Магистерский диплом (ВКР) на тему Модель совершенствования государственного управления в системе основного общего образования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 8
1.1. Цель, задачи и
функции образования в РФ.. 8
1.2. Система основного
общего образования. 17
1.3. Понятие и
сущность государственного управления в сфере образования. 21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 28
2.1 Особенности
государственного управления системой основного общего образования. 28
2.2. Критерии оценки качества системы основного общего образования. 46
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА
МОДЕЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ. 49
3.1. Проблемы
модернизации российского образования. 49
3.2. Модель по совершенствованию управления основного общего образования 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ.. 71
Введение:
Актуальность
темы исследования. Начавшиеся в нашей стране в середине 80-х годов XX века
коренные социально-экономические и политические преобразования наибольшее
влияние оказали на систему образования. Поначалу попытки «перестроечного»
реформирования образовательного пространства, затем — формирование рыночного
механизма регулирования общественных отношений, привели к необходимости
коренной трансформации как самой системы общего образования, так и управления
его развитием. С самого начала общественных преобразований в нашей стране
начали создаваться законодательно-правовые, экономические,
административно-управленческие основы развития образовательной системы в
условиях перехода общества на рыночные механизмы функционирования экономики и
демократическую организацию политической жизни.
С развитием децентрализации
государственного управления, которое привело к возрастанию экономической и
политической самостоятельности регионов, значительная часть обязательств и
полномочий по управлению образованием была передана на места, сформировались
региональные образовательные системы, основанные на соответствующем правовом,
административном и общественно-политическом обеспечении. В регионах возникли
свои отлаженные образовательные структуры, появилось соответствующее
законодательство, начали создаваться и реализовываться оригинальные
образовательные программы.
Рыночная
конкуренция, возникшая в нашей стране, позволяет развиваться не только
государственным и муниципальным структурам образования, но и создает
возможность развития негосударственного образования, являющегося составной
частью образования в целом, и ставшего объективной реальностью, которую
невозможно игнорировать при осуществлении целенаправленной социальной политики
российского государства. При этом, как показывает отечественная практика и
зарубежный опыт, негосударственное образование является не случайным и не
переходным, а закономерным структурным элементом всей системы образования. Во
многом негосударственное среднее образование также нуждается в регулировании на
уровне муниципального района.
В связи с
этим актуальным является теоретико-методологический анализ развития среднего
образования на уровне муниципального района с позиции социологии, который
предполагает не только определение его понятия, сущности, структуры и функций,
но и исследование основных тенденций и противоречий его развития для разработки
управленческих решений по его оптимизации. Своевременность и злободневность
исследования проблемы управления образованием на муниципальном уровне
определяется не только большой теоретической и общественной значимостью
рассматриваемой темы, но и недостаточным уровнем его научной разработанности,
особенно — в ф социологических исследованиях, что послужило основанием для
выбора темы диссертации.
В
современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора
формирования нового качества экономики и общества, проявляется ведущая роль
умственной деятельности, а значит, приоритетным становится образование высокого
уровня. Роль образования на современном этапе развития России определяется
задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, рыночной
экономике, необходимостью преодоления отставания страны от мирового уровня.
Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего
современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в
тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них
источником обеспечения необходимого кадрового ресурса.
Система
образования, являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного
устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических для страны
задач, как: повышение уровня благосостояния граждан; обеспечение социальной
стабильности, развития институтов гражданского общества; обеспечение
безопасности граждан и государства; сохранение социально-культурной целостности
и этно-национальной идентичности российского общества; обеспечение потребности
рынка труда в квалифицированных кадрах; участие в развитии национальной
инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.
Степень
разработанности проблемы. Научное исследование управления образованием на
уровне муниципального района имеет в Российской Федерации хорошо сложившиеся
традиции. Начиная с эпохи перестройки и реализации первых радикальных реформ
образования в нашей стране, специалисты различных социально-гуманитарных и
социально-управленческих дисциплин интенсивно разрабатывали теоретические и
прикладные проблемы развития общего образования. Интерес к процессам
государственного управления сферой образовательных услуг проявляют многие
исследователи. Теоретико-методологической основой исследования послужили работы
Атаманчука Г.В., Братановского С.Н., Вердиева Д.М., где они раскрывают вопросы,
касающиеся непосредственно государственного управления образованием на всей территории
Российской Федерации. В свою очередь, такие авторы как Васильев А.А., Ершов
В.А. и Гордеева О.В. в своих трудах изучают и описывают управление
государственными услугами не только в масштабе всей страны, но и на
региональном и муниципальном уровнях.
Методологическую
основу исследования составили следующие исходные положения: теории управления
социальными (образовательными) организациями; идеи о ведущей роли целеполагания
в управлении процессами и системами; концепция программно-целевого ресурсного управления,
предполагающая достижение целей с оптимальными затратами всех видов ресурсов.
Одним из
наиболее эффективных подходов к управлению образованием в последнее время стало
управление по целям. Во второй половине 90-х годов получила распространение
концепция «организационного развития». Ее практико-ориентированная
направленность позволила констатировать главные причины неудач в результатах
образования. По мнению ученых и педагогической общественности, одна из них
заключалась в недостаточной управленческой компетентности педагогических кадров
и в отсутствии эффективной системы оценки учреждений образования.
Ситуация в
управлении существенно изменилась с принятием в 1992 году Закона РФ «Об
образовании», которым устанавливалось новое разграничение компетенции органов
управления образованием различных уровней. Закон обусловил необходимость
интенсивного опережающего развития управления образованием. Ведущей тенденцией
этого процесса является определение эффективности и качества управления.
Объект
исследования – система основного общего образования.
Предмет
исследования: государственное управление в сфере основного общего образования.
Цель: на
базе правовых актов исследовать особенности государственного управления в сфере
основного общего образования в Российской Федерации и предложить модель его совершенствования.
Задачи:
— рассмотреть
цель, задачи и функции образования в РФ;
— изучить
систему основного общего образования;
— раскрыть
понятие и сущность государственного управления в сфере образования;
—
проанализировать особенности государственного управления системой основного
общего образования;
— определить
критерии оценки качества системы основного общего образования;
— выявить
проблемы модернизации российского образования;
— предложить
модель по совершенствованию управления основного общего образования.
В работе
использовались следующие методы исследования: эмпирические
методы исследования, такие как метод анализа документов – метод систематического
анализа, направленный на получение информации, значимой для целей исследования.
Данный метод использовался при извлечении информации об изучаемом объекте. Метод изучение и обобщение опыта
позволил выявить актуальные научные проблемы, создать основу для изучения системы
основного общего образования в рамках государственного управления.
В рамках магистерского исследования
метод изучения и обобщения опыта позволил выявить, проанализировать и
разработать предложения по изменению системы основного общего образования на
основе изученного опыта.
Теоретические
методы исследования: системный метод. В рамках магистерского исследования системный метод
позволит представить образование как сложную систему, выявить внутренние
проблемы и противоречия, рассмотреть данную систему во взаимосвязи с другими
общественными институтами. Сравнительный
метод будет применен при изучении системы основного общего образования.
Научная
новизна заключается в том, что рассматриваются основные вопросы по управлению
сферой образования. Изучаются механизмы воздействия сферы образования на
человека и общество в целом.
Теоретическая
значимость работы заключается в том, что описаны предложения по
оптимизации структуры основного общего образования, которые могут стать основой
для дальнейших исследований и конкретных предложений.
Практическая
значимость исследования заключается в выявлении недостатков как в
правовом регулировании образовательных отношений в сфере образования, так и в
правовом регулировании образовательной деятельности соответствующих учреждений.
Цель и задачи исследования определили структуру
работы, которая представлена введением, тремя главами, заключением и списком
использованных источников.
Заключение:
Образование
— это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,
общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином
(обучающимся) установленных государством образовательных уровней
(образовательных стандартов).
Задачи
образования включают: реализацию потребностей каждого человека в
образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения
страны; приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с
образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами
отечественного и международного права; подготовку новых поколений граждан к
жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его
социокультурных, научных и технологических достижений; социальную интеграцию
различных групп общества независимо от их этнической принадлежности,
психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических
убеждений; обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере
образования; формирование и развитие единого образовательного пространства
России на федеральном и мировом уровнях.
В ходе
работы было установлено, что управление образованием — это целенаправленная
деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению
организации, функционирования и развития системы образования. Управление
образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий
для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их
деятельности и контроль над результатами образования.
Правовой
основой управления в сфере образования является Конституция Российской
Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О
высшем и послевузовском профессиональном образовании», другие федеральные
законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и
иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области
образования.
Система
образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих
элементов: 1) образовательных программ и государственных образовательных
стандартов различного уровня и направленности; 2) сети реализующих их
образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов
и видов; 3) органов управления в области образования и подведомственных им
учреждений и организаций.
В целом
предложенная законодателем «модель» оптимизации контроля и надзора над
качеством образования является шагом вперед в дальнейшей реализации
административной реформы и модернизации российской системы образования.
Практической реализацией изменений в законодательство должно стать создание и
эффективное формирование системы контроля и надзора, обеспечивающей высокое
качество образования в Российской Федерации. Несмотря на такой оптимистический
прогноз, основываясь на существующей практике в данной сфере, следует более
четко определить некоторые технико-процедурные вопросы реализации положений
законодательства. В связи, с чем предстоит разработать достаточно объемную
нормативную «базу», которая будет служить мощным «рычагом» в деятельности
специализированных государственных институтов, направленную на решение
актуальных задач, стоящих перед современным образованием.
Одной из
задач в совершенствовании действующей системы образования Российской Федерации
названа разработка таких механизмов управления системы образования, которые
сочетали бы правовые, экономические и информационные методы и обеспечивающие
самостоятельность образовательных учреждений и других организаций системы
образования. И, будем надеяться, что проходящая в настоящее время программа
достигнет поставленных задач и в нашей стране будет сформирована полноценная и
эффективная система управления образованием.
Анализ,
проведенный в данном исследовании, позволяет сделать вывод, что современная
правовая система России нуждается в систематизации и совершенствовании
образовательного законодательства.
Именно
систематизация законодательства позволит решить проблемы государственного
управления в сфере образования и регулирования контроля над законностью в
государственном управлении в сфере образования.
Это
обосновано тем, что проведенный анализ позволил выявить недостатки как в
правовом регулировании образовательных отношений в сфере образования, так и в
правовом регулировании образовательной деятельности соответствующих учреждений,
в частности, заключающиеся в: значительных противоречиях в регулировании
образовательных отношений законодательными актами федерального уровня;
дублировании норм Закона «Об образовании» в иных законах и подзаконных
нормативных правовых актах; декларативности законодательства об образовании;
пробелах в законодательном регулировании образовательных отношений.
В работе по
упорядочению и совершенствованию законодательства об образовании необходимо
использовать все основные виды систематизации — учет, инкорпорацию,
консолидацию и кодификацию.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Цель, задачи и функции образования в РФ Образование
есть неотъемлемый атрибут человеческого бытия. Оно возникает одновременно с
появлением человека разумного, системой культурного воспроизводства и
развивается на протяжении всей истории человеческой цивилизации, оказывая
существенное влияние на прогресс общественного устройства.
Приоритет
образования в государственной политике ведет к осознанию ценностей образования,
но он еще далеко не завершен. Однако задачи социокультурной и политической
модернизации, выхода из тупиков сциентизма, интеграции в мировое сообщество и
сохранение национальных традиций, а также решения многих других острейших
проблем, обуславливают необходимость скорейшего осмысления обществом и
государством значимости образования как важнейшего механизма этой модернизации.
В этой связи исследователи вновь и вновь обращаются к анализу феномена
образования, стремятся расширить и уточнить наши представления о нем, сделать
его понимание созвучным современным научным представлениям о целях, задачах и
перспективах воспитания и обучения подрастающего поколения.
Современная
интерпретация понятия «образование» восходит к западноевропейской классической
интеллектуальной традиции. Образование, трактуемое как процесс и результат
становления нового явления, качества, как формирование чего- либо по заданному
образцу, соответствует немецкому Bildung, производному от Вild – образ, который
содержит в себе одновременно значение образа (Vorbild) и слепка, отображения
(Nachbild).
Истоки понятия «образование», под которым
подразумевался процесс становления человека, обретение им человеческого образа,
своими корнями уходят в античные времена, к древнегреческой пойдейе. В этот
термин