Магистерский диплом (ВКР) Экономические науки Бюджетный мониторинг

Магистерский диплом (ВКР) на тему Организация системы бюджетного мониторинга в Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы бюджетного контроля 8

1.1. Понятие бюджетного контроля 8

1.2. Виды бюджетного контроля и способы его проведения 18

Глава 2. Деятельность органов власти в области бюджетного мониторинга в РФ 32

2.1. Функции и задачи органов, осуществляющих бюджетный мониторинг 32

2.2. Порядок осуществление бюджетного мониторинга в РФ 37

Глава 3. Совершенствование организации бюджетного мониторинга 58

3.1. Проблемы в организации бюджетного мониторинга в России 58

3.2. Направления совершенствования организации бюджетного мониторинга органами власти 61

Заключение 88

Список использованных источников 94

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что деятельность государства направлена, прежде всего, на регулирование и упорядочение различных общественных отношений. В связи с чем, на него возложено выполнение разнообразных задач и функций, для реализации которых необходимы материальное обеспечение и хорошо развитая система финансовых институтов. Именно поэтому в политической и экономической системе государства особую значимость имеют финансы, деньги и кредит.

Бюджетная политика используется государством как инструмент стимулирования экономического роста, регулирования инвестиционной активности, финансовой поддержки приоритетных сегментов национальной экономики. Повышение социально-экономической результативности государственной бюджетной политики является основой эффективного выполнения функций государства в экономике и необходимым условием для преодоления негативных тенденций, препятствующих развитию экономики России. Для повышения эффективности развития экономики, использования бюджетных средств государство проводит бюджетный контроль, одним из способов которого является бюджетный мониторинг.

Мониторинг представляет собой метод научного познания, используемый для исследования различных явлений общественной жизни, в том числе экономических и правовых, посредством наблюдения за ними, сравнительного анализа, с целью сопоставления их состояний на различных временных отрезках. В результате бюджетного мониторинга проводится оценка: степени достижения плановых показателей и целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд; обоснованности закупок товаров, работ, услуг; необходимости совершенствования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов; видов и факторов рисков, критериев выявляемых (предполагаемых) нарушений, путей минимизации рисков.

Проблема бюджетного контроля не нова и давно разрабатывается как в теоретическом, так и теоретико-прикладном аспектах. По ней имеется значительное число работ. Среди них можно назвать труды О.Б. Алексеев, П.И. Лапшева , О.Н. Балаева, А.А. Яковлев, Ю.Д. Родионова, Д.М. Есаулов и других ученых.

Объект исследования – бюджетный мониторинг в РФ.

Предмет исследования – совершенствование организации бюджетного мониторинга.

Цель исследования – разработать направления совершенствования организации бюджетного мониторинга в РФ,

Задачи, которые необходимо решить для достижения цели исследования:

1. Дать понятие бюджетного контроля.

2. Рассмотреть виды и способы проведения бюджетного контроля.

3. Определить функции и задачи органов власти, осуществляющих бюджетный мониторинг.

4. Рассмотреть порядок осуществление бюджетного мониторинга в РФ.

5. Выявить проблемы в организации бюджетного мониторинга.

6. Определить направления совершенствования организации бюджетного мониторинга органами власти.

Теоретическая основа исследования базируется на таких трудах ученых, как Акперов И.Г. , Гуртуева Ф.А. , Лукашев А.А. , Мамедов Р.А. , Мартынова Т.И. , Осин А.А. , Шугрина Е.С.

Методология исследования. В качестве общенаучной методологии использованы идеи и принципы системного подхода. Также применили слой в мире известных академических и научных способов анализа. Дополняя это исследованием, обобщением, систематизацией, классификацией и сравнением.

Нормативная правовая основа исследования – нормативные правовые акты РФ в области бюджетного контроля и мониторинга.

Эмпирическая основа исследования. Базой написания работы послужили нормативно-правовые акты РФ, труды российских ученых в области государственного и муниципального управления, бюджетного контроля, а также работы российских учёных-экономистов и практиков, посвященные теории и практике современного государственного бюджетного контроля, бюджетного федерализма, реформированию межбюджетных отношений, проблемам бюджетного мониторинга и контроля РФ в современных условиях.

Прогнозируемая теоретическая и практическая основа исследования: проведение дальнейших научных исследований, использование полученных данных для совершенствования уже существующих материалов о бюджетном мониторинге.

Научная новизна исследования заключается в систематизации различных подходов к теоретическим основам бюджетного контроля, его понятию, классификациям и способам проведению.

Положения выносимые на защиту:

1. Бюджетный надзор — это составная часть бюджетного надзора, представляющая собой действие уполномоченных национальных органов по проверке законности, необходимости и эффективности операций при образовании, распределении и использовании концентрированных валютных ресурсов страны и местных органов власти.

2. Основными видами бюджетного надзора являются: надзор над соблюдением функционирующего бюджетного и налогового законодательства; гарантия гармоничности сочетания и осуществления бюджета; гарантия значимого исполнения обязательств, жителями и хозяйствующими субъектами перед национальным бюджетом; контроль производительности и целевого применения бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов; надзор за обращением ресурсов бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях; контроль над реализацией механизма межбюджетных отношений; гарантия сохранности общегосударственной собственности. Применение финансовых инструментов на стадии исполнения бюджета предполагает реализацию текущего и последующего контроля операций финансовой сферы в соответствии с целями, предусмотренными в ходе выделения соответствующих бюджетных ассигнований из бюджета федерального уровня. 

3. В настоящее время, несмотря на проводимую работу по повышению эффективности и ответственности в процессе расходования средств, полученных путем межбюджетных трансфертов региональными и муниципальными бюджетами и использования бюджетных средств, сохраняется ряд существенных проблем, требующих своего практического решения.

4. Финансовый контроль в РФ занимает одно из важнейших мест в системе экономики государства. Это обусловлено рядом причин: постоянным развитием инвестиционных отношений, вовлечением все большего числа участников хозяйственной деятельности в сферу предпринимательства, привлечением различных финансовых средств для осуществления той или иной деятельности и т. д.

5. На современном этапе в деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль, на практике возникают проблемы, связанные с отсутствием эффективного сотрудничества между собой и иными органами, проблемы кадрового характера, ответственности работников финансовых органов за нарушение действующего законодательства.

6. Необходимо создать эффективную систему контроля за своевременностью и полнотой уплаты в бюджет налогов, ведь именно налоги играют в рыночной системе большую роль, являясь регулятором хозяйственной деятельности и основным источником пополнения доходной части бюджета. В итоге можно сделать вывод, что на сегодняшний день органам государственной власти России необходимо уделить пристальное внимание именно вопросам улучшения системы государственного бюджетного контроля, поскольку развитая система контроля – это обязательное условие эффективной деятельности финансовой системы и экономики страны.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы. Формирование института национального бюджетного надзора приходит обязательным течением реформы государственного управления, предусматривая как организаторские изменения (преобразование органов надзора; углубление или, напротив, сдерживание их полномочий; корректировка ведомственной соподчиненности и т.), так и совершенствование ревизорских приборов и технологий. Несмотря на то, что на разных стадиях появляются отличия в подходах к постижению содержания и функций государственного бюджетного контроля, его престиж в государственном управлении не снижается. Бюджетный надзор — это составная часть бюджетного надзора, представляющая собой действие уполномоченных национальных органов по проверке законности, необходимости и эффективности операций при образовании, распределении и использовании концентрированных валютных ресурсов страны и местных органов власти.

Ключевыми темами бюджетного надзора являются: надзор над соблюдением функционирующего бюджетного и налогового законодательства; гарантия гармоничности сочетания и осуществления ручательства ощутимого осуществления обязательств, обитателями и хозяйствующими субъектами накануне государственного бюджета; мониторинг за производительностью и действенного применения бюджетных ресурсов внебюджетных фондов; наблюдение за реализацией ресурсов бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях; наблюдение над реализацией механизма межбюджетных отношений; гарантия сохранности общегосударственной собственности.

Применение финансовых инструментов на стадии исполнения бюджета предполагает реализацию текущего и последующего контроля операций финансовой сферы в соответствии с целями, предусмотренными в ходе выделения соответствующих бюджетных ассигнований из бюджета федерального уровня.

Правительственный надзор, независимо от его направлений, нужен для усовершенствования жизнедеятельности страны. В нынешней истории России подобного выделения бюджетных и внебюджетных средств на реализацию государственных планов (образование, здравоохранение, демография, культура, жилище и муниципальная среда, экология, наука, безопасные и лучшие автомобильные дороги и т. ) не было. С учетом ограниченности бюджетного финансирования и для достижения определенных целей, сильно важно, чтобы всякий вложенный рубль функционировал на формирование страны, на повышение свойства жизни людей. Безусловно, основная роль в нынешнем вопросе будет возложена на контрольную функцию государства. Финансовый мониторинг определяет и закрепляет взаимную связь между контролируемым и контролирующим субъектом бюджетного контроля с учётом степени риска, позволяет контрольным органам проводить наблюдение за происходящими процессами и операциями. Всё это позволяет создать регламентированные организационно-экономические и правовые отношения между уполномоченными участниками бюджетного процесса. В итоге мы прейдем к эффективному исполнению бюджетных полномочий, в том количестве бюджетных операций, развитию прибыльной и осуществлению расходной доли бюджетов, исполнению национальных закупок, предупреждению нарушений и минимализации рисков.

Госбюджетное наблюдение исполняется с учетом дальнейших этапов: организация к осуществлению бюджетного мониторинга; постановка бюджетного мониторинга; применение мер реагирования; установление отчетов по результатам осуществления бюджетного прогноза и выработка взглядов в целях усовершенствования законодательства России по результатам олицетворения бюджетного мониторинга; исследование результатов олицетворения бюджетного мониторинга.

На современном пределе в функционировании органов, выполняющих казенный надзор, на практике являются проблемы, сопряженные с отсутствием эффективного партнерства между собой и иными органами, проблемы высококлассного характера, ответственности трудящихся народнохозяйственных органов за нарушение функционирующего законодательства.

Еще есть ряд проблем метафизической стороны бюджетного контроля: недостаток единичного нормативного легитимного акта в сфере бюджетного надзора, несовершенство упорядоченной налаженности источников начальной сферы, потребность в создании целой концепции бюджетного контроля, недостаток единичной системы исходного варианта контроля. Кроме того, нехватка законодательной основы бюджетного контроля ориентирует на необходимость упорядочивания всех источников экономических правоотношений в целях придания системности всем нормативным законным актам, что разрешит продуктивно упорядочить экономические ревизорские правоотношения.

Прочное действие экономической налаженности страны невозможно без осуществления бюджетного контроля, какой является долею порядка правительственного надзора. Вдобавок для реализации проектов и стратегических вопросов нужно использовать успехи науки в фактической деловитости органов правительственного бюджетного контроля и в процессе обучения и переподготовки кадров в сфере национального бюджетного контроля. Нужно организовать успешную налаженность надзора за своевременностью и полнотой уплаты в бюджет налогов, ведь собственно налоги играют в рыночной налаженности великую роль, прибывая регулятором хозяйственной деловитости и основным источником пополнения прибыльной доли бюджета.

Разнородность подходов к пониманию путей улучшения механизмов предоставления целевых межбюджетных трансфертов. Внушительная дифференциация субъектов Российской Федерации и городских образований по уровню народнохозяйственного формирования территорий. И соответственно, степени их бюджетной обеспеченности, существование неоднозначных областных рисков, а еще рослая макро динамика внесения изменений в бюджетное право в целях его совершенствования значительно осложняют работу по раскрытию совместных признаков и соглашений реализации действенных практик управления национальными и муниципальными финансами. Учитывая изложенное, особенную важность в современных критериях завоевывает последующее улучшение методичного инвентаря оценки производительности функционирования как раздельных компонентов механизма управления деньгами в определенных регионах и муниципальных образованиях, так и оценки его соответствия имеющийся нормативным условия и вызовам в целом.

В действующей организационной и законной основе, включающей условия и рекомендации по организации действенного и сознательного управления межбюджетными отношениями. Сделан акцент на такие элементы системы управления, как: исследование и оценка. И в недостаточной мере предусмотрены подобные значительные его характеристики, как: слаженность раскладов к оценке для различных регионов и городских образований, очевидность и понятность подходящего методичного аппарата, совокупный характер, сравнимость характеристик во времени, доступность не только последних результатов, но и исходных материалов для выполнения оценки.

В настоящее время, на проводимую работу по увеличению производительности и ответственности в процессе расходования средств. Приобретенных благодаря межбюджетным трансфертам областными и городскими бюджетами и использования бюджетных средств, сберегается линия значительных проблем, требующих своего фактического решения.

Важно отметить, что разработка и мониторинг межбюджетных трансфертов — непростая задача, поскольку она включает в себя самобалансирование большинства соперничающих целей в широком спектре деятельности. Отдельные корпоративные взгляды вытекают из опыта стран:

1.Забота о стабилизации обязана преобладать. Центральное руководство обязано сберечь дееспособность руководить экономикой страны. Провал тут сможет поставить под угрозу остальные задачи, преследуемые основными и субнациональными правительствами.

2.Разработка основного экономического фундамента. Персональные договоренности о передаче не следует обговаривать в вакууме. В идеале их следует анализировать в контексте вместе подготовленных среднесрочных скользящих бюджетных планов, охватывающих мониторинги общих заработков и расходов всех степеней правительства не менее чем на три года вперед.

3.Соглашения обязаны включать определенную гибкость. впрочем основное руководство не может исключить некоторой ступени выделения среднесрочных ресурсов, ему также нужно место для изменения совместных степеней обязательств. Бессрочные обязательства и переменные дотации либо части налога с минимальными или минимальными гарантиями требуют кропотливой проверки. операции индексации — исключительно те, какие могут быть подвержены усилиям получателя гранта, — вдобавок требуют бережного обращения.

4. Цели обязаны существовать и должны быть наглядно сформулированы, и их необходимо контролировать. Основные и субнациональные аппараты власти обязаны показывать специализированную внимательность в связи дублирования в предоставления услуг. Если основные правительства определяют обстоятельства применения трансфертов, они обязаны отлично понимать, как проверять свои цели, что может быть действительно достигнуто и какие санкции могут быть использованы в случае невыполнения. Соотношение условий во многих определенных участках сможет попросту дестабилизировать правомочность субнационального правительства управлять главнейшими местными услугами.

Нужно учитывать взаимосвязь. Впрочем раздельные министерства, естественно, будут сконцентрированы на достижении определенных целей в любой программе. Важно, дабы министерство финансов регулировало общее воздействие трансфертов.

Важна также простота, поскольку начальное намерение обязано содержаться в том, что потребности в расходах могут быть ублаготворены за счет личных прибылей субнационального уровня, включительно корпоративными налогами и безусловными грантами. Случай для специфического гранта должен быть отчетливо прописан, с простыми критериями и процедурами отчетности.

Выучите альтернативы. Не все сервисы обязаны быть взаимосвязаны с государством. В некоторых вариантах платежи компаниям либо приватным особам могут изготавливаться с помощью ваучера либо какого прочего механизма для облегчения допуска к подобным услугам, как образование. Подобные меры могут быть исключительно важны, когда государственное руководство устремляется стимулировать результативность и разнообразие в предоставлении услуг.

Нужно организовать действенную налаженность контроля над своевременными вызовами и полнотой уплаты в бюджет налогов, как-никак собственно налоги играют в рыночной налаженности огромную роль, прибывая регулятором домашней деловитости и основным источником пополнения прибыльной доли бюджета. В итоге возможно выработать вывод, что на сегодняшний период органам общегосударственной власти России нужно выделить пристальный интерес особенно вопросам усовершенствования налаженности национального бюджетного контроля, поскольку выработанная система контроля – это непременный фактор успешной деловитости экономической налаженности и экономики страны.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы бюджетного контроля

1.1. Понятие бюджетного контроля

Бюджетный контроль — это система контроля затрат, которая включает в себя подготовку бюджетов, координацию отделов и установление обязанностей, сравнение результатов с бюджетом и действия по результатам для достижения максимальной прибыли. Процесс бюджетного контроля включает в себя: Теория бюрократического управления, разработанная Максом Вебером который подчеркивал необходимость организации действовать рационально, составлять различные сметы и непрерывно сравнивать фактические показатели с бюджетными показателями.

Бюджетный контроль служит четырем целям контроля:

1. Он помогает координировать ресурсы;

2. Он помогает определить стандарты, необходимые для всех систем управления;

3. Он дает четкие и недвусмысленные указания относительно управления доступными ресурсами,

4. Он облегчает оценку эффективности организаций и подразделений.

Мониторинг бюджета важен для обеспечения выполнения финансовых, операционных и капитальных планов, которые были разработаны и утверждены для реализации в рамках бюджетного процесса. Мониторинг бюджета крайне важен для того, чтобы организация могла обеспечить подотчетность в отношении расходования средств. Кроме того, регулярный и всесторонний мониторинг бюджета позволяет правительству оценить уровень предоставления услуг, убедиться, что любые новые инициативы обеспечивают ожидаемый прогресс в достижении целей/ожиданий, узнать больше о тенденциях и других отклонениях, которые могут повлиять на будущие операции, и, наконец, продемонстрировать прозрачность, поделившись результатами этого регулярного мониторинга.

Мониторинг бюджета должен включать изучение широкого набора функций, чтобы в полной мере определить, какие действия необходимо предпринять в случае обнаружения значительных отклонений. Сравнение бюджета с фактическими данными является отправной точкой для мониторинга бюджета, но его следует расширить, включив в него анализ того, как организация работает в отношении предоставления услуг и других программ/инициатив. Чтобы обеспечить это, правительства должны четко сформулировать не только элементы, и кто будет проводить анализ, но и как будет использоваться анализ. Если процесс бюджетного мониторинга проводится последовательно, тщательно и эффективно, он предоставляет информацию, которая может привести к корректирующим действиям или улучшению операционной деятельности.

Также под понятием бюджетного контроля можно понимать систему процедур, используемых для обеспечения точного соответствия фактических доходов и расходов организации ее финансовому плану. Система обычно включает в себя постановку личных целей для менеджеров на основе бюджета, а также набор вознаграждений, которые активируются при достижении целей. Кроме того, бюджетные и фактические отчеты обычно предоставляются всем, кто отвечает за отдельные статьи финансовых отчетов; затем ожидается, что они примут меры для исправления любых неблагоприятных отклонений. Кроме того, результаты деятельности тщательно отслеживаются комитетом по бюджету, который обеспечивает обратную связь с менеджерами всякий раз, когда фактические результаты угрожают оказаться ниже ожидаемых. Бюджет можно даже загрузить в программное обеспечение для закупок и кредиторской задолженности, чтобы покупки немедленно помечались, если они превышают сумму, предусмотренную бюджетом.

Госбюджетное управление презентовано совокупной своеобразной конфигураций и методом оценки и анализа раздельных характеристик деловитости раздельных субъектов страны, между какими различаются доходы и расходы бюджетных учреждений, создание и распределение физических и профессиональных ресурсов между программами и проектами, реализуемых страной . Суть определения касательно государства в целом содержится в обеспечении строгости и законности, совершаемых всеми резидентами хозяйствования операций, обнаружении тайных и неиспользуемых запасов ресурсного потенциала страны, перераспределении средств на увеличение действенности и экономичной деловитости всех национальных институтов. Есть отличия в определении контроля разнообразными авторами, но они все сходятся к тому, что цель бюджетного контроля — гарантировать целевое и наиболее действенное применение бюджетных средств. В таблице 1.1 доводятся подходы к нахождению национального народнохозяйственного контроля, рекомендуемые основными авторами.

Таблица 1.1

Обзор определения «бюджетный контроль»

Поэтому, мониторинг бюджета важен для обеспечения того, чтобы финансовые, операционные и капитальные планы, которые были разработаны и утверждены для реализации в рамках бюджетных процессов, выполнялись. Мониторинг бюджета имеет решающее значение для организации, чтобы иметь возможность обеспечить подотчетность, связанную с расходами. Кроме того, регулярный всесторонний мониторинг бюджета позволяет правительству оценить уровень обслуживания, убедиться, что любые новые инициативы достигают ожидаемого прогресса в достижении целей/ожиданий, узнать больше о тенденциях и других отклонениях, которые могут повлиять на будущие операции, и, наконец, продемонстрировать прозрачность путем делиться результатами этого регулярного мониторинга. Мониторинг бюджета должен включать проверку широкого набора функций, чтобы полностью информировать о том, какие действия необходимо предпринять в случае обнаружения существенных отклонений. Сравнение бюджета с фактическими данными является отправной точкой для мониторинга бюджета, но его следует расширить, включив в него информацию о том, как организация работает в отношении предоставления услуг и других программ/инициатив. Чтобы обеспечить это, правительства должны четко сформулировать не только элементы и тех, кто будет анализировать, но и то, как будет использоваться анализ. Если процесс мониторинга бюджета проводится последовательно, тщательно и эффективно, он предоставит информацию, которая может привести к корректирующим действиям или улучшению операционной деятельности.

Исходя из этого, стоит рекомендовать правительству установить формальный набор процессов для сравнения бюджета с фактическими результатами для мониторинга финансовых показателей. Мониторинг бюджета должен включать анализ разнообразного набора показателей, чтобы обеспечить наилучшую информативность анализа и облегчить оценку общей эффективности деятельности правительства.

Правительству следует установить комплексный бюджетный мониторинг, включающий следующие ключевые элементы:

1. Доходы. Правительству необходимо тщательно проанализировать источники финансирования, уделяя особое внимание:

— сезонность и возможность сравнения с предыдущими наблюдениями;

— любой потенциальной волатильности и вытекающие из нее воздействия;

— тенденции и сравнение с прогнозами;

— одноразовые источники поступлений;

— сроки поступления ресурсов в бюджет;

— связь с экономическими показателями и потенциальным воздействием;

— изменения в политике/практике высших правительств, участвующих в распределении доходов;

— обзор моделей в других аналогичных/родственных правительствах.

2. Расходы. Правительство также должно тщательно контролировать все расходы, включая одноразовое использование, а также изучать следующие ключевые аспекты:

— персонал. Изучить дополнительные детали, помимо обычных расходов на заработную плату, включая анализ, связанный с наймом и информацией о вакансиях, а также, в зависимости от размера, анализ неполного рабочего времени, сверхурочных, отпускных и специальных выплат. Кроме того, провести анализ переклассификации / продвижения по службе, чтобы увидеть, соответствуют ли ожиданиям. И находятся ли расходы на дополнительные льготы в рамках бюджетных ожиданий.

— внебюджетные расходы. Мониторинг должен включать не только текущие расходы. Правительству необходимо проанализировать снятие обременений, непогашенные заказы на поставку и основные контракты, чтобы получить более четкое представление не только о том, что было потрачено, но и о том, что еще предстоит потратить.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы