Магистерский диплом (ВКР) Экономические науки Экономика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Оценка влияния инновационного потенциала макрорегиона Сибирь на пространственное развитие России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4

1. Теоретико-методологические основы и оценка роли инновационного потенциала в пространственном развитии России 6

1.1. Подходы к исследованию понятия пространственного развития России 6

1.2. Роль инноваций и инновационного потенциала регионов в пространственном развитии России 15

2. Анализ экономического развития и инновационного потенциала макрорегиона Сибирь 28

2.1. Динамка социально-экономических показателей макрорегиона Сибирь 2010-2020 гг. 28

2.2. Анализ и проблемы инновационного потенциала макрорегиона Сибирь 41

3. Эконометрическое моделирование влияния инновационного потенциала макрорегиона Сибирь на пространственное развитие России 65

3.1. Построение корреляционно-регрессионной модели влияния инновационного потенциала макрорегиона Сибирь на пространственное развитие России 65

3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию инновационного потенциала макрорегиона Сибирь и его влиянию на пространственное развитие России 71

Заключение 102

Список литературы 106

  

Введение:

 

В условиях усиления инновационной направленности социально-экономического развития России особую актуальность приобретают проблемы обеспечения устойчивой динамики инновационных процессов на региональном уровне. Способность управлять изменениями является одним из определяющих факторов устойчивого социально-экономического развития, обеспечивающих конкурентоспособность и возможности повышения качества человеческого потенциала региона. Качество жизни и уровень социально-экономического развития коррелирует с инновационным потенциалом, поэтому в региональных стратегиях акцент смещается на содействие росту инновационной активности регионального социума.

Сложность разработки мероприятий по обеспечению инновационного развития территории обусловлена разной трактовкой как самой категории «инновация», «инновационный потенциал», так и неоднозначностью подходов к обоснованию методологии исследования инновационных процессов.

Цель исследования: разработать рекомендации по совершенствованию инновационного потенциала макрорегиона Сибирь и эффективности его использования.

Объектом исследования является экономическое развитие и инновационный потенциал макрорегиона Сибирь.

Предметом исследования является влияние инновационного потенциала макрорегиона Сибирь на пространственное развитие России.

Гипотеза исследования: совершенствование развития и использования инновационного потенциала макрорегиона Сибирь позволит усилить влияние региона на пространственное развитие России.

Поставленная цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач:

1. Раскрыть роль инноваций и инновационного потенциала регионов в пространственном развитии России.

2. Провести анализ показателей социально-экономического развития макрорегиона Сибирь.

3. Построить корреляционно-регрессионную модель влияния инновационного потенциала макрорегиона Сибирь на пространственное развитие России.

4. Разработать рекомендации по совершенствованию инновационного потенциала макрорегиона Сибирь и эффективности его использования.

В работе использованы общенаучные методы, такие как анализ, синтез, а также специальные методы, к которым относятся сравнительный анализ. Метод экономико-математического моделирования, с помощью которого должны быть выявлены оптимальные решения, оптимальные варианты, модели в соответствии с теми целями, которые поставлены перед региональным исследованием.

Проведение корреляционного анализа для прогнозирования состояния региона в целом и отдельных экономических объектов позволит выявить перспективные направления повышения эффективности использования инновационного потенциала.

Элементы научного вклада:

-построена корреляционно-регрессионная модель влияния инновационного потенциала макрорегиона Сибирь на пространственное развитие России (удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, показатель активности изобретательской деятельности)

-разработаны предложения и рекомендации по повышению инновационного потенциала макрорегиона и эффективности его использования:

— повышение спроса на инновации;

— развитие научного и кадрового потенциала.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сибирь является стратегически важным регионом, глубокое изучение которого раскрывает его потенциалы. Принятая Правительством РФ Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года может считаться реализованной, вследствие выполненных в полной мере пунктов плана реализации Стратегии. Сибирский федеральный округ имеет преимущественно позитивную динамику развития. Это позволяет говорить о соответствии социально-экономическому плану Стратегии. Сибирский федеральный округ имеет большие перспективы на дальнейшее развитие. Принцип реалистичности стратегического планирования позволяет выявлять новые цели и задачи социально-экономического развития округа и находить пути их решения в установленные сроки, для чего необходимым условием является наличие государственного контроля, а также нормативно-правовых актов, дающих гарантии по займам компаниям, участвующим в крупных инновационных и инфраструктурных проектах Макрорегиона Сибирь.

Стратегической целью развития Сибири является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов России в мировом сообществе.

В период 2010–2020 гг. произошло успешное формирование Сибири в качестве нового центра экономической активности. Инновации в регионе обеспечивают освоение и использование природно-ресурсного потенциала Сибири и позволяют развивать на территории Сибири объекты с применением организационных, технических и научных новшеств (научные центры, технопарки, федеральные исследовательские университеты, специальные внедренческие зоны и пр.).

Согласно рейтингу социально-экономического положения регионов России–2019, некоторые территории Макрорегиона Сибирь занимают достойные позиции: Красноярский край находится на 17-м месте, Кемеровская и Иркутская области – на 20-м и 23-м местах соответственно, 24-е место закреплено за Новосибирской областью, Омская область находится на 33-м месте, Алтайский край – на 45-м, а Республика Алтай и Тыва – на 83-м и 85-м местах.

Края, республики и области Макрорегиона Сибирь по объемам инвестирования в округ можно разделить на три группы:

1) регионы-лидеры – Красноярский край, Иркутская, Кемеровская, Томская и Новосибирская области;

2) регионы со средними объемами инвестирования – Республика Алтай, Омская область и Республика Хакасия;

3) регионы с наименьшими объемами инвестирования – Алтайский край и Республика Тыва.

Лидерами в промышленном производстве СФО являются Красноярский край и Новосибирская область. В этих субъектах наблюдается стабильно высокий индекс промышленного производства. Показатель по России равен 101.1% и по СФО 103,5.

Проблемы инвестиционной активности Томской области заключаются в следующем:

 низкая инвестиционная активность предприятий (включая отрасли высоких переделов);

 неразвитость элементов инвестиционной инфраструктуры, определяющих эффективность трансфера технологий (на внутренний и внешний рынок);

 низкий уровень капитализации интеллектуального потенциала;

 недостаточная инвестиционная привлекательность научных организаций;

 низкий уровень спроса на инновации;

 отсутствие необходимой восприимчивости бизнес-структур к инновациям технологического характера;

 низкая отдача от реализации инноваций и инвестиций.

Субъекты Макрорегиона Сибирь были оценены по 4 критериям на данных Росстата:

— доля исследователей в возрасте до 39 лет;

— доля инновационных товаров в общем объеме отгруженных;

— коэффициент изобретательской активности;

— внутренние затраты на исследования и разработки за счет всех источников.

Ключевым критерием для оценки выполнения миссии инновационной стратегии является доля инновационной продукции в приросте объема промышленного производства области. На 2001 год это значение было равно 10%. В исследовании была выделена группа экономических проблем, которая связана с недостатком привлечения финансовых ресурсов для инновационного развития региона. Именно поэтому мы предлагаем в данном параграфе инновационный инструмент для привлечения финансовых ресурсов с целью финансирования инновационных венчурных проектов – краудфандинг.

Исследование сущности краудфандинга позволяет утверждать, что возникновения этого феномена стало возможным только благодаря формированию информационно-инновационной экономики. Прежде всего, краудфандинг является продуктом распространения информационно-коммуникационных технологий, прежде всего Интернета.

Именно благодаря коммуникативным возможностям Интернета краудфандинг оформился в финансовую услугу, которая позволяет за короткий срок в открытом доступе получить для финансирования различных проектов необходимую сумму денежных средств от широкого круга индивидов. Техническая реализация услуги обусловлена возможностью создания специализированного портала – краудфандинговой платформы на базе Web 2.0, на которой инициатор проекта размещает информацию о своем проекте, что требует финансирования (краудфандинговый проект).

Инновационная инфраструктура имеет важное, а возможно, ключевое значение в осуществлении инновационной политики. Её развитие имеет стратегическое значение для любого государства, стремящегося к экономической стабильности, в том числе и для России. Но для развития инфраструктуры необходимо разработать механизмы, позволяющие контролировать уровень её эффективности. Для этого разработано множество методик, каждая из которых позволяет оценить эффективность инновационной инфраструктуры с разных точек зрения и с применением широкого перечня показателей, что позволяет получать результат, наиболее близкий к реальной ситуации. Однако, не существует единого универсального алгоритма оценки эффективности функционирования инновационной инфраструктуры. Большинство из методик сводится лишь к оценке инновационной активности региона, что является недостаточным критерием. Кроме методологических различий, определяющих возможность применения каждой из представленных методик только в специфических условиях, определяемых целями и задачами исследования, их общим аналитическим недостатком является статичность. Состояние инновационной инфраструктуры фиксируется на определенный момент, однако в ряде случаев (особенно для принятия решений в сфере государственного управления и регулирования) наиболее показательными являются сдвиги в развитии инфраструктуры. Даже, если регион на занимает ведущую позицию по уровню развития инновационной инфраструктуры, но его частные показатели стремительно растут, это свидетельствует об эффективности принимаемых решений и реализуемых мер. Таким образом, анализ элементного состава инновационной инфраструктуры целесообразно дополнить показателями инновационной динамики региона.


 

Фрагмент текста работы:

 

Теоретико-методологические основы и оценка роли инновационного потенциала в пространственном развитии России

1.1. Подходы к исследованию понятия пространственного развития России

Принятие в 2014 г. Федерального закона (№ 172-ФЗ) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» привело к существенным изменениям в российской системе стратегического планирования. Одним из важнейших нововведений можно считать появление среди документов стратегического планирования стратегии пространственного развития, представляющей собой своеобразную территориальную проекцию социально-экономической стратегии развития.

Хотя есть ключевые элементы, которые следует учитывать в плане территориального развития, они определяются мандатом Правительства Российской Федерации (включая, например, приоритеты по улучшению управления жилищным фондом, директивы, меняющие структуру экономики в среда, расположение макрорегионов) вообще все проблемы не касаются важных деталей такого документа, что радует российскую ситуацию, которую можно считать решенной. Таким образом, неоднозначность понятия «пространственное развитие» не позволяет четко определить проблему политического управления, выделить группу компонентов регионального экономического и социального развития, которые следует выделить из нее [17].

Проблема усугубляется тем, что требования, изложенные в законе, относятся к национальной политике, поскольку согласно положениям Федерального закона «Об основах политики в Российской Федерации» политика пространственного развития является документом, который необходимо разработать. На федеральном уровне В настоящее время усилия по разработке политик пространственного развития (а также их отдельных компонентов и компонентов, включенных в документацию стратегического плана) ведутся на местном и муниципальном уровнях. В связи с тем, что недавно была принята государственная политика пространственного развития, и ряд документов, предназначенных для подтверждения их индивидуальных условий (например, план реализации), находятся в процессе завершения. Разработка всеобъемлющей и разнообразной политики рамочный документ о трансформации экономики и экономики страны еще не появился. Это приводит к фрагментации и фрагментации документов, относящихся к развитию пространственных и локальных систем (как с точки зрения их структуры, так и содержания). Понятно, что области развития области, обозначенные политиками разных уровней, должны быть разными, но очень важно установить последовательный образовательный подход и метод документирования этого типа документации. Важной частью этого процесса является разработка средств памяти, которые выявляют необходимость учитывать вопросы одного из ключевых слов — «пространственное развитие» [25].

В результате изменения нормативной базы планирования пространственного развития, появления новых законов, затрагивающих вопросы пространственной трансформации, большее внимание стало уделяться сферам экономической деятельности. Однако интерес ученых к пониманию значения такой группы в космосе всегда был очень высок.

В былые времена научного развития существовало два метода определения уникальных особенностей космоса. Эти методы исследуют идеи о его отношении к предмету. С атомистической точки зрения (Демокрит, Эпикур) пространство считалось пустотой, предметом принятия, но в то же время не зависимым от него. Аристотель считал, что пространство является результатом взаимозависимости, то есть определяется материей. Результатом переосмысления этих условий стал генеральный план (латинское «субстанция» — сидящий; значение) и теория отношений (лат. Relatio — отношение), которые по-разному ответили на вопрос о возможности воздействия локальной проблемы. Таким образом, с динамической точки зрения пространство следует понимать как самостоятельную сущность, сущность, не зависящую от вклада происходящих в нем материальных процессов, влияния на него акторов [18]. Например, И. Ньютон отмечал наличие таких материалов, как «неподвижность, однородность» в пространстве, предсказывая невозможность модификации из-за академической деятельности, действующей в нем. В рамках теории отношений, возникшей после катастрофы античной физики и появления теории относительности, пространство, напротив, интерпретируется не как самостоятельный, неизменный объект и то же самое, а как совокупность отношений между субъекты, работающие в нем, поэтому следят за ними и видят их полностью. В этом смысле понятие «пространство» очень близко к термину «среда»: оно «охватывает» материальные объекты, влияет на них, влияет на них. Таким образом, понятие отношения понимает пространство как тип материи, выделяя ее свойства: длину, форму, стадии взаимодействия ее компонентов. В то же время другой формой существования, столь же важной, как пространство, является время: оно отражает продолжительность присутствия материала и направляет элементы, меняющие свои стадии по мере роста [14].

В настоящее время процесс познания значимых аспектов пространства нельзя считать завершенным: в научной литературе некоторые его особенности все еще появляются, а термин становится все более сложным. Во многом это связано с тем, что космос (в различных проявлениях) изучается математиками, физиками, экономистами, геологами, политологами, культурологами, социологами и представителями многих других дисциплин, которым уделяется внимание далеко за пределами всего диапазона. его особенностей. При этом в рамках каждой науки цель образования может быть разной пространственной (физическая, экономическая, социальная, культурная, опытная, информационная и т. д.).

Кроме того, во многих научных дисциплинах (особенно в этических исследованиях) космос не является самостоятельным предметом изучения. Специалисты уделяют особое внимание сферам деятельности в области комплексирования сложных генетических процессов, например, развития транспортных средств, городских систем, учреждений [26].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы