Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Педагогика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Особенности мотивации учебной деятельности старших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы исследования развития мотивации учебной деятельности
старших школьников. 7

1.1.
Исследование мотивации учебной деятельности в отечественной и зарубежной
психологии. 7

1.2.
Формирование мотивации учебной деятельности у учащихся подросткового возраста. 18

1.3. Факторы
развития мотивации учебной деятельности у старших школьников  31

Выводы по 1
главе. 45

Глава 2.
Эмпирическое исследование особенностей мотивации учебной деятельности старших
школьников. 46

2.1.
Организация и методы исследования особенностей мотивации учебной деятельности
старших школьников. 46

2.2. Анализ
результатов исследования. 50

2.3. Программа развития
положительной мотивации учебной деятельности старших школьников. 60

Выводы по 2 главе. 83

Заключение. 85

Список литературы.. 88

Приложения. 96

  

Введение:

 

Мотивация к учебной
деятельности является одним из важных факторов успешной реализации
образовательного процесса, который не только способствует гармоничному развитию
интеллекта, но и совершенствованию творческих способностей личности
обучающихся. Развитие учебной мотивации у обучающихся безусловно является
насущной проблемой не только современной образовательной организации, но и
общества в целом, социальный заказ которого обусловлено повышением качества
образования.

В зарубежных
исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание. Исторически
первенствовали биологизаторские теории мотивации (В. Мак-Даугалл), современный вариант
биологизаторской теории – психобиология А. Уилсона. Значительный вклад в
развитие проблемы внесли этологи К. Лоренц, Н. Тинберген, К. фон Фриш. Одно из
центральных мест вопрос мотивации занимает в психоанализе З. Фрейда и
разработках неофрейдистов Э. Фромма, К. Хорни, теории К. Левина, Г. Олпорта.
Основательно занимался проблемами мотивов А. Маслоу. Собственные взгляды на
понимание мотивации разрабатывали бихевиористы А. Бандура, Б.Ф. Скиннер, Дж.
Уотсон. В последние годы авторитетными являются когнитивистские теории
мотивации, которые разрабатывались Дж. Роттером, Д. Макклеландом, Х.
Хекхаузеном.

Учебная деятельность как
основной фактор проявления новых форм поведения обучающихся проанализированы в
работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского и др.; отношения с педагогами как
значимый фактор становления личности обучающихся – в работах В.А. Крутецкого,
И.Ю. Кулагиной, Г.А. Люблинской, В.С. Мухиной, Л.П. Обуховой и др.; особенности
осознания обучающихся и поведения – в работах Р.В. Павелкива, И. И. Чесноковой
и др.

Ученые (М.И. Алексеева,
Н. А. Бойко, М. И. Боришевский, С.В. Гончаренко, Г.С. Костюк, Д. Максименко,
В.А. Семченко, И.А. Синица, В. Скрипченко и другие), изучая мотивационную
составляющую учебной деятельности, признают ее ведущей. Они считают, что именно
в школьном возрасте закладываются основы мотивации учебной деятельности и
именно поэтому этот возраст имеет большие резервы для формирования
мотивационной сферы личности в целом.

Естественно, что любой
обучающийся имеет определённый уровень развития учебной мотивации. При
организации учебной деятельности педагог должен знать, какое из этих отношений
к учению относится к данному учащемуся. Если у обучающего, в том числе и
обучающихся имеется положительная учебная мотивация, то педагог должен направить
её в сторону развития. Но если у обучающихся сложилась отрицательная мотивация,
то задача педагоги состоит в том, чтобы обнаружить её причины и найти способы
коррекции.

Одним из средств развития
учебной мотивации у учащихся старших классов является проектная деятельность. Проектная
деятельность направлена на углубленное изучение программного материала
конкретной предметной отрасли, развитие познавательных творческих навыков
учащихся, критического мышления, индивидуальных научных интересов,
самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальной, парной, групповой),
развитие коммуникативных способностей, ключевых и отраслевых компетентностей,
социализации учащихся, формирование у старшеклассников активной жизненной
позиции Активное вовлечение учащихся в проектную деятельность дает им
возможность усвоить новые способы человеческой деятельности в социокультурной
среде.

Алгоритмы построения и
оформления проектных работ и организации научно-исследовательской деятельности
были представлены в пособиях М.А. Ступницкой [65], О.Ю. Меренковой [44], И.С. Сергеева [61]. В пособии С.Г. Щербаковой была
представлена одна из первых попыток организации системы практических занятий,
направленных на формирование у обучающихся проектных умений. Опыт реализации
проектной деятельности представлен в научных и методических журналах «Эксперименты
и инновации в школе», «Философия образования», «Концепт», «Современные
исследования социальных проблем», «Символ науки», «Наука – образованию» и др.

