Магистерский диплом (ВКР) на тему Нравственные и юридические основы укрепления служебной дисциплины и законности в овд
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Нравственные основы
укрепления служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел. 8
1.1. Понятийный аппарат (понятие) и
содержание служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел. 8
1.2. Исторический аспект
(историческое развитие) системы обеспечения деятельности служебной дисциплины в
органах внутренних дел. 17
1.3. Формирование и развитие
института служебной дисциплины и законности в ОВД в различные периоды
российской государства. 22
Глава 2. Юридические основы
укрепления служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел. 35
2.1. Современное состояние института
служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел. 35
2.2. Проблемы обеспечения служебной
дисциплины и законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел. 42
2.3. Основные направления
совершенствования института обеспечения служебной дисциплины и законности в
органах внутренних дел. 55
Заключение. 66
Список использованных источников и
литературы.. 73
Введение:
Актуальность темы исследования. Для
российской современной действительности присущ ряд атрибутов государственной
власти. В качестве одного из них выступает в целом государственная служба, в
которую входит и служба в органах внутренних дел. Очевидно, что на органы
внутренних дел возложены серьезные государственно-важные задачи. Посредством
различных форм и способов осуществляется реализация государственной политики,
функций, установленных государством. Служба в органах внутренних дел
Российской Федерации – особый вид государственной службы, спецификой которой
считается осуществление публичных интересов, что предопределяет присутствие у
сотрудников органов внутренних дел специального правового статуса,
обусловленного выполнением конституционно важных функций по обеспечению
правопорядка и общественной безопасности.
Эффективность работы органов внутренних
дел зависит от организационных аспектов, таких как нормативное регулирование
действия органов, отбор и подготовка кадров, внедрение технологий, наиболее
значимые востребованные виды общественной безопасности.
В отношении службы в МВД
государственная служа обусловлена ее статусом. Юридическая характеристика МВД
России заключается в следующем — федеральный орган исполнительной власти, в
полномочия которых входят функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Служба в органах внутренних дел
отличается высокой степенью регламентации, директивным характером,
административным стилем управления. Жесткое регулирование данной сферы
обусловлено общественной значимостью и необходимостью однозначного,
незамедлительного исполнения решений вышестоящих по званию.
В связи с этим вопросы, связанные с
регламентацией на уровне законодательства анализируемого органа исполнительной
власти, от организации правотворчества в указанной сфере до толкования
действующих правовых норм и формирования правоприменительной практики
приобретают особую актуальность.
Вопросам и основным проблемам правового
регулирования государственной правоохранительной службы в целом уделяется
повышенное внимание в современной правовой литературе.
От уровня проработанности нормативной
базы, регулирующей правоотношения в данной области, зависит качество выполнения
служащими своих обязанностей, их социальная защищенность, удовлетворенность
службой, в совокупности все перечисленное, очевидно, оказывает влияние на
степень общественной безопасности и правопорядка в государстве. Поэтому задачи
в части правового обеспечения прохождения службы в органах внутренних дел
обладают приоритетным значением.
Актуальность выбранной темы
исследования заключена также в уникальности правового положения сотрудников
органов внутренних дел в отличие от сотрудников других государственных структур
и ведомств, которая заключается в исключительной по своему объему и характеру
ответственности по защите жизни и здоровья, противодействию преступности и
охране общественного порядка. Поэтому изучение нравственных и юридических
основ укрепления служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел
представляется важным на современном этапе развития правоохранительной системы.
Научная новизна исследования
заключается в проведении комплексного анализа нравственных и юридических
основ укрепления служебной дисциплины и законности в органах
внутренних дел, а также разработке предложений по совершенствованию
исследуемого института.
Степень научной разработанности темы.
Исследование проблем укрепления служебной дисциплины и законности в
органах внутренних дел занимались такие авторы, как Е.А. Сумина, Е.С. Кученин,
В.В. Дрындин, Е.П. Мальцев, В.М. Статный, А.С. Душкин, И.Ю. Кобозев, А.П.
Зыков, К.А. Корчагина, Н.Н. Походиева, Э.Л. Лещина и др.
Объектом работы являются
правоотношения, складывающиеся в процессе организации и прохождения
государственной службы в органах внутренних дел.
Предметом работы являются
нормативно-правовые акты, касающиеся порядка регулирования служебной дисциплины
в органах внутренних дел РФ.
Цель работы – исследовать нравственные
и юридические основы укрепления служебной дисциплины и законности в органах
внутренних дел.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятийный аппарат
(понятие) и содержание служебной дисциплины и законности в органах внутренних
дел;
— рассмотреть исторический аспект
(историческое развитие) системы обеспечения деятельности служебной дисциплины в
органах внутренних дел;
— исследовать формирование и
развитие института служебной дисциплины и законности в ОВД в различные периоды
российской государства;
— проанализировать современное состояние
института служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел;
— выявить проблемы обеспечения
служебной дисциплины и законности в деятельности сотрудников органов внутренних
дел;
— определить основные направления
совершенствования института обеспечения служебной дисциплины и законности в
органах внутренних дел.
Для решения поставленных задач в работе
применялись такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, описание,
сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и некоторые другие.
Положения, выносимые на защиту:
1. Под служебной дисциплиной в
органах внутренних дел следует понимать обязательное для сотрудников органов
внутренних дел соблюдение установленных законодательством РФ, Присягой
сотрудника ОВД РФ, Дисциплинарным уставом, контрактом о прохождении службы в ОВД,
правилами внутреннего служебного распорядка, а также приказами и распоряжениями
прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил
выполнения служебных обязанностей, соблюдения запретов, ограничений, выполнение
требований к служебному поведению сотрудника и реализации предоставленных
сотруднику прав. Предлагаем внести соответствующие изменения в п. 3
Дисциплинарного устава ОВД.
2. Служебная дисциплина в ОВД обеспечивается планомерной
стройной системой воспитательных и организационно-уставных мероприятий,
осуществляемых руководителями всех уровней, поддержанием
социально-психологического климата в служебном коллективе,
самодисциплинированностью сотрудников (осознанным отношением к исполнению
служебного и гражданского долга, повышенной личной ответственностью за методы,
способы и результаты выполнения порученной оперативно-служебной задачи).
3. Совершенствование
правовой регламентации службы в органах внутренних дел проходит на современном
этапе развития России в рамках реформирования системы МВД РФ. Негативная
информация об отдельных работниках органов внутренних дел в средствах массовой
информации, переполненность отдельных исправительных учреждений бывшими
сотрудниками органов внутренних дел, отбывающих в них наказание, подтверждает вывод,
что реформирование МВД РФ не закончено или оно не дало результатов, ради
которых она начиналась.
4. При этом законодателю следует конкретизировать понятие «утрата доверия»,
поскольку на сегодняшний день это слишком субъективная и размытая категория. Такая
необходимость обусловлена серьёзными последствиями увольнения по такому
основанию, а именно: внесение в реестр лиц, уволенных в связи с утратой
доверия, невозможность прохождения государственной службы, трудности в
трудоустройстве и т.д.
5.
Дисциплинарная ответственность должна реализовываться строго
в рамках нормативно урегулированного дисциплинарного производства с соблюдением
предъявляемых требований, что в целом направлено на соблюдение законности, а
также прав и интересов сотрудников, привлекаемых к дисциплинарной
ответственности.
Преимущественно необходимо
акцентировать внимание на то, что ТК РФ не закрепляет понятие специальной
дисциплинарной ответственности, хотя положения косвенно зафиксированы в статьях
189 и 192 ТК РФ. Но наиболее рационально будет выделение специальной
дисциплинарной ответственности в отдельную статью, где бы указывалось, как
применяется данная ответственность и какие негативные последствие она в себе
несет за ее неисполнение.
6. Таким образом, законодателю необходимо устранить противоречия в
законодательстве о службе органов внутренних дел. Прежде всего, необходимо
закрепить в законодательстве о службе, регулирующем порядок привлечения к
дисциплинарной ответственности государственных служащих, исчерпывающий перечень
составов дисциплинарных проступков, а также установить четкие критерии
соответствия дисциплинарных взысканий каждому проступку.
Структура исследования включает в себя
введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список
использованных источников и литературы.
Заключение:
Подводя итог, можно сделать
следующие выводы:
1. Под служебной дисциплиной в
органах внутренних дел следует понимать обязательное для сотрудников органов
внутренних дел соблюдение установленных законодательством РФ, Присягой
сотрудника ОВД РФ, Дисциплинарным уставом, контрактом о прохождении службы в ОВД,
правилами внутреннего служебного распорядка, а также приказами и распоряжениями
прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил
выполнения служебных обязанностей, соблюдения запретов, ограничений, выполнение
требований к служебному поведению сотрудника и реализации предоставленных
сотруднику прав. Предлагаем внести соответствующие изменения в п. 3
Дисциплинарного устава ОВД.
Соблюдение дисциплины на практике
заключается в четком выполнении всех установленных действующих правил поведения.
Важна также и устойчивая привычка соблюдения этих правил сотрудниками в
повседневности, и, в первую очередь, при выполнении своих служебных
обязанностей. Условие соблюдения норм дисциплины и ее итоговый результат — это
личная дисциплинированность сотрудников ОВД.
2. В системе ОВД работе с
кадрами всегда придавалось огромное значение. От их профессионализма,
честности, смелости зависела успешность решения сложнейших задач по укреплению
правопорядка и законности в стране. Поэтому на протяжении всей истории нашей
страны в структуре Министерства внутренних дел большое внимание уделялось
формированию кадровой политики. Необходимо отметить, что все вышеперечисленные
вопросы следовало бы отразить в новой Концепции профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров правоохранительных органов
Российской Федерации, которую целесообразно было бы предварительно обсудить в
практических подразделениях.
3. Служебная дисциплина в ОВД
обеспечивается планомерной стройной системой воспитательных и
организационно-уставных мероприятий, осуществляемых руководителями всех
уровней, поддержанием социально-психологического климата в служебном
коллективе, самодисциплинированностью сотрудников (осознанным отношением к
исполнению служебного и гражданского долга, повышенной личной ответственностью
за методы, способы и результаты выполнения порученной оперативно-служебной
задачи).
4. Совершенствование
правовой регламентации службы в органах внутренних дел проходит на современном
этапе развития России в рамках реформирования системы МВД РФ. Негативная
информация об отдельных работниках органов внутренних дел в средствах массовой
информации, переполненность отдельных исправительных учреждений бывшими
сотрудниками органов внутренних дел, отбывающих в них наказание, подтверждает
вывод, что реформирование МВД РФ не закончено или оно не дало результатов, ради
которых она начиналась.
При этом законодателю следует конкретизировать понятие «утрата доверия»,
поскольку на сегодняшний день это слишком субъективная и размытая категория.
Такая необходимость обусловлена серьёзными последствиями увольнения по такому
основанию, а именно: внесение в реестр лиц, уволенных в связи с утратой
доверия, невозможность прохождения государственной службы, трудности в
трудоустройстве и т.д.
5.
Дисциплинарная ответственность должна реализовываться строго
в рамках нормативно урегулированного дисциплинарного производства с соблюдением
предъявляемых требований, что в целом направлено на соблюдение законности, а
также прав и интересов сотрудников, привлекаемых к дисциплинарной
ответственности.
Преимущественно необходимо
акцентировать внимание на то, что ТК РФ не закрепляет понятие специальной
дисциплинарной ответственности, хотя положения косвенно зафиксированы в статьях
189 и 192 ТК РФ. Но наиболее рационально будет выделение специальной
дисциплинарной ответственности в отдельную статью, где бы указывалось, как
применяется данная ответственность и какие негативные последствие она в себе
несет за ее неисполнение.
6. Таким образом, законодателю необходимо устранить противоречия в
законодательстве о службе органов внутренних дел. Прежде всего, необходимо
закрепить в законодательстве о службе, регулирующем порядок привлечения к
дисциплинарной ответственности государственных служащих, исчерпывающий перечень
составов дисциплинарных проступков, а также установить четкие критерии
соответствия дисциплинарных взысканий каждому проступку.
Подводя итог анализу генезиса
формирования кадровой политики МВД России и ее научно-исследовательскому
аспекту, следует отметить, что в системе ОВД работе с кадрами всегда
придавалось огромное значение. От их профессионализма, честности, смелости
зависела успешность решения сложнейших задач по укреплению правопорядка и
законности в стране. Поэтому на протяжении всей истории нашей страны в
структуре Министерства внутренних дел большое внимание уделялось формированию
кадровой политики. Необходимо отметить, что все вышеперечисленные вопросы
следовало бы отразить в новой Концепции профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров правоохранительных органов
Российской Федерации, которую целесообразно было бы предварительно обсудить в
практических подразделениях.
Принятие и утверждение новой Концепции
кадровой политики в правоохранительных органах Российской Федерации в целом на
ближайшие 5–6 лет позволило бы определить официальную стратегию кадровой
политики – и в первую очередь по формированию высокопрофессионального,
стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса, наиболее полно
соответствующего современным условиям среды их функционирования, способного
эффективно решать задачи, поставленные обществом и государством. Проработанная
и научно обоснованная стратегия развития системы профессиональной подготовки на
среднесрочный период, в т. ч. в части, касающейся ведомственных образовательных
организаций, позволит обеспечить подготовку необходимого количества
специалистов для правоохранительных органов с требуемым набором
квалификационных характеристик, позволяющих им эффективно решать поставленные
задачи, т. к. успешно выполнять служебные обязанности способен лишь
высококвалифицированный сотрудник, который прочно владеет комплексом
специальных знаний и практических умений и навыков, приобретенных в результате
общей и специальной профессиональной подготовки, в процессе соответствующей
работы.
Выделяется ряд факторов,
носящих «объективно-субъективный» характер, оказывающих отрицательное влияние
на состояние служебной дисциплины как отдельно взятого сотрудника, так и всего
подразделения в целом, к их числу относятся:
1. Наличие властных
полномочий, которые предоставлены сотрудникам органов внутренних дел для того,
чтобы они могли более полно реализовать свои должностные обязанности,
направленные, в частности, на обеспечение безопасности, благополучия и
спокойствия граждан. К подобным властным полномочиям относятся, например,
возможность применения санкций принуждения, выяснение подробных обстоятельств
личной жизни людей, ограничение свободы отдельных граждан, и даже применение
силы. В результате у сотрудников, реализующих данные полномочия, может
выработаться склонность к их чрезмерному и недостаточно обоснованному
применению.
2. Повышенная социальная
и юридическая ответственность за характер и результаты своей деятельности,
когда успехи могут оказываться незамеченными, но почти каждая ошибка становится
объектом пристального внимания со стороны общественности и может быть наказуема
законом.
3. Психические и
физические перегрузки. Психофизиологические перегрузки могут быть вызваны
нестабильным графиком работы, длительным лишением сна, резкими колебаниями
вынужденной активности или, напротив, монотонностью деятельности и
продолжительными дежурствами, а также работой в неудобное или сверхурочное
время. В результате организм не успевает адаптироваться к быстро изменяющимся
условиям несения службы, что снижает продуктивность деятельности, повышает
вероятность травматизма и происшествий.
Существует и ряд
факторов, оказывающих положительное влияние на состояние служебной дисциплины и
законности в подразделениях ОВД, например:
1. Меры поощрения.
Применение мер поощрения, предусмотренных ФЗ «О службе в ОВД», среди которых
объявление благодарности, выплата денежной премии, награждение ценным подарком
и т.д., мотивируют сотрудников к добросовестному исполнению служебных
обязанностей, увеличивают проявление разумной инициативы и активность
сотрудников в рамках повседневной деятельности.
2. Достойное поведение
руководителей различных уровней, подающих положительный пример подчиненным.
3. Уровень правового воспитания
и правовой пропаганды в подразделениях ОВД.
4. Психологическое
сопровождение сотрудников в течение службы.
Подводя итог, можно
сказать, что перечисленные в работе факторы составляют лишь малую долю
существующих причин и условий, определяющих состояние служебной дисциплины и
законности в подразделениях ОВД. Специфика профессиональной деятельности
сотрудников ОВД определяет многообразие отношений сотрудника как внутри
служебного коллектива, так и с обществом. Таким образом, в деятельности по
поддержанию служебной дисциплины и законности необходимо выявлять и устранять
факторы, оказывающие на нее отрицательное воздействие, и приумножать факторы,
положительно влияющие на ее состояние.
Думается, что в
существующей системе дисциплинарных взысканий недостаточно выражено правило
дифференцированного подхода к назначению наказания в зависимости от тяжести
совершения дисциплинарного проступка, смягчающих (отягчающих) обстоятельств,
личности виновного, наступивших вредных последствий, а также должностного
положения делинквента.
Система
дисциплинарных взысканий построена от самого мягкого наказания (замечание,
выговор), целью которых является превенция, моральное осуждение виновного лица,
который совершил незначительный проступок, к самому жесткому. В
современных условиях такие дисциплинарные взыскания, как замечание и выговор,
не воспринимаются значительной частью служащих, утратив свою наказательную и
профилактическую силу. Правовые последствия могут выражаться не только
моральным осуждением лица, но и лишением каких-либо выгод для служащего, к
примеру, запрет на премирование и карьерный рост в течение определенного
периода времени. Взыскание может влечь за собой и наложение на нарушившее лицо
дополнительных требований (увеличивать степень профессионализма, поднимать
культуру общения с индивидуумами и т.д.). Наряду с существующими видами
дисциплинарных взысканий может стать лишение vip-привелегий.
Таким образом, дисциплинарная
ответственность должна реализовываться строго в рамках нормативно
урегулированного дисциплинарного производства с соблюдением предъявляемых
требований, что в целом направлено на соблюдение законности, а также прав и
интересов сотрудников, привлекаемых к дисциплинарной ответственности.
Возможность увольнения сотрудника ОВД
за совершение порочащего проступка предусмотрена п. 9 ч. 3 ст. 82 № 342-ФЗ «О
службе в органах внутренних дел РФ…». При этом в ч. 3 ст. 82 № 342-ФЗ
содержатся, помимо порочащего проступка (п. 9), иные основания для увольнения
со службы, не связанные с нарушениями дисциплины. В этой связи возникает вопрос
– является ли увольнение сотрудника ОВД
за совершение порочащего проступка дисциплинарным взысканием, что напрямую не
следует из положений п. 6. ч. 1 ст. 50 № 342-ФЗ. При этом Конституционный Суд
РФ полагает, что «увольнение госслужащего за совершение порочащего проступка не
является дисциплинарным взысканием».
Категория «порочащий проступок» носит
оценочный характер, и установление ответственности для госслужащих за его
совершение, обусловлено высоким уровнем требований к ним, как представителям
государства. Синонимами к термину «порочащий» (дурной, предосудительный)
выступают точно характеризующие его синонимы -бесславящий, бесчестящий,
грязнящий, дискредитирующий, компроментирующий, марающий, обесславливающий,
обесчещивающий, охаивающий, очерняющий, пачкающий, позорящий, пятнающий,
чернящий. Как видится, «палитра» порочащих проступков весьма разнообразна, их
перечень можно продолжить, и по своим признакам они, как правило, совпадают с
грубыми нарушениями служебной дисциплины, а иногда — и коррупционными
правонарушениями.
Если исходить из предпосылок, что
соблюдение государственным служащим установленных обязанностей, имеющихся
запретов и установленных ограничений, требований к служебному поведению –
входит в круг его служебных обязанностей, а применение к виновным в порядке
служебного подчинения мер дисциплинарного принуждения, имманентных мерам,
применяемым при совершении дисциплинарного проступка, в том числе и по
последствиям их применения (в связи со службой), то сам собой напрашивается следующий
вывод, что «порочащий проступок государственного служащего является
разновидностью нарушения служебной дисциплины, а увольнение за его совершение –
видом дисциплинарного взыскания».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Нравственные основы укрепления служебной дисциплины
и законности в органах внутренних дел
1.1. Понятийный аппарат (понятие) и содержание служебной
дисциплины и законности в органах внутренних дел Процесс укрепления служебной
дисциплины в ОВД РФ – это, прежде всего, организация системных мероприятий,
направленных на обеспечение неукоснительного соблюдения сотрудниками правовых
нор и предписаний, выполнение приказов, распоряжений, должностных обязанностей,
требований к служебному поведению. Значение института служебной дисциплины
проявляется в том, что именно она является краеугольным камнем, на котором
строится практическая реализация функций, возложенных государством на МВД РФ.
Благодаря дисциплине обеспечивается нормальное функционирование всей системы
органов внутренних дел. А это, в том числе, и деятельность, «направленная на
обеспечение безопасности личности, предупреждение различных уголовных
преступлений и т. д. Кроме того, важно среди всего прочего отметить и
своевременное, быстрое раскрытие всех совершенных преступлений и
правонарушений, обеспечение надежной защиты собственности, вне зависимости от
ее форм». Учитывая первостепенное значение института служебной дисциплины для
системы ОВД РФ, постоянно остается актуальным и вопрос о необходимости ее
укрепления.
На практике основными инструментами
обеспечения служебной дисциплины являются меры поощрения и дисциплинарные
взыскания. Важно отметить, что применение дисциплинарных взысканий не должно ущемлять
или принижать имеющиеся у сотрудника полиции личностные права. В самом
идеальном варианте умелое сочетание поощрений и взысканий дает возможность в
должной мере обеспечить достаточную сплоченность коллектива сотрудников ОВД,
подготовить их к безукоризненному выполнению, ставящихся перед ними служебных
задач. Обеспечение служебной дисциплины на местах предполагает наличие у
сотрудников полиции системных знаний действующего законодательства РФ,
подзаконных нормативных актов, ведомственных нормативных актов, в том числе,
регламентирующих не только порядок прохождения службы в органах внутренних дел,
но и непосредственно обеспечение служебной дисциплины. Кроме того, достижение
высокого уровня служебной дисциплины и законности возможно только лишь при неукоснительном
соблюдении сотрудниками полиции действующего законодательства. Это позволяет
сделать работу системы МВД РФ эффективной, дает возможность обеспечивать
законность и порядок на территории Российской Федерации. Служебная дисциплина в органах внутренних
дел напрямую зависит от правового статуса сотрудника, который включает в себя
не только определение на нормативном правовом уровне его прав и обязанностей,
полномочий, но и на требованиях к его моральному облику, которым он должен
соответствовать. Правовой статус сотрудников ОВД определен главой 2 Конституции
Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и
ряда других законов, нормативных правовых актов, ведомственных приказов и
директив. Что касается требований к моральному облику сотрудника полиции, он
определяется Кодексом этики и служебного поведения сотрудников органов
внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от
26.06.2020 г. № 460. Кроме того, необходимые для соблюдения сотрудниками
правила содержатся и в Присяге сотрудников ОВД.
Институт служебной дисциплины
включает в себя такие элементы, как: обязательность для всех установленных и
действующих моральных норм, норм поведения; юридическую ответственность,
возникающую в случае нарушения установленных требований к дисциплине сотрудника
органов внутренних дел; неукоснительное исполнение сотрудником приказов и
распоряжений руководителя.
Соблюдение
дисциплины на практике заключается в четком выполнении всех установленных
действующих правил поведения. Важна также и устойчивая привычка соблюдения этих
правил сотрудниками в повседневности, и, в первую очередь, при выполнении своих
служебных обязанностей. Условие соблюдения норм дисциплины и ее итоговый
результат — это личная дисциплинированность сотрудников ОВД[1]. Что касается определения понятия
«служебная дисциплина» в юридической литературе авторы по-разному трактуют
указанное понятие. Так, Капустина И. Ю. рассматривает понятие «служебная
дисциплина» в качестве отдельного вида трудовой дисциплины, который имеет
специфические особенности и касается отдельных категорий работников. Кученин Е.
С. определил служебную дисциплину как установленную в государственных органах
для отдельной категории работников (государственных служащих) дисциплину труда,
заключающуюся в соблюдении общих и специальных обязанностей, а также запретов и
ограничений, установленных Конституцией и законодательством Российской
Федерации, уставами, положениями, нормативными актами министерств и ведомств,
приказами руководителей, которые издаются в пределах их полномочий. Данный
автор подчеркивает, что «служебная дисциплина всегда играла важную роль в
правоохранительной сфере.
В сфере деятельности органов
внутренних дел дисциплине всегда уделялось повышенное внимание в силу специфики
ведомства». Среди особенностей служебной дисциплины в органах внутренних дел он
отмечает тот факт, что она обеспечивается высокой требовательностью начальников
и командиров всех степеней и рангов к подчиненным, поддержанием строгого
уставного порядка в органах, подразделениях и учреждениях, умелым сочетанием и
надлежащим применением мер убеждения, воспитания и дисциплинарного принуждения[2].
Ученый относит служебную дисциплину к специальному виду дисциплины труда, а
«деятельность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации как
специальных субъектов трудового права предполагает четкое согласование их
поведение с юридическими нормами, регулирующими процесс их труда, их
организованность и дисциплину»[3].
Следует отметить, что п. 3 Дисциплинарного
устава органов внутренних дел, утвержденного указом Президента РФ от 14.10.2–12
г. № 1377 определено понятие служебной дисциплины в ОВД, под которой следует
понимать соблюдение сотрудником установленных законодательством РФ, Присягой
сотрудника ОВД РФ, Дисциплинарным уставом, контрактом, а также приказами и
распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и
правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных
сотруднику прав. Однако данное определение имеет ряд неточностей. Например, в
нем не учтены ограничения, запреты, которые должен соблюдать сотрудник полиции[4].
Также, подлежит уточнению и название контракта о прохождении службы в органах
внутренних дел.
Доверительные отношения –
это специфический вид деятельности участковых уполномоченных полиции. Он
требует от участковых уполномоченных достаточно большого жизненного опыта,
опыта профессиональной деятельности, умения разговаривать с людьми,
устанавливать с ними психологический контакт. Основная цель участкового
уполномоченного полиции – убедить гражданина в правильном понимании им стоящей
перед полицией задачи по охране общественного порядка и борьбе с преступностью,
заручиться поддержкой в его лице, добровольным желанием оказывать помощь полиции.
В современных условиях на фоне негативного отношения к деятельности сотрудников
полиции, формируемого, в том числе, с помощью средств массовой информации,
достижение данной цели затруднено и поэтому становится все более значимым.
Следовательно, к деятельности по осуществлению доверительных отношений с
гражданами участковые уполномоченные полиции должны допускаться руководителями
только после того, как отработают в должности не менее года, пройдут курс
теоретической подготовки в рамках служебных занятий и сдадут зачеты по данной
теме. Данное условие должно относиться ко всем вновь назначенным на должность
участковым уполномоченным полиции. Это обусловлено тем, что не все выпускники
даже учебных заведений системы МВД России имеют четкое понимание содержания
доверительных отношений с гражданами ввиду того, что дан-ная тема не всегда
включена в учебные программы даже в рамках изучения дисциплин
оперативно-розыскного направления из-за отсутствия ведомственных нормативных
актов, регламентирующих этот вид деятельности. Что касается сотрудников,
назначенных на должность участкового уполномоченного полиции после окончания
гражданских или военных учебных заведений, то они вообще не имеют представления
о содержании данной работы. Главное, что должен четко осознавать участковый
уполномоченный полиции вопреки сформированному, в том числе в средствах
массовой информации, мнению: устанавливая доверительные отношения, он не ищет,
образно говоря, «стукачей», а устанавливает специфические отношения с людьми,
которые, исполняя свой гражданский долг, способны оказать ему содействие в
решении задач по охране общественного порядка и борьбы с преступностью. Данное
содействие может выражаться в различных формах и должно соответствовать закону,
нормам морали и профессиональной этике.
Отсюда,
вытекает первое и обязательное условие установления доверительных отношений с
гражданами – это их добровольность.
Во-вторых, необходимо четко
представлять те категории лиц, с которыми по этическим либо иным основаниям
недопустимо устанавливать доверительные отношения. К ним относятся
несовершеннолетние, священнослужители, полномочные представители религиозных
объединений, судьи, адвокаты, депутаты, прокуроры, лица недееспособные или
имеющие отклонения в психическом состоянии.
В-третьих, доверительные
отношения строятся на принципах соблюдения законности, уважения прав гражданина
и его законных интересов. Это означает, что необходимость установления
доверительных отношений участкового уполномоченного полиции с конкретными
гражданами должна быть продиктована конкретными задачами охраны общественного
порядка и борьбы с преступностью. Для решения этих задач участковому
уполномоченному полиции действующим законодательством предоставлены
определенные полномочия. Выходить за пределы этих полномочий, а равно за
пределы решения стоящих задач, участковый уполномоченный полиции не имеет
право.
В-четвертых, установленные
доверительные отношения должны носить конфиденциальный характер. Об их
существовании должны знать только два лица: участковый уполномоченный полиции и
тот, с кем эти отношения установлены. Данное условие, как правило,
оговаривается при установлении отношений, и ни при каких обстоятельствах
участковый уполномоченный полиции не должен расшифровывать лицо, с которым у
него установлены доверительные отношения (возможные ситуации в этом плане,
возникающие в практической деятельности, будут рассмотрены далее). Более того,
ни при каких обстоятельствах участковый уполномоченный полиции не должен
обращать во вред лицу, с которым у него осуществляются или осуществлялись
доверительные отношения, ту помощь, которую он при этом получает или получал
ранее.
В-пятых, доверительные
отношения не должны содержать обязательства совершать гражданами действия,
которые могут привести к нарушениям закона или создать угрозу для их жизни и
здоровья, а также жизни и здоровья других граждан. [1] Сумина Е. А. Соблюдение служебной
дисциплины сотрудниками органов внутренних дел как один из факторов
эффективности деятельности служебного коллектива / Е. А. Сумина, А. Г. Чиннов
// Академическая мысль. 2020. № 4 (13). С. 119. [2] Кученин Е. С.
Административно-правовое обеспечение служебной дисциплины в органах внутренних
дел:: дисс… канд. юр. наук / Е. С. Кученин. М., 2013. С. 34. [3] Об утверждении Дисциплинарного
устава органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от
14.10.212 г. № 1377. — URL:
https://mvd.consultant.ru/documents/64968?items=100. [4] Дрындин, В. В. Служебная дисциплина
в органах внутренних дел: некоторые вопросы нормативного правового регулирования
// Молодой ученый. 2021. № 22 (364). С. 296-298.