Магистерский диплом (ВКР) на тему Особенности мотивации учебной деятельности кадетов МЧС
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТОВ МЧС.. 7
1.1. Исследование мотивации учебной
деятельности в отечественной и зарубежной психологии. 7
1.2. Теоретические аспекты
исследования мотивации учебной деятельности кадетов МЧС.. 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТОВ МЧС.. 50
2.1. Программа исследования и
характеристика объекта. 50
2.2. Эмпирическое исследование
особенностей мотивации обучения кадетов девушек 66
2.3. Эмпирическое исследование
особенностей мотивации обучения кадетов юношей 71
2.4 Сравнительный анализ мотивации
учебной деятельности кадетов юношей и девушек. 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 101
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 104
ПРИЛОЖЕНИЯ. 110
Введение:
Практика прохождения службы в МЧС России
требует от образовательных организаций решения задачи формирования специалистов
нового типа, стремящихся к непрерывному повышению профессионального мастерства
и обладающих высокой адаптационной, а также профессиональной мобильностью.
Профессионализм и компетентность являются теми качествами, от которых зависит
выполнение служебных обязанностей сотрудника МЧС России, поэтому
профессиональная подготовка должна быть ориентирована на формирование у них
устойчивой мотивации к обучению.
Мотивация к обучению у кадетов МЧС
является одним из важных факторов успешной реализации образовательного
процесса, который не только способствует гармоничному развитию интеллекта, но и
совершенствованию творческих способностей личности обучающихся. Развитие
учебной мотивации у кадетов безусловно является насущной проблемой не только
современной образовательной организации, но и общества в целом, социальный
заказ которого обусловлено повышением качества образования.
Потребность в познании — одна из главных
человеческих потребностей, на основе которой происходит освоение индивидом
многовекового человеческого опыта. В разные периоды жизни человека меняются
объекты его интересов, формы и способы приобретения знаний, однако потребность
в познании как внутренне присуща человеку не снижается, а получает свое
дальнейшее развитие.
В зарубежных исследованиях изучению
мотивов уделяется большое внимание. Исторически первенствовали биологизаторские
теории мотивации (В. Мак-Даугалл), современный вариант биологизаторской теории
– психобиология А. Уилсона. Значительный вклад в развитие проблемы внесли
этологи К. Лоренц, Н. Тинберген, К. фон Фриш. Одно из центральных мест вопрос
мотивации занимает в психоанализе З. Фрейда и разработках неофрейдистов Э.
Фромма, К. Хорни, теории К. Левина, Г. Олпорта. Основательно занимался
проблемами мотивов А. Маслоу. Собственные взгляды на понимание мотивации
разрабатывали бихевиористы А. Бандура, Б.Ф. Скиннер, Дж. Уотсон. В последние
годы авторитетными являются когнитивистские теории мотивации, которые
разрабатывались Дж. Роттером, Д. Макклеландом, Х. Хекхаузеном.
Учебная деятельность как основной фактор
проявления новых форм поведения обучающихся проанализированы в работах Л.И.
Божович, Л.С. Выготского и др.; отношения с педагогами как значимый фактор
становления личности обучающихся – в работах В.А. Крутецкого, И.Ю. Кулагиной,
Г.А. Люблинской, В.С. Мухиной, Л.П. Обуховой и др.; особенности осознания
обучающихся и поведения – в работах Р.В. Павелкива, И. И. Чесноковой и др.
Л.И. Божович показала, что проблема
формирования устойчивости личности является, прежде всего, проблемой
становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию
мотивов поведения. Ее исследования имели большое значение для развития проблемы
мотивации учения, а положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности
и ее отношением к окружающей действительности, о структурности мотивации стали
перспективными для дальнейшего развития этой отрасли психологии. По выражению
Л.И. Божович, сущность отношения обучающегося к обучению – это совокупность
мотивов как его внутренняя позиция.
Ученые (М.И. Алексеева, Н. А. Бойко, М. И.
Боришевский, С.В. Гончаренко, Г.С. Костюк, Д. Максименко, В.А. Семченко, И.А.
