Магистерский диплом (ВКР) на тему Организация игровой деятельности как средство повышения двигательной активности обучающихся в общеобразовательной организации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 5
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования. 9
1.1. Понятие двигательной активности. 9
1.2. Развитие двигательной активности обучающихся в
общеобразовательной организации. 17
1.3. Игровая деятельность в повышении двигательной
активности обучающихся 25
Глава 2. Методы и организация исследования. 32
2.1. Методы исследования. 32
2.2. Организация исследования. 35
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение. 38
3.1. Разработка программы организации игровой деятельности
способствующей повышению двигательной активности обучающихся средних классов. 38
3.2. Анализ эффективности организации игровой деятельности
способствующей повышению двигательной активности обучающихся средних классов. 45
Выводы.. 59
Практические рекомендации. 60
Список литературы.. 62
Приложения. 70
Введение:
Одной
из ведущих задач, решаемой в процессе физического воспитания, считается
обеспечение рационального развития двигательной активности, свойственных
человеку. Физические качества необходимы человеку для полноценного существования,
в учебе и отдыхе, в труде и в быту. Развивать их целесообразно в школе, а
школьный возраст является благоприятным периодом для их развития. Высокий
уровень развития двигательной активности положительно воздействует на
физической и технической подготовленности занимающихся, на их способности
сосредоточении усилий в пространстве и во времени.
В
содержании Федеральных государственных образовательных стандартов изменились
структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных
программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры
оценивания результатов освоения образовательных программ. В новых стандартах
формирования культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся уделено
особое внимание. Данный раздел реализуется в урочной и неурочной формах занятий
физическими упражнениями.
Однако
внедрение современных стандартов на практике не позволяет сохранить
обязательное развитие двигательной активности обучающихся. Эта проблема
особенно актуальна в контексте с отмечающимся ухудшением самочувствия,
снижением уровня детской двигательной активности, а также снижения уровня
развития физических качеств. В занятиях физической культурой обучающихся
средних классов присутствуют разнообразные формы и средства.
Соревновательно-игровые
задания и подвижные игры считаются эффективным средством физического
оздоровления и поддержания высокой работоспособности, успешного роста и
развития ребенка, а еще ранней профилактики всевозможных болезней, тем более
сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной патологий.
Актуальность
проблемы, связана с тем, что до настоящего времени отсутствует теоретическое
обоснование методов и средств развития двигательной активности у обучающихся
средних классов в условиях общеобразовательного учреждения с учетом возрастных
особенностей организма. При этом практическое использование игровой
деятельности, для целенаправленного развития двигательной активности, связано с
отсутствием четких и научно обоснованных рекомендаций по влиянию игровых
технологий на анатомо-физиологические системы организма, формирующие
функциональную систему развития двигательной активности детей школьного
возраста.
В
настоящее время существует большое количество методической литературы о
подвижных играх и о методике проведения их в школе (И.В. Коротков, В.И
Семеренский, В.Г. Яковлев, М.Н. Жуков, В.Л. Строковская, Е.М. Геллер, В.К.
Шурухина и др.). Игровая деятельность используется педагогами в учебном
процессе, но проблема состоит в том, что игровая технология развития двигательной
активности обучающихся используется недостаточно.
Игровая
деятельность применяется учителями в учебном процессе, но в основном для обучающихся
младших классов и для развития физических качеств в учебном процессе, а не как
средство развития двигательной активности. Актуальность выбранной нами темы
заключается в необходимости совершенствования процесса физического воспитания обучающихся
средних классов с применением достаточно большого набора средств, в том числе и
игровой деятельности.
Целью
исследования: теоретически
обосновать и экспериментально проверить эффективность использования игровой
деятельности как средство повышения двигательной активности обучающихся в
условиях образовательной организации.
Объект
исследования: двигательная
активность обучающихся в общеобразовательной организации.
Предметом исследования –
игровая деятельность как средство развития двигательной активности обучающихся
на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования:
мы предполагаем, что разработанные комплексы подвижных игр будут способствовать
эффективному развитию двигательной активности обучающихся в общеобразовательной
организации.
Для достижения поставленной
цели и проверки нашей гипотезы были сформированы следующие исследовательские задачи:
1. Изучить и
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме
исследования.
2. Подобрать комплекс
подвижных игр для развития двигательной активности обучающихся в
общеобразовательной организации.
3. Экспериментально
проверить эффективность разработанного комплекса в учебном процессе обучающихся
средних классов.
Теоретико-методические
основы исследования: исследования отечественных специалистов
по психологии и педагогов по проблемам игровой деятельности. По утверждению
отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, Е.А. Покровского,
К.Д. Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического
воспитания. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты, такие как П.Ф.
Лесгафт, А.П. Усова, Н.В. Архипова, Т.М. Бондаренко, Т.М. Вавилова, С.А.
Васильченко, Т.И. Осокина, Л.И. Пензулаева, М.А. Рунова, Э.Я. Степаненкова и
др., представили игру как деятельность, способствующую качественным изменениям
в физическом и психическом развитии учащихся, оказывающую разностороннее
влияние на формирование личности учащихся.
Научная новизна
исследования состоит в том, что: выявлено оптимальное
соотношение объема и интенсивности физических нагрузок игровой деятельности в
процессе повышения двигательной активности обучающихся в общеобразовательной
организации; разработано содержание игровой двигательной деятельности для
уроков физической культурой, направленных на формирование компонентов
физической культуры личности обучающихся средних классов.
Практическая значимость
работы состояла в том, что изучена двигательная активность обучающихся в
общеобразовательной организации и разработана методика повышения двигательной
активности обучающихся путем использования игровой деятельности.
Заключение:
1. Двигательную
активность следует рассматривать как сумму разнообразных движений, выполняемых
человеком в процессе его жизнедеятельности. Движение является одной из основных
потребностей человека, которая обеспечивает связь и взаимодействие организма с
окружающей средой, является средством трудовой, бытовой, спортивной и других
видов деятельности, имеющих важное социальное значение.
2. В результате
исследования была разработана методики использования спортивных игр и подвижных
игр на уроках физкультуры и во внеклассной работе в общеобразовательной школе.
Предложенная
нами программа предполагает оптимальное распределение подготовленного с учетом
возрастных особенностей учащихся учебного материала в течение учебного года.
При этом общие задачи по физическому воспитанию обучающихся общеобразовательных
учебных заведений остаются неизменными.
3. В процессе
исследования нами производилось применение описанной в данной работе комплексной
методики, вследствие которой мы получили улучшение общегруппового
среднеарифметического показателя по всем исследуемым параметрам, которые нами
статистически подтверждены. Основываясь на полученных данных, мы можем сделать
выводы о том, что под влиянием составленных и апробированных специально
подобранных подвижных игр и спортивных игр, исследуемые показатели физического
развития дают положительную динамику.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Обзор литературы
по теме исследования 1.1. Понятие двигательной
активности Двигательная активность
человека является необходимым условием самой жизни. Эволюция развития человека
предопределяет нормальное функционирование всех его органов и систем в условиях
активной двигательной деятельности. Тысячелетия жизнь людей была сопряжена
преимущественно с физическим трудом, на который приходилось до 90% и более
усилий. За годы текущего столетия сложились обратные соотношения, возник
дефицит двигательной активности. В современных условиях жизни резко снизилась
доля физического труда в производственной деятельности и быту, повысилась
нервно-психическая напряженность труда, что стало одним из глобальных факторов
гиподинамии человека со всеми вытекающими из этого неблагоприятными
последствиями. В стране, где имеются тысячи стадионов, спортивных площадок,
дефицит двигательной активности становится все более острой проблемой. В большинстве
своем люди не знают истинного значения движения. Многие думают, что это важно,
главным образом, для хорошей осанки и красивой мускулатуры [29].
Однако известно, что
ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим
изменениям в организме и снижению продолжительности жизни. Движение является
одним из главных условий существования человека. От активности скелетной
мускулатуры зависит накопление энергетических ресурсов, экономное их
расходование в условиях покоя и как следствие этого — увеличение
продолжительности жизни. Наиболее целесообразны малоинтенсивные (стайерные)
формы деятельности скелетной мускулатуры, обеспечивающие достижение к зрелому
возрасту максимально сниженных затрат энергии в состоянии покоя [46].