Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Мониторинг качества образования

Магистерский диплом (ВКР) на тему Мониторинг удовлетворённости учащимися выбора профильного класса.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы мониторинга удовлетворенности учащихся выбором профильного класса 7

1.1. Профильный класс в сфере образования: функции, субъекты 7

1.2. Мониторинг: сущностные характеристики 12

Выводы по первой главе 18

Глава 2. Практика реализации мониторинга удовлетворенности учащихся выбором профильного класса 20

2.1. Нормативно-правовое сопровождение мониторинга удовлетворенности учащихся выбором профильного класса 20

2.2. Эффективность мониторинга удовлетворенности учащихся выбором профильного класса (на примере МОУ Лицей №1) 25

Выводы по второй главе 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В виду резко возрастающей безработицы процесс выбора профильных классов для последующего повышения готовности к трудоустройству у учащихся средних общеобразовательных школ приобретает особое значение.

Представляется, что изучение мониторинга удовлетворённости учащимися выбора профильного класса в дальнейшем позволит сформировать адекватную систему средств противодействия ситуации, в которой выбравшие профессию выпускники школ достаточно быстро в ней разочаровываются, равно как и в своих способностях.

Положение в обществе, сложившееся в связи с увеличением безработицы в стране, в том числе – и в среде выпускников средних общеобразовательных школ, побуждает автора данного исследования найти надлежащие пути оказания помощи данной социально незащищённой категории населения, своевременной поддержки юных граждан России в такой чрезвычайно трудной жизненной ситуации.

Именно поэтому представляется обстоятельством принципиальной важности своевременно освоить алгоритм проведения мониторинга удовлетворенности учащихся выбором профильного класса, результаты которого будут способствовать внесению своевременных корректив в случае необходимости.

Понимается, что продолжение пандемии коронавируса может и в дальнейшем существенно способствовать последующей растущей безработицы в рядах выпускников средних общеобразовательных школ.

В свою очередь, данное обстоятельство может содействовать существенному увеличению числа лиц, прибегающих к помощи со стороны государственных и муниципальных учреждений, чья деятельность прямо или косвенно направлена на поддержку безработных граждан.

Опять-таки, для того чтобы этого не происходило, либо, в крайнем случае, происходило как можно реже, представляется необходимым очень внимательное проведение мониторинга удовлетворенности учащихся выбором профильного класса.

Соответственно, в дальнейшем при этом будет затрагиваться значительно более широкий круг выпускников средних общеобразовательных школ, чья готовность к трудоустройству, а также к нахождению высокооплачиваемой работы будут требовать соответствующего внимания со стороны государственных и муниципальных органов.

Однако и этот аспект работы также будет представлять интерес для развития социальной работы, поэтому нам представляется необходимым обязательно коснуться и данного вопроса.

Гипотеза исследования: Мониторинг удовлетворенности учащихся выбором профильного класса будет эффективным, если:

 будет проводиться с учетом сущностных характеристик этого мониторинга;

 будут учтены функциональные особенности всех субъектов профильного обучения;

 будет обеспечено нормативно-правовое сопровождение мониторинга.

Цель исследования: изучить алгоритм проведения мониторинга удовлетворенности учащихся выбором профильного класса.

Объект исследования: Организация работы с учащимися профильных классов.

Предмет исследования: Организация мониторинга удовлетворённости учащихся выбором профильного класса.

Задачи исследования:

1. Конкретизировать функции субъектов профильного класса в сфере образования;

2. Выявить сущностные характеристики мониторинга удовлетворенности учащихся выбором профильного класса;

3. Систематизировать нормативно-правовое сопровождение мониторинга удовлетворенности учащихся выбором профильного класса;

4. Определить эффективность мониторинга удовлетворенности учащихся выбором профильного класса (на примере МОУ Лицей №1 г. Волжского).

Методология исследования. В. Аверкин, С. Аверкина и Е. Карданова изучили мониторинг развития в рамках региональной системы управления образованием. Л. Н. Авлишина и А. Е. Луковников исследовали принципы деятельности службы мониторинга учебно-воспитательного процесса.

Л. М. Булдыгина и О. Г. Красношлыкова изучили пути реализации мониторинга как средство управления профессиональным развитием педагогов. Т. И. Галкина исследовала пути осуществления мониторинга образовательной деятельности в школе.

Н. В. Ковалева исследовала пути реализации мониторинга экономики образования. Г. Коннычева определила особенности мониторинга образовательного процесса. Б. Куприянов уделил внимание мониторингу деятельности классных руководителей.

А. С. Курбанов и А. Ф. Костенко изучили основы мониторинга концепции инновационного развития образовательного процесса. Помимо этого, многие другие исследователи также уделили внимание данной тематике.

Информационная база исследования: МОУ Лицей №1 г. Волжского.

Эмпирическая база исследования: МОУ Лицей №1 г. Волжского.

Практическое значение работы состоит в том, что материалы данного исследования могут быть использованы на территории всей страны при составлении программ проведения мониторинга в средней общеобразовательной школе.

Общее описание структуры работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе данного исследования была достигнута его цель: изучен алгоритм проведения мониторинга удовлетворенности учащихся выбором профильного класса. Для достижения данной цели были решены следующие задачи работы:

1. Конкретизированы функции субъектов профильного класса в сфере образования.

2. Выявлены сущностные характеристики мониторинга удовлетворенности учащихся выбором профильного класса.

3. Систематизировано нормативно-правовое сопровождение мониторинга удовлетворенности учащихся выбором профильного класса.

4. Определена эффективность мониторинга удовлетворенности учащихся выбором профильного класса (на примере МОУ Лицей №1 г. Волжского).

В процессе решения первой задачи по выявлению сущностных характеристик мониторинга удовлетворенности учащихся выбором профильного класса стала очевидной следующая их последовательность, включающая в себя объект и субъект мониторинга, диагностику, систематические наблюдения и периодический контроль, анализ и оценку состояния исследуемого объекта, прогноз его изменений и возможную коррекцию, а также разработку комплекса действий по развитию.

В ходе решения второй задачи по определению функций субъектов профильного класса в сфере образования было выяснено, что ключевые функции классных руководителей профильных классов как субъектов профильного обучения состоят в организации условий обучения и контроле над качеством контакта обучающихся, учителей и родителей в данном процессе.

В свою очередь, функции учителей состоят собственно в преподавании профильных дисциплин и контроле качества усвоения обучающимися учебного материала, выполнения ими домашних, лабораторных, контрольных работ, а также работ иных видов. Наконец, функции обучающихся профильных классов состоят в изучении учебных дисциплин, предназначенных для освоения в профильном классе и самоконтроля в ходе учебной деятельности.

Функции родителей обучающихся профильных классов как субъектов профильного обучения состоят в контроле над выполнением своими детьми домашних заданий, посещения уроков, лабораторных и практических занятий.

В процессе решения третьей задачи по систематизации нормативно-правового сопровождения мониторинга удовлетворенности учащихся выбором профильного класса стало известно, что в его состав входят законодательные акты федерального и регионального уровня, а также локальные акты МОУ «Лицей №1 городского округа город Волжский Волгоградской области».

Наконец, в ходе решения четвёртой задачи по определению уровня эффективность мониторинга удовлетворенности учащихся выбором профильного класса появилась возможность убедиться в том, что внесение корректив в процесс профильного обучения, проводимого в МОУ «Лицей №1 городского округа город Волжский Волгоградской области», не требуется, поскольку для подавляющего большинства учащихся характерна общая удовлетворенность выбором профильного класса.

Объектом данного исследования явилась организация работы с учащимися профильных классов. В свою очередь, предметом данного исследования стала организация мониторинга удовлетворённости учащихся выбором профильного класса.

В ходе исследования подтверждена выдвинутая в нём гипотеза: Мониторинг удовлетворенности учащихся выбором профильного класса будет эффективным, если:

– будет проводиться с учетом сущностных характеристик этого мониторинга;

– будут учтены функциональные особенности всех субъектов профильного обучения;

– будет обеспечено нормативно-правовое сопровождение мониторинга.

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:

Именно благодаря осуществлению мониторинга, проводимого в образовательном процессе современного образовательного учреждения, становится возможным совершенствование деятельности отдельных структурных элементов данного образовательного учреждения.

Кроме этого, благодаря осуществлению мониторинга появляется возможность постепенно и последовательно усовершенствовать все аспекты деятельности данного образовательного учреждения согласно современным требованиям.

Прямым следствием осуществления мониторинга в одном из функциональных подразделений образовательного учреждения является выработка алгоритма улучшения деятельности данного учреждения в том или ином отношении.

Программа развития учреждения также формируется и осуществляется на основании данных, которые сформированы на основе результатов проведения мониторинга, поочерёдно касавшегося различных сфер деятельности данного учреждения.

На данном основании следует отметить, что стремление коллектива образовательного учреждения регулярно совершенствовать свою деятельность в различных направлениях должно быть сопряжено с потребностью в проведении регулярных мониторингов.

На профильное обучение, проводимое в рамках образовательных программ средних общеобразовательных школ, в настоящий момент возлагаются достаточно большие надежды со стороны выпускников, их родителей, школьных учителей, администрации средних общеобразовательных школ, а также профессорско-преподавательского состава вузов Российской Федерации.

При этом понимается, что правильный выбор выпускником профильного класса сможет в значительной мере прояснить, действительно ли у него существуют чётко определенные наклонности и предрасположенность к обучению в рамках данного профиля.

Прохождение каждым выпускником столь немаловажного этапа своего развития, как обучение в профильном классе средней общеобразовательной школы, может позволить ему достаточно четко убедиться в том, что его решение выбрать тот или иной профиль не является спонтанным, а также обусловленным внешними причинами.

К числу таких причин следует отнести хорошо сложившиеся отношения с преподавателем того или иного учебного предмета, а также присутствие друзей и товарищей в выбранном классе, что делает обучение более комфортным и интересным.

Однако при смене учителя общеобразовательной школы на представителя профессорско-преподавательского состава, выбранного вуза стиль общения и изложения учебного материала может существенно измениться, и, тем более, учиться станет сложнее.

Товарищи по классу тоже могут выбрать для поступления иные вузы, и их присутствие рядом также перестанет относиться к числу ключевых мотивов для обучения по профилю, который был с ними общим, что также поможет изменить отношение к предмету.

Поэтому для каждого выпускника средней общеобразовательной школы представляется целесообразным выбирать именно такой профиль обучения, который обусловлен результатами глубокий диагностики и мониторинга, подтверждающегося безошибочность выбора.

Нормативно-правовое сопровождение мониторинга удовлетворенности учащихся выбором профильного класса подразделяется на три последовательных уровня. При этом профильное обучение, которое проводится в рамках образовательных программ средних общеобразовательных школ, также как и собственно мониторинг удовлетворенности учащихся выбором профильного класса, нормативно обеспечено на федеральном, региональном и локальном уровнях.

Федеральные законодательные акты при этом призваны обеспечить общие условия протекания образовательного процесса в профильных классах, которым могут быть либо удовлетворены, либо не удовлетворены их учащиеся.

В свою очередь, региональные законодательные акты при этом призваны обеспечить соответствие местных возможностей органичной совокупности задач профильного обучения, результатами которого также могут быть либо удовлетворены, либо не удовлетворены учащиеся профильных классов.

Наконец, локальные акты МОУ «Лицей №1 городского округа город Волжский Волгоградской области» направлены на формирование системы профильного обучения, предназначенной для того чтобы вызвать полное удовлетворение учащихся профильных классов.

С другой стороны, следует понимать, что собственная удовлетворенность учащихся профильных классов качеством совершенного ими ранее выбора профильного класса продолжает оставаться исключительно субъективной величиной.

Даже если учащемуся нравится собственно процесс обучения в том или ином профильном классе, возможность напрямую соприкасаться с редким и дорогостоящим оборудованием, машинами, механизмами, программно-аппаратными симуляторами и другими средствами обучения, это не может гарантировать высокой профессиональной пригодности данного выпускника в будущем.

Поэтому наряду с мониторингом удовлетворенности учащихся

выбором профильного класса следует также запрограммировать и проведение мониторинга качества образования, которое получит каждый учащийся профильного класса.

Мониторинг удовлетворенности учащихся выбором профильного класса, проведенный в МОУ «Лицей №1 городского округа город Волжский Волгоградской области», показал свою высокую эффективность.

Внесение корректив в процесс профильного обучения, проводимого в МОУ «Лицей №1 городского округа город Волжский Волгоградской области», не требуется, поскольку для подавляющего большинства учащихся характерна общая удовлетворенность выбором профильного класса.

Данные учащиеся не видят никаких поводов для сомнений в том, что в процессе обучения в профильном классе им действительно удастся подготовиться к будущей профессии, а также в дальнейшем и получить данную профессию.

Им представляется, что обучение в профильном классе позволит раскрыть свои способности, узнать свои наиболее явные возможности и получить знания, полезные для всей последующей жизни, связанной с любимой профессией.

Подавляющее большинство старшеклассников связывает свои будущие профессиональные планы со специальными предметами, которые изучают в рамках профильного обучения, поскольку собираются работать по данному профилю.

Они убеждены в том, что знания, умения и навыки, получаемые по профильным предметам, понадобятся им во время обучения в техникуме, колледже, вузе, а также в жизни в целом, независимо от изначально выбранной профессии.

В большинстве своем учащиеся профильных классов довольны объёмом знаний, полученным по профильным предметам, но некоторые из них также отдают себе отчет в том, что это лишь первоначальный этап их накопления.

Родители большинства учащихся профильных классов ответственно и заинтересованно относятся к обучению в профильном классе, и считают, что это поможет их детям как можно лучше подготовиться к будущей трудовой деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы мониторинга удовлетворенности учащихся выбором профильного класса

1.1. Профильный класс в сфере образования: функции, субъекты

Профильные классы в средней общеобразовательной школе формируются в десятом-одиннадцатом классах. На данный момент профильное обучение, которое проводится в старших классах, является доступным в каждой московской школе.

Профильные классы предполагают углубленное изучение отдельных предметов программы общего основного образования средней общеобразовательной школы. Например, в химико-биологическом классе профильными учебными дисциплинами являются химия и биология, в то время как в информационно-технологическом классе ими станут информатика и математика, а в экономическом так будут изучаться математика и обществознание [6].

Наиболее распространенные в настоящий момент профили обучения в средней общеобразовательной школе таковы:

 физико-математический;

 химико-биологический;

 информационно-технологический;

 социально-экономический;

 гуманитарный;

 лингвистический;

 художественно-эстетический.

Также в последнее время абсолютно во всех московских школах достаточно активно развиваются так называемые в образовательной среде высокотехнологичные профили обучения в средней общеобразовательной школе [5].

Так, например, под эгидой Департамента образования Правительства города Москвы действуют достаточно популярные и востребованные программы «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе».

В рамках вышеуказанных программ средние общеобразовательные школы столицы нашей Родины получают лабораторное оборудование, которое предназначается для углубленного изучения профильных курсов химии и физики [15].

Уровень изучения таких профильных предметов при этом вполне сравним с оборудованием университетских лабораторий. Обучение в столь нестандартных условиях традиционно проходит совместно с базовыми техническими и медицинскими вузами.

Обучение в таких профильных классах включает в себя элективные курсы, хорошо организованный процесс профориентации, проведение многочисленных экскурсий на профильные предприятия, а также регулярное участие в мероприятиях для абитуриентов.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории [27].

Переход к профильному обучению в средних общеобразовательных школах преследует следующие основные цели:

1. Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов, которые включены в программу полного общего образования.

2. Создать условия для существенной дифференциации содержания процесса традиционного обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями, которые предлагаются для построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

3. Способствовать установлению для представителей разных категорий обучающихся равного доступа к полноценному образованию, который может осуществляться в соответствии с их способностями, а наряду с этим – также с индивидуальными склонностями и потребностями.

4. Расширить возможности социализации обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы, обеспечить преемственность, которая должна существовать между общим и профессиональным образованием.

5. Существенно более эффективно подготовить всех без исключения выпускников средней общеобразовательной школы к полноценному и своевременному освоению программ высшего профессионального образования.

В настоящее время в современных российских вузах сформировалось устойчивое мнение о том, что представляется необходимым осуществление дополнительной специализированной подготовки выпускников для поступления в вузы [14].

Большинство старшеклассников склонно полагать, что существующее в настоящий момент образование далеко не всегда предоставляет возможность для успешного обучения в вузе, вместе с этим – также для построения дальнейшей карьеры.

В сложившейся к настоящему моменту ситуации представляется необходимой разработка мер, которые могли бы способствовать введению профильного обучения, должным образом организованного на старшей ступени общего образования.

Следует отметить, что необходимым условием для полноценного создания образовательного пространства, которое могло бы способствовать самоопределению каждого обучающегося основной ступени, видится целесообразным назвать введение в современных образовательных учреждениях предпрофильной подготовки [26].

Зачисление в профильные классы средних общеобразовательных школ проводится на основе результатов ОГЭ [13].

В качестве субъектов профильного обучения должны рассматриваться классные руководители профильных классов, работающие в этих классах учителя, обучающиеся, а также их родители, заботящиеся о будущем своих детей [50].

Ключевые функции классных руководителей профильных классов как субъектов профильного обучения состоят в организации условий обучения и контролем над качеством контакта обучающихся, учителей и родителей в данном процессе.

В свою очередь, функции учителей профильных классов как субъектов профильного обучения состоят собственно в преподавании профильных дисциплин и контроле качества усвоения обучающимися учебного материала, выполнения ими домашних, лабораторных, контрольных работ, а также работ иных видов.

Функции обучающихся профильных классов как субъектов профильного обучения состоят в изучении учебных дисциплин, предназначенных для освоения в профильном классе и самоконтроля в ходе учебной деятельности.

Функции родителей обучающихся профильных классов как субъектов профильного обучения состоят в контроле над выполнением своими детьми домашних заданий, посещения уроков, лабораторных и практических занятий [12].

Таким образом, на основе исследования, проведённого в первом параграфе первой главы данной работы, представляется целесообразным сделать следующие выводы о том, что на профильное обучение, проводимое в рамках образовательных программ средних общеобразовательных школ, в настоящий момент возлагаются достаточно большие надежды со стороны выпускников, их родителей, школьных учителей, администрации средних общеобразовательных школ, а также профессорско-преподавательского состава вузов Российской Федерации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы