Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Организация дошкольного образования

Магистерский диплом (ВКР) на тему Организация дошкольного образования на муниципальном уровне в городе Кострома

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8

1.1. Характеристика современной системы дошкольного образования 8

1.2. Анализ нормативной базы дошкольного образования 24

1.3. Опыт муниципалитетов в решении актуальных задач дошкольного образования 34

Выводы по первой главе 45

ГЛАВА 2. Особенности организации управления на муниципальном уровне в дошкольном образовании 46

2.1. Особенности муниципального управления развитием дошкольного образования в г. Кострома 46

2.2. Анализ состояния системы муниципального дошкольного образования в городе Кострома 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На современном этапе модернизации системы российского образования в качестве основных приоритетов государство провозглашает его доступность, качество и эффективность. Перенос значительного объема полномочий в сфере образования на уровень местного самоуправления связан с формированием и реорганизацией деятельности соответствующих институтов — муниципальных органов управления образованием.

Муниципальные органы управления образованием, функционирующие в составе органов местного самоуправления, играют существенную роль в структуре управления образованием в России. Муниципальные органы управления дошкольным образованием наиболее приближены к образовательным организациям, они обеспечивают условия для функционирования и развития дошкольных учреждений, призваны реализовывать государственную политику в сфере образования.

Отличительной особенностью муниципального уровня управления образованием является его организационная обособленность. Создание эффективного механизма управления системой дошкольного образования во многом зависит от прогностического подхода к развитию образования в условиях современных крупных и средних городов, от качественных характеристик управленческих кадров, владеющих продуктивными способами решения управленческих задач, стоящих перед муниципальной системой образования.

Законодательством России определены разные формы муниципальных образований: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Ведущей идеей государственной образовательной политики, определяющей логику развития образования в России, является интеграция общероссийских тенденций развития образования с общественными инициативами. Основным условием этой интеграции является согласованность усилий местного сообщества, социального заказа обучающихся, их родителей, общественности, деловых кругов с государственной образовательной политикой. Решение задачи эффективного развития дошкольного образования на муниципальном уровне требует создания рационального алгоритма управления дошкольным образованием, выделения функций органа муниципального управления и разработки на этой основе дальнейшего развития системы дошкольного образования.

На современном этапе имеются методологические и теоретические предпосылки решения проблемы организации дошкольного образования на муниципальном уровне.

Анализ литературы показывает, что в науке накоплены достаточно обширный объем знаний, отражающих философские и социальные аспекты управления социальными системами. Вопросы управления образованием рассмотрены в работах отечественных исследователей Г. В. Атаманчука, В.Г. Афанасьева, П. М. Керженцева, И. М. Слепенков.

Методологические, организационно-педагогические и психологические основы управления образованием нашли свое отражение в исследованиях В. П. Беспалько, Г. Г. Габдуллина, М. И. Кондакова, Ю. А. Конаржевского, Ю. А. Кричевского, Г. И. Оглоблиной, Г. Н. Серикова, Т. И. Шамовой, В. А. Якунина.

Основные аспекты управленческой деятельности, различные организационные структуры управления социальными системами разрабатывались многими исследователями, среди которых В. С. Лазарев, Г. X. Попов, Ю. А. Тихомиров и др.

В рамках исследования проблем системы образования на уровне местного самоуправления интерес представляют работы С. Б. Баязитова, Л. К. Кондрашковой, A. М. Моисеева, А. Г. Обоскалова, Г. И. Оглоблиной.

Теоретические и практические вопросы управления дошкольными образовательными учреждениями отражены в работах Л. А. Бахтуриной, А. И. Васильевой, Е. Ю. Демуровой, М. А. Ковардаковой, Т. П. Колодяжной, Т.C. Комаровой, О. А. Малышевой, А. И. Остроуховой, Н. А. Палиевой, Л. В. Поздняк, С. В. Савиновой, и др.

Развитие муниципальной системы дошкольного образования через создание и реализацию программы развития образования раскрыл в своем диссертационном исследовании Л.Д. Плотников. С целью решения проблемы развития системы образования Г.А. Соколенко предлагает в процессе реализации программы развития муниципальной образовательной системы оптимизацию сети образовательных учреждений. Особый интерес для нашей работы представляет исследование Н.А. Палиевой, в котором раскрываются подходы к совершенствованию системы муниципального управления развитием дошкольного образования.

Анализ научных исследований и педагогической практики позволил выделить ряд противоречий:

между сложившейся практикой организации дошкольного образования и недостаточной разработанностью научных основ построения муниципальной системы дошкольного образования с учетом образовательных потребностей территориального сообщества муниципального образования;

между потребностями населения в новых формах дошкольного образования и реально существующих проблем, препятствующих активному внедрению инноваций на уровне муниципалитета.

Исходя из реально существующих в системе дошкольного образования противоречий, была сформулирована проблема: какие условия способствуют организации и развитию дошкольного образования на муниципальном уровне.

Объект исследования: организация дошкольного образования

Предмет исследования: условия организации дошкольного образования на муниципальном уровне (на примере городского округа Кострома)

Цель исследования: Выявить условия, способствующие организации и развитию дошкольного образования на муниципальном уровне.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи:

1. Охарактеризовать теоретические основы организации дошкольного образования на муниципальном уровне

2. Выявить актуальное состояние муниципальной системы дошкольного образования (на примере городского округа Кострома)

3. Определить факторы, способствующие развитию дошкольного образования на муниципальном уровне.

Методологическую основу исследования составили системный подход как общеметодологический принцип современной науки, положения теории управления (А. А. Анохин, В. Г. Афанасьев, М. Марков, и др.); положения теории управления образованием (М. И. Кондаков, В. С. Лазарев, Т.И. Шамова и др.), теории управления дошкольным образованием (Т.С. Комарова, Л. В. Поздняк и др.); Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и другие законодательные и нормативные акты, регулирующие систему дошкольного образования.

Для реализации поставленной цели и задач использовались следующие методы:

 изучение и теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической и управленческой литературы;

 сравнительный анализ нормативно-правовых актов, регулирующих дошкольное образование на разных уровнях управления;

 изучение локальных актов дошкольных образовательных организаций;

 анкетирование специалистов и руководителей органов управления дошкольным образованием и руководителей дошкольных образовательных организаций,

Практическая значимость исследования заключается в проведенном комплексном анализе муниципальной системы дошкольного образования и характеристики условий ее развития, которые могут быть использованы при дальнейшем исследовании проблем совершенствования дошкольного образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Организация дошкольного образования на муниципальном уровне — это системный процесс воздействия органов местного самоуправления на муниципальные дошкольные образовательные организации, направленный на создание условий для их оптимального функционирования и развития.

2. Условия повышения эффективности муниципальной системы дошкольного образования посредством работы с кадрами и оптимизации работы дошкольных образований.

Апробация

Структура диссертации.. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современные проблемы дошкольного образования . В первую очередь обсудим проблемы. Прошу подсказывать, думаю, что все эти проблемы вам знакомы:

1. Учитывая постепенно улучшающуюся демографическую ситуацию в стране, спрос на услуги детских садов постоянно растёт. В крупных городах России отмечается явный дефицит дошкольных образовательных учреждений.

Мест в дошкольных образовательных учреждениях не хватает. Родители записывают ребёнка в детский сад сразу после рождения, и не всегда это является гарантией того, что он туда попадёт.

2. Потребность ДОУ в квалифицированных педагогических кадрах. Администрация ДОУ вынуждена идти на снижение требований к персоналу в плане их профессиональной подготовки и опыта работы с детьми.

3. В настоящее время в Российской Федерации фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья: в два раза по сравнению с 2002 г. «дети с особыми образовательными потребностями» не должны быть изолированы в социуме, отсюда необходимость инклюзивного образования.

4. Меняются особенности социокультурной среды современного общества -это поликультурность, многонациональность, полиэтничность. Следовательно необходимо построение поликультурной образовательной среды ДОУ, создание мультикультурного образовательного пространства; необходимо искать новые технологии воспитание и развитие детей, в том числе и у детей, недостаточно владеющих русским языком.

5. Необходимость диверсификации**(задание студентам — понятие заносится в табличку «ПМИ», графа «Интересно».посмотреть в словаре) , т. е. требуется достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

6. Переход большинства ДОУ из режима функционирования в режиме поиска и в режим развития. Потребность повышения методической компетентности педагогов дошкольного учреждения, студентов педагогических учебных заведений.

7. В настоящее время меняется социальный заказ родителей, их требования к услугам, предоставляемым дошкольными учреждениями. Если в течение многих десятилетий охрана здоровья и присмотр за детьми для многих родителей рассматривались как основные направления работы детских садов, то сегодня все больше требований предъявляется к образовательным программам основного и дополнительного образования.

8. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом часто определяется наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Это ведет к раннему обучению детей.

Надо признать, что именно такой подход — его можно условно обозначить как узко-прагматический, сориентированный на нужды системы, а не самого ребенка. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования — потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

9. Педагогов смущает отсутствие жесткой предметности, необходимость интеграции образовательных областей. Но только в интегрированном содержании дети дошкольного возраста свободны делать широкий выбор и проявлять свои пока еще не структурированные интересы и творческие способности.

10. В отечественной педагогике сильный акцент обычно делался именно на игровых формах и методах обучения детей, а не на свободной игре. Однако для развития очень важно, чтобы играл именно ребенок, а не взрослый. Что бы это была именно игра, а не ее имитация.

11. Информатизация дошкольного образования- процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников. Растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования в своей профессиональной деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

1.1. Характеристика отечественной системы дошкольного образования на современном этапе

Образование в Российской Федерации представляет собой систему, насчитывающую более 140 тыс. дошкольных организаций, в которых учатся и работают более 40 млн человек.

Развитие образования – национальный приоритет политики Правительства РФ в области социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу [1, 3, 14].

Направления развития системы образования определены Указом Президента РФ от 07.05.2012, положениями Стратегии национальной безопасности РФ, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Концепции развития дополнительного образования детей, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, планами мероприятий «дорожная карта» [2, 5, 7].

На достижение установленных вышеизложенными документами целей и задач направлены государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018–2025 годы и включенная в нее подпрограмма «Содействие развитию дошкольного и общего образования». Основными целями государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы являются обеспечение качества образования, его доступности, развитие онлайн-образования. На реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы предусмотрены объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета в объеме 502,35 млрд рублей на 2018 год.

Большая часть расходов федерального бюджета в 2014–2016 гг. по разделу «Образование» приходилась на реализацию государственных программ, в том числе на государственную программу Российской Федерации «Развитие образования на 20132020 годы». В 2014 – 2016 годы было направлено 1 720,07 млрд рублей (71,85%). На долю прочих государственных программ Российской Федерации в рамках раздела «Образование» приходилось 674,02 млрд рублей (28,15%) [8, 9, 10].

Наибольшая доля расходов федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в 20142016 годах приходилась на «Модернизацию региональных систем дошкольного образования» – 60,0 млрд рублей. Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии являлось наличие в соответствующем регионе потребности в увеличении доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Такая большая сфера деятельности не может существовать сама по себе без взаимодействия с другими сферами деятельности и государственных институтов. Проблемы системы образования затрагивают практически всех членов нашего общества. Следовательно, в сфере образования пересекаются интересы многих, если не всех субъектов общественных отношений, что, естественно, требует согласования этих интересов и их реализации.

Значимость дошкольного образования в Российской Федерации на сегодняшний день неоспорима. Воспитание и развитие детей с рождения до школы не может быть полноценным без хорошо организованной, выстроенной системы, ориентиры которой направлены на потребности общества в современном мире. Эта система должна обладать разнообразием образовательных услуг, при этом учитывать индивидуальные особенности ребенка и его возраст [11, 13, 12].

Для эффективного проведения государственной политики в сфере дошкольного образования создана система управления, в которую входят несколько уровней: два государственных (федеральный, уровень субъекта Российской Федерации) и уровень местного самоуправления (муниципальный). На всех уровнях органы управления имеют собственные полномочиями, которые они осуществляют.

Полномочия органов муниципального управления сводятся к следующему:

1) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

3) организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полномочия органов муниципального управления по решению вопросов управления дошкольным образованием определены законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [15, 17, 18].

Статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5] образование отнесено к вопросам местного значения муниципальных районов .

В частности законом №131-ФЗ отнесены вопросы организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях, тогда как полномочия по финансовому обеспечению основных общеобразовательных программ, в том числе дошкольных в рамках федеральных государственных образовательных стандартов несут субъекты Российской Федерации.

Законодательную основу функционирования дошкольного образования составляет Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 8 декабря 2020 года) определена политика государства в сфере образования. Она основывается на идеях гуманизма и демократии, которые отражены в Конституции Российской Федерации. Образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания человека в интересах государства, общества и самой личности.

В соответствии со статьей 9 ФЗ N273 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

 организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

 организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

 создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

 учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа [19, 20, 21].

Таблица 1

Полномочия муниципалитетов в сфере образования

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы