Магистерский диплом (ВКР) на тему (Никольская ) 2. Социальная политика и управление социальной сферой (на примере конкретного муниципального образования)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ.. 6
1.1. Сущность
социальной сферы.. 6
1.2.
Социальная политика: основные цели, задачи, принципы.. 13
1.3.
Нормативно-правовая база, определяющая социальную политику и регламентирующая
деятельность органов управления в социальной сфере. 17
2. АНАЛИЗ
РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАТУШКИНО») 24
2.1.
Характеристика социально-экономического развития Зеленоградского муниципального
округа г. Москвы.. 24
2.2.
Характеристика системы управления социальной сферой муниципального образования. 26
2.3. Оценка
деятельности муниципальных органов управления в социальной сфере по реализации
социальной политики. 31
3.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАТУШКИНО». 51
3.1. Проблемы
реализации социальной политики в муниципальном образовании 51
3.2.
Рекомендации по совершенствованию деятельности органов муниципального
управления в социальной сфере. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 62
ПРИЛОЖЕНИЕ. 68
Введение:
Актуальность исследования.
Социальная
сфера как комплекс отраслей, деятельность которых направлена на формирование
общих условий всестороннего развития личности, обеспечение расширенного
воспроизводства трудового, интеллектуального и потребительского потенциала
общества, занимает важное место в национальной экономической системе. Как
фактор выживания массовых слоев российского общества социальная сфера затрагивает жизненно важные
интересы населения и призвана
создать условия для сохранения необходимого уровня материального и социального
благополучия граждан. Качественные и количественные характеристики
функционирования данной сферы являются показателями социально-экономического,
правового уровней развития государства и общества, способствуют росту экономик,
выступают фактором стабилизации социально-политической ситуации в стране,
улучшают благосостояние людей. Все это
обуславливает актуальность и значимость исследования реализации социальной
политики органами муниципального управления, необходимость в разработке путей
совершенствования их деятельности.
Теоретическую
основу исследования составили работы А.Н. Аверина, А.С. Алешевой, Э.Л. Воробьевой, Ю.Ю. Отварухиной, А.А. Смирновой, С.В. Соколовой, С.А. Сурковой
и др.
Объект исследования ‒ социальная сфера и социальная политика РФ.
Предмет исследования – деятельность
органов управления в социальной сфере по реализации социальной политики (на
примере муниципального образования «Матушкино»).
Цель исследования заключалась в разработке рекомендаций по
совершенствованию деятельности муниципальных органов управления в социальной
сфере по реализации социальной политики.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
Заключение:
В
соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнены
исследования, позволившие сделать следующие выводы и предложения.
Актуальность
выбранной темы подтверждена на практическом примере анализом деятельности
органов управления муниципального образования Матушкино, по результатам
которого были выявлены проблемы в реализации социальной политики и предложены
мероприятия по улучшению деятельности муниципальных органов в социальной сфере.
Цель данной работы
достигнута в полном объёме: разработаны рекомендаций по совершенствованию
деятельности муниципальных органов управления в социальной сфере по реализации
социальной политики.
Все задачи,
поставленные во введении, были проработаны:
— раскрыта сущность
феномена «социальная сфера»,
— уточнены цели,
задачи и принципы социальной политики,
— систематизированы
основные нормативно-правовые документы, определяющие социальную политику и регламентирующие
деятельность органов управления в социальной сфере,
— охарактеризовано
социально-экономическое развитие Зеленоградского муниципального округа г.
Москвы,
— рассмотрена система управления социальной
сферой муниципального образования Матушкино,
— проанализирована
деятельность муниципальных органов управления в социальной сфере по реализации
социальной политики,
— определены проблемы
реализации социальной политики в муниципальном образовании,
— разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности
органов муниципального управления в социальной сфере.
Предметом выпускной
квалификационной работы деятельность органов управления в социальной сфере по
реализации социальной политики.
Объект исследования —
социальная сфера и социальная политика РФ.
Методологическую
основу исследования составили работы ученых в сфере социальной политики;
законодательные и нормативные документы Российской Федерации; материалы
специальных статистических изданий; отчеты главы муниципального образования
Матушкино.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ
1.1. Сущность социальной сферы
Рассмотрим сущность
феномена «социальная сфера».
В справочных изданиях
термин «социальная сфера» трактуется как:
— система отраслей,
представляющая в совокупности одну из основных сфер производства
«непроизводственную сферу». При этом непроизводственная сфера определяется как комплекс
отраслей, как правило, не производящих непосредственно осязаемых материальных
ценностей. В большинстве случаев это сферы, связанные с удовлетворением
нематериальных потребностей человека [42];
— сфера, где не создаются
непосредственно материальные блага [37];
— совокупность отраслей,
предприятий, организаций, непосредственным образом связанных между собой и
определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление [45].
В научной литературе содержание
сущности понятия «социальная сфера» рассматривается с разных подходов.
Например, с позиции социологического подхода, данный термин характеризуется как
совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов, тем самым
отражая глубокий уровень общественной жизни [39]. Данный подход полагает, что
такое представление о социальной сфере отражает глубокий уровень общественной
жизни, носит сущностный характер, в отличие от представления о ней как просто
суммы локальных социальных образований. В основном понятие социальной сферы в
такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества и
используется главным образом социологами.
С экономического подхода
социальная сфера представляет собой
непроизводственную сферу и сферу услуг, сущность которой заключается в
совокупности отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных
в процессе удовлетворения социальных потребностей населения, сотрудники которых
получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти
потребности. В данном случае социальная сфера рассматривается только как
социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных
субъектов, их связей и отношений [42].
Третий подход –
политический – считает неоправданным выделение социальной сферы как
относительно самостоятельной области общественных отношений, так как социальная
сфера занимает своего рода промежуточное положение между экономической и
политической системами и выступает как бы передаточным звеном от экономики к
политике, в соответствии с чем социальная сфера является частью других сфер
жизнедеятельности общества и не представляет собой самостоятельную подсистему общества.
С точки зрения
управления, социальная сфера предоставляет целый набор социальных услуг [33].
К.И. Ефремов определяет
социальную сферу как внепроизводственную сферу, включающую удовлетворение
нематериальных потребностей людей, освоение духовных и культурных благ, сферу
услуг, формирующую условия существования человека [21].
По мнению М.И. Корнеева,
социальную сферу следует рассматривать в
качестве подсистемы сферы услуг, объединяющей все направления деятельности,
непосредственно не связанные с производством материального продукта [39].
Б.А. Райзберг определяет
социальную сферу как совокупность отраслей, предприятий, организаций,
непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей,
их благосостояние, потребление» [40].
С точки зрения С.А.
Сурковой, социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся
подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в
непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая
область деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство
реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная
политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека [31].
Т.Г. Богатырева указывает
на то, что социальная сфера – сфера жизни общества, обеспечивающая возможность
осуществления политических, экономических, научно-образовательных,
управленческих и организационных мероприятий, направленных на реализацию
граждан по удовлетворению их потребностей [38].
Е.В. Фахрутдинова пришла
к заключению относительно того, что социальная сфера — это подсистема
национального общественного воспроизводства, которая выполняет особую
экономическую функцию: она обеспечивает накопление и расширенное
воспроизводство индивидуального человеческого капитала и совокупного
человеческого потенциала общества как специфической формы его нематериального
богатства [34].
Ю.Ю. Отварухина под
социальной сферой понимает «взаимосвязанную совокупность функциональных
комплексов народного хозяйства, деятельность которых непосредственно направлена
на обеспечение высокого качества жизни населения и воплощается в той или иной
потребительской стоимости, способной удовлетворять потребности людей (каждого
человека в отдельности» [27].
С.В. Соколова отмечает,
что социальная сфера – это совокупность отраслей, видов деятельности,
организаций и учреждений, связанных с предоставлением социальных услуг [28].
В научной литературе
понятие социальных услуг трактуется в узком и широком смыслах. В широком смысле
социальные услуги связывают с реализацией системы социальных прав граждан,
изложенных в Международном пакте от 16 декабря 1966 г. «Об экономических,
социальных и культурных правах», в котором признается право каждого человека на
социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9), на достаточный
жизненный для каждого человека и его семьи и на непрерывное улучшение условий
жизни (ст. 11); на образование (ст. 13), участие в культурной жизни (ст. 15) и
др. При этом на государство в пределах имеющихся ресурсов возлагаются меры по
обеспечению социальных прав граждан.
Условно социальные услуги
можно разделить на две группы:
— непосредственно
направленные на развитие человеческого потенциала,
— обеспечивающие комплекс
жизненных условий.
К услугам,
непосредственно направленным на развитие человеческого капитала и человеческого
потенциала людей, в первую очередь следует отнести услуги здравоохранения,
образования, культуры, физкультуры и спорта. С точки зрения укрепления
потенциала здоровья людей, в эту группу можно добавить другие отрасли и виды
деятельности, связанные со здравоохранением: социальное обеспечение и
социальное обслуживание, туристско-рекреационная деятельность