Магистерский диплом (ВКР) на тему Модель управления формированием критического мышления в системе дополнительного образования на примере МБОУ СОШ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.
Сущность понятия «критическое мышление»
1.2.
Способы формирования критического мышления
1.3.
Анализ опыта формирования критического мышления в дополнительном образовании
ГЛАВА
2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА
ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ №5
2.1.
Общая характеристика образовательной организации. организационная
структура МБОУ СОШ №5
2.2.
Организация исследования сформированности критического мышления субъектов
образовательного процесса
2.3.
Анализ результатов проведенных исследований по сформированности критического
мышления
ГЛАВА
3. МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
3.1.
Ролевая игра как способ формирования критического мышления обучающихся в
системе дополнительного образования
3.2.
Система взаимодействия для формирования критического мышления субъектов
образовательного процесса
3.2.
Управление процессом формирования критического мышления участников
образовательного процесса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Направление
работы: Данная работа направлена на изучение модели управления формированием
критического мышления в системе дополнительного образования на примере МБОУ
СОШ, представляющей значительный интерес для исследований в направлении «Управление в
образовании».
Актуальность
темы исследования. На современном этапе развития
информационного общества остро возникает потребность формирования критического
мышления подрастающей личности. Для того чтобы ребенок мог приспособиться к
меняющейся среде современного мира, ему необходимо иметь набор жизненных
навыков, включающий в себя навыки общения, аналитики и решения проблем. И
потому формирование критического мышления является одной из приоритетных задач
современной образовательной системы, в частности, в системе дополнительного
образования. Одним из основных институтов общества, который помогает людям
получить эти навыки, есть школа и система дополнительного образования.
Умение
критически мыслить является ценным умением для человека XXI века, вынужденного
практически непрерывно находиться под информационным давлением и
многочисленными попытками информационного манипулирования сознанием, в
коммуникационных контактах с другими людьми и т.д. Способность к критическому
мышлению – это один из ключевых компонентов формирования всесторонне развитого
и компетентного человека. Ведь цель модели управления формированием
критического мышления в системе дополнительного образования – развитие
мыслительных навыков учащихся, которые необходимы как в обучении, так и в
повседневной жизни; формирование личности, готовой к жизни в постоянно
меняющемся мире, способной к анализу и осмыслению информации, различных сторон
процессов и явлений, обучению и самосовершенствованию, принятию эффективных
решений.
Степень
разработанности темы. Над концептуальными положениями и
научно-методическим обеспечением педагогической инноватики по развитию
критического мышления активно работают многие ученые И.О. Авдонина [1], Е.А. Агафонова [2], Т.К. Габидулин [12], Е.А. Дудина [17], Л.А. Лахотюк [25], И.В. Муштавинская [31], Ю.А. Шурыгина [50] и другие. Теоретики и практики
психолого-педагогической науки считают, что новое в педагогике – это не только
идеи, подходы, методы, технологии, которые еще не использовались, но и тот
комплекс элементов педагогического процесса, позволяющий эффективно решать
задачи развития и саморазвития личности.
Проблема
в основе работы: дальнейшее, всё более углублённое
изучение модели управления формированием критического мышления в системе
дополнительного образования.
Цель
работы: создание системы управления взаимодействием субъектов
образовательного процесса для эффективного формирования критического мышления.
Задачи
работы:
1.
Раскрыть сущность понятия «критическое мышление».
2.Систематизировать
способы формирования критического мышления.
3.
Проанализировать опыт формирования критического мышления в дополнительном
образовании.
4.
Провести анализ практики формирования критического мышления в дополнительном
образовании на примере МБОУ СОШ №5.
5.
Разработать систему управления взаимодействием субъектов образовательного
процесса для эффективного формирования критического мышления.
Объект
работы: формирование критического мышления субъектов
образовательного процесса
Предмет
работы: система управления взаимодействием для формирования
критического мышления субъектов образовательного процесса.
Методологическая
основа работы: в основу данного исследования положены
работы таких исследователей, как Г.А. Аванесов, Д.И. Аминов, Ю.М. Антонян, М.И.
Арсеньева, М.М. Бабаев, Р.А. Базаров, В.И. Белослудцев, Л.И. Беляева, Ю.Д.
Блувштейн, Н.И. Ветров, Л.Д. Гаухман, В.В. Гербеев, А.А. Герцензон,
К.К. Горяинов, В.И. Гладких, А.И. Долгова, В.Д. Ермаков, Е.С. Жигарев, К.Е.
Игошев, Г.И. Забрянский, В.Н. Зырянов, К.Е. Игошев, В.И. Игнатенко, Ю.А.
Кашуба, И.И. Карпец, С.Я. Лебедев, В.М. Литвишков, В.М. Мельникова, Г.М.
Миньковский, Л.П. Николаева, B.C. Овчинский, Э.Ф. Побегайло, В.А.
Плешаков, Г.М. Попова, И.П. Портнов, В.П. Ревин, А.А. Рябис и другие.
Методы
исследования: анализ научной литературы, синтез,
сравнение, сопоставление, обобщение, библиографический метод.
Структура
работы. Структурно работа состоит из введения, трёх глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Сущность понятия «критическое мышление» Российское общество на
современном этапе развития характеризуется расширением информационного
пространства, при этом огромный поток информации, поступающий извне, должен
быть проанализирован и интерпретирован с точки зрения здравого смысла.
Государство ставит задачу
воспитания критически мыслящего человека, способного конструктивно думать,
системно анализировать, умеющего видеть проблему и рационально ее решать. В
связи с этим, одним из приоритетных направлений образования является развитие
критического мышления у субъектов образовательного процесса.
В контексте данной работы считаем
целесообразным рассмотреть сущность понятия «мышление».
Мышление всегда было и в
настоящее время остается предметом изучения многих дисциплин: философии,
логики, педагогики, психологии, физиологии, кибернетики и т.п. Анализ
философской литературы показал, что, несмотря на огромный промежуток времени,
некоторые размышления древних философов перекликаются с мнениями многих
современных исследователей о природе мышления.
Современные авторы определяют
мышление как высшую форму отражения действительности в психике, идеальную
деятельность, результатом которой является объективная истина.
Таким образом, мышление возникает
и развивается вместе с практической деятельностью человека на основе
чувственного познания. Мышление заключается в отражении сущности предметов и
процессов, происходящих в объективном мире. Оно является одним из весомых компонентов
сознания человека, его абстрактно-рациональной, интеллектуальной способностью,
которая тесно связана с эмпирическими наблюдениями.
Мышление имеет
общественно-исторический характер, ведь оно не может существовать вне социума,
вне языка, без накопленных человечеством знаний и наработанных им способов
мыслительной деятельности (логических операций).
Задачи, которые человек ставит
перед собой, своим мышлением, порождены социальными условиями, в которых он
существует. А. Брушлинский отмечал, что мышление является социально
обусловленным, неразрывно связанным с речью психическим процессом самостоятельного
поиска и открытия человеком нового во время опосредованного, обобщенного
отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе
практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за ее
пределы, стремящийся к креативному [Цит. по: 28].
Мышление дает возможность
раскрывать не только сущность явлений, фактов, но и находить причины и факторы
их истоков, предусматривать следующие действия.
Поэтому можно сказать, что оно
является движением идей, раскрывает сущность вещей, а результатом мышления
является не образ, а некоторая мысль. Это позволило определить мышление как
высший познавательный процесс, представляющий собой порождение нового знания,
активную форму творческого отражения и преобразования человеком
действительности. Мышление создает такой результат, который не существует ни в
действительности, ни в сознании субъекта. В отличие от восприятия, оно выходит
за пределы чувственного данного, расширяет познание.
Ретроспективный анализ развития
научной мысли в понимании человеческого мышления показал, что, несмотря на
более 2500-летнюю традицию изучение сущности этого феномена, он остается одним
из наименее исследованных и противоречивых явлений.