Магистерский диплом (ВКР) Юриспруденция Юриспруденция

Магистерский диплом (ВКР) на тему Налоговые льготы: Проблемы теории и правоприменения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ 6

1.1 Понятие и сущность налоговых льгот 6

1.2 Виды налоговых льгот 16

ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТАХ 27

2.1. Споры, связанные с применением налоговых льгот 27

2.2 Налоговая льгота ка мера поддержки малого и среднего предпринимательства в новых условиях 49

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ 70

3.1 Правовые проблемы и недостатки применения налоговых льгот в РФ 70

3.2 Совершенствование системы налоговых льгот 80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 100

  

Введение:

 

Налоги являются необходимым элементом экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в рыночных условиях.

Налоги являются одним из основных источников доходов бюджетов всех трех уровней и выступают в качестве решающего фактора при создании финансовой базы, которая необходима для осуществления социально-экономических и прочих задач страны. Благодаря налоговым поступлениям в бюджет происходит финансирование социально-экономических программ, содержание государственных структур, которые обеспечивают существование и функционирование государства. Постоянное совершенствование системы налоговых органов страны является важным вопросом особенно в условиях перехода нашей страны к рыночной экономике.

Важным и неотъемлемым элементом налоговой системы выступают налоговые льготы, которые представляет собой способ государственного стимулирования социально значимых видов деятельности или сфер. Несмотря на множество имеющихся научных разработок по теме исследования теоретические и практические аспекты системы налоговых льгот требуют дальнейшего изучения, что обусловлено их постоянной динамикой.

В Российской Федерации, в последние годы попытки решения проблемы государственного регулирования исключительно административно-запретительными методами показала свою несостоятельность. В условиях продолжающейся налоговой реформы постепенно повышается значение налоговых механизмов управления экономикой, однако в настоящее время понимание возможностей использования тех или иных стимулирующих методов, а главное практика их реализации в законодательстве о налогах и сборах оставляет пока желать много лучшего.

Перечисленные выше проблемы в определенной части обусловлены и отсутствием целостного (системного) взгляда на многие проблемы функционирование системы налогообложения в виде налога на игорный бизнес, его правовую основу. Указанные обстоятельство свидетельствует о существенном практическом и теоретическом значении формирования и развития учения о налогообложении игорного бизнеса, что определяет актуальность темы данного исследования.

Все вышесказанное обуславливает актуальность темы данной работы.

Степень научной разработанности темы достаточно высокая. Изучению вопросов применения налоговых льгот посвящали свои труды такие авторы, как: А.В. Малько, А.А.Ранова, Ю.К. Атаян и др. Несмотря на высокую степень изученности темы, нерешенными остались вопросы оптимизации системы налоговых льгот.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с применением налоговых льгот.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регламентирующие применение налоговых льгот, научные и учебные труды по теме исследования, статистика Федеральной налоговой службы, судебная практика по налоговым спорам.

Целью данной работы является исследование проблем теории и правоприменения налоговых льгот.

Для достижения указанной цели нами поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть понятие и сущность налоговых льгот.

2. Изучить виды налоговых льгот.

3. Раскрыть споры, связанные с применением налоговых льгот.

4. Изучить вопрос налоговой льготы ка меры поддержки малого и среднего предпринимательства в новых условиях.

5. Выявить правовые проблемы и недостатки применения налоговых льгот в РФ.

6. Раскрыть направления совершенствования системы налоговых льгот.

Нормативную основу исследования составляет Налоговый кодекс РФ.

Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи многих авторов, внесших существенный вклад в изучение проблем применения налоговых льгот, таких, как: Б.Х. Алиева, Л.И. Гончаренко, А.З. Дадашев и мн. др.

В качестве эмпирической базы проводимого исследования выступают данные статистики.

Методологической основой проводимого исследования является общенаучные методы познания, такие как:

— анализ;

— синтез;

— группировка;

— сравнение и др.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения ее выводов в процессе обучения студентов по программе «Налоги и налогообложение».

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В рамках данной работы провели исследование проблем теории и правоприменения налоговых льгот. Цель и задачи работы достигнуты. Объект и предмет исследования рассмотрены в полной мере.

Одним из важных факторов, определяющих уровень корпоративного налогового бремени, является возможность использовать различные налоговые льготы, которые занимают важное место в текущем налоговом планировании хозяйствующих субъектов.

Налоговые льготы — неотъемлемая часть налоговой системы любого государства рыночного типа, предусматривающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Льготы в значительной степени разнятся от вида налога, по которому они действуют и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области предоставлены значительные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы. Предоставление льгот является целенаправленной деятельностью государства в сфере налогообложения.

Государство применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т. п. Занимаясь вопросами налогового планирования, как в своей стране, так и за рубежом, необходимо тщательно изучать вопросы льготирования определенных направлений деятельности в соответствующей стране, в чем существенную помощь может оказать знакомство с проведенной нами систематизацией льгот.

Применяемые в современной российской налоговой системе налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект и контролировать избирательный характер и целевое использование льготируемых средств.

Значимость налоговых льгот как для налоговых органов, так и для самих налогоплательщиков достаточно велика. Выполняя свои функции, льготы выполняют функцию налогового регулирования.

Отметим, что правовая база по налоговым льготам все еще недостаточно развита. Особенно это касается большого количества документов, которые недостаточно структурированы и трудны для понимания. Совершенствование системы налоговых льгот — одно из важнейших условий улучшения экономической ситуации и пополнения федерального и региональных бюджетов.

Таким образом, изменения в законе о системе налоговых льгот — еще один шаг к построению «прозрачной» и справедливой налоговой системы в Российской Федерации.

Отметили, что, в первую очередь, в законодательстве необходимо закрепить:

— обязанность налогоплательщика о предоставлении отчета об использовании налоговых льгот посредством изменения редакции ст. 56 НК РФ;

— положение о цели налоговых льгот и сроках ее действия. В этой связи соответствующие изменения так же должны быть внесены в нормы ч. 1 и ч. 2 НК РФ. Так, представляется необходимым уточнить в п.1 ст. 56 НК РФ цели использования налоговых льгот: стимулирование предпринимательской деятельности, снижение налогового бремени, достижение высоких экономических результатов.

— на законодательном уровне положение о сроках действия налоговых льгот, которые, на наш взгляд, совпадают со сроком льготного налогообложения, должно быть установлено в ст. 407 НК РФ.

Полагаем, что представленные меры позволять минимизировать недостатки методики оценки эффективности налоговых льгот.

На сегодняшний день налоговая система России имеет определённые недостатки, в результате чего негативные последствия отражаются на всём государстве, а не только в экономическом секторе. К недостаткам существующей налоговой системы следует отнести:

1) Вследствие несовершенства законодательства, его нестабильности, налоговая система страны также является нестабильной. Неизбежным естественным процессом в этом случае выступает необходимость корректирования законодательства по вопросам налогов и сборов. Однако вносимые изменения внедрять нужно постепенно, таким образом, чтобы налогоплательщик успел адаптироваться под вносимые изменения. На практике в Российской Федерации почти ежемесячно следуют изменения налогового законодательства, на всех уровнях происходит пересмотр действующих нормативно-правовых актах. К сожалению, это наносит существенный урон налоговой системе.

2) Неэффективное распределение налогов между теми субъектами РФ и МО, которые существенного значения в налоговом плане для домашних хозяйств не имеют. Местные налоги и налоги субъектов РФ не превышают 20% доходов бюджетов.

3) На местном уровне происходит ограничение по перечню взимаемых налогов. Из списка местных налогов были исключены такие налоги, как, например, налог на дарение, налог на наследство, налог на рекламу, лицензионные сборы местного уровня. В то же время в 2015-м году появляется такой вид местного налога, как торговый. Исходя из этого, на сегодняшний день система местных налогов включает в себя налог на имущество физлиц, земельный налог и торговый сбор.

Вследствие уменьшения местных налогов стали испытывать финансовые трудности и органы власти на местах. Доходная часть бюджетов местного уровня значительно снизилась, налоговая база также сократилось, в результате чего ухудшилось положение местного самоуправления. Для ликвидации этих последствий федеральный бюджет вынужден был увеличить дотации на местные уровни, что ограничило независимость местного самоуправления. Некоторые учёные полагают, что в качестве недостатка налоговой системы выступает также исчерпывающий перечень налогов, которые взымаются в коммунах.

4) Косвенные налоги на текущий момент имеют регрессивный характер, а их доля чрезвычайно велика. В результате бедные граждане ещё больше ухудшают собственное финансовое положение, что говорит о неэффективном исполнении государством собственной социальной функции.

5) Контроль над деятельностью юридических лиц в налоговом плане находится на недостаточном уровне, в результате чего теневой сектор экономики в России постоянно увеличивается. На сегодняшний день налоговые органы не могут провести анализ доходов и расходов юридических лиц или движения капитала.

6) Налоги между всеми плательщиками распределяется неравномерно. Налоговая нагрузка, приходящаяся на физических лиц, чрезвычайно велика, так как именно они уплачивают большинство введённых НК РФ налогов. Также налоговая служба предпочитает проверять тех налогоплательщиков, которые находятся на виду (например, ИП и физических лиц), а крупные предприятия, которые проверить достаточно проблематично, находятся вне сферы их контроля.

7) НДФЛ имеет единую ставку. Повсеместно применяется общемировая практика, когда бедные люди освобождаются от уплаты налога или оплачивают его в меньшем размере, а обеспеченные люди – в большем. В РФ на сегодняшний день прогрессивная шкала не действует (была отменена в 2000-м году), что нарушает принцип налоговой справедливости. Неоднократно в Государственную Думу РФ вносились предложения о возобновлении прогрессивной шкалы, но депутаты эти предложения отклонили, обосновывая это тем, что, в таком случае, больше граждан предпочтёт уклоняться от налогов.

Исходя из приведённых выше положений, можно заключить, что на сегодняшний день налоговая система РФ находится в кризисном состоянии, что серьёзно влияет не только на экономику государства, но и на все внутренние процессы. Для решения выявленных проблем необходимо:

— создать справедливую конкуренцию посредством введения нового налогового режима УСН.онлайн для тех предприятий, численность сотрудников которых не превышает 5 человек; введения таможенного мониторинга и законодательного закрепления его правовых основ; повышения качества администрирования акцизов на табак;

— снижение нагрузки на федеральный бюджет посредством увеличения отчислений в бюджет субъекта РФ и местный бюджет. Реализация такой меры возможна посредством расширения перечня местных и региональных налогов. В частности, введение такого местного налога как гостиничный сбор, взимаемый с гостиниц за размещения «гостя в сутки», позволит увеличить поступления в местные бюджеты.

— наконец, построение эффективной налоговой системы не представляется возможным без рационального соотношения косвенных и прямых налогов. В современных экономических важным фактором выступает снижение уровня потребительских цен, что может быть достигнуто посредством уменьшения доли косвенных налогов. Увеличение налоговой базы доходов предприятия означает повышение доли прямых налогов в доходах бюджета. В свою очередь, повышение доли прямых налогов уменьшает долю косвенных налогов в доходах бюджета, пока не установится оптимальное соотношение между ними.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

1.1 Понятие и сущность налоговых льгот

В условиях рынка и рыночной экономики в качестве базиса государственного регулирования экономических отношений выступает налоговая система. В зависимости от гибкости налоговой системы, от того насколько правильно и корректно эта система функционирует, будет зависеть то, как будет функционировать хозяйственный комплекс любого государства, насколько эффективен он будет.

До того, как мы обратимся к такому важному вопросу, как налоговые льготы, необходимо определить, что же означают такие основополагающие понятия, как налоги и налоговая система.

Свое законодательное закрепление понятие налоговой системы нашло в Законе РФ от 27 декабря 1991г. № 2118-1. В настоящее время данный закон утратил силу. Между тем, согласно статье 2 этого закона, налоговая система представляет собой совокупность взимаемых в установленном порядке налогов, пошлин, сборов и иных платежей. Можно заметить, что подобное определение подразумевает наличие двух отличительных черт.

Первая особенность – это то, что в понятие налоговой системы были включены не только классические налоги, но также и различные сборы (лицензионные, целевые, прочие), которые по своему характеру налоговыми платежами не являются. Вторая особенность заключается в том, что характеристика налоговой системы подразумевала простую совокупность отмеченных платежей, при этом различные её элементы не выделялись .

Рис. 1. Дефиниции понятия «Налоговая система»

Анализ представленных дефиниций понятия «налоговая система» позволяет сказать, что различные авторы сходятся в том, мнении, что налоговая система представляет собой характеристику налогового правопорядка в целом. При этом авторы отмечают, что элементами налоговой системы выступают политическая, экономическая, правовая составляющие.

Выделим основные признаки налоговой системы, их не стоит сравнивать с признаками налогов, так как они характеризуют не налог, а систему в целом, что не одно и то же (рис. 2).

Рис. 1. Признаки налоговой системы

Рис. 2. Признаки налоговой системы

Представленные на рисунке 2 признаки дают общую характеристику налоговой системы.

Более практическую характеристику дают конкретные показатели, наиболее важными из них являются:

1. налоговое бремя,

2. соотношение прямого и косвенного налогообложения,

3. уровень централизации налоговых полномочий,

4. уровень неравенства доходов,

5. уровень неравенства доходов после их налогообложения.

В налоговой системе можно выделить четыре взаимосвязанных элемента. Схематично состав элементов представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Состав обязательных элементов налоговой системы

Как видно из схемы, представленной на рисунке 3, к элементам налоговой системы следует отнести законодательство о налогах и сборах, сами налоги и сборы, заключённые в совокупности, налоговое администрирование (его механизм), а также тех лиц, которые будут являются плательщиками налогов и сборов.

Таким образом, было выделено четыре обязательных элемента налоговой системы.

Отметим, что существует положение, согласно которому любая система будет эффективно функционировать тогда, когда будет соблюдено основное условие: на функционирование всей системы может повлиять любой из элементов, входящих в неё, но сделать это без взаимосвязи с другими элементами, входящими в систему, он не может. В полной мере это условие отражается и в налоговой системе.

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Итак, налоговые льготы представляют собой некую систему скидок, предоставляемых при уплате налогов (налогообложения). Налоговые льготы могут быть предоставлены не только физическим лицам, но и бизнесу (юридическим лицам). Это делается для того, чтобы либо снизить налоговую нагрузку, либо простимулировать бизнес.

Благодаря льготам ИП или юридическое лицо может сократить объем уплачиваемых налогов, получить рассрочку на обязательный платёж или же отсрочить его. Дополнительно следует сказать, что налоговые льготы могут быть предоставлены тогда, когда это утверждено в действующем законодательстве; налоговые органы не вправе своим решением предоставить налоговые льготы плательщику.

Безусловно, как один из элементов налогообложения, льготы должны иметь чёткое определение. То есть речь идёт о том, что те нормативные положения, которые устанавливают предоставление той или иной льготы, должно быть понятными и чёткими, в них должны отсутствовать правовые коллизии и двусмысленные толкования. В третьей статье Налогового кодекса Российской Федерации, в пункте 7 , закрепляется общее правило, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков. Между тем, к сожалению, нередки случаи, когда налоговые органы трактуют подобные нечеткие положения законодательства не в пользу налогоплательщиков, а непосредственно в свою пользу. В результате этого возможны финансовые риски и ухудшение финансового положения налогоплательщиков.

Согласно пункту 2 статьи 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2004 г. № 43 разъяснено, что законодатель наделяет налогоплательщика именно право отказаться от налоговых льгот, а не обязанностью. Однако следует отметить, что в ряде случаев положения норм НК РФ устанавливает такие правила применения налоговой льготы, которые подразумевают ограничения в отказе от этой налоговой льготы. Так, норма ст. 145 НК РФ не предусматривает отказ налогоплательщика от освобождения исполнения обязательства плательщика НДС до тех пор, пока не истечет период действия такого освобождения. Отметим, что данная норма не нарушает конституционные права налогоплательщиков. Дело в том, что правила применения налоговый льготы определяет законодатель при ее принятии.

Налоги представляют собой взимаемые с организаций и физических лиц обязательные платежи, поступающие в соответствующий бюджет страны.

Экономическая сущность налогов заключается в существующей денежной взаимосвязи государства с физическими и юридическими лицами. Денежные отношения между государством и физическими и юридическими лицами заключаются в мобилизации денег в бюджете государства, перераспределяемых на нужны государства и общества.

Применение налоговой льготы преследует две цели. Первая состоит в минимизации налоговой нагрузки налогоплательщика. Вторая цель обусловлена необходимость отсрочки или рассрочки платежа. Отметим, что вторая цель преследуется относительно реже.

Тем не менее обе отмеченные цели предоставления налоговой льготы – это способы, при помощи которых налогоплательщики могут снизить собственные налоговые обязательства по совокупному объему, ввиду того, что рассрочка или отсрочка совершения налогового платежа является по своей сущности бесплатно предоставляемым (или же предоставляемым на льготных условиях) кредитом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы