Магистерский диплом (ВКР) на тему Организационно-педагогические условия применения игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме применения игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками 6
1.1 Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2 Использование игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками 12
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка организационно-педагогических условий применения игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками 24
2.1 Организация и методика исследования 24
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 34
Заключение 45
Список литературы 48
Приложение………………………………………………………………………54
Введение:
Актуальность исследования. Хоккей выступает одним из наиболее популярных видов спорта в нашей стране. Международные соревнования по хоккею традиционно приковывают внимание миллионов болельщиков. В связи с этим, привлечение обучающихся к занятиям хоккеем – это задача, решить которую под силу педагогам и тренерам.
В современном информационном обществе роль педагога в системе образования трансформируется и, соответственно, изменяются задачи его деятельности. На первый план выходит уже не просто передача знаний и умений, а формирование у воспитанников устойчивой мотивации к процессу деятельности. В связи с этим перед педагогом стоит важная задача использовать все имеющиеся в его арсенале средства и методы для возникновения и поддержки этой активности.
Одним из средств поддержки интереса младших школьников к занятиям хоккеем выступает применение игровых технологий. Использование игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать оптимальным инструментом.
Сказанное актуализирует обращение к следующей теме в рамках выпускной квалификационной работы: «Организационно-педагогические условия применения игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками».
Объект исследования: методика проведения занятий хоккеем с младшими школьниками.
Предмет исследования: использование игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками.
Цель исследования: разработка организационно-педагогических условий применения игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками.
Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Изучить состояние вопроса применения игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками.
2. Разработать экспериментальную методику применения игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками.
3. Выявить эффективность использования экспериментальной методики применения игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками.
4. Разработать практические рекомендации по применению игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками позволит развивать их физическую подготовленность и координационно-моторные навыки при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
— учет психофизиологических особенностей развития в младшем школьном возрасте;
— соблюдение грамотной последовательности в организации подвижных игр;
— использование разных по сложности и новизне игр с соблюдением принципа «от простого – к сложному».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов выпускной квалификационной работы следующими категориями лиц:
— тренерами по хоккею и педагогами физической культуры с целью оптимизации применения игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками;
— студентами, обучающимися по специальности «Физическая культура и спорт», с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися схожей научной проблематикой, с целью систематизации и обобщения методических сведений и эмпирических данных.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Контрольные испытания.
Организация исследования. Опытно-экспериментальная проверка организационно-педагогических условий применения игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками была проведена на базе Центра спорта и образования (отделение хоккея с шайбой). В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие мальчики, занимающиеся в секции «хоккей с шайбой» в количестве 24 человек, в возрасте 9-10 лет. Исследование было реализовано в три основных этапа. На первом этапе были подобраны участники исследования, разделены на две равных группы (экспериментальную и контрольную), подобраны диагностические методики, выполнена первичная диагностика. На втором этапе с учащимися из экспериментальной группы реализованы игровые технологии в виде комплекса подвижных игр разного уровня сложности, с детьми из контрольной группы дополнительной работы не проводилось. На третьем этапе исследования была проведена повторная диагностика детей, выявлено влияние применения игровых технологий в процессе занятия хоккеем.
Заключение:
Современные дети и подростки растут в условиях информатизации окружающего пространства, поэтому прогулкам со сверстниками нередко предпочитают компьютерную игру, а физической активности – просмотр видеороликов на сайтах. Имея малый реальный опыт, им кажется, что ответ на любой вопрос проще найти в Интернете, и что «виртуальное» пространство куда интереснее реального мира. Эти представления обуславливают малоподвижный образ жизни детей, информационные перегрузки, нарушающие здоровье психики, проблемы общения с реальными людьми и мн. др. Преодолеть эти проблемы можно, если привлечь подрастающее поколение к занятиям спортом.
Актуальность исследования обусловлена ростом значимости занятий физической культурой и спортом на современном этапе развития российского общества. Это связано с повышением социальной значимости физической культуры и спорта, их превращением в самостоятельное звено экономической и политической жизни нашей страны, объединяющую силу и элемент национальной идеи.
Еще в 2008 г. в своем первом обращении к Российскому Парламенту президент Д.А. Медведев отмечал, что необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни. Показателем личного успеха должно стать, скорее, здоровье человека, а не количество заработанных им денег. Президент отмечал, что если у молодежи появится привычка к занятиям физической культурой и спортом, то будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.
Вместе с тем, развитие спортивной деятельности в стране на настоящем этапе переживает серьезный кризис. Уровень здоровья подрастающего поколения низок, качество преподавания физической культуры не всегда отвечает современным требованиям, не все преподаватели обладают навыками правильной обратной связи с учащимися, которая является для них основой обучения. Внимание практиков уделяется лишь формированию ценностей двигательного компонента физической культуры личности и происходит принижение значимости формирования интеллектуальных ценностей. Поэтому в последнее время вопрос о спортивно-оздоровительных тренировках встает особенно остро. Это обусловило тот факт, что в рамках реализованной выпускной квалификационной работы были рассмотрены организационно-педагогические условия применения игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками.
В рамках реализованной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило разработать организационно-педагогические условия применения игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— было изучено состояние вопроса применения игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками;
— была разработана экспериментальная методика применения игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками;
— была выявлена эффективность использования экспериментальной методики применения игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками;
— были разработаны практические рекомендации по применению игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что использование игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками позволит развивать их физическую подготовленность и координационно-моторные навыки при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
— учет психофизиологических особенностей развития в младшем школьном возрасте;
— соблюдение грамотной последовательности в организации подвижных игр;
— использование разных по сложности и новизне игр с соблюдением принципа «от простого – к сложному».
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме применения игровых технологий в процессе занятий хоккеем с младшими школьниками
1.1 Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
Возраст – это сравнительно независимый период человеческого развития, который отличается качественным своеобразием. В соответствии с различными научными походами (принятие во внимание онтогенеза, специфичных социальных процессов, а также культурных представлений) человеческий жизненный цикл можно разделить на возрастные категории. Обособление возраста младшего школьного детства в основной мере обусловлено социальными и культурными аспектами, и имеет связь с конкретным этапом образовательной системы – началом посещения общеобразовательной школы и стартом школьного обучения [32].
Основываясь на концепции Л.С. Выготского [10], отечественная научная мысль считает, что возрастную периодизацию необходимо базировать на сути самого онтогенеза, указывая на то, что под развитие ребенка следует понимать присвоение, в процессе выстроенного взрослыми общения и деятельности, исторического и социального опыта.
Д.Б. Эльконин [66] указывал на тот факт, что базовыми параметрами возрастной периодизации являются:
— социальная ситуация развития, которая проявляется в соотношение внутренних и внешних условий психического развития, которое в свою очередь обуславливает отношение дошкольника к окружающим его вещам и предметам, людям, а также самому себе;
— ведущий вид деятельности, под которым следует понимать такую деятельность, вырабатывание которой определяется трансформацией психических процессов и психических способностей детей;
— новообразования (положительные особенности, дающие ребенку потенциал для перехода к новой стадии его развития) возраста, под которыми понимаются новый тип деятельности личности и ее строения, формируемый на протяжении данного период и который обуславливает трансформацию детского сознания, его жизни, как внешней, так и внутренней [66].
Младший школьный возраст характеризуется глубокими и качественными изменениями всех систем организма, их совершенствованием.
Увеличение роста и веса ребенка, его выносливости и силы в данном возрасте происходит плавно, без скачков. Так, в частности, стабилизируется скорость роста: если средним ростом для ребенка 7-8-ми лет является рост в 130 см, то к окончанию данного периода – порядка 145 см.
Начинают формироваться определенные скопления жировых клеток, главным образом, в районе груди и живота. В связи с этим актуализируется проблема профилактики ожирения детей. Именно в младшем школьном возрасте возможность развития детского ожирения начинает быть достаточно высокой. При этом заканчивается формирование потовых желез, что снижает возможность экстремального переохлаждения или перегрева в короткие сроки [14].
Костная система младшего школьника еще окончательно не сформирована, в костной системе еще много хрящевой ткани, поэтому важно следить за формированием осанки ребенка, обеспечивая профилактику ее нарушениям. Так, важно контролировать, чтобы используемая в учебном процессе мебель соответствовала росту и строению ребенка, периоды статических нагрузок чередовались с физическими упражнениями. Также необходимо препятствовать формированию у младших школьников привычек, приводящих к нарушению осанки: сидеть, закинув ногу на ногу, горбиться, стоять, скрестив ноги, спать на одном и том же боку, перетягивать туго пояс на брюках, носить тяжести в одной руке.
В отношении костной системы к 9 годам заметны половые различия: у девочек становится шире таз, существует тенденция расширения бедер.
Мышечный каркас младшего школьника также сформирован еще в недостаточной степени, что также не позволяет обеспечить позвоночник надежной поддержкой. При этом сама по себе мышечная система способна к развитию под воздействием достаточного количества двигательной активности и мышечной работы. Мышечная система младшего школьника более развита по сравнению с предшествующим периодом. Ребенок в этом возрасте более вынослив и работоспособен. Развитие переживает мелкая моторик: становятся доступны действия, требующие тонких движений (бисероплетение, вышивка, лепка). При этом движения рук, предполагающие размашистые действия с приложением силы (росчерк) более доступны, чем движения, предполагающие выполнение мелких элементов (каллиграфия) [67].
Темп развития двигательных навыков в младшем школьном детстве достаточно высок. Дети испытывают интерес к физической активности, подвижным играм, физкультурному досугу, что создает благоприятные условия для привлечения их к специально организованным формам физического воспитания. Особенно в привлечении к активному досугу нуждаются девочки, поскольку их двигательная активность несколько ниже, чем у мальчиков.
Сердечная мышца младшего школьника постоянно растет, также увеличивается диаметр кровеносных сосудов. Несмотря на то, что, благодаря достаточно широкому просвету артерий, у детей в младшем школьном возрасте давление несколько ниже, чем у взрослых, само сердце легко возбудимо, склонно к формированию аритмии. Частота сердечных сокращений постепенно снижается: так, если в 7 лет ее среднее число может достигать 100 ударов в минуту, то к 9 годам эта цифра уже 80 ударов.