Магистерский диплом (ВКР) на тему Организационно-педагогические условия эффективного управления развитием инновационной деятельности ДОО.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические исследования проблемы управления
инновационной деятельности педагогов дошкольного образования. 7
1.1. Сущность инноваций в системе образования, характеристика,
классификация 7
1.2. Современные методы оценки качества образования в ДОО.. 20
1.3. Инновационный опыт управления качеством дошкольного
образования. 34
Вывод по Главе 1. 51
ГЛАВА 2. Реализация организационно-педагогических условий
управления инновационной деятельности педагогов дошкольного образования в
дошкольных образовательных учреждениях. 53
2.1. Система критериев и показателей диагностики и оценивания
качества образования в дошкольном образовательном учреждении. 53
2.2. Проектирование модели управления инновационной деятельности педагогов
дошкольного образования. 60
2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы. 70
Выводы по Главе 2. 93
Заключение. 94
Список литературы. 98
Приложение. 105
Введение:
Актуальность
темы исследования. Изменения, происходящие в современном
российском образовании, достаточно серьезно затрагивают систему дошкольного
образования, что непосредственно находит свое отражение в осознании
необходимости трансформаций в управлении дошкольными образовательными
организациями. Основным механизмом оптимизации при этом является поиск и
освоение инноваций, которые способствуют качественным изменениям и развитию.
Инновационная деятельность педагогов является
основополагающим признаком развивающейся дошкольной образовательной организации.
Тем не менее, до сих пор она требует научно обоснованной, современной, адекватной
структуры управления. Модернизация управления дошкольной образовательной
организацией связывается, в первую очередь, с широким многообразием видов и
технологий управления, которые призваны обеспечивать комплексное и всестороннее
воздействие управляющей системы на управляемую систему дошкольной образовательной организации в рамках
мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного
программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и
самоуправления.
В настоящее время деятельность
педагогических работников представляет собой многофункциональное выполнение
трудовых обязанностей. То есть, педагог осуществляет, наряду с преподаванием,
методические обязанности, которые необходимы для развития педагогической
деятельности как таковой. Это развитие, в свою очередь, обуславливается
процессами обновления, инновационными методами педагогической деятельности. И
здесь, соответственно, встает вопрос о том, насколько готов сам педагог
работать в этом направлении.
Важно понимать, что любая социальная
система, в частности и образовательная, оказывает серьезное влияние на течение
в ней жизнедеятельности человека, поскольку демонстрирует собой совокупность
материальных средств, духовных ценностей, межличностных отношений. Вместе с тем
она является продуктом деятельности человека и, относительно этого, поддается
целенаправленному формированию. В соответствии с этим можно говорить о том, что
дошкольная образовательная организация представляет собой совокупность условий,
оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в
дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья,
успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников
образовательного процесса в дошкольном учреждении.
При этом важную роль играет качество образования
в дошкольной организации. Это, в сущности, объективный показатель готовности к
инновационной деятельности и степень ее реализации в рамках
образовательно-воспитательного процесса.
Объект
исследования: управление развитием инновационной
деятельности дошкольной образовательной организации.
Предмет
исследования: организационно-педагогические условия
реализации инновационной деятельности дошкольной образовательной организации.
Цель
исследования: разработать критерии качества образования
и спроектировать модель инновационной деятельности педагогов дошкольной
образовательной организации.
Исходя из поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
— рассмотреть сущность инноваций в
образовательном процессе;
— представить современные методы оценки
качества образования в дошкольной организации;
— изучить инновационный опыт управления
качеством дошкольного образования;
— разработать систему критериев и
показателей диагностики и оценивания качества образования в дошкольной
организации;
— спроектировать модель управления
инновационной деятельностью педагогов дошкольного образования;
— составить ход и результаты
опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза
исследования заключается в том, что инновационная
педагогическая работа будет эффективная при следующих условиях:
— организация качественно нового подхода в
работе педагогов с родителями;
— материальное и моральное стимулирование
педагогов со стороны управления;
— подержание материально-технической базы
дошкольной образовательной организации.
Теоретико-методологическая
основа исследования.
Аксиологический подход – подразумевает под
собой анализ ценностей, являющихся коренным основанием в определении структуры
и содержания системы оценки качества дошкольного образования.
Социокультурный подход – обуславливается типологическими
принципами взаимодействия детей со взрослыми, детей со сверстниками, а также с
предметно-пространственной средой.
Компетентностный подход – в его основе
лежит освоение компетенций, которые очень важны не только в актуальном
дошкольном возрасте, но и будут необходимы в школьном возрасте и взрослой
жизни.
Методы
исследования. В данной работе используются следующие
методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез);
— логические;
— практические (наблюдение, опрос,
диагностика, проектирование).
Методики,
используемые в данном исследовании.
— Анализ уровня самообразования педагогов;
— 36-пунктовый «Опросник удовлетворенности
работой».
— Определение факторов, стимулирующих
развитие педагога и препятствующих ему (методика Н. В. Клюевой);
— анкетирование родителей на тему
«Удовлетворенность деятельностью ДОО»;
— Анкетирование педагогов «Оценка уровня
коммуникабельности педагога с родителями».
Практическая
значимость исследования. Результаты данного исследования
могут являться методическим пособием для управляющих дошкольными
образовательными организациями в части создания системы инновационного
управления и стимулирования педагогических работников к инновационной
деятельности.
Опытно-экспериментальная
база исследования. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города
Москвы «Детский сад присмотра и оздоровления № 766».
Структура
исследования. Магистерская диссертация состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Заключение:
В ходе представленного исследования были
решены следующие задачи:
— рассмотрена сущность инноваций в
образовательном процессе;
— представлены современные методы оценки
качества образования в дошкольной организации;
— изучен инновационный опыт управления
качеством дошкольного образования;
— разработана система критериев и
показателей диагностики и оценивания качества образования в дошкольной
организации;
— спроектирована модель управления
инновационной деятельностью педагогов дошкольного образования;
— составлен ход и результаты
опытно-экспериментальной работы.
В ходе решения первой задачи было
выявлено, что образовательные инновации – это составляющие инноваций
социального характера. В образовательной системе инновационный потенциал
принадлежит групповому фактору, поскольку не является сугубо локальным и
индивидуалистским. Такой подход дает возможность формировать единый
инновационный потенциал образовательной системы в целом. Важную роль в развитии
педагогических инноваций играет непосредственно инновационный потенциал
педагогов, который является совокупностью социокультурных и творческих
характеристик педагогической личности. То есть, педагог должен быть готов к
самосовершенствованию педагогической деятельности, что предполагает наличие у
него внутренних средств и методов, потенциала, которые способны обеспечить его
инновационный настрой.
При решении второй задачи было определено,
что внутренняя система оценки качества образовательной деятельности дошкольной
образовательной организации является базисом информации для получения оценки и
анализа качества осуществления образовательной деятельности в соответствии
законодательством страны. В основном, при внутренней системе оценки качества
образования используются следующие методы: мониторинг; диагностика; отчеты
воспитателей; посещение педагогических совещаний. Применение системы ВСОКО дает
возможность руководителю дошкольной организации получить достоверные сведения о
функционировании и развитии организации, что впоследствии способствует более
оперативному принятию управленческих решений.
В процессе реализации третьей задачи стало
ясно, что инновационный опыт в дошкольных организациях строится, в первую
очередь, на инновационных методах управления и коллективном взаимодействии6
достичь в одиночку качественных высоких целей относительно инновационной
практики не представляется возможным в отрыве от коллектива. Именно этому в
инновационный процесс должны вовлекаться не только педагогические работники, но
также и воспитанники, и их родители.
При решении четвертой задачи была
сформирована система критериев и диагностик, то есть, инструментарий, в
соответствии с которым выстраивалось дальнейшее исследование. В частности, в разработанную
систему входили два критерия: качество образовательных условий;
удовлетворенность радетелей. Именно в данном направлении проводилась
опытно-экспериментальная работа.
В
процессе решения пятой задачи была спроектирована модель управления
инновационной деятельностью педагогов дошкольного образования. В частности, в организации сформирован работоспособный,
стабильный, педагогически грамотный коллектив, налажена эффективная система
повышения профессиональной компетентности педагогов. Педагоги принимают участие
в разработке методических рекомендаций, проектов по обновлению содержания
воспитательно-образовательного процесса с учетом своего стажа и категории.
Решение шестой
задачи показало, что педагогический коллектив детского сада имеет
слабую мотивацию к педагогическим инновациям по трем исследуемым направлениям
(когнитивный, деятельностный, личностный).
Наблюдение дало возможность заключить о
том, что процесс инновационной деятельности бессистемно включаются одна и та же
группа педагогов. То есть, мотивацию к профессиональному росту имеет только
часть педагогических работников.
При этом
стало понятно, что самая большая проблема партнерского взаимодействия детского
сада и семьи заключается в низком уровне информированности родителей о
дошкольнике, трудностях обучения, в том числе имеется проблема отсутствия
продуктивного взаимодействия с родителями. Причем, интересно заметить, что
такого рода ответы преимущественно свойственны тем родителям, которые в
процессе анкетирования были не довольны характером партнерского взаимодействия
с педагогом.
На втором
месте наблюдается проблема недостаточного внимания к детям со стороны педагога.
В данном случае можно сделать предположение о том, что данное мнение зависит от
субъективного восприятия родителем отношения к своему дошкольнику. Так,
практически каждый родитель желает, чтобы его ребенок являлся центром для
воспитателя.
