Магистерский диплом (ВКР) Иностранные языки Филология

Магистерский диплом (ВКР) на тему Окказионализмы в речи детей младшего возраста на примере воспитанников детского сада

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. СОБСТВЕННО СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОККАЗИОНАЛИЗМЫ В РЕЧИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.. 8

1.1 Этимологические окказионализмы в речи детей младшего
возраста, полученные путём перестройки значения слова с опорой на существующее. 8

1.2 Обратные окказионализмы в речи детей младшего
возраста, полученные путем обратного словообразования. 17

2. ЛЕКСИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОККАЗИОНАЛИЗМЫ В РЕЧИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.. 24

2.1 Аналогические окказионализмы в речи детей младшего
возраста, созданные по обычным моделям с нарушением лексической сочетаемости. 24

2.2 Морфологические окказионализмы в речи детей младшего
возраста, полученные путём изменения рода уже существующего слова. 42

3 ОККАЗИОНАЛИЗМЫ ИНЫХ ГРУПП В РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.. 48

3.1 Сложные окказионализмы в речи детей младшего возраста
типа сложносокращенных слов. 48

3.2 Омонимические окказионализмы в речи детей младшего
возраста, полученные на основе сходства по написанию с уже существующими
словами. 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 76

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ   83

  

Введение:

 

Данная работа направлена на изучение окказионализмов в
речи детей младшего возраста, воспитывающихся в условиях детского сада,
представляющее значительный интерес для исследований в направлении «Филология».

Актуальность данного исследования определена в
значительной мере  возросшим интересом к
процессу словотворчества воспитанников детских садов.

Кроме этого, актуальность данного исследования также
характеризуется и растущим интересом современных учёных к проблемам
всестороннего исследования постоянно трансформирующейся речи воспитанников
детских садов.

Окказионализмы представляют собой речевые
новообразования детского словотворчества в процессе их общения в детском саду,
дома, в гостях, а также во время совместной игры со сверстниками на
внутриквартальных детских площадках, парках и скверах.

Окказионализмы для лучшего их понимания требуют
проведения  лингвистического
исследования, в ходе которого  в равной
мере скрупулёзно и заинтересованно исследуется семантика, словообразование, а
также пути  функционирования в
окказионализмов речи детей младшего возраста — воспитанников детских садов.

Лингвист 
Чиркова таким образом охарактеризовала 
роль окказионализмов в формировании языка: "…Если мы хотим
представить себе будущее языка, то мы должны так же тщательно исследовать
окказиональные элементы в речи, как исследуют диалектизмы для лучшего понимания
прошлого языка… Быть может, окказиональность – это начальный этап жизни каждого
слова".

При этом вопрос изучения детских окказионализмов
выдвигается на передний план. Процесс всегда неожиданного создания
воспитанниками детских садов всё новых и новых слов должен восприниматься в
качестве ключа к пониманию склонных к массовому изменению особенностей развития
детской психики.

Широкополосный информационный поток, который для
большинства взрослых людей становится достаточно большой повседневной проблемой
и приводит к многочисленным стрессам, для воспитанников детских садов, ещё не
способных в должной мере сортировать получаемую информацию на нужную ненужную
им, также достаточно часто приводит к появлению окказионализмов в их
повседневной речи.

Следует также предположить, что постоянное изобретение
окказионализмов для воспитанников детских садов является органичным способом к
адаптации в постоянно меняющемся во всех направлениях социуме.

Новизна данного
исследования состоит в том, что изучение онтогенеза речи воспитанников детских
садов следует упомянуть в числе ключевых направлений современной отечественной
и зарубежной психолингвистики.

Новизна состоит в том, что в работе впервые изучаются
окказионализмы в речи воспитанников детского сада … В данном исследовании на
конкретном фактическом материале предпринимается попытка выявить  главные специфические черты словотворчества
детей младшего возраста.

Цель
предпринимаемого в данной работе исследования – анализ окказионализмов в речи
детей младшего возраста на примере воспитанников детского сада.

Данной цели подчинены следующие задачи:

1. Собрать
банк данных, представляющий собой совокупность окказионализмов в речи детей
младшего возраста, составив из них картотеку окказионализмов.

2. Выполнить
количественный анализ окказионализмов в речи детей младшего возраста.

3. Рассмотреть
собственно словообразовательные окказионализмы в речи детей младшего возраста.

4. Рассмотреть
этимологические окказионализмы в речи детей младшего возраста, полученные путём
перестройки значения слова с опорой на существующее.

5. Рассмотреть
обратные окказионализмы в речи детей младшего возраста, полученные путем
обратного словообразования.

6. Рассмотреть
лексико-морфологические окказионализмы в речи детей младшего возраста.

7. Рассмотреть
аналогические окказионализмы в речи детей младшего возраста, созданные по
обычным моделям с нарушением лексической сочетаемости.

8. Рассмотреть
морфологические окказионализмы в речи детей младшего возраста, полученные путём
изменения рода уже существующего слова.

9. 3Рассмотреть
сложные окказионализмы в речи детей младшего возраста типа сложносокращенных
слов.

10. Рассмотреть омонимические окказионализмы в
речи детей младшего возраста, полученные на основе сходства по написанию с уже
существующими словами.

11. Произвести словообразовательный анализ
окказионализмов в речи детей младшего возраста.

12. Классифицировать полученные результаты
анализа окказионализмов в речи детей младшего возраста.

Объект
работы: окказионализмы в речи детей младшего возраста на
примере воспитанников детского сада.

Предмет
работы: изучение окказионализмов в речи детей младшего
возраста на примере воспитанников детского сада.

Методологическая основа работы: в основу данного
исследования положены работы таких исследователей, как Александров, А.,
Алексеева, М. М., Аркин, А. Е., Арушанова, А. Г., Барлас, Л. Г., Блэк, М.,
Брагина, А. А., Валгина, Н. С., Вахтеров, В. П., Введенская, Л. А., Виноградов,
В. В., Воейкова, М. Д., Выготский, Л. С., Габинская, О. А., Гаврилова, Н. И.,
Гальперин, И. Р., Гвоздев, А. Н., Гельгардт, Р. Р., Горбачевич, К. С., Гридина,
Т. А., Гришакова, В., Доброва, Г. Р., Еливанова, М. А., Елисеева, М. Б., Ефремова,
Т. Ф., Залевская, А. А., Запорожец, А. В., Земская, Е. А., Ицкович, В. А.,
Кольцова, М. М., Кононова, Ю. Н. и другие.

Для достижения поставленной цели и корректного решения
вытекающих из неё задач авторами данного исследования были выбраны такие методы исследования, как:

— сбор информации, представляющий собой составление
картотеки окказионализмов в речи воспитанников детских садов.

— метод обработки и анализа данных, представляющий
собой классификация окказионализмов в речи воспитанников детских садов согласно
словообразовательным моделям.

Помимо этого, в ходе работы были применены также такие
методы, как анализ научной литературы, синтез, сравнение, сопоставление,
обобщение, библиографический метод.

Степень разработанности темы: данная тема явилась
объектом внимания значительно количества научных организаций и учреждений.
Однако стремительное развитие общественной ситуации и включённых в неё
форс-мажорных обстоятельств постоянно побуждает искать новые действенные решения
там, где традиционные взгляды и алгоритмы теряют присущую им эффективность.

Многочисленные наблюдения за респондентами,
проводившиеся в процессе внутрисемейного общения, а также во время пребывания
детей младшего возраста в группах детского сада, позволили собрать и
проанализировать обширный материал.

В организации данного вида деятельности определяющую
помощь и поддержку оказали молодые мамы, имеющие детей дошкольного возраста, а
также воспитатели детского сада, которые смогли без дополнительных затруднений
вспомнить разнообразные индивидуальные словообразования детей.

Проблема в основе работы: дальнейшее, всё более
углублённое изучение окказионализмов в речи детей младшего возраста,
воспитывающихся в условиях детского сада.

В заключении подведены итоги исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе данного исследования была достигнута его цель: состоялось
выявление окказионализмов в речи детей младшего возраста на примере
воспитанников детского сада.

Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и
успешно решены следующие задачи работы:

1. Собран
банк данных, представляющий собой совокупность окказионализмов в речи детей
младшего возраста, составив из них картотеку окказионализмов.

2. Выполнен
количественный анализ окказионализмов в речи детей младшего возраста.

3. Рассмотрены
собственно словообразовательные окказионализмы в речи детей младшего возраста.

4. Рассмотрены
этимологические окказионализмы в речи детей младшего возраста, полученные путём
перестройки значения слова с опорой на существующее.

5. Рассмотрены
обратные окказионализмы в речи детей младшего возраста, полученные путем
обратного словообразования.

6. Рассмотрены
лексико-морфологические окказионализмы в речи детей младшего возраста.

7. Рассмотрены
аналогические окказионализмы в речи детей младшего возраста, созданные по
обычным моделям с нарушением лексической сочетаемости.

8. Рассмотрены
морфологические окказионализмы в речи детей младшего возраста, полученные путём
изменения рода уже существующего слова.

9. Рассмотрены
сложные окказионализмы в речи детей младшего возраста типа сложносокращенных
слов.

10. Рассмотрены омонимические окказионализмы в
речи детей младшего возраста, полученные на основе сходства по написанию с уже
существующими словами.

11. Произведён словообразовательный анализ
окказионализмов в речи детей младшего возраста.

12. Классифицированы полученные результаты
анализа окказионализмов в речи детей младшего возраста.

Объектом
работы стали окказионализмы в речи детей младшего возраста на примере
воспитанников детского сада. В свою очередь, его предметом стало изучение
окказионализмов в речи детей младшего возраста на примере воспитанников
детского сада.

Методологическая
основа работы: в основу данного исследования положены работы таких
исследователей, как и другие.

Для достижения поставленной цели и корректного решения
вытекающих из неё задач авторами данного исследования были выбраны такие методы исследования, как:

— сбор информации, представляющий собой составление
картотеки окказионализмов в речи воспитанников детских садов.

— метод обработки и анализа данных, представляющий
собой классификация окказионализмов в речи воспитанников детских садов согласно
словообразовательным моделям.

Помимо этого, в ходе работы были применены также такие
методы, как анализ научной литературы, синтез, сравнение, сопоставление,
обобщение, библиографический метод.

Практическая
часть исследования включает в себя количественный,
семантический, а также словообразовательный анализ встреченных в речи детей
младшего возраста, воспитывающихся в детском саду, окказионализмов.

В целях исследования окказионализмов в онтогенезе речи
детей младшего возраста, воспитывающихся в детском саду, в процессе общения с
многочисленными воспитанниками детских садов путем проведения естественного
эксперимента был собран достаточно обширный фактический материал.

Полученные в данном процессе результаты были проверены
на предмет их надуманности иными участниками языкового процесса. В результате
этого выяснилось, что детям младшего возраста интереснее изобретать слова
самим.

В результате исследования были определены
окказионализмы, содержащие окказиональные словообразования информантов в
возрасте от двух до семи лет. В процессе опроса респондентов в качестве которых
выступили многочисленные молодые мамы и воспитатели детских садов, авторы
данного исследования смогли выявлено 112 детских окказионализмов.

Среди них 74 окказионализма представляли собой имена
существительные, составившие 66% от общего количества собранных в ходе
эксперимента слов. 16 окказионализмов представляли собой имена прилагательные
-14%.

 22
окказионализма представляли собой глаголы, в общей сложности составившие 20% от
общего количества собранных в ходе эксперимента материалов. Следует отметить,
что все иные части речи необходимо отнести на счёт несущественного процента, и
в качестве материала данного исследования рассмотрены не были.

Практическое использование результатов проведённого в
данной работе исследования состоит в применении в повседневной практике работы
педагогов итогов разностороннего анализа окказионализмов в речи воспитанников
детских садов.

Это позволит педагогам дошкольных образовательных
учреждений лучше понимать речь своих воспитанников, проще входит в речевой
контакт с ними и своевременно понимать их ключевые физические и психические
потребности.

Современным лингвистам удастся использовать результаты
проведённого в данной работе исследования состоит в процессе составления вновь
создаваемых словарей детских словесных инноваций, а также переиздания их ранних
версий.

Для исследователей детского литературного творчества окказионализмы
в речи воспитанников детских садов могут представлять интерес также и в плане
изучения результатов поэтического творчества детей младшего возраста.

Структура работы определена исследовательскими
задачами, которые изначально поставлены авторами данной работы.
Исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения и
списка использованной литературы.

В первой главе рассмотрены собственно
словообразовательные окказионализмы в речи детей младшего возраста. В первом
параграфе первой главы рассмотрены этимологические окказионализмы в речи детей
младшего возраста, полученные путём перестройки значения слова с опорой на
существующее.

Во втором параграфе первой главы рассмотрены обратные
окказионализмы в речи детей младшего возраста, полученные путем обратного
словообразования.

Во второй главе рассмотрены лексико-морфологические
окказионализмы в речи детей младшего возраста. В первом параграфе второй главы
рассмотрены аналогические окказионализмы в речи детей младшего возраста,
созданные по обычным моделям с нарушением лексической сочетаемости.

Во втором параграфе второй главы рассмотрены
морфологические окказионализмы в речи детей младшего возраста, полученные путём
изменения рода уже существующего слова.

В третьей главе рассмотрены окказионализмы других
групп. В первом параграфе третьей главы рассмотрены сложные окказионализмы в
речи детей младшего возраста типа сложносокращенных слов.

Во втором параграфе третьей главы рассмотрены
омонимические окказионализмы в речи детей младшего возраста, полученные на
основе сходства по написанию с уже существующими словами. В заключении
подведены итоги исследования.

Проведенное в данной работе исследование побуждает
сделать следующие выводы:

1. Этимологические окказионализмы в речи
детей младшего возраста, полученные путём перестройки значения слова с опорой
на существующее, представляют собой наиболее широко распространённое явление в
процессе словотворчества воспитанников детских садов. Практически никаким
образом не ограниченные реально существующими грамматическими нормами
современного русского литературного языка, дети младшего возраста создают богатейший
словесный материал, который в дальнейшем может не только представлять интерес
для филологов, педагогов. психологов и других специалистов. но также и
непосредственно пополнять активный словарь разговорной речи.

2. Обратные окказионализмы в речи детей младшего
возраста, полученные путем обратного словообразования, представляют собой
достатчоно продуктивную группу новых слов. Они привнесены воспитанниками
детских садов в современный русский литературный язык посредством постепенного
просачивания в тексты рекламных роликов, разговорную речь, тексты
художественных произведений современности, а также кинодокументалистику. На
данном основании следует предположить, что и дальнейшее пополнение детьми
младшего возраста группы широко известных обратных окказионализмов будет
оказывать определенное влияние на характер развития русского языка.

3. Наличие в продолжительном ряду
окказиональных образований преимущественно имен существительных, глаголов и
имен прилагательных позволяет сделать вывод о том, что дети младшего возраста,
воспитывающиеся в детских садах, преимущественно оперируют конкретной лексикой.
Именно в ней достаточно четко просматривается предметная среда их
преимущественного пребывания, а также героика прочитанных для них книг,
просмотренных мультфильмов, художественных и документальных фильмов, устных
рассказов бабушек, дедушек, сверстников.

4. Что
касается лексических единиц, представленных группой наречий, причастий и
деепричастий, то такие окказиональные образования в речи воспитанников детских
садов не могут являть собой достаточно продуктивной группы, поскольку
выражаемые ими понятия представляют собой для детей данной возрастной группы
преимущественно малодоступные сознанию абстракции. В то же время, абстрактное
мышление, или мышление абстрактными категориями в данной возрастной группе ещё
только формируется. Поэтому окказионализмы иных частей речи с определённой
долей вероятности можно будет наблюдать в речи детей следующих возрастных
групп. Однако при этом следует иметь в виду, что дети следующих возрастных
групп, как правило, проявляют значительно более высокий уровень осведомленности
в вопросах освоения общеупотребительного словаря современного русского
литературного языка.

5. По
мере развития воображения у детей младшего возраста возникает потребность в
конструировании окказиональных образований в целях поэтического творчества на
начальных этапах его становления. В данном случае окказионализмы в речи детей
младшего возраста, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях,
призваны нести не столько описательную функцию для предметов и явлений
окружающей действительности, сколько отражать по мере возможности реалии
внутреннего мира каждого юного стихотворца. Авторам данного исследования
представляется, что данная группа окказионализмов может быть наделена
значительно более глубоким художественным содержанием.

6. Первые
попытки детей младшего возраста сочинить и рассказать своим сверстникам по
детскому саду или детской игровой площадки во дворе у дома свои стихи, былины,
баллады или стихотворные произведения иных форм могут сталкиваться с
потребностью в конструировании окказионализмов с целью рифмовки с
общеупотребительными словами. Данные слова пока ещё не проникли в
индивидуальный словарь данного юного стихотворца. Поэтому морфологические
признаки таких окказиональных образований могут быть обусловлены, в первую
очередь, попытками детского стремления преломить традиционные морфологические
признаки широко употребляемых слов.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. СОБСТВЕННО
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОККАЗИОНАЛИЗМЫ В РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

1.1 Этимологические окказионализмы в речи детей младшего
возраста, полученные путём перестройки значения слова с опорой на существующее Окказионализмы представляют собой достаточно
интересный объект изучения в области онтолингвистики. Окказионализмы в речи
воспитанников детских садов определяются в качестве основной единицы изучения
онтолингвистики.

При этом они представляют собой такое образное и имеющее
яркую эмоциональную окраску отклонение от языковой нормы, которое имеет в своей
основе совершенно определённо выраженное стремление воспитанников детских садов
адаптации к социуму.

С точки зрения Н. А. Саенковой и других исследователей,
речь воспитанников детских садов, равно как и всех остальных людей, является
основным рычагом реализации функции человеческого мышления, в то время как
словотворчество следует отнести к числу наиболее серьёзных достижений в
развитии речи детей младшего возраста [52].

Традиционно процесс овладения языком у воспитанников
детских садов происходит под непосредственным влиянием речи взрослых людей, которую
эти дети слышат в своей повседневной жизни. При этом каждый ребенок младшего
возраста с большим и поступательно нарастающим интересом выбирает продуктивные
и непродуктивные модели образования всё новых и новых языковых единиц.

 К числу
ключевых механизмов детского словообразования следует отнести аналогий. Общеизвестно,
что речь воспитанников детских садов не имеет ограничений, которые у взрослых
выражаются в следовании грамматической норме.

Однако наибольшую сложность при определении
окказионализмов в речи воспитанников детских садов представляет собой семантика
слов, связанная с отсутствием у воспитанников детских садов глубоких языковых и
фоновых знаний, которые необходимы в процессе словообразования об окружающем
мире.

Кроме того, задачу усвоения воспитанниками детских
садов традиционно существующей грамматической нормы в значительной мере осложняет
существование у множества слов современного русского литературного языка абстрактных
значений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы