пути, чтобы
стать профессиональным спортсменом, а также родители и социальная поддержка
вокруг подростка, которые жизненно важны для его становления как профессионала.

4. Анализ феноменологии
переживания одиночества в подростковом возрасте позволил определить, что между
социальным и эмоциональным одиночеством существуют различия, которые
проявляются в отсутствии единения с окружающими; межличностных контактов,
близкого человека; обособленности, отчужденности, изолированности; неудовлетворенности
качеством отношений с окружающими. В результате исследований современных ученых
была установлена тесная связь между одиночеством и множеством неблагоприятных
факторов на физическом, психологическом, социальном и психическом уровнях,
которые имеют серьезные последствия для здоровья. Было определено, что
феноменология переживания подростками одиночества имеет две прямо
противоположные характеристики: положительную и здоровую, отрицательную и
опасную. К положительной и здоровой характеристике можно отнести
внутриличностные конфликты, которые согласуются с интересной работой,
созерцанием своего «Я», понимание красоты природы и искусства, наличием верных
и хороших друзей.

5. Основными
психологическими проблемами подростков-спортсменов учеными выделяются
психологические стрессоры, такие, как интернет, благодаря которому молодые
спортсмены знают все о профессиональной спортивной практике своих кумиров и,
стремясь идти по их стопам, ставят перед собой нереалистичные цели, имеют
неоправданно завышенные ожидания, которые вряд ли могут оправдать, что приводит
к стрессовым ситуациям. Большую роль в стрессовых ситуациях для спортсмена-подростка
играет и родительское давление на получение призов и создание команды всех
«звезд», что является, по их мнению, большей задачей в воспитании ребенка, чем
его личная жизнь и социальное развитие. Кроме родителей, причиной психического
расстройства часто бывают принижения тренерами.

6. Исследование
научно-теоретических подходов к проблеме развития субъектной активности и
позитивных аспектов переживания одиночества показало, что одним из ведущих
методологических подходов в современной отечественной психологии является
субъектный подход к развитию личности. Для понимания субъектности
принципиальным является положение о двух основных способах существования
человека в мире и соответствующие этим способам его отношение к жизни. Первый –
жизнь не выходит за пределы непосредственных связей, в которых живет человек.
Второй – жизнь связана с рефлексией, которая приостанавливает, прерывает
непрерывный процесс жизни и позволяет человеку мысленно выйти за его пределы,
занять позицию вне ее (дистанцирование и объективизация). Ряд авторов, исследуя
временные паттерны субъективных переживаний и саморегуляции спортсменов-подростков
во время физической активности, пришли к выводу, что школьники с большей
вероятностью получают удовольствие от физических нагрузок, когда задачи
соответствуют их способностям, когда деятельность имеет четкие цели и
сопровождается обратной связью и когда деятельность организована в рамках
соревновательной системы.

7. Эмпирическое
исследование переживания одиночества у подростков-спортсменов показало на
незначительные отклонения в психоэмоциональном и коммуникативном развитии
подростков (опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в
адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко). Однако
следует отметить такие шкалы как «Осмысленность жизни» и «Человек как открытая
система», результаты которых показывают на заниженные уровни данных параметров
у спортсменов-подростков, в то время как не спортсменов более сформированные
такие жизненно важные сферы, как понимание и принятие смысловых ориентаций в
жизни и открытость окружающему миру. Статистический анализ результатов по
методике «Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса» выявил, что в группе
спортсменов-подростков по сравнению с подростками не спортсменами преобладают
эффективные копинг-стратегии «Самоконтроль», «Принятие ответственности»,
«Планирование решения проблем» и «Положительная переоценка». В то же время у
подростков, которые не занимаются спортом, преобладают такие копинг-стратегии,
как «Конфронтационный копинг», «Дистанционирование», «Поиск социальной
поддержки» и «Бегство-избегание». Исследование показателей переживания
одиночества как психологического благополучия по методике «ДОПО» показало, что
по шкале «Ресурс уединения» большинство респондентов группы не спортсменов
имеют высокий личностный потенциал к восстановлению внутреннего равновесия в
период проживания одиночества, в то время как показатели группы спортсменов в
два раза ниже. По шкале «Общее переживание одиночества» высокий уровень был
выявлен у респондентов группы спортсменов, в то время как у не спортсменов
данные исследования ниже. Спокойно-уравновешенное состояние принятия отношения
к переживанию одиночества было выявлено у обеих групп на одинаковом уровне по
шкале «Зависимость от общения». По шкале «Позитивное одиночество» респонденты
обеих групп показали результаты, которые указывают на неспособность данных
респондентов использовать собственные ресурсы в ситуации уединения, а также
отсутствие положительного психоэмоционального состояния во время переживания
таких ситуаций.

8. Выявленные результаты
эмпирического исследования стали фактологической базой для разработки программы
психолого-педагогического сопровождения спортсменов-подростков к переживанию
одиночества в процессе спортивной деятельности и в периоды свободного от
занятий спортом времени. Цель программы психолого-педагогического сопровождения
«Мое позитивное одиночество» – облегчение социального взаимодействия, обучение
психологическим практикам положительного переживания одиночества. Основными
формами и методами программы психолого-педагогического сопровождения были
выбраны тренинги, дискуссии, анализ ситуаций, решение ситуационных задач,
ролевые игры; спич-дебаты, арт-терапевтические методы. Предполагаемые
результаты реализации программы – повышение всех параметров самоотношения:
самоуважения, аутосимпатии, самопонимания, самопринятия, ожидания
положительного отношения от других, повышение удовлетворенности собой;
приобретение навыков рефлексии; создание устойчивых положительных
психоэмоциональных состояний.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретико-методологические основы исследования одиночества

1.1.
Понятие одиночества в психологической науке

Тема одиночества в
современной науке затрагивает различные аспекты изучения человеческой психики и
развития личности на уровне междисциплинарных проблем данного феномена, что
дает возможность раскрывать формулировки самого этого ключевого понятия с
различных точек зрения у разных авторов, изучающих проблему одиночества.
Описание состояния одиночества можно встретить не только в научных
исследованиях, но и в искусстве, в реальной жизни. Например, изгнание на
безлюдный остров Робинзона Крузо, изоляция у Юрия Гагарина – другое состояние
по отношению с Крузо, желанное уединение у Саши Черного – «жить на вершине
голой, писать простые сонеты… И брать от людей из дола хлеб вино и котлеты».

С точки зрения ученого
экзистенциалиста А. Лэнгле одиночество – это то чувство, которое
сопровождает человека на протяжении всего его развития, это часть пути индивида
в поисках самого себя[1]. Исследуя
психоэмоциональные состояния человека в одиночестве, А. Лэнгле говорит о
том, что переживая одиночество, человек начинает еще больше ценить отношения.
По мнению психоаналитика, одиночество переживается очень болезненно, это
чувство, которое человек хочет заглушить в себе, скорее «убежать» от него,
отвлекаясь на что-то, переключая свое внимание на другую деятельность. Так, в
поиске решения проблем внутреннего одиночества, индивид ищет помощь путем
общения в Интернете, просмотра телевизионных передач, фильмов, «зависание» в
мобильном телефоне, путешествуя, принимая алкоголь, погружаясь в работу,
зависимость. Все эти факторы помогают человеку избавиться от одиночества –
тяжелого чувства внутреннего дискомфорта. Это связано с тем, что в одиночестве
человек переживает чувство отброшенности к самому себе. [1] Лэнгле А.
Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности: сб. статей / Альфрид
Лэнгле; пер. с нем. О. Ларченко. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2008. –
158 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы