Магистерский диплом (ВКР) на тему Организационно-правовая система управления здравоохранения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Организационно-правовые основы системы управления здравоохранением 6
1.1 Понятие и основы организации управления здравоохранением 6
1.2 Проблемы нормативно-правового обеспечения отрасли здравоохранения 11
Глава 2. Понятие и система государственного управления здравоохранением в Российской Федерации 21
2.1 Понятие и сущность государственного управления здравоохранением 21
2.2 Понятие и система органов управления здравоохранением 28
Глава 3. Правовое регулирование организации и деятельности объектов государственного управления здравоохранением 49
3.1 Административно-правовой статус медицинского учреждения 49
3.2 Основные направления реформирования статуса учреждений здравоохранения в современных условиях 68
Заключение 80
Список используемых источников и используемой литературы 85
Введение:
Актуальность темы исследования. Отрасль здравоохранения является приоритетной для достижения высоких показателей качества жизни граждан. Статья 41 Конституции РФ гласит, что всем гражданам гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также содержит такие элементы содержания права на охрану здоровья, как сохранение здоровья и восстановление здоровья путем оказание медицинской помощи. Основными проблемами в реализации этого права являются отсутствие современного медицинского оборудования и недостаточное финансирование отрасли, а также сокращение количества стационаров, увеличение количества амбулаторно-поликлинических учреждений. К сожалению, то, что провозглашается Конституцией Российской Федерации, а именно бесплатное медицинское обслуживание, на самом деле противоречит тому, что в действительности гражданам Российской Федерации зачастую приходится платить за бесплатные услуги.
Перспективы дальнейшего развития, формирование законодательства в области охраны здоровья и медицинской помощи являются обязательными, но на сегодняшний день у государства нет четкой позиции по совершенствованию механизма медицины. Согласно ст. 41 Конституции никто и никогда не вправе брать деньги с граждан России за медицинскую помощь, если они обратились в государственные или муниципальные учреждения здравоохранения. Однако в бюджетном государственном или муниципальном учреждении здравоохранения такие медицинские услуги, как томография, МРТ, КТ и др., оказываются на платной основе пациентам этого же учреждения. Больница, предоставляющая эти услуги, является государственной больницей, однако устройства являются частными. Проблема, возникшая перед Минздравом РФ, не может быть полностью решена даже сейчас. Для субъектов Российской Федерации ситуация остается прежней. Нет четкого ответа, что бесплатно для гражданина, а что нет.
Для обеспечения оказания доступной своевременной квалифицированной медицинской помощи населению создана система государственного управления здравоохранением, которая постоянно совершенствуется. Модернизация системы управления здравоохранением является приоритетным направлением реализации социальной политики государства. В настоящее время прослеживается стремительное развитие сферы медицинских услуг: стоматологических, косметологических, пластической хирургии, по репродукции человека и других. При этом значительный объем услуг в сфере здравоохранения оказывают частные медицинские организации.
Анализируя статистику Росстата в отчете «Социально-экономическое положение России» за январь-июль 2021 г., можно сделать вывод, что объем оказанных платных медицинских услуг в 2011 г. составил 186 млрд руб., а только в июле 2021 г. – объем достиг 77 млрд руб. Это ВНПК «Государственное регулирование общественных отношений в регионе: социально-экономические, правовые и историко-культурные аспекты» 108 может свидетельствовать о том, что большинство граждан выбирают платные услуги для своего удобства. Так, например, граждане России обращаются за платными медицинскими услугами, избегая длинных очередей, сначала к своему терапевту, а затем в той же очереди к нужному специалисту. Если говорить о сельской местности, то в тех учреждениях здравоохранения, которые там имеются, просто нет необходимых специалистов, в этом случае сельчанам приходится выезжать в город, где им оказывают платные медицинские услуги.
Степень научной разработанности темы. Специфику внедрения проектного менеджмента в сферу здравоохранения рассматривали авторы: И.В. Багаутдинова, Н.А. Казанский, Л.И. Мошкович, К.Н. Царанов, М.Н. Руденко. Необходимость государственной поддержки субъектов предпринимательства в сфере охраны здоровья обосновывалась различными авторами, среди которых А.Б. Зудин, Ф.Н. Кадыров, И.С. Николаев, В.П. Попков, Е.В. Евстафьев и др.
Объектом исследования является система управления сферой здравоохранения.
Предмет исследования – особенности правового регулирования сферы здравоохранения.
Целью настоящей работы является исследование направлений совершенствования управления и правового регулирования сферой здравоохранения.
Задачи исследования:
— рассмотреть понятие и основы организации управления здравоохранением;
— исследовать проблемы нормативно-правового обеспечения отрасли здравоохранения;
— раскрыть понятие и сущность государственного управления здравоохранением;
— охарактеризовать понятие и сущность органов управления здравоохранением;
— определить административно-правовой статус медицинского учреждения;
— исследовать направления реформирования статуса медицинских учреждений
Структура исследования включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников.
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Государственное управление представляет собой процесс постоянной и безостановочной реализации функций государства. Исполнительно — распорядительную деятельность реализуют органы государственного управления и должностные лица, которые относятся к исполнительной ветви власти.
Охранять здоровье людей, управляя развитием здравоохранения, означает не просто предотвращать болезни граждан, это значит вносить весомый вклад в экономическое развитие страны. В наиболее развитых странах Европы и Америки, после проведения повсеместных административных реформ, был осуществлен переход от государственного администрирования к государственному менеджменту в сфере публичной медицины. В РФ управление развитием сферы здравоохранения идет в этом же направлении.
Огромная ответственность лежит на органах государственной власти в сфере здравоохранения. В современных условиях перед ними стоят задачи не только распределять бюджетные средства, но и эффективно их расходовать. Менеджмент в здравоохранении предполагает управление трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами. Более того, от менеджмента в государственном здравоохранении требуют практически того же, что и в частных медицинских центрах – сокращать расходы повышая качество услуг. Повышать эффективность здравоохранения – крайне сложная задача, умение ее решить является показателем эффективности работы управляющих кадров.
Сфера государственного управления имеет исключительное значение для любого государства, в том числе и для Российской Федерации. Грамотная и эффективная организация государственного управления является существенным фактором для развития современного общества. В условиях современной действительности к государственному управлению, должностным лицам предъявляются достаточно серьезные требования, например, определенный уровень и квалификация образования уполномоченного лица. А также законодатель на федеральном уровне определяет правовые основы управления во многих сферах, в том числе и здравоохранения. Сфера здравоохранения является одной из важнейших сфер государственного управления, что обусловлено целями и задачами указанной сферы. При отсутствии эффективной системы государственного управления в анализируемой сфере подвергается опасности здоровье населения, их конституционных прав и гарантий. Российская Федерация является правовым и социальным государством, соответственно политика Российской Федерации имеет социальную ориентированность.
Трансформация здравоохранения происходит на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Рассматривая регулирование здравоохранения на региональном уровне, следует учитывать принцип децентрализации, в соответствии с которым на органы исполнительной власти возложены функции по решению проблем отрасли, в том числе финансовых вопросов.
Реформа Роспотребнадзора предполагает оптимизацию работы всего аппарата учреждения. Реорганизация Роспотребнадзора в предыдущие годы планировалась с целью разделения контроля и надзора, а также объединения или упразднения ведомств, которые осуществляют эти функции.
Необходимость в этом назрела в декабре 2014 года после указаний Президента РФ о снятии тотального контроля за предприятиями и бизнесом, оптимизации работы государственных предприятий, обоснованных экономическим кризисом в стране.
Изначально с целью экономии расходования бюджетных средств планировалось сокращение существующих министерств с 21 до 15, а также упразднение 11 агентств и создание новых 9 надзорных органов.
Для исполнения этого поручения предполагалось слияние следующих структур:
Роспотребнадзора;
Розздравнадзора;
Россельхознадзора.
Результатом такого слияния должен был стать новый мощный орган, который будет контролировать безопасность пищевых продуктов и лекарственных средств. Такая необходимость возникла из-за того, что некоторые задачи этих учреждений дублируют друг друга.
Государственное управление в анализируемой сфере основано на достаточно широком ряде правовых актов разного уровня – от федерального законодательства до подзаконных правовых актов. Кроме того, правовое регулирование государственного управления в сфере здравоохранения претерпевает необходимые изменения, что дает правовую возможность соответствия государственного управления действительным реалиям времени. Однако, в исследуемой сфере имеются некоторые проблемы.
В соответствии с действующим законодательством финансирование, полученное медицинской организацией по ОМС на определенные виды медицинской помощи, должно быть направлено строго целевым образом не только на указанные виды помощи, но и на отдельные ее составляющие (например, установленный объем средств на бинты, лекарства и др.).
Таким образом, законодательство должно предусматривать разные требования к отчетности в отношении частных и «публичных» медицинских учреждений.
В целях решения выявленных проблем можно сформулировать ряд рекомендаций по трём направлениям:
1. Повышение финансовой прозрачности и усиление контроля за расходованием средств бюджетного финансирования здравоохранения на государственном и муниципальном уровне.
Для этого необходимо: ужесточение наказания за нарушение законодательства о государственных закупках, увеличение финансирования медицинских учреждений, повышение заработной платы медицинским работникам, совершенствование форм отчетности и статистического учета правонарушений, совершаемых медицинскими работниками, создание региональной и государственной систем непрерывного мониторинга неблагоприятных исходов оказания медицинской помощи, ужесточение лицензирования. Это позволит сократить «теневизацию» здравоохранения и повысить качество медицинских услуг.
2. Развитие информатизации и компьютеризации медицинского обслуживания населения.
Для реализации данного направления необходимо: внедрение телемедицины, развитие личных кабинетов пациентов на сайте госуслуг и т.д. Это позволит сократить очереди в поликлиниках, повысить качество медицинских услуг.
3. Повышение эффективности управления материальными ресурсами в свете ограниченности бюджетного финансирования и вовлечение частных клиник в программу государственных гарантий на основе механизма государственно-частного партнерства.
Для этого необходимо: финансирование на оказание медицинской помощи из фонда ОМС, включение частных клиник в госпрограммы, заключение концессионных соглашений с частными клиниками. Это позволит сделать медицинские услуги частных клиник более доступными, повысит качество медицинских услуг.
Итак, преобразования в медицинской сфере сопровождаются определенными проблемами. Успешность процесса реформирования существенно будет зависеть от эффективного управления, улучшения кадрового потенциала системы здравоохранения, адекватного финансирования. Для этого необходимо:
1. Укрепить потенциал медицинской отрасли повышением медицинской, социальной и экономической эффективности.
2. Усилить профилактическую составляющую сферы здравоохранения путем улучшения работы медицинских организаций по проведению диспансеризации, привлекая к выполнению данных мероприятий более широкий круг специалистов.
3. С целью решения проблем кадрового обеспечения здравоохранения разработать и принять государственную Концепцию кадровой политики в сфере охраны здоровья РФ. Основными составляющими такой программы должны стать вопросы совершенствования подготовки кадров, особенно ее практической направленности и обеспечения конкурентоспособности специалистов на международном рынке труда.
4. С целью поиска дополнительных источников финансирования активно внедрять систему межсекторального сотрудничества, привлечения частного капитала для решения медикосоциальных проблем в РФ.
Направления дальнейших исследований должны быть сосредоточены на изучении проблем реализации инновационных составляющих управления здравоохранением.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Организационно-правовые основы системы управления здравоохранением
1.1 Понятие и основы организации управления здравоохранением
В соответствии с п. 1 статьи 1 Конституции, Российская Федерация определена как федеративное государство с республиканской формой правления. Все субъекты Российской Федерации равноправны и имеют свое законодательство [1, c. 268].
В настоящее время многие государства обладают мощнейшим научными и производственными возможностями в биотехнологической, микробиологической, генно-инженерной сфере, и в том числе обладают коллекциями всевозможных патогенов и биоагентов. Научные успехи в сферах генетики, вирусологии, биотехнологии могут быть направлены не только для улучшения жизни населения, но и быть использованы в террористических целях для причинения смерти и завершений [2]. Необходимо отметить, что случаи биотерроризма еще в прошлом столетии стали реальностью. Наиболее нашумевшим фактом применения биологического оружия, стало рассылка в США в 2001 г. почтовых конвертов, зараженных возбудителями сибирской язвы. Информация о возбудителях сибирской язвы рассылаемых при помощи почтовой корреспонденции послужила основанием для беспокойства и тревоги у многих американских граждан [3, c. 306].
Современные угрозы, связанные с возможными биотеррористическими атаками, диктуют необходимость более активного обучения населения Российской Федерации основам борьбы с особо опасными инфекциями. Существующие проблемы в сфере национальной биобезопасности представляют собой сложную научно-практическую проблему, которая не имеет простого разрешения. Во многом обозначенные сложности обусловлены наличием различных биологических агентов, которые обладают способностью быстрого эволюционирования, вызывая тем самым тяжелые инфекционные заболевания, которые специалисты практической медицины порою не имеют возможности быстро победить при помощи традиционных методов [4].
Функционирование любой сферы жизнеобеспечения предусматривает определенную систему целей, функций, принципов, методов, средств и способов, приемов и технологий управления, которые взаимодействуют между собой и обеспечивают эффективное функционирования организации [5].
В настоящее время активно проводится в жизнь реформа здравоохранения, в том числе и ориентированная на совершенствование механизма управления на всех уровнях власти [6]. В мировой практике активно внедряются новые методы управления, являющиеся неотъемлемым и особенно важным элементом структуры механизма управления в целом. Ключевыми факторами управления выступают при этом оптимизация бюджетных расходов и обеспечение доступности услуг здравоохранения с учетом обеспечения их надлежащего качества [7, c. 3].
Учитывая нарастающие кризисные явления в экономической и социальной сферах жизни общества, наблюдающиеся в последнее время, данный аспект выступает наиболее значимым с точки зрения субъектов государственных и муниципальных органов власти, несущих ответственность за обеспечение эффективного руководства системой здравоохранения на современном этапе. Именно изучение современного состояния механизма управления здравоохранением на местах позволит выявить проблемные моменты и обеспечить своевременную выработку управленческих решений, направленных на их устранение.
Согласно законодательству Российской Федерации система по охране здоровья граждан страны подразделяется на три составляющие:
• государственная система;
• муниципальная система;
• частная система [8].
При этом, платные услуги начинают повсеместно навязываться гражданину. На данный момент в поликлинике по месту жительства нет записи к нужному специалисту, так как запись идет на месяц вперед, но он все же может принять гражданина в тот же день, но только на платной основе. Врач направляет своего пациента в другое медицинское учреждение для консультации, но направление не дает. Можно отметить, что сокращение больничных баз и рост амбулаторно-поликлинических учреждений влияет на реализацию права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Только за 4 года количество больничных организаций уменьшилось на 6,4%. Но количество клиник при этом увеличилось на 12,6%, что можно считать положительной стороной. Известно, что многие врачи предпочитают работать в стационаре, что приводит к снижению уровня доступности медицинской помощи в поликлиниках. Сокращение больниц в России с 2000 г. произошло в 2 раза, по данным Центра экономических и политических реформ, с 10,7 тыс. до 5,4 тыс.
Многие граждане России в силу вышеперечисленных факторов не могут позволить себе ни долгосрочные платные медицинские услуги, ни государственную бесплатную медицину, а что касается работы учреждений здравоохранения, то количество жалоб и обращений граждан РФ о наличии и качестве этих медицинских услуг постоянно растет. При этом гражданин РФ платит не за свое здоровье, а за платные медицинские услуги. Кажется, что сама жизнь и здоровье гражданина — бесценны. Следовательно, цена, которую пациент готов заплатить, и реальная цена оказанных ему медицинских услуг никак не связаны друг с другом, поскольку человек готов заплатить за свою жизнь и здоровье все, что у него есть.
Платные медицинские услуги приводят и к другому явлению — лечению человека, когда в нем нет необходимости. В платной медицине это неизбежно, так как целью любого ООО, АО или ИП является не здоровье пациентов, а извлечение прибыли из пациента. Для этого иногда достаточно поставить диагноз, провести лечение, даже когда заболевания не было. Клиент счастлив, что его вылечили, но он не заболел. Кроме того, под платной медицинской помощью понимается деятельность предпринимателей, которая осуществляется с помощью органов общественной безопасности, в связи с чем муниципальные и государственные учреждения, оказывающие платные медицинские услуги, уже являются элементом не государственной, а частной системы здравоохранения.
Уровень здравоохранения в государстве играет особую роль, так как имеет прямую связь с качеством жизни населения. В свою очередь качество и уровень жизни населения в совокупности сказываются на безопасности нации как важнейшего условия суверенитета государства, успешного осуществления его внутренней и внешней политики. Эти приоритеты в полной мере осознаются органами государственной власти, поэтому проблемы в сфере здравоохранения и пути их решения находятся под пристальным вниманием на протяжении длительного периода времени.
Государственная политика включает в себя на первом этапе определение целей и направлений развития общества, на втором этапе – разработку конкретных мер, направленных на реализацию поставленных задач, на третьем – анализ альтернатив, их стоимостную оценку, обсуждение и консультирование, на четвертом – выбор, принятие и осуществление государственных решений, и, наконец, на пятом – оценку эффективности осуществления государственной политики и мониторинг результатов. Как и все управленческие процессы, государственная политика в сфере здравоохранения должна включать в себя такой элемент, как обратная связь, так как государство не является здесь единственным субъектом отношений. Также необходим такой этап, как создание нормативно-правовой базы, которая будет регламентировать действия органов государственной власти и медицинских организаций.
Стоит отметить, что Федеральные законы и целевые программы, принимаемые центром, как правило, затрагивают и региональный, и муниципальный уровни власти. Для успешной реализации государственной политики в сфере здравоохранения при составлении и разработке программных документов исследуется современное состояние системы здравоохранения, учитываются ошибки прошлых реформ. В последнее время система здравоохранения модернизируется и реформируется, данные процессы осуществляются комплексно.
Индикатором социального эффекта при реализации государственной политики в сфере здравоохранения является повышение доверия к государственным медицинским организациям, высокий уровень удовлетворенности медицинской помощью и профилактикой, а также положительные тенденции в демографии.
Современная управленческая деятельность государства показывает, что происходит все большее развитие программ, которые разрабатываются и реализуются на межотраслевом и межтерриториальном уровнях. Данные обстоятельства требуют внедрения и разработки технологий в области управления, которые смогли бы снабдить управленческую деятельность должной организованностью, необходимой регламентацией и эффективностью. Одной из таких программ является Национальный проект «Здравоохранение» и его региональные ответвления.
Проектный подход, по мнению многих ученых, является ключевым фактором устойчивого развития регионов, а также эффективной технологией государственного управления. Переход к проектному управлению в Российской Федерации показал, что этот подход дает свои результаты. На сегодняшний день примерно 45% социально-ориентированной деятельности государства (в сферах образования, здравоохранения, культуры) осуществляется с применением проектного подхода. Адекватно подобранные под этот поход методы управления и современные технологии, в том числе и информационные, приведут к стабильному развитию и росту экономических показателей регионов.