Магистерский диплом (ВКР) на тему Особенности переноса и контрпереноса в психоанализе при работе с клиентом
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПЕРЕНОС И КОНТРПЕРЕНОС В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И ПСИХОАНАЛИЗЕ 6
1.1. Основные направления и содержательные особенности механизмов переноса и контрпереноса 6
1.2. Сравнительный анализ переноса и контрпереноса в разных научных школах психоанализа 13
1.3. Критерии эффективности переноса и контрпереноса в психологическом консультировании 22
2. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРЕНОСА И КОНТРПЕРЕНОСА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 32
2.1. Основные стратегии и тактики работы с клиентом при переносе и контрпереносе 32
2.2. Оценка эффективности переноса и контрпереноса в психологическом консультировании 39
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРЕНОСА И КОНТРПЕРЕНОСА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 62
3.1. Критериальные показатели использования переноса в психологическом консультировании 62
3.2. Критериальные показатели использования контрпереноса в психологическом консультировании 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
Введение:
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в ситуации психологического консультирвоания адекватное эмоциональное взаимодействие между консультантом и клиентом не может осуществляться без переноса чувств, эмоций, пережаний из ситуации «там и тогда» на «здесть и теперь». Данная транспозиция осуществляется клиентом по отношению к консультанту (перенос) и консультантом по отношению к клиенту (контрперенос). Особенно часто данные техники используются в практичексой деятельности консультанта в ситуации внутриличностного конфликта или при переживании сложной жизненной систуации, именно тогда клинет начинает бессозгнательно повторять свои травмы, неразрешенные ситуации, постоянно их повторяя, именно эти паттерны он начинает проигрывать снова и снова в кабинете консультанта.
Поскольку консультативный контакт – двусторонний процесс, то и консультант в данные паттерны привносит свое участие, активно взаимодействуя с клиентом при обсуждении его проблем, зачастую может приводить примеры и из своей жизни, при этом возникает – контрперенос.
Данные техники в психологическом консультировании достаточно распространены, однако критериальных показателей их эффективности в практике психологического консультирования еще в научной литературе до конца остаются неразработанными.
В данной работе впервые предпринята попытка определить:
— как эти техники психологического консультирования действуют в различных ситуациях (в нашем случае: бракоразводный процесс и переживание утраты),
— эффективность использования этих техник вместе или по отдельности в различных ситуациях,
— какие критерии необходимы для оценки их эффективности при работе с клиентами.
Объектом данного исследования выступили – перенос и контрперенос как техники психологического консультирования.
Предмет исследования – оценка эффективности использования переноса и контрпереноса в практике психологичского консультирования.
Цель исследования – определеить особенности применения переноса и контрпереноса в различных ситуациях (бракоразводный процесс и переживание утраты) и выработать критерии для оценки их эффективности.
Гипотеза исследования: считаем, что использование переноса и контрпереноса в различных ситуациях будет оказывать различный психотерапевтический эффект: терапевт, не испытывающий утраты или не оказавшийся в стуации развода, будет применять перенос, если эта ситуация ему знакома – контрперенос.
Задачи исследования:
1. изучить основные теоретические подходы к понятиям «перенос и контрперенос»,
2. провести сравнительный анализ переноса и контрпереноса в разных научных школах психоанализа,
3. определить критерии эффективности переноса и контрпереноса в психологическом консультировании,
4. проанализировать основные стратегии и тактики работы с клиентом при переносе и контрпереносе,
5. провести оценку эффективности переноса и контрпереноса в психологическом консультировании,
6. разработать критериальные показатели использования переноса в психологическом консультировании.
Основными методами для написания данной работы выступили:
— теоретические: анализ научной литературы, обобщение, систематизация,
— практические: проведение консультирования, анализ опыта переноса и контрпереноса.
Новизна данной работы заключается в том, что в работе на основе практического опыта предложены критерии и критериальные показатели использования переноса и контрпереноса в психологическом консультировании.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что определенные критерии и критериалные показатели могут быть использованы в практической деятельности психотерапевтов.
Исследование представлено введением, тремя главами, заключениям и списком литературы.
Заключение:
Итак, перенос и контрперенос — это центральное понятие в психоаналитической психотерапии. Терапевтическое пространство состоит из трех полей: одно занимает клиент, другое — терапевт, а третье пространство создается совместно терапевтом и клиентом и перекрывается с каждым из их личных пространств.
Перенос и контрперенос возникают в индивидуальных пространствах, но обитают и ищут выражения в третьем пространстве; поле, взаимно созданное обеими сторонами, которое информируется каждой из их личных историй – единственная разница в том, что терапевт обучен осознавать свое поле и использовать информацию, которую оно ему дает, чтобы облегчить сложную ситуацию для клиента.
Феномены переноса и контрпереноса являются ключевыми для психотерапевта и формируют основу, на которой происходит психотерапевтическая работа.
Перенос — это не тотальные отношения между аналитиком и пациентом. Это только часть его, та часть, которая иррациональна, то есть не оправдана природой объективной ситуации или фактическим поведением или личностью аналитика. Иррациональные реакции пациента — это повторение реакций на более ранние объекты в жизни пациента, зачастую родители. Психоаналитический перенос не часто встречается в клиентоориентированной терапии. Терапевтическая ситуация, ориентированная на клиента, такова, что она не способствует переносу. Вся атмосфера ситуации, ориентированной на клиента, поощряет в клиенте независимость, а не зависимость. Большинство методов лечения подчеркивают необходимость того, чтобы терапевт понимал клиента лучше, чем сам клиент, оставаясь по крайней мере на шаг впереди клиента.
Контрперенос включает невротические и неневротические, сознательные и бессознательные реакции на переносы и личность пациента. Контрперенос — это в значительной степени реакция на бессознательные конфликты пациента, на то, как они разворачиваются в процессе, а не столько признак внутренних конфликтов и черт характера аналитика.
Опыт контрпереноса предоставляет терапевту интуитивный инструмент, который можно использовать для лучшего определения и понимания состояния пациента. Контрперенос также ценен в том смысле, что он может действовать как средство оповещения. Контрпереносные мысли, чувства и образы часто служат интенсивными сигналами терапевту о том, что необходимы дополнительные вмешательства, консультации или личная терапия. Однако это не означает, что соответствующие и адекватные лечебные вмешательства могли бы или должны предотвращать наличие встречного переноса. В конце концов, некоторые из самых опытных клиницистов сообщают, что опыт контрпереноса бросает им вызов.
Хотя перенос, по-видимому, представляет меньшую проблему в других методах лечения, чем в анализе, контрперенос, в широком смысле определяемый как необоснованное или чрезмерное отношение или эмоциональные реакции по отношению к клиенту, является серьезной проблемой во всех методах лечения.
Мы, однако, уделим некоторое внимание тому, как терапевт может распознавать свои собственные эмоциональные реакции и справляться с ними в ходе терапии. Как и перенос, контрперенос рассматривается аналитиками как одновременно опасность и преимущество в процессе психоанализа.
Критериями в этом случае, могут вступать:
— эффективность оценки по отождествлению себя с клиентом, так что эмпатия превращается в сочувствие,
— оценка раздражения и нетерпеливости из-за отсутствия прогресса у клиента, что может угрожать его представлению о себе как об успешном, компетентном терапевте,
— выраженность реакций любви или ненависти, которые могут быть связаны или не связаны с реальной личностью или поведением клиента,
— принятие сильных эмоциональных реакции клиента, которые не должны приниматься автоматически или интерпретироваться как реакции переноса.
— проецирование своих собственных идеи и потребностей на поведение клиента.
Фрагмент текста работы:
1. ПЕРЕНОС И КОНТРПЕРЕНОС В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И ПСИХОАНАЛИЗЕ
1.1. Основные направления и содержательные особенности механизмов переноса и контрпереноса
Концепции переноса и контрпереноса, принадлежат теории и практике психоанализа. В первоначальных формулировках Зигмунда Фрейда они были неразрывно переплетены с его положениями о детерминантах развития и неврозов, и за пределами этих рамок они имеют очень ограниченное значение.
Самое раннее обсуждение Фрейдом переноса было в случае с Дорой, по наблюдениям за саенсами с которой, он сказал, что переносы были «новыми импульсами и фантазиями, которые пробуждаются и осознаются в ходе анализа [и] заменяют какого-то более раннего человека личностью врача. Другими словами: целый ряд психологических переживаний возрождается не как принадлежащий прошлому, а как относящийся к личности врача в настоящий момент» .
Здесь Фрейд не связывал перенос с какой-либо сложной теорией невроза, и в своем дальнейшем обсуждении случая он не пошел дальше утверждения, что неврозы основаны на вытесненных сексуальных идеях.
Первый теоретический контекст, в котором Фрейд сформулировал понятие переноса, был в его неопубликованной переписке между 1897 и 1901 годами с Вильгельмом Флиссом, после того как Фрейд частично (и тайно) отказался от предположения, что неврозы вызваны вытесненными воспоминаниями об извращенных сексуальных переживаниях детства — так называемая теория соблазнения.
Фрейд пришел к убеждению, что невроз переноса был неизбежным возрождением более раннего детского невроза, при котором основные невротические симптомы воспроизводились в упрощенной и более легко идентифицируемой форме. Реконструируя прошлое пациента, невроз переноса можно было бы использовать в терапевтических целях. В этом смысле Фрейд рассматривал разрешение невроза переноса как необходимое условие для излечения обычного или взрослого невроза. В целом он был настроен оптимистично в отношении того, что это поддастся психоаналитическому вмешательству, хотя, как бессознательное сопротивление, иногда может помешать достижению этой цели.
Фрейд впервые упомянул контрперенос в 1910 году как совокупность чувств, вызванных у психоаналитика пациентом из-за бессознательных комплексов и внутренних сопротивлений аналитика. Он не дал формального определения, но охарактеризовал его отрицательно и сказал, что для успеха психоаналитика требуется глубокий, непрерывный и продуктивный самоанализ. Негативные последствия контрпереноса позже рассматривались настолько серьезно, что требование Фрейда о самоанализе было расширено до требования личного анализа как части аналитического обучения.
Хотя определения Фрейда могут быть достаточно ясными, исследования психоаналитиков показали, что между ними мало согласия относительно проявлений переноса и, следовательно, невроза переноса и контрпереноса. Причина этого разногласия заключается в том, что не существует поведения, о котором просто само по себе можно было бы сказать, что оно представляет собой перенос (или контрперенос). Чтобы считаться проявлением переноса, все, что пациент выразил эмоционально, вербально или другими способами, должно быть интерпретировано в контексте развития, созданном лечащим психоаналитиком. Отсутствие согласия между многочисленными переосмыслениями отождествлений и снов Доры является хорошим примером проблемы. Каждое переосмысление было сделано на основе того же набора «фактов», описанных Фрейдом, но отсутствие согласия в контексте развития означало, что не могло быть согласия в отношении того, что считается переносом. Другим аналитикам кажется невозможным полностью понять конкретный контекст развития, созданный коллегой. То же самое объясняет отсутствие согласия в тех немногих исследованиях проявлений переноса, которые оцениваются группой аналитиков, изучающих аудио- или видеозаписи поведения пациента в течение нескольких сеансов.
Он утверждал, что переносы «являются новыми изданиями или факсимиле тенденций и фантазий, которые пробуждаются и осознаются в ходе анализа, но у них есть особенность, характерная для их вида, что они заменяют значимого для себя человека — врачом. Другими словами: возрождается целая серия психологических переживаний, не относящихся к прошлому, а относящаяся к личности врача в настоящий момент» .
Более поздние определения других психоаналитиков аналогичны.
В словаре по психоанализу, перенос определяется как: Процесс, посредством которого пациент переносит на своего аналитика чувства и идеи, которые проистекают из предыдущих фигур в его жизни; посредством которого он относится к своему аналитику так, как если бы он был каким-то бывшим объектом в его жизни .
З.Фрейд признавал, что не все феномены переноса являются одним и тем же. Он классифицировал перенос на позитивный и негативный и признал, что перенос включает в себя сопротивление, эротическое, подавленное и, в его понимании человеческой психики, неизрасходованные либидозные энергии из бессознательного пациента. Таким образом, перенос — это богатое и плодородное поле, на котором может происходить терапевтическая работа по изменению .
Идея о том, что отношения разыгрываются здесь и сейчас, и, в частности, в переносе с терапевтом, является одной из основных концепций теории объектных отношений. Анализируя и обращая внимание на то, как клиенты реагируют и относятся к терапевту, терапевт может наметить, как они реагировали и относились к клиенту в детстве.
Эти сложные теории предлагают терапевтам основу для понимания и интерпретации переносов, возникающих в этой области, и создают платформу для проведения вмешательств.
Все обсуждения переноса до сих пор включали терапевта в качестве объекта проекции или переноса. Однако в процессе психоанализа существует еще один приемник и проектор: терапевт. На заре психоанализа Фрейд не придавал значения чувствам, идеям и убеждениям терапевта по отношению к пациенту как имеющим мало значения или вообще не имеющим значения. Однако, как мы увидим, это оказалось ограничивающим фактором. Более поздние психоаналитики, такие как Джилл и Кохут, продолжили разработку теорий, которые ставят взаимодействие между терапевтом и клиентом в центр динамичных изменений, к которым стремятся клиенты. Кан пишет: Контрпереносом в настоящее время принято считать все чувства и отношения терапевта к клиенту.
Скиннер различает два типа переноса: тип 1 и тип 2.
Тип 1 — это классическое понимание переноса, когда терапевт относится к клиенту как к «старому» другу дества. Стерн называет это известными повторяющимися отношениями. Перенос типа 2, который больше соответствует взглядам Кохута и других психологов, заключается в том, что клиенты ищут новые объекты, чтобы создать необходимые отношения.
Скиннер говорит о приемуществе овладеть переносом первого типа, когда он ведет себя так, как это происходит в повторяющихся отношениях. Терапевт делает это, расширяя свою способность отождествлять себя с переносом, чтобы могли возникнуть новые необходимые отношения. В рамках этого у клиента есть основа для нового опыта взаимоотношений и возможность развить новые психологические способности .
Перенос типа 2 требует, чтобы терапевт видел себя встроенным в межличностную матрицу со своим клиентом. Вместе они совместно создают новую матрицу отношений, которая позволит клиенту испытать «необходимые», а не «повторяющиеся» отношения. Как участники, терапевты затем несут ответственность за развитие подлинного, эмпатического и честного контакта со своими клиентами. Это требует, чтобы терапевты занимали не оборонительную позицию, честно анализировали свой контрперенос и делились соответствующим и эмпатичным опытом со своими клиентами.
Эмпатия лежит в основе всех этих подходов к пониманию и использованию реакций переноса на благо психики. Кохут определяет эмпатию как способность мыслить и проникать во внутреннюю жизнь другого человека. Именно эмпатические неудачи ранили клиентов, и, следовательно, из этого следует, что именно через эмпатическую реляционную связь клиенты испытают исцеление.
Некоторые переносы настолько сильны, что они бессознательно захватывают терапевта и заставляют его либо играть роль в повторяющейся драме, либо испытывать чувства, с которыми бессознательно клиент не может справиться. Они могут быть обозначены как проективная идентификация. Например, клиент пришел на терапию через неделю после тяжелой утраты, а помощь психотерапевта не оказалась действенной, в этом случае, терапевт начинает вспоминать и о своих утратах.
Классическое понимание переноса до сих пор заключается в том, что феномен переноса рассматривается как результат истории клиента, в частности его опыта общения. Феномен переноса заложили отпечатки этих переживаний, а также защитные механизмы, которые психика воздвигла, чтобы справиться с неудачами. Будучи внимательными к этим переносам и интерпретируя их, терапевт и клиент имеют возможность устранить дефицит и развить способности, необходимые для здоровой психологической жизни пациента.
К.Г. Юнг тоже рассматривал перенос как проекцию на аналитика – проекции, которые по мере продолжения анализа прорабатываются и снимаются. По мере продвижения анализа эти проекции переходят от инфантильных процессов и содержания к более безличным. Под этим он имел в виду содержание проекций, переходящих из личного измерения в безличное – архетипическое измерение .
Перенос и контрперенос как динамические механизмы существуют в двух измерениях – здесь и сейчас и в прошлом – и работой в трех: здесь и сейчас, в прошлом и в том, что возникает.