Исходя из
этого следует, что родители хотят совершенствовать партнерское взаимодействие в
следующих аспектах:
— в оперативном
освещении особенностей формирования познавательного интереса детей;
— в
режимных моментах;
— в
поведении старшего дошкольника;
— в
содержании образовательных программ.
По результатам проведенной итоговой
диагностики, которая последовала за проектированием модели инновационного
развития, выявлено повышение способности педагогов к развитию. Все педагоги
имеют мотивы к тому, чтобы осуществлять инновационную деятельность в рамках
своей педагогической практики.
Результаты проведенной
диагностики и внедренной системы стимулирования показали хороший результат:
педагоги стали не просто интересоваться внедрением инноваций, они приобрели
системные знания
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Сущность инноваций в системе образования, характеристика,
классификация В педагогике понятие «инновационная
деятельность» имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная
педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного
педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного
процесса с целью достижения более
высоких результатов,
получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий
процесс по планированию и реализации педагогических новшеств,
направленных на повышение качества образования. Это
социально-педагогический
феномен, отражающий творческий потенциал педагога [5, с. 16].
В качестве некоторой педагогической
категории рассматриваемый термин является сравнительно новым, причиной чему
является то, что имеются совершенно различные подходы к определению данного
понятия. В частности, современный педагогический словарь понимает термин
следующим образом: «Педагогическая
инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в
содержании и технологии обучения и воспитания, с целью повышение их эффективности»
[40, с.45].
Л.
Кларин, в свою очередь, феномен инновации рассматривает следующим
образом: «Инновация относится не
только к созданию
и распространению новшеств, но и к их преобразованиям, изменениям в
образе деятельности, стиле мышления,
который с этими
новшествами связан» [31, с. 23].
Б. Твист рассматривает инновации в
качестве некоторого процесса, который подразумевает то, что в процессе
формирования идеи они становятся экономически сообразными [30, с.14]. Б. Санто, в свою очередь, трактует
инновации как общественный технический экономический процесс, который через
практическое использование идей приводит впоследствии к созданию лучших технологических
образцов [31, с.34].
М. Портер понимает под инновацией новую
научно-организационную совокупность факторов по производственной части, которая
также имеет экономическую сообразность [32, с.22].
Коренное различие перечисленных подходов к
понятию инноваций представляется возможным развести следующим образом:
− понимание инноваций как творческого
процесса;
− понимание инноваций как результата
творческого процесса [33, с. 68].
Данные подходы являются правильными по причине
того, что инновации сами по себе не фрагментарны, а комплексны: они
одновременно охватывают процесс разработки, а также являются итоговым результатом
процесса. Процессный подход рассматривает инновацию комплексно: в него входит
разработка, внедрение и коммерциализация новых потребительских ценностей. Объектный
же подход гласит о том, что инновация – это вполне особый объект, который
является результатом прогресса [34, с. 62].
Инновации, как следует определять, могут
подразделяться на две категории в самом широком смысле:
— научно-технические инновации;
— социальные инновации.
Педагогические инновации, в свою очередь,
относятся преимущественно к инновациям социального склада, в соответствии с чем
социальные инновации более интересны в рамках представленного исследования.
Само по себе понятие «социальные
инновации» достаточно обширное. В частности же социальными инновациями следует
считать, соглашаясь с мнением П. Данилина и Н. Крышталь, «явления в социальной
сфере общества, которых не было на предыдущей стадии его развития и которые
возникли естественным образом либо введены по инициативе субъектов управления»
[35, с.11].
По нашему мнению, гораздо более точное определение
социальных инноваций выделил исследователь А.Б. Докторович.
В соответствии с его заключением,
социальные инновации представляют собой такие инновации, которые априори
ориентированы на сбалансированное развитие человека и общества, при этом
старающиеся минимизировать трудовой капитал [36].
В том числе под социальными инновациями можно
понимать, в соответствии с мнением В.С. Лазарева, новые социально-экономические
институты, результаты общественных реформ, изменения общепринятых поведенческих
моделей [55, c.18].
С социальной точки зрения, как заключил
А.А. Князев, инновациями могут быть различные нововведения в социальной жизни, способствующие
коренному разрешению противоречий, которые могут произрастать из условий
нестабильности, в которых некоторые традиционные методы и формы предоставления
социальных гарантий не вполне могут быть использованы на практике ввиду низкой
целесообразности [38, c. 7-8].
Составляя совокупность различных понятий, рационально
выделить обобщенную теоретическую модель инноваций как таковых и,
соответственно, социальных инноваций, которые можно относить к педагогическим
инновациям. Рассмотрим Рис.1.
Самая большая смысловая
сущность педагогических инноваций в качестве определенного социального феномена
в образовательной системе заключается в том, чтобы целенаправленно и постоянно
совершенствовать положение различных образовательных субъектов, которые
непосредственно вовлечены в процесс образования, соответственно, инновации
призваны разрешать