Магистерский диплом (ВКР) на тему Миграционные процессы стран центральной Азии: на примере Узбекистана
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика миграционных процессов стран центральной Азии 6
1.1. Понятие и сущность миграционных процессов 6
1.2. Факторы, влияющие на развитие миграционных процессов в странах центральной Азии 16
Глава 2. Специфика миграционных процессов в Республике Узбекистан 27
2.1. Динамика миграционных процессов в Республике Узбекистан 27
2.2. Условия развития миграционных процессов в Республике Узбекистан 34
2.3. Проблемы управления миграционными процессами в Республике Узбекистан 38
2.4. Направления совершенствования управления миграционными процессами в Республике Узбекистан 46
Глава 3. Тенденции развития миграционных процессов в Республике Узбекистан 50
3.1. Социальные и экономические последствия миграционных процессов в Республике Узбекистан 50
3.2. Влияние миграционных процессов на геополитическую обстановку в Центральной Азии 55
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 73
Введение:
Актуальность темы исследования. Регион Центральной Азии на протяжении ряда десятилетий является одним из значимых геополитических и стратегических регионов для таких сильных игроков как Россия, США, Китай, Европейский союз и др. До момента распада СССР этот регион не рассматривался многими западными игроками в качестве особой сферы продвижения своих интересов, так как его территории находились в составе Советского Союза.
После распада СССР и образования новых государств — Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан — Центральная Азия стала привлекать к себе все больший интерес многих мировых лидеров. Имея выгодное географическое положение и богатый ресурсный потенциал, Центральная Азия продолжает представлять интерес для ведущих, а также для региональных государств, заинтересованных в получении альтернативных источников сырья, рынков сбыта, определенных сфер торговли, а также возможность ограничения геополитических стремлений России по возрождению регионального присутствия
в ЦА .
Различные сферы деятельности и происходящие в них процессы оказывает свое воздействие на миграцию населения, которая может происходить как внутри страны, так и в мировом масштабе. Миграционные процессы могут быть связаны с экономическими, политическими и социальными проблемами. В свою очередь, в современных условиях развитие миграционных процессов приводит к изменениям социально-экономической, политической и демографической обстановки в государстве.
Одной из важнейших задач любого государства является создание системы административно-правового регулирования процесса миграции, прежде всего для того, чтобы избежать или свести к минимуму нелегальную миграцию. Для этого в стране на уровне государства необходимо реализовывать миграционную политику, которую нужно строить на четких критериях и требованиях, при этом максимально исключая разнообразные риски, связанные с проблемой нелегальной миграции и вопросами трудоустройства мигрантов.
Проблемность развития вынужденной миграции связана с тем, что многие прибывшие иностранные граждане отказываются от постановки на учет по той причине, что не владеют необходимыми знаниями и не прошли медицинское освидетельствование. К сожалению, с каждым годом постепенно увеличивается теневая миграция, что негативно отражается на реализации миграционной политики.
В Узбекистане начиная с 1996 г. проводилась политика импортозамещения и сильного государственного вмешательства в экономику в целях ускорения структурной перестройки и индустриального развития страны. Суть такой политики заключалась в широком использовании административных инструментов управления экономикой в целях индустриализации и структурной перестройки экономики.
Для этого широко использовались такие административные инструменты перераспределения ресурсов, как режим валютного рационирования, регулирование цен, установление государственных заказов на производство «стратегических товаров», высокие налоговые ставки, т.д. Ограничение конкуренции и монополизация товарных рынков, высокие издержки ведения бизнеса, незащищенность прав собственности не позволяли создавать конкурентоспособные производства.
Невероятные по размерам налоговые, кредитные и таможенные льготы, высокий уровень монополизма на товарных рынках стимулировали неэффективность, коррупцию и вывоз капитала. Как результат, к концу 2016 г. экономическая ситуация в Узбекистане характеризовалась крайне низким уровнем экономической эффективности и низким уровнем доходов на
Заключение:
Подводя итоги, можно сформулировать следующие выводы.
Центральная Азия сегодня – это регион, включающий в себя развивающиеся государства, сталкивающиеся с объемным комплексом проблем, подрывающих стабильность региона в целом. Важным является то, что за 30 лет независимости страны региона так и не смогли создать четкой системы коллективных действий в обеспечении безопасности своих национальных интересов и границ.
В краткосрочной и среднесрочной перспективе, учитывая нехватки рабочих мест на внутреннем рынке труда Узбекистана и низкий уровень заработной платы, трудовая миграция и денежные переводы останутся одним из способов преодоления бедности и снижения социального напряжения среди уязвимых слоев населения, источником валютных поступлений и стабильности национальной валюты, что особенно важно в условиях возрастающего внешнего долга, фактором расширения спроса со стороны населения и темпов роста экономики. Учитывая эти обстоятельства, правительством Узбекистана принимаются меры поддержки трудовых мигрантов и членов их семей, усиления гарантий надежной социальной и правовой защиты как на территории страны, так и за ее пределами, активно развивается сотрудничество с зарубежными странами в области трудовой миграции, особенно с Российской Федерацией.
Формирование ЕАЭС, способствуя развитию внешнеэкономических связей между его членами и ускорению темпов экономического роста в этих странах, увеличивает спрос на рабочую силу, что благоприятно сказывается на возможностях устроиться на работу в странах ЕАЭС рабочим мигрантам из Узбекистана. С другой стороны, принимаются меры по формированию единого рынка труда в рамках ЕАЭС и происходит постепенное ужесточение условий пребывания трудящихся-мигрантов из третьих стран. в том числе и из Узбекистана, на рынке труда России. Продолжающийся процесс усложнения получения допуска к осуществлению трудовой деятельности трудовых мигрантов из третьих стран на рынке труда в России снижает конкурентоспособность рабочих мигрантов из Узбекистана по сравнению с мигрантами из стран-членов ЕАЭС и снижает потоки трудовых мигрантов из Узбекистана в Россию.
Проблемы у трудовых мигрантов из Узбекистана в России усугубляются:
а) низкой квалификацией и отсутствием соответствующих навыков, необходимых работодателю в принимающей стране, у большинства мигрантов,
б) отсутствием у мигрантов свободы действий в вопросах внутренней мобильности и выборе работы в принимающей стране,
в) отсутствием у большинства трудовых мигрантов достойных условий для проживания в принимающей стране,
г) двойственная позиция российского общества по поводу отношений с мигрантами и т.д.
Миграция рабочей силы является объективной необходимостью как для развития экономики Узбекистана, так и экономики России. В этой связи правительства двух стран должны развивать тесное сотрудничество в данной сфере с целью создания благоприятных условий для осуществления временной трудовой деятельности граждан Узбекистана на территории России в рамках правового механизма. Это требует дальнейшего укрепления и координации по вопросам миграции и принятия комплекса мер, направленных на повышение квалификации, мобильности и свободы действий трудящихся-мигрантов, улучшение их бытовых условий, экономического и социального положения.
Создание высокопроизводительных рабочих мест является ключом к экономическому росту и повышению уровня жизни. Из моделей экономического роста известно, что для обеспечения устойчивого роста доходов населения и уровня жизни на основе роста накопления, повышения прибыльности и конкурентоспособности, необходимо добиваться опережающих темпов роста производительности труда по сравнению с заработной платой. Данный принцип является основополагающим для развитых стран. Согласно данным международной статистики, в экономически развитых странах норматив прироста заработной платы в среднем составляет 0,6-0,7% на каждый процент прироста производительности труда (0,8 — в Германии, 0,7 — Великобритании, 0,6 — США и Японии). Однако в странах с транзитной экономикой зачастую рост заработной платы опережает прирост производительности труда, основываясь на принципе социальной защиты и поддержания уровня жизни населения.
Данная тенденция наблюдается и в Узбекистане (см.рис.2.2.8.), в других странах СНГ, включая Россию и Беларусь. Так, в Узбекистане тренд производительности труда имеет прямую корреляцию с трендом роста ВВП, имеет аналогичную тенденцию (участки падения и роста) с трендом ВНД на душу населения. Однако, рост заработной платы опережает прирост производительности труда в течении всего исследуемого периода, что является сдерживающим фактором роста уровня жизни.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая характеристика миграционных процессов стран центральной Азии
1.1. Понятие и сущность миграционных процессов
Миграционное движение населения и рабочей силы является одним из заметных факторов, оказывающих влияние на текущее и перспективное состояние национального и региональных рынков труда. Одной из форм миграционного движения рабочей силы является межрегиональная трудовая миграция. По данным обследований рабочей силы Росстата, число выезжающих на работу в другой субъект РФ, постоянно растет .
Миграция сегодня прямо или опосредованно связана с поиском возможностей достойного трудоустройства . Вместе с тем, в научной литературе остается дискуссионным вопросом в сфере определения понятия «миграция». Во-первых, миграцию рассматривают как некоторое движение части населения. Указанного подхода придерживается Н.В. Полякова, по мнению которой миграция – «движение населения, отличающееся общественной значимостью» . Предложенная автором интерпретация миграции не отражает ее сущность, что не позволяет исследователям выделить ее отличительные черты.
Во-вторых, миграцию рассматривают с точки зрения межтерриториального характера перемещения. Так, О. Попова понимает мод миграцией «территориальное перемещение мигрантом» . Отличительной особенностью предложенного понятия является то, что миграция совершается в разных территориальных пространствах. Однако, О. Попова не раскрыла целевую направленность такого перемещения.
В-третьих, миграция – перемещение граждан, целью которого является смена места жительства. Так, например, В. Волох утверждает, что миграция населения представляет собой «перемещение граждан, приводящее к смене его места проживания» . Можно согласиться с определением, предложенным автором, по той причине, что мигрант всегда меняет свое место жительство. Однако, недостатком рассматриваемого подхода является отсутствие указания цели смены жительства. Так, например, ФЗ от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах» определяет цель прибытия иностранного гражданина в Россию: опасение стать жертвой преследований; не может пользоваться защитой государства, гражданином которого является. В соответствии с Соглашением стран СНГ от 24.09.1993 г. «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» к таким целям относятся совершение в отношении иностранного