Синица, В. Скрипченко и другие), изучая мотивационную составляющую учебной
деятельности, признают ее ведущей. Они считают, что именно в школьном возрасте
закладываются основы мотивации учебной деятельности и именно поэтому этот
возраст имеет большие резервы для формирования мотивационной сферы личности в
целом.
Естественно, что любой обучающийся имеет
определённый уровень развития учебной мотивации. При организации учебной
деятельности педагог должен знать, какое из этих отношений к учению относится к
данному учащемуся. Если у обучающего, в том числе и кадетов имеется
положительная учебная мотивация, то педагог должен направить её в сторону
развития. Но если у обучающихся сложилась отрицательная мотивация, то задача педагоги
состоит в том, чтобы обнаружить её причины и найти способы коррекции.
Проведенный нами анализ научных источников
показал, что проблеме развития учебной мотивации у кадетов МЧС уделено
недостаточно внимания.
Проблема исследования заключается в
недостаточной изученности особенностей развития учебной мотивации у юношей и
девушек кадетов МЧС.
Целью исследования
является изучение
особенностей развития мотивации учебной деятельности кадетов МЧС.
Объект
исследования
– процесс развития мотивации учебной деятельности.
Предмет
исследования –
особенности мотивации учебной деятельности кадетов МЧС.
Задачи
исследования:
1.
Рассмотреть особенности мотивации учебной деятельности в отечественной и
зарубежной психологии.
2.
Изучить теоретические основы развития мотивации учебной деятельности кадетов
МЧС.
3.
Провести эмпирическое исследование особенностей мотивации учебной деятельности
кадетов МЧС.
Гипотеза
исследования: уровень
учебной мотивации девушек кадетов и юношей кадетов того же возраста будет
различаться, а именно уровень учебной мотивации девушек будет выше, чем у
юношей. Для проверки гипотезы и решения
поставленных задач в данном исследовании мы использовали следующие методы:
— Теоретические методы – анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме учебной мотивации кадетов МЧС.
— Тестирование. Количественный и
качественный анализ данных, методы математической обработки данных.
Теоретическая основа исследования
– проблема учебной мотивации обучающихся раскрывается в работах Божович Л.И.,
Власовой Н.Н., Галлард Д., Гани С.В., Гуткиной Н.И., Картмен М., Кулагиной
И.Ю., Кьюсак М., Липкиной А.И., Майер Р.В., Марковой А.К., Матюхиной М.В.,
Мирза М., Олсон М.Поунал И., Сэлкинд Н.Дж., Хегенхан Б., Холт Дж. и др.
Теоретическая значимость исследования
заключается в описании феномена учебной мотивации как интегрального
психологического процесса.
Практическая значимость:
результаты работы могут быть использованы в рамках деятельности практических
психологов, социальных работников, педагогов.
Структура исследования:
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложений. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТОВ МЧС 1.1. Исследование
мотивации учебной деятельности в отечественной и зарубежной психологии
Сегодня уже нет дилеммы в вопросе, чем
обусловлена успеваемость учащихся (кадетов) — природными способностями или
развитием мотивации учебной деятельности. Известно, что здесь существует
сложная система взаимосвязей и при определенных условиях (в частности,
повышенном интересе личности) может включаться компенсаторный механизм, когда
недостаток способностей «перекрывается» развитием мотивационной сферы, в
результате чего в учебной деятельности достигаются высокие результаты [45].
Исследователи особенно подчеркивают, что в обратном направлении этот механизм
не срабатывает.
Иными словами, высокий уровень
способностей не может компенсировать низкую или отсутствующую мотивацию учебной
деятельности и, таким образом, привести к высокой успеваемости [41].
Как отмечает А.К. Маркова, острые проблемы
обучения и воспитания, связанные с очевидной демотивацией основной массы
учащихся, а следовательно, и со снижением стандартов и базовых показателей
обученности и воспитанности выпускников всех учебных заведений [40].
Таким образом, как утверждает Н.Ф.
Талызина, сама практика порождает проблемы в сфере мотивации учения [58], которые становятся предметом
внимания дидактов, методистов, педагогов-практиков. Как ведущий фактор
регуляции познавательной активности личности («гид в обучении», по выражению Д.
Диза), мотивация учения рассмотрена многими отечественными и зарубежными
авторами (М.И. Алексеева, Б.Г. Ананьев,
Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Н.Г. Морозова, М.В. Савчин, Л.С.
Славина и другие).
Несмотря на значительное количество
теоретико-экспериментальных исследований, посвященных данной теме (в зарубежной
психологии, в частности, существует около 50 теорий мотивации), она, по словам
С.В. Сафоненко, остается одной из самых интригующих и загадочных отраслей
психологии [54].
«Трудности здесь заключаются в том, —
считает Б.Ф. Ломов, — что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется
системный характер психического; они являются интегральными формами
психического отражения. Как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности?
Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не
только для развития теории психологии, но и для решения многих практических
задач» [46].
Теоретическая и практическая значимость
проблемы требует построения целостной и непротиворечивой концепции мотивации и
мотива. Однако анализ литературных источников выявляет различия, иногда
противоположность взглядов на природу и сущность феномена, неоднозначность в
трактовке основных понятий данной сферы.
Такое определение мотива учения, где
сочетаются энергетический, динамичный и содержательный аспекты, является
наиболее полным из всех приведенных выше, хотя и не лишено, на наш взгляд,
недостатков: важно не только назвать ведущие мотиваторы учения, а рассматривать
их в системе, соотнося с блоками мотива и стадиями мотивационного процесса. В
связи с этим мы предлагаем считать мотивом учебной деятельности интегральное
(системное) психологическое образование, последовательная динамика блоков
которого является причиной и объяснением активности учащихся в процессе учебной
деятельности. Мотив – это побуждение, действующий «здесь и сейчас».
Термин «мотив» в различных концепциях
мотивации интерпретируется по-разному. Большинство авторов согласно с тем, что
мотив является сложным психологическим образованием, границами которого
являются, с одной стороны, потребность, а с другой – намерение. В основном
мотив рассматривается как один конкретный психологический феномен (он может
быть разным). Мотив может рассматриваться в качестве осознанного побуждения,
направляющего деятельность, как намерение, как предмет удовлетворения потребности,
как устойчивые характеристики личности [10, 45, 56].
Также нет полной определенности в вопросе
о взаимосвязи потребностей и мотивов. Некоторые авторы склонны отождествлять
эти понятия. Например, Г.А. Балл пишет, что «большая часть тех явлений, которые
обычно в педагогической литературе называют мотивами учения, представляет собой
потребность или явление, непосредственно связанное с потребностями» [7]. И.И. Вартанова, И.А. Васильева
отмечают временные различия между потребностью и мотивом. Потребности,
представленные в виде системы осознанных и неосознанных побуждений,
относительно устойчивы и постоянны, а мотивы — временные образования. Многие
мотивы, по мнению этих авторов, не связаны с потребностями. Требования или
приказ извне, отражаясь в сознании, могут стать мотивами вопреки потребностям
человека [10, 12].
А.Н. Леонтьев также разделяет понятия
потребности и мотива. Потребность – это предпосылка деятельности, внутреннее «состояние
организма», а мотив придает деятельности определенную направленность. «Мотив –
это объект, который отвечает той или иной потребности и который в той или иной
форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности» [37]. Таким образом, одна и та же
потребность может быть реализована с помощью различных мотивов и посредством
различных деятельностей.
Термин мотивация используется во всех
областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного
поведения человека и животных. В поведении человека есть две функционально
взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает
активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно
складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы,
явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание,
мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — все это обеспечивает, в
основном, регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения,
то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя
представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях,
побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его
вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее
осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в
психологии для обеспечения и объяснения побудительных моментов в поведении
человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.
Мотивация представляет собой сложную,
многоуровневую систему, включающую в себя весьма разнообразные понятия. Под
мотивационной сферой личности обычно понимают всю имеющуюся у данного человека
совокупность мотивационных образований: мотивов, потребностей и целей,
поведенческих паттернов, интересов. В.Г. Асеев включает в понятие мотивации мотивы,
потребности, интересы, влечения, цели, идеалы, объединяя их термином «побуждение»
[5]. П.Я. Гальперин рассматривает
мотивацию как «механизм, определяющий возникновение, направление и способы
осуществления конкретных форм деятельности» [20]. С.Л. Рубинштейн включает в
мотивационную сферу отношения как устойчивые мотивы деятельности [52].
Е.П. Ильин определяет
мотивацию как психическую деятельность по формированию «основания активности
человека и побуждения к достижению выбранной цели», при этом он говорит о том,
что это особый вид детерминации поведения, от которого «следует сразу отсечь
побуждения, связанные с безусловно- и условно-рефлекторным реагированием на
внешние стимулы» [29]. Таким образом, из
класса мотивационных явлений исключаются такие потребности
Заключение:
На основании вышеизложенного можно сформулировать
следующие выводы:
Для процесса обучения кадетов МЧС
характерен ряд особенностей, отличающих его от процесса обучения в гражданских
образовательных организации. Мотивация учебной деятельности кадетов МЧС
представляет собой динамичное, развивающееся (формирующееся) в ходе обучения
психологическое образование. Для развития мотивации к учебной деятельности надо
заинтересовывать кадетов не только содержанием учебного материала, но и
способами работы с ним. Видимо значение имеет осознание кадетами перспективного
значение того или иного предмета. Это создает важные психологические
предпосылки возникновения потребности в знаниях и стремлениях к их
приобретению.
Актуальность исследования мотивации
обучения обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач
формирования у кадетов МЧС приемов самостоятельного приобретения знаний и
развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в
области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению
образования у многих обучающихся, следствием чего является снижение базовых
показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений,
то важность названного критерия является очевидной.
Учебная деятельность всегда мотивирована.
Мотивы определяют то, ради чего обучающиеся выполняют учебные задачи, ними
обусловлено стремление обучающихся к определенной учебной цели.
Термином «мотив» (от латинского слова «movere»
— двигать, толкать) означают побудительную причину действий и поступков
человека.
Учебная деятельность осуществляется по
различным мотивам. В основе этих мотивов раскрывается смысл, который имеет для
обучающихся учебная деятельность, ее жизненное значение для него. Поэтому
раскрытие мотивов, стимулирующих обучение, имеет важное значение для
целенаправленного руководства учебной деятельностью, обеспечения ее надлежащего
качества.
Мотивы обучения разнообразны. Однако их
можно сгруппировать в три основные виды. Первый – это широкие общественные
мотивы. В них оказывается общая направляющая позиция обучающихся в учебной
деятельности: осознание общественного значения образования, объективного
значение знаний как подготовки к самостоятельной жизни и труду, чувство
обязанности обучающегося, ответственности перед коллективом, стремление быть
полезным для общества.
Ко второму виду относятся мотивы,
непосредственно связанные с учебной деятельностью и обусловленные ее
содержанием, ходом (познавательная мотивация). Это интерес к знаниям,
любознательность, разнообразные интеллектуальные чувства, перспектива
приобретения новых знаний и их применение. Многих обучающихся привлекает сам
процесс обучения, в котором углубляются и совершенствуются знания, умения и
навыки. Они получают удовольствие от интеллектуальных усилий при выполнении
сложных учебных задач.
Третий вид мотивов, стимулирующих учебную
деятельность, составляют мотивы, связанные с близкими к жизни обучающихся
обстоятельствами. В них раскрывается дополнительный смысл обучения. По
сравнению с широкой социальной мотивацией это узкие мотивы. Среди них — мотивы,
связанные с чувством собственного достоинства или самолюбия и честолюбия, со
сложившейся привычке к систематическим занятиям, стремлением к самовоспитанию,
а также мотивы, обусловлены авторитетом педагога или командира.
Все указанные мотивы не существуют
отдельно друг от друга, а находятся в сложной взаимосвязи. Например, интерес к
процессу обучение выступает в сочетании с чувством удовлетворения от успешно
выполненного задания, со стремлением быть образованным и полезной для общества
человеком. Мотивы личного успеха в учебной деятельности, связанные с осознанием
кадетом своего долга, чувствительностью к общественному мнению. Привычка к
системным занятиям как мотив учения нередко сосуществует с опаской осуждения со
стороны товарищей или взрослых, желанием расширить кругозор, стремлением к
самовоспитанию.
Чаще всего у каждого обучающегося
постоянно действует несколько мотивов учения — заинтересованность содержанием
знаний, понимания важности образования в самостоятельной жизни, чувство долга,
личного успеха, желания не отставать от других, даже опасения неприятностей,
вызванных неудовлетворительными оценками. Это, как правило, нормальный
мотивационный комплекс.
Выявление особенностей
мотивации обучения кадетов играет важнейшую роль в определении педагогом мер
педагогического воздействия. Необходимость исследования мотивации обучения
кадетов определяется также и тем, что именно в период обучения в образовательной
организации, когда учебная деятельность является в статусе ведущей
деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации обучения. И в
процессе обучения придать мотивации определенную форму, то есть сделать ее
устойчивым личностным образованием обучающихся. В результате расчета критерия Манна-Уитни
удалось установить наличие достоверных различий по показателям по всем
методикам между юношами и девушками кадетами достоверных различий выявлено не
было. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень мотивации учебной
деятельности среди кадетов находится на одинаковом уровни. Гипотеза
исследование не подтвердилась.
На основе полученных данных были
разработаны методические рекомендации по развитию учебной мотивации кадетов
МЧС.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТОВ МЧС 1.1. Исследование
мотивации учебной деятельности в отечественной и зарубежной психологии
Сегодня уже нет дилеммы в вопросе, чем
обусловлена успеваемость учащихся (кадетов) — природными способностями или
развитием мотивации учебной деятельности. Известно, что здесь существует
сложная система взаимосвязей и при определенных условиях (в частности,
повышенном интересе личности) может включаться компенсаторный механизм, когда
недостаток способностей «перекрывается» развитием мотивационной сферы, в
результате чего в учебной деятельности достигаются высокие результаты [45].
Исследователи особенно подчеркивают, что в обратном направлении этот механизм
не срабатывает.
Иными словами, высокий уровень
способностей не может компенсировать низкую или отсутствующую мотивацию учебной
деятельности и, таким образом, привести к высокой успеваемости [41].
Как отмечает А.К. Маркова, острые проблемы
обучения и воспитания, связанные с очевидной демотивацией основной массы
учащихся, а следовательно, и со снижением стандартов и базовых показателей
обученности и воспитанности выпускников всех учебных заведений [40].
Таким образом, как утверждает Н.Ф.
Талызина, сама практика порождает проблемы в сфере мотивации учения [58], которые становятся предметом
внимания дидактов, методистов, педагогов-практиков. Как ведущий фактор
регуляции познавательной активности личности («гид в обучении», по выражению Д.
Диза), мотивация учения рассмотрена многими отечественными и зарубежными
авторами (М.И. Алексеева, Б.Г. Ананьев,
Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Н.Г. Морозова, М.В. Савчин, Л.С.
Славина и другие).
Несмотря на значительное количество
теоретико-экспериментальных исследований, посвященных данной теме (в зарубежной
психологии, в частности, существует около 50 теорий мотивации), она, по словам
С.В. Сафоненко, остается одной из самых интригующих и загадочных отраслей
психологии [54].
«Трудности здесь заключаются в том, —
считает Б.Ф. Ломов, — что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется
системный характер психического; они являются интегральными формами
психического отражения. Как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности?
Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не
только для развития теории психологии, но и для решения многих практических
задач» [46].
Теоретическая и практическая значимость
проблемы требует построения целостной и непротиворечивой концепции мотивации и
мотива. Однако анализ литературных источников выявляет различия, иногда
противоположность взглядов на природу и сущность феномена, неоднозначность в
трактовке основных понятий данной сферы.
Такое определение мотива учения, где
сочетаются энергетический, динамичный и содержательный аспекты, является
наиболее полным из всех приведенных выше, хотя и не лишено, на наш взгляд,
недостатков: важно не только назвать ведущие мотиваторы учения, а рассматривать
их в системе, соотнося с блоками мотива и стадиями мотивационного процесса. В
связи с этим мы предлагаем считать мотивом учебной деятельности интегральное
(системное) психологическое образование, последовательная динамика блоков
которого является причиной и объяснением активности учащихся в процессе учебной
деятельности. Мотив – это побуждение, действующий «здесь и сейчас».
Термин «мотив» в
различных концепциях мотивации интерпретируется по-разному. Большинство авторов
согласно с тем, что мотив является сложным психологическим образованием,
границами которого являются, с