Магистерский диплом (ВКР) на тему Нецелевое использование бюджетных средств как основание ответственности за нарушение бюджетного законодательства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание Введение. 4
Глава 1.
Теоретико-правовые основы нецелевого использования бюджетных средств 10
1.1. Понятие
бюджетных средств в контексте нецелевого использования. 10
1.2. Понятие бюджетного правонарушения, его виды.. 19 Глава 2.
Бюджетно-правовая ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. 34
2.1. Объект и объективная
сторона правонарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств. 34
2.2 Субъект
и субъективная сторона правонарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств. 45 Глава 3.
Проблемы административной и уголовной ответственности за нецелевое
использование бюджетных средств. 56
3.1.
Административно-правовая характеристика нецелевого использования бюджетных средств. 56
3.2.
Проблемы квалификации нецелевого использования бюджетных средств в рамках
уголовного права. 63 Заключение. 78
Список
использованных источников. 81
Приложения. 90
Введение:
Введение Актуальность
темы исследования состоит в том, что противодействие
совершению преступлений, которые связаны с нецелевым использованием бюджетных
средств, равно как и средств внебюджетных фондов в условиях, когда происходят
перманентные кризисы во всем мире, в условиях, когда в свете нового
коронавируса СОVID-19
бюджеты всех государств, не составляет исключения и Россия, испытывают
определенные сложности необходимость сохранения экономики от дальнейшей ее
криминализации является приоритетной задачей правоохранительных органов и органов государственной власти.
Следует сказать, что на современном этапе общественные отношения, которые
складываются в отношении использования финансовых ресурсов государства, все еще
урегулированы недостаточно. Экономический ущерб, причиняемый государству
нецелевым использованием бюджетных средств, может быть настолько значительным,
что это не просто подорвет экономику, но и окажет прямое влияние на все
общество в целом и на каждого гражданина в отдельности и может привести к
нарушению их основных прав и свобод, что прямо может противоречить положениям
Конституции Российской Федерации[1].
В этой связи довольно
существенное значение принимают вопросы регламентации ответственности за
правонарушения, предусмотренные статьями 306.4 Бюджетного кодекса Российской
Федерации[2] (БК РФ), ст. 15.14 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях[3] (КоАП РФ) и ст. 285.1
Уголовного кодекса Российской Федерации[4] (УК РФ).
Ответственность на
основании БК РФ имеет комплексный характер и в зависимости от степени
общественной опасности и цели совершения правонарушения может носить
бюджетно-правовой характер, но может иметь административно-правовой и
уголовно-правовой характер. Большое значение для системы юридических средств,
обеспечивающих законность использования бюджетных финансов, имеет бюджетное
законодательство, как важнейший раздел финансового права, устанавливающего
основания и порядок использования бюджетных средств. Актуальность исследования
определяется, по нашему мнению, недостаточным правовым регулированием
бюджетно-правовой ответственности относительно нецелевого использования
бюджетных средств. Само понятие такого использования носит довольно громоздкий
характер и входит в противоречие с иными положениями бюджетного
законодательства. Не в полной мере урегулирована ответственность за нецелевое
использование бюджетных средств и в рамках административного законодательства, поскольку,
с нашей точки зрения, ст. 15.14 КоАП РФ требует детальной проработки в части
взыскания штрафов и порядка добровольного возмещения бюджету причиненного
ущерба. Нельзя назвать совершенной и норму ст. 285.1 УК РФ, где ответственность
наступает только тогда, когда преступлением будет причинен ущерб не меньше чем
на 1,5 миллиона рублей, квалифицированные признаки состава также требуют
доработки, так как законодатель не предусмотрел совершение этого деяния группой
лиц без предварительного сговора, а совершение деяния по предварительному
сговору группой лиц также квалифицируется только при достижении крупного
размера, хотя общественная опасность такого доения, по нашему мнению, будет
выше, нежели единоличное совершение преступления, тем самым было бы
целесообразно пересмотреть эту норму закона и ужесточить наказание за групповое
совершение преступления посредством исключения указания на крупный размер.
Таким образом, на
современном этапе, вопросы ответственности за нецелевое использование бюджетных
средств, по нашему мнению, проработаны на недостаточном уровне, они все еще
нуждаются в совершенствовании и пересмотре, что и определяет актуальность темы
представленного исследования.
Степень
разработанности темы исследования. В разный период времени
вопросы нецелевого использования бюджетных средств в своих трудах
рассматривали: Д.А. Бойков, А.Г. Карпов, О.О. Томилин, Р.С. Ефремов, Н.Г.
Деменкова, В.П. Косевич, В.Ю. Трубин и др.
Объектов
исследования являются общественные отношения,
возникающие при наступлении ответственности за нецелевое использование
бюджетных средств.
Предметом
исследования выступают положения Конституции РФ, БК
РФ, КоАП РФ, УК РФ и иных нормативно-правовых актов, которыми так либо иначе
регулируются вопросы ответственности за нецелевое использование бюджетных
средств. Также предметом исследования являются положений доктрины финансового,
административного и уголовного права, относящиеся к теме представленного
исследования.
Целью
исследования является комплексный анализ бюджетного и
иного законодательства, которым предусмотрена ответственность за нецелевое
использование бюджетных средств, выявление проблем в этой области и внесение
предложений по дальнейшему совершенствованию действующего законодательства.
В связи с поставленной
целью необходимо решить следующие задачи:
— привести понятие
бюджетных средств в контексте нецелевого использования;
— рассмотреть понятие
бюджетного правонарушения, его виды;
— исследовать объект и
объективную сторону правонарушений, связанных с нецелевым использованием
бюджетных средств;
— провести анализ субъекта
и субъективной стороны правонарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств;
— рассмотреть административно-правовую
характеристику нецелевого использования бюджетных средств;
— выявить проблемы
квалификации нецелевого использования бюджетных средств в рамках уголовного
права.
Методологическую
основу исследования составили методы анализа и синтеза,
формально-логический и логико-юридический методы исследования, а также метод
сравнительного правоведения.
Теоретическая
база исследования представлена трудами отечественных ученых
по финансовому, административному и уголовному праву, в которых так или иначе,
но разрабатывались проблемы ответственности за нецелевое использование
бюджетных средств.
Нормативная
база исследования представлена положениями действующего
законодательства Российской Федерации, устанавливающего особенности
ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
Научная
новизна исследования свое отражение находит в положениях, выносимых на защиту:
1.
Под
бюджетными средствами следует понимать денежные средства, которые зачисляются
как доходы на единый счет соответствующего бюджета бюджетной системы России и
расходуются в порядке, прямо предусмотренном бюджетным законодательством с
целью финансового обеспечения задач и функций государства в целом и местного
самоуправления, в частности.
Нецелевым использованием
бюджетных средств предлагаем считать использование бюджетных средств на цели,
не предусмотренные расходными обязательствами и не определенные правовыми
основаниями для их получения. Представляется, что такое понятие может найти
свое закрепление в рамках статей 6 и 306.4 БК РФ.
Предлагаем следующее
определение бюджетного правонарушения – противоправное и виновное действие или
бездействие участника бюджетного процесса, за которое БК РФ предусматривает
ответственность в виде наложения мер принуждения.
2. Считаем
целесообразным исключить административную ответственность юридических лиц,
установив в их отношении бюджетно-правовую ответственность в виде бесспорного
взыскания денежных средств, если деяние было совершено в целях, не
соответствующих тем, которые предусмотрены ч. 1 ст. 306.4 БК РФ.
3. Для
устранения, выявленного в тексте уголовного закона нарушения принципа
справедливости и для унификации уголовного закона в части определения крупного
размера предлагаем для целей ст. 285.1 УК РФ установить, что крупным размером
является сумма от 1 миллиона рублей.
4.
Предложено дополнить ч. 2 ст. 285.1 УК РФ, квалифицирующим признаком совершение
деяния группой лиц, соответственно признаки группой лиц по предварительному
сговору и в особо крупном размере разместить в ч. 3 этой статьи и предусмотреть
как особо квалифицирующие признаки состава.
5. В
ст. 285.1 УК РФ предложено исключить указание на получателей бюджетных средств,
чтобы ответственность могли нести все без исключения субъекты бюджетного
процесса, которые допускают те либо
иными действия по нецелевому расходованию бюджетных средств.
6.
