Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Педагогика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Музыкально-творческое развитие младших школьников в условиях использования музыкально-компьютерных технологий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


АННОТАЦИЯ 4

ВВЕДЕНИЕ 6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 11

1.1. Психолого-педагогические аспекты музыкально-творческого развития младших школьников 11

1.2. Музыкально-творческое развитие младших школьников на уроках музыки 17

1.3. Педагогические возможности музыкально-компьютерных технологий в музыкально-творческом развитии младших школьников 22

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 39

2.1.Диагностика музыкально-творческого развития младших школьников…………………………………………………………………………39

2.2. Методы, средства и формы использования музыкально-компьютерных технологий в музыкально-творческом развитии младших школьников 42

2.3. Эффективность использования музыкально-компьютерных технологий в музыкально-творческом развитии младших школьников 57

2.4. Методические рекомендации по использованию музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в младших классах 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕКРАТУРЫ 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 73

  

Введение:

 


Вопрос о развитии музыкально-творческих способностей школьников является на сегодняшний день одним из самых актуальных в педагогике, привлёкал и до сих пор привлекает внимание многих исследователей (В.И. Андреев, И.П. Калошина, И.П. Подласый и др.). Образовательная область «Музыкальное искусство», предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира.

Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Развитие музыкально-творческих способностей – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, своё, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области музыкальной культуры.

Однако, с появлением компьютерных технологий для многих учителей, в том числе и по музыке встает вопрос об эффективном использовании компьютерных технологии с целью совершенствования учебного процесса, которые позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видео информацию и её источники – те, которые обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Современные музыкально-компьютерные технологии очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Материал, относящийся к педагогической сфере компьютерной музыкальной деятельности, находится еще в немалой степени на стадии выявления. Обобщающие его характеристик в исследовательской литературе даются преимущественно с точки зрения общих достоинств — индивидуальный характер обучения, активизация процесса приобретения знаний и навыков, фиксированность полученных результатов, доступность их изменения и т. д. Данный материал, однако, уже и на нынешнем этапе исследования, может быть, подвергнут систематизации соответственно своему музыкальному содержанию.

Плюсы использования компьютерных возможностей на уроках музыки — очевидны. При помощи музыкально-компьютерных технологий, можно обеспечить наглядность в преподнесении любой учебной информации – презентации. Наглядным можно сделать не только занятие, посвященное объяснению музыкального материала, а также использовать их как тренажер, тесты, как источник «нового» в обучении. Музыкально — компьютерные технологии сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников на уроках музыки. Основой развития музыкально — творческого развития детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и тому подобное.

Необходимость исследования проблем использования музыкально-компьютерных технологий в системе музыкального образования обусловлена группой факторов внешних, связанных с общими тенденциями развития общества и системы образования в целом и внутренних, обусловленных специфическими особенностями музыкального обучения и современной музыкальной практики

В связи с тем что на сегодняшний день данные технологии не нашли систематического и целенаправленного применения в музыкальном образовании возникает необходимость в определении научно-методической основы их эффективного использования. Поэтому разработка системы использования музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании и определение педагогических условий их эффективного применения являются актуальными

Степень научной разработанности. Большое количество научных и научно-методических публикаций по использованию музыкально-компьютерных технологий говорит о возросшем в последнее время интересе к их использованию в музыкальном образовании (А.Г. Гейн, И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко, И.В. Заболотская, Р.Х. Зарипов, И.М. Красильников, В.В. Медушевский, Р.Ю. Петелин, Ю.В. Петелин, А.А. Подражанская, А.Б. Родионов, Г.Р. Тараева, А.В. Харуто, В.М. Цеханский и др.).

Однако, по-прежнему, как в теории, так и в практике музыкальной педагогики остается открытым вопрос о возможности использования музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в начальной школе.

Научный поиск решения проблемы направлен на разрешение следующих противоречий:

— между современными требованиями к организации учебного процесса и наличием практического опыта использования музыкально-компьютерных технологий;

— между необходимостью внедрения в учебный процесс музыкально-компьютерных технологий и особенностями их влияния на музыкально-творческое развитие младших школьников.

На основании противоречий можно обозначить проблему исследования: каковы особенности использования современных музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в музыкально-творческом развитии?

Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность использования музыкально-компьютерных технологий в музыкально-творческом развитии младших школьников.

Объект исследования: музыкально-творческое развитие младших школьников на уроках музыки.

Предмет исследования: особенности использования музыкально-компьютерных технологий в музыкально-творческом развитии младших школьников на уроках музыки.

Гипотеза исследования: музыкально-творческое развитие младших школьников на уроках музыки с использованием музыкально-компьютерных технологий будет более эффективно, если:

— разработаны и реализованы в учебном процессе дидактические условия использования музыкально-компьютерных технологий;

— если будут использованы различные формы и методы использования музыкально-компьютерных технологий.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены и решались следующие задачи:

1. изучить особенности использования музыкально-компьютерных технологий в музыкально-творческом развитии младших школьников,

2. определить основные аспекты использования музыкально-компьютерных технологий в учебном процессе на уроках музыки,

3. выявить формы и методы работы с музыкально-компьютерными технологиями в учебном,

4. экспериментальным путем определить эффективность предложенных форм и методов.

Методологическими и теоретическими основами исследования явились:

— исследования компьютерного музыкального творчества (И.М. Красильников, С.В. Пучков, М.Г. Светлов, В.С. Ульянич, И.Р. Черешнюк и др.);

— теоретические и практические разработки в области использования компьютерных технологий в музыке и музыкальном образовании (В.О. Белунцов, И.Б. Горбунова, И.М. Красильников, Р.Ю. Петелин, Ю.В. Петелин, С.П. Полозов, Л.П. Робустова, А.В. Родионов, А.В. Харуто и др.).

Нами проанализированы работы отечественных и зарубежных ученых: монографии, диссертационные исследования, статьи в сборниках научных работ, материалы конференций, периодических печатных изданий, а также публикуемые в сети Интернет научные обзоры электронных конференций, электронных журналов по теме нашего исследования.

Нами использовались следующие методы исследования:

— методы теоретического исследования: изучение и анализ литературы по проблемам информатизации образования, материалов научно-практических конференций и Интернет-ресурсов; изучение педагогического опыта, связанного с использованием музыкально-компьютерных технологий в практике учебного процесса;

— методы эмпирического исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);

— методы математической статистики: качественный и количественный анализ результатов эксперимента.

Теоретическая значимость исследования:

— разработаны формы и методы использования музыкально-компьютерных технологий в музыкально-творческом развитии младших школьников;

— экспериментально доказана эффективность использования музыкально-компьютерных технологий в учебном процессе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в образовательной деятельности, а также в системе повышения квалификации преподавателей.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Процесс музыкально-творческого развития младших школьников на уроках музыки включает в себя: развитие духовного потенциала учащихся на примерах произведений музыкального искусства как формы отражения жизнедеятельности личности и постижения личного смысла музыкальных произведений; использование музыкально-компьютерных технологий, как специальных методов, которые концентрируют коммуникативную функцию музыки и активизируют понимание музыки школьниками; использование продуктивных форм и средств обучения, способных обеспечить творчески деятельностную направленность образовательного процесса.

В рамках исследования музыкально-творческое развитие младших школьников рассматривается как интегрированное образование личностных качеств коммуникативности, эмпатии, креативности и рефлексии, развитие которых обусловлено организацией диалогового процесса взаимодействия с музыкой и ее автором, активностью эстетического переживания музыкальных образов, единством репродуктивных процессов отображения образного содержания музыки и сотворческое процессов его интерпретации, механизмами самопознания собственных музыкальных впечатлений и духовной сущности.

Доказано, что введение музыкально-компьютерных технологий, под которыми понимаются информационные технологии, различные программные и технические средства для наиболее эффективного воздействия на ученика, способствуют повышению интенсивности и эффективности процесса музыкального обучения.

2. Определена структура музыкально-творческого развития младших школьников посредством музыкально-компьютерных технологий, которая включает в себя: информационно — мотивационный, осознанно-когнитивный, аналитико-деятельностный, действенно-рефлексивный компоненты, которые целостно охватывают музыкальное образование.

3. Освещены особенности музыкально-творческого развития младших школьников посредством музыкально-компьютерных технологий, которая охватывает составляющие части процесса формирования исследуемого феномена, как: цель, образовательная среда, методологические подходы, принципы, условия, компоненты, критерии, блоки методов, этапы, мониторинг, содержание которых структурно представлено относительно исследуемой проблемы.

Выделены следующие критерии эффективности использования музыкально-компьютерных технологий в музыкально-творческом развитии младших школьников:

— степень направленности на использование средств мультимедиа в учебно-музыкальной деятельности.

— представление о необходимости их применения в учебно-музыкальной деятельности;

— меру сформированности художественно-музыкальных знаний с использованием мультимедиа, а также знаний существующих мультимедийных учебных средств по музыкальному искусству;

— степень сформированности умений и навыков работы с мультимедийными средствами;

— меру способности к самоанализу и саморазвитию в музыкальной деятельности с привлечением мультимедийных учебных средств с показателями: умение адекватно оценить мультимедийные учебные средства по музыкальному искусству;

— способность к самосовершенствованию в учебно — музыкальной деятельности с использованием мультимедийных средств.

4. Методика формирующего эксперимента исследования осуществлялась в три этапа.

Первый, подготовительный этап формовочной работы развивался по следующим направлениям: мотивация учащихся к учебно-музыкальной деятельности с использованием мультимедийных средств, установление соответствующих приоритетов; адаптация в мультимедийных средствах, расширение масс опыта с музыкального репертуара за счет пополнения собственных информационных достижений; распространение художественно-музыкальных знаний (теоретических сведений о музыкальной культуре) рефлексия собственных возможностей по использованию мультимедийных технологий в учебно-музыкальной деятельности, углубления заинтересованности в повышении собственного уровня музыкально-слушательской самоподготовки (средства музыкальной выразительности, формообразования, развитие музыкального образа, оценка). Подготовительный этап предполагает использование образцов музыкальных произведений, которые дополнялись информацией об авторе музыки, исполнителя, ансамбля и т.п., а также анализом развития и функционирования различных жанров, стилей и направлений музыки.

Второй, информационно-познавательный этап формовочной методики развивался по следующим направлениям: сохранение мотивации по использованию мультимедийных средств в музыкально-слушательской деятельности подростков и привлечения их к приобретению информационной и музыкально-слушательской грамотности; углубление знаний по музыкальному искусству, расширение репертуара со слушания; овладения знаниями, умениями и навыками слушания музыки; критическое осмысление и самооценка собственных достижений, углубления заинтересованности самостоятельной музыкально-слушательской деятельностью.

Третий, активно-творческий этап формовочной методики, развивался по следующим направлениям: совершенствование музыкально-творческой деятельности; применения приобретенных знаний музыкальной культуры; расширение практических умений, рефлексия музыкально-творческой деятельности, углубления интереса к современной музыкальной культуры. Этот этап предусматривает стимулирование у учащихся интереса к разной музыке, формирование у подростков навыков самостоятельно определять жанры, стили и направления прослушанных произведений.

5. Сравнительный анализ результатов констатирующего этапа эксперимента и заключительного мониторинга показал:

— музыкально-компьютерные технологии способствуют обеспечению наглядности;

— помогают в получении новых знаний и их укрепления;

— удобны для активизации познавательной деятельности, развития творческого потенциала учащихся, воспитания их интереса к музыкальной и художественной культуре;

— поддерживают контроль знаний и помогают улучшить процессы понимания и запоминания учебного материала;

— с помощью музыкально-компьютерных технологии учащиеся более сосредоточенно размышляют о музыке, анализируют музыкальные произведения, сопоставляют изобразительные или поэтические аналоги звучащей музыке.

Можно сделать вывод о том, что музыкально-творческое развитие младших школьников на уроках музыки с использованием музыкально-компьютерных технологий более эффективно, если разработаны и реализованы в учебном процессе дидактические условия использования музыкально-компьютерных технологий; использованы различные формы и методы использования музыкально-компьютерных технологий. Тем самым гипотеза исследования доказана полностью.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы музыкально-творческого развития младших школьников в условиях использования музыкально-компьютерных технологий

1.1. Психолого-педагогические аспекты музыкально-творческого развития младших школьников

Всестороннее развитие детей является одним из стратегических направлений современного образования, о важности и актуальности которого свидетельствуют государственные документы. Согласно «Закону об образовании» ведущей задачей образования является создание условий для «всестороннего развития ребенка как целостной личности, ее способностей и дарований, обогащение на этой основе творческого и интеллектуального потенциала народа, формирование гражданина, способного к сознательного общественного выбора»[5, 13].

Как свидетельствуют нормативные документы, всестороннее развитие личности является приоритетным направлением художественно-эстетического образования и воспитания, в сфере которого особое место принадлежит музыкальному искусству. Одним из важнейших направлений этой работы является развитие музыкально-творческих способностей детей.

А. Радынова, Н. Ветлугина отмечается, что музыкальное искусство активизирует творческие способности, помогает формировать художественно-образное мышление и воображение [13,44]. В то же время, синтетическое понятие «музыкально-творческие способности» встречаем лишь в отдельных исследованиях: А. Горожанкин, С. Стадник, Г. Дидыч.

Прежде, чем дать определение понятия «музыкально-творческие способности», рассмотрим отдельно понятие «способности», «творческие способности», «музыкальные способности».

С точки зрения психологии, способности — это индивидуально-психологические особенности, которые являются предпосылкой успешного выполнения определенной деятельности [8].

«Педагогический словарь» определяет способности как «устойчивые индивидуальные свойства человека, которые являются внутренним условием ее успешной деятельности. Способности делятся на общие — такие, которые проявляются во всякой деятельности, и специальные, характерные для определенных ее видов»[3, 135

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы