Магистерский диплом (ВКР) на тему Мотивы вступления в брак супругов в разных типах семей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Проблема мотивов вступления в брак в современной
психологии. 8
1.1. Понятие «мотив» в психологии. 8
1.2. Понятие «супружество» в современной психологии семьи. 17
1.3. Общая характеристика мотивов вступления в брак. 18
1.4. Различия в мотивах вступления в брак супругов из
мегаполисных и городских семей. 18
Выводы по 1 главе. 18
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивов вступления в
брак. 19
2.1. Описание выборки и методов исследования. 19
2.2. Изучение мотивов вступления в брак,
социально-демографических и психологических особенностей супругов из
мегаполисных и городских семей. 19
2.3. Анализ результатов исследования. 19
2.4. Обсуждение результатов исследования. 19
Выводы по 2 главе. 19
Рекомендации. 20
Заключение. 21
Список литературы.. 22
Приложение. 25
Введение:
Актуальность темы исследования: обусловлена, необходимостью научного
осмысления мотивов вступления в брак на современном этапе, когда происходит
интенсификация социальных процессов, наблюдается усложнение брачного отбора и
необходимость корректировки семейной и демографической политики. Браки – это
сложнейший социальный институт, являющийся совокупным результатом
взаимодействия факторов социального, природного, индивидуального и
общественного, единичного и общего характера. Стабильность брака и основанной
на нем семьи в значительной мере будет зависеть от содержания и характера
мотивов заключения брака.
На устойчивость семейных отношений
удовлетворенность браком существенное влияние оказывают мотивы его заключения.
Исследование этих мотивов позволяет выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных
отношений и спрогнозировать их положительный или отрицательный социальный
потенциал.
Формирование мотивов вступления в
брак необходимо рассматривать как длительный процесс, в результате которого
взгляды, установки и ориентации побуждают людей к активизации своей
деятельности в направлении удовлетворения социальных и природных потребностей в
браке. В этом случае представляется естественным, что чем выше степень зрелости
взглядов и установок на брак, тем выше и социальная зрелость порождаемых ими
мотивов.
Исследование этих мотивов позволяет
выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных отношений и
спрогнозировать их положительный или отрицательный социальный потенциал.
Формирование мотивов – это сложный и
длительный процесс, в течение которого в сознании человека складываются
определенные взгляды по вопросам брака и семьи. При этом содержание этих
взглядов определяется характером социально-экономических условий, духовного
потенциала, господствующих традиционных установок и норм поведения. И все это
становится важнейшим исходным фактором, определяющим мотивацию вступления в
брак, прочность и будущей семьи.
Вопросы изучения представлений о
будущей семье, особенности добрачного периода и проблема мотивации заключения
брака нашли отражение в отечественных и зарубежных исследованиях Андреевой Т.
В., Гребенникова И. В., Камневой Н. А., Ковалева С. В., Сысенко В. А., Шапиро
Б. Ю., Эйдемиллера Э. Г., Юстицкиса В. В. и др.
Многочисленные исследования дают
обширный эмпирический материал для направления последующих работы к осознанию
психологических механизмов зарождения будущих семейных отношений и к изучению
проблем современных семей.
В рамках предбрачного периода
наиболее важной темой для изучения представляется мотивация заключения брака —
система мотивов, составляющих конкретную иерархию, где в основе — мотивы
побудители и смыслообразующие мотивы. Сформированность мотивации вступления в
брак является одним из показателей готовности молодых людей к супружеским
отношениям.
Несмотря на то, что задача
подготовки к браку является актуальной и востребованной в обществе, в
психологической науке разработано и произведено малое количество необходимых
исследований. Отмечается относительная скудность новых научных разработок по
проблеме готовности к браку в современных социально-культурных условиях. А
также многие положения, накопленные советской педагогикой в идеологической
системе воспитания семьянина, оказываются сегодня невостребованными.
Анализ научной литературы в
отношении готовности юношей и девушек к браку показывает, что чаще всего она
рассматривается в общем круге вопросов о самоопределении современной молодёжи,
где в большей степени внимание уделяется профессиональной готовности.
Таким образом, существует
противоречие между потребностью в понимании механизма образования брака и
основной мотивацией, благодаря которой молодые люди вступают в брак и малым
количеством исследований готовности молодёжи к вступлению в брак.
Научно-методологическая база:
– исследования, раскрывающие
сущность понятий «мотив», «мотивация», «готовность к браку»;
– исследования социально — психологических и
педагогических факторов, оказывающих влияние на мотивацию к семейной жизни (А.
Адлер, И.В. Гребенников, Я.Л. Коломинский, С.В. Ковалёв, Б.С. Круглов, В.С.
Мухина, Н.Н. Обозов, А.А. Бодалев, И.А. Арабов, Т.И. Юферева
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Проблема мотивов вступления в брак в
современной психологии
1.1. Понятие «мотив» в психологии Проблема
мотивов поведения и деятельности является одной из самых главных в психологии,
именно поэтому ей посвящено большое количество монографий как отечественных
(В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов,
В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, Е.П. Ильин), так и зарубежных авторов
(Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.).
Анализ
исследований упомянутых авторов дает возможность утверждать, что среди ученых
нет единого понимания понятия «мотив». В подтверждение можно привести мнение
Е.П. Ильина, который отмечает, что в качестве мотива называются самые различные
психологические феномены: представления и идеи, чувства и переживания (Л.И.
Божович, 1968); потребности и влечения, побуждения и склонности (Х. Хекхаузен,
1986); желания и хотения, привычки, мысли и чувство долга (П.А. Рудик, 1967);
моральнополитические установки и помыслы (А.Г. Ковалев, 1969); психические
процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов, 1986); предметы
внешнего мира (А.Н. Леонтьев, 1971, 1975); установки (А. Маслоу, 1954); условия
существования (К. Вилюнас, 1990)[1]. Также в качестве мотивов
специалисты выделяют: объект, который отвечает той или иной потребности и
который побуждает и направляет деятельность человека (А.Н. Леонтьев, 1966);
побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин,
1971); интересы, убеждения, стремления; намерения (то, ради чего осуществляется
деятельность) (Л.И. Божович, 1968); внутренняя характеристика структуры
деятельности, новообразования деятельности (А.К. Маркова, 1980); любое
внутреннее побуждение); всякую мотивационную переменную; соображение, по
которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа, 1994).
Таким
образом, все представления о сущности понятия «мотив» можно сгруппировать по
разным основаниям: мотив как побуждение, потребность, цель, намерение, свойство
личности, состояние, формулировка, удовлетворенность. Рассмотрим каждое из этих
представлений.
Мотив
как потребность. В.И. Ковалев называет связи организма с внешней средой
потребностными, имеющими разную степень напряженности (активность и покой,
возбуждение и торможение). Он вводит понятие потребностного цикла как единицы
жизнедеятельности. Началом потребностного цикла является возникновение в
организме дефицита веществ, энергии, информации. Напряжение потребностных
связей со средой есть потребностное возбуждение. Потребностное возбуждение в
его отношении к последующей деятельности есть потребностное побуждение[2].
Мотив
как цель (предмет удовлетворения потребности) рассматривает С.Л. Рубинштейн,
когда говорит о том, что предметы становятся объектами желаний и возможными
целями действий субъекта и когда включает их в практическое осознание своего
отношения к потребности[3].
Мотивы
как устойчивые свойства (личностные диспозиции) чаще встречаются в западной
психологии: устойчивые (диспозиционные) и переменные факторы мотивации (М.
Мадсен), устойчивые и функциональные переменные (Х. Мюррей), личностные и
ситуационные детерминанты (Дж. Аткинсон). Авторы отмечают, что устойчивые
характеристики личности обусловливают поведение и деятельность в такой же
степени, как и внешние стимулы. Личностные диспозиции (предпочтения,
склонности, установки, ценности, идеалы) должны принимать участие в
формировании конкретного мотива.
Также в психологической
науке мотив рассматривается как состояние (Р.А. Пилоян, Дж. Гилфорд, Р.
Хилгард, А.М. Мейерович), как формулировка [1] Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы
[Текст] / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2000. – 512 с. – (Серия «Мастера
психологии»). [2] Ковалев, В. И. Мотивы труда и
адаптация рабочих [Текст] / В. И. Ковалев, Н. А. Сырникова // Психол. журн. –
1985. – Т. 6. – № 6. – С. 49–59 [3] Рубинштейн, С. Л. Основы общей
психологии [Текст] : учеб. пособие для высш. пед. учеб. завед. и ун-тов / С. Л.
Рубинштейн. – 2-е изд. – М. : Учпедгиз, 1946. – 704 с.