Считаем правильным указать в ст. 285.1 УК РФ, по аналогии со ст. 306.4 БК РФ,
на иные правовые акты, которые являются основанием для получения бюджетных
средств или и вовсе такую формулировку исключить из законодательства, так как
мы имеем дело с субъективной категорией, которая оценивается правоприменителем
может по-разному или же привести полный перечень таких правовых актов для
единства правоприменения закона.
Практическая
значность работы состоит в том, что автор рассматривает
особенности ответственности за нецелевое использование бюджетных средств,
применительно к действующему сегодня законодательству, принимая во внимание
внесенные в последнее время изменения, выявляет имеющиеся проблемы и вносит
обоснованные предложения по дальнейшему совершенствованию норм закона в этой
части.
Эмпирическая
база исследования представлена решения высших судебных
инстанций, а также материалами опубликованной и не опубликованной судебной
практики.
Апробация
результатов исследования. Результаты исследования отражены в
следующей публикации автора «Нецелевое использование бюджетных средств, как
основание ответственности за нарушение бюджетного законодательства» // Научный
электронный журнал «Теория права и межгосударственных отношений». № 5(17).
2021. С. 34-40.
Структура
исследования состоит из введения, трех глав, шести
параграфов, заключения и списка использованных источников. [1] Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020). // Официальный текст Конституции РФ с
внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале
правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. [2] Бюджетный кодекс Российской
Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 15.07.2021) (с
изм. и доп., вступ. в силу с 12.07.2021). // Собрание законодательства РФ.
1998. № 31. Ст. 3823. [3] Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с
изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). // Собрание законодательства РФ.
2002. № 1. Ст. 1. [4] Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в
силу с 22.08.2021). // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Заключение:
Заключение Рассмотрев в работе нецелевое
использование бюджетных средств как основание ответственности за нарушение
бюджетного законодательства, достигнув цели и решив поставленные задачи, были
сделаны следующие выводы:
Представляется правильным
дополнить ст. 6 Бюджетного кодекса РФ новыми и четкими понятиями, как бюджетных
средств, так и нецелевого использования бюджетных средств, которые будут
соответствовать современному состоянию законодательства.
Представляется, что такое
понятие следует закрепить в рамках ст. 306.4 БК РФ или дополнить понятие,
приведенное в этой статье признаками противоправности и виновности.
Предложено вместо слова
«использование» применять в отношении нецелевого использования бюджетных
средств слово «расходование», что будет соответствовать сути самого
правонарушения и позволит привести к единству терминологию понимания бюджетных
отношений в рамках бюджетного,
административного и уголовного законодательства.
Определено, что объектом
бюджетно-правового правонарушения в виде нецелевого расходования бюджетных
средств следует признавать бюджетные отношения, являющиеся видом финансовых
отношений, которые возникают в процессе расходования бюджетных средств на цели,
установленные положениями, предусмотренными ст. 306.4 БК РФ.
К деяниям, которые
составляют объективную сторону правонарушения в виде нецелевого расходования
бюджетных средств следует отнести:
— нарушение принципа
адресности;
— нарушение принципа
целевой направленности.
Определено, что цель
правонарушения в рамках бюджетно-правовой ответственности за нецелевое
расходование бюджетных средств будет характеризовать не только субъективную
стороны состава, но и его объективную сторону.
Следует сказать, что цель
расходования бюджетных средств определяется целым комплексом условий, которые
установлены в документах, поименованных в ст. 306.4 БК РФ, в связи, с чем объективная
сторона рассматриваемого состава будет иметь место и тогда, когда конечная цель
расходования средств достигнута, но при их расходовании опустили нарушение
других, установленных законом условий предоставления, к примеру, нарушены сроки
использования и пр.
Анализ ответственности за
нецелевое использование бюджетных средств предполагает, что правонарушения
следует различать по субъектам, которые совершают нецелевое расходование
бюджетных средств. Бюджетно-правовая ответственность возлагается на получателя
бюджетных средств, административная ответственностью на руководителя
соответствующего учреждения, как должностное лицо, уголовная ответственность на
должностное лицо получателя таких средств. Кроме того в КоАП РФ предусмотрена
ответственность юридического лица.
Определено, что главный
бухгалтер не может являться субъектом правонарушения, так как не обладает
распорядительными полномочие, то есть не является должностным лицом в отношении
средств, полученных из бюджета. В то же время не исключаем возможности несения
ответственности таким субъектом в соответствии с положениями КоАП РФ по другим
правонарушениям.
Сделан вывод, что
установление виновности является важным в субъективной стороне правонарушения,
предусмотренного ст. 306.4 БК РФ, поэтому будет правильным включить в состав
этого правонарушения субъективную сторону, то есть следует закрепить в БК РФ
положение о вине, что будет соответствовать традиционному представлению о
правонарушение. При этом в бюджетном праве вину следует понимать также как и
вину юридического лица в административном праве.
Сделан вывод, что
действия получателей бюджетных средств, связанные с неправленым отражением
фактов хозяйственной деятельности и бухгалтерской отчетности, к примеру,
неправильное указание кода классификатора не образует состава правонарушения
или же мы имеем дело с неосторожным правонарушением, за что не может наступать
ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств.
Определено, что объектом
правонарушения предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, являются бюджетные
правоотношения. Виду этого, расходование средств бюджета на цели иные, нежели
на те, на которых их выделяли, будет образовывать объективную сторону состава.
Субъективная сторона
состава будет представлена умыслом, субъектом правонарушения будут физические и
юридические лица.
Видовым объектом состава
ст. 285.1 УК РФ следует признать установленный бюджетным законодательством
порядок расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных
фондов.
Непосредственным объектом
следует признать общественные отношения, которые возникают ввиду нецелевого
расходования бюджетных средств, которые предназначены для обеспечения задач и
функций государства и местного самоуправления.
Под общественной
опасностью состава, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ предложено понимать
антисоциальную направленность деяния, что обусловлено реальной возможностью
причинения вреда поставленным под охрану закона бюджетным отношениям, которые
возникают на стадии расходования бюджетных средств.
Субъективная сторона
рассматриваемого состава характеризуется виной в форме прямого умысла. Для
квалификации мотив деяния значения играть не будет.
Представляется, что
предложения, приведенные нами в положениях, выносимых на защиту, позволят
усовершенствовать как действующее законодательство, так и доктрину, в части
установления четких и понятных признаков ответственности за нецелевое
использование бюджетных средств.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы нецелевого использования
бюджетных средств 1.1. Понятие бюджетных средств в контексте нецелевого
использования Одним из элементов
экономической безопасности России в условиях социально-экономического роста
является эффективное использование бюджетных средств, в связи, с чем актуальным
является вопрос понятия бюджетных средств, особенно в рамках их нецелевого
использования.
В рамках БК РФ
законодатель не посчитал нужным привести понятия бюджетных средств, при этом
приводится понятие бюджета. Бюджетом предлагается считать форму образования
денег и их расходования, предназначением чего служит решение по финансовому
обеспечению поставленных задач и выполнению функций государственных органов и
органов местного самоуправления.
Проблема отсутствия
понятия бюджетных средств в законодательстве поднималась и раньше, особенно
остро этот вопрос ставится при исследовании нецелевого использования средств
бюджета. Как отмечается в юридической литературе, хотя понятия бюджетных
средств законодатель не приводит, однако установление такой дефиниции было бы
полезным для разрешения имеющихся споров, которые возникают при осуществлении
органами государства возложенных на них контрольных функций[1].
Н.Г. Деменкова при
рассмотрении понятия бюджетных средств предлагает широкую и узкую трактовку
этого термина. В широком смысле под бюджетными средствами предлагается понимать
их зачисленные в доход или на счет соответствующего бюджета, что предназначено
для финансового обеспечения функций и задач государства и местного
самоуправления. В узком смысле под бюджетными средами предложено понимать
денежные средства, которые фактически распределяются главными распорядителями и
распорядителями бюджетных средств по подведомственным им распорядителям, в
формах, которые прямо установлены на уровне БК РФ[2]. [1] Морогин Д.А., Полиди А.А.
Нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных
фондов: понятие, теоретические и правовые основы. // Сборник статей
Международной научно-практической конференции. 2017. С. 92. [2] Деменкова Н.Г. Административная
ответственность за нецелевое использование бюджетных средств: Дис. … канд.
юрид. наук. Благовещенск, 2007. С. 20.