Проведенный нами анализ
научных источников показал, что проблеме развития учебной мотивации посредством
проектной деятельности у обучающихся старших классов уделено недостаточно
внимания.

Проблема исследования
заключается в недостаточной изученности особенностей развития учебной мотивации
у старшеклассников посредством проектной деятельности.

Целью исследования является
изучение особенностей развития мотивации учебной деятельности старших
школьников.

Объект исследования
– процесс развития мотивации учебной деятельности.

Предмет исследования
– особенности мотивации учебной деятельности старших школьников посредством
проектной деятельности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть
особенности мотивации учебной деятельности в отечественной и зарубежной
психологии.

2. Изучить теоретические
основы развития мотивации учебной деятельности старших школьников.

3. Провести эмпирическое
исследование особенностей мотивации учебной деятельности старших школьников.

4. Разработать программу
развития учебной мотивации у старших школьников.

Гипотезы исследования
заключаются в предположениях о том, что проектная деятельность повышает учебную
мотивацию старшеклассников, так как при ее осуществлении каждый учащийся имеет
возможность включиться в решение значимой для него проблемы, сформулировать
собственную точку зрения, отстоять ее. Проектная деятельность способствует
творческой самореализации учащихся, мотивирует их на успех в учебной
деятельности.

Для проверки гипотезы и
решения поставленных задач в данном исследовании мы использовали следующие методы:

— Теоретические
методы – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме учебной
мотивации старших школьников.

— Тестирование.
Количественный и качественный анализ данных, методы математической обработки
данных.

Теоретическая основа
исследования – проблема учебной мотивации обучающихся
раскрывается в работах Божович Л.И., Власовой Н.Н., Галлард Д., Гани С.В.,
Гуткиной Н.И., Картмен М., Кулагиной И.Ю., Кьюсак М., Липкиной А.И., Майер
Р.В., Марковой А.К., Матюхиной М.В., Мирза М., Олсон М.Поунал И., Сэлкинд
Н.Дж., Хегенхан Б., Холт Дж. и др.

Теоретическая значимость
исследования заключается в описании феномена учебной
мотивации как интегрального психологического процесса.

Практическая значимость
исследования состоит в том, что результаты
исследования могут быть внедрены в учебный процесс в при организации проектной
деятельности для формирования учебной мотивации старшеклассников.

Структура исследования:
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Учебная мотивация – это
процесс, который образуется непосредственно самим учащимся в период учебной
деятельности, состоящий из личностных мотивов учащегося, его целей и установок.
Данный процесс запускает, направляет и поддерживает проявленные усилия
учащегося, которые были направленны на выполнение учебной деятельности.

Учебная мотивация
является частным видом мотивации и определяется рядом факторов, относящихся к
учебному процессу. Она включает в себя ряд компонентов, находящихся в иерархии,
к которым относятся потребности и смысл обучения для школьника, его мотивы,
цели, эмоции и интересы. В связи с этим мотивация учения проходит ряд уровней в
своем развитии, от отрицательного отношения к учению до личностно значимого,
активного отношения к учению. Очень важно, чтобы для младшего школьника мотив
учения имел личностный смысл, который будет проявляться в активности самого
ученика, в его инициативности, в зрелости и развернутости всех компонентов
учебной деятельности. Полноценное проживание младшего школьного возраста и
позитивные приобретения на данном возрастном этапе являются необходимым
основанием для дальнейшего развития ребенка как активного субъекта познаний и
деятельности.

Выявление особенностей
мотивации обучения подростков играет важнейшую роль в определении педагогом мер
педагогического воздействия. Необходимость исследования мотивации обучения
подростков определяется также и тем, что именно в период обучения в
образовательной организации, когда учебная деятельность является в статусе
ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации
обучения. И в процессе обучения придать мотивации определенную форму, то есть
сделать ее устойчивым личностным образованием учащихся.

Эмпирическое исследование
было организовано исследования с целью диагностики уровня развития мотивации
учебной деятельности старшеклассников. В исследовании приняли участие 30
старшеклассников в возрасте от 15 до 17 лет, которые работали над проектной
работой «Идеальная школа». Для изучения уровня учебной мотивации учащихся была
проведена диагностика в начале организации проектной деятельности и после
реализации проектной деятельности.

Для исследования уровня
мотивации старшеклассников была предложена методика Мотивация учебной
деятельности: уровни и типы (разработка Домбровской И.С.), «Методика изучения
мотивации обучения старшеклассников (О.Ю. Окунева, Л.А. Васильева)», «Диагностика
мотивации достижения» (А. Мехрабиан, модификация М.Ш. Магомед-Эминова);
диагностика мотивации к достижению успеха Т. Элерса.

Анализируя результаты по
методике «Диагностика мотивации достижения» А. Мехрабиан, модификация М.Ш.
Магомед-Эминова после реализации проектной деятельности, было выявлено меньше
учащихся, которыми движет мотив избегания неудачи. Показатель мотива достижения
успеха увеличился на 40%. Показатель мотива избегания неудачи уменьшился на 40%
и составил 60%.

В результате диагностики
мотивации учебной деятельности по Т. Элерсу было выявлено, что после реализации
проектной деятельности низкий уровень среди учащихся выявлен не был. Средний
уровень развития мотивации к учебной деятельности был выявлен у 20% учащихся. У
50% старшеклассников умеренно высокий уровень мотивации к достижению успеха. У
оставшихся испытуемых, в количестве 30% выявлен слишком высокий уровень
мотивации к достижению успеха. Чем выше мотивация человека к успеху —
достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху
влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху, надежды на успех
обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

По методике «Мотивация
учебной деятельности: уровни и типы» разработанной И.С. Домбровской, после
реализации проектной деятельности было выявлено, что среди учащихся стали преобладать
мотивы саморазвития (у 70%). Также после реализации проектной деятельности
выросли показатели развития познавательных мотивов. Так широкие познавательные
мотивы продемонстрировали 60% учащихся. Узкие познавательные мотивы преобладают
у 50% юношей. Широкие социальные мотивы в конце исследования преобладает у 40%
учащихся. У 40% учащихся преобладают узкие социальные мотивы, 60% – мотивы
сотрудничества.

В результате повторного
исследования по методике «Методика изучения мотивации обучения старшеклассников
(О.Ю. Окунева, Л.А. Васильева)» можно сделать выводы, что среди учащихся также
преобладает средний уровень развития мотивации учебной деятельности, но при
этом высокий уровень. Так, среди учащихся высокий уровень развития социальных
мотивов продемонстрировали 30% человек, а 40% учащихся продемонстрировали
высокий уровень познавательных мотивов.

Таким образом, в
результате проведенного исследования было выявлено, что после реализации
проектной деятельности уровень учебной мотивации среди учащихся старших классов
повысился, что подтверждает гипотезу исследования

На основе полученных
данных была разработана программа по развитию положительной мотивации учебной
деятельности старших школьников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования развития мотивации
учебной деятельности старших школьников 1.1. Исследование мотивации учебной деятельности в
отечественной и зарубежной психологии Существует очень важный в
жизни ребенка момент психологической подготовки к школе – развитие мотивации.
Ребенок может иметь хороший общий кругозор и уметь управлять собою, но, если у
него не сформирована соответствующая мотивация, дело обучения пойдет с трудом.
Такой мотивацией является познавательная мотивация. Далее, это понятие мы более
подробно рассмотрим.

Прежде чем приступить к
исследованию учебной мотивации постараемся дать определения основным понятиям,
связанным с данной темой и необходимым нам для дальнейшей работы: мотив,
мотивация, познание и т.д.

Д.Б. Эльконин утверждает,
что мотив – это «то, что побуждает деятельность человека, ради чего она
совершается. В широком смысле к мотивам в психологии относят потребности и
инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы» [71, с. 12].

По мнению В.К. Вилюнас,
мотив – это «побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением
потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих
активность субъекта и определяющих ее направленность (мотивация)» [14, с. 70].

С.Л. Рубинштейн считает,
что мотив – это «предмет, материальный или идеальный, побуждающий и
определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она и осуществляется»
[57, с. 55].

По мнению М.В. Матюхина,
мотив – «это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков
личности» [42, с. 11].

Таким образом, мотивы –
это направленность личности на отдельные стороны определенной деятельности,
связанными с внутренними отношениями личности к данной деятельности. Это
осознанная потребность личности осуществлять определенную деятельность, в том
числе и учебно-познавательную.

Л.И. Божович считает, что
мотивация – «индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних
факторов, определяющий способы поведения данного индивида» [7, с. 91].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы