Магистерский диплом (ВКР) на тему Международные и внутригосударственные механизмы защиты прав человека в Судане
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Защита прав человека в Судане в правозащитных структурах ООН.. 9
1.1.
Деятельность Совета по правам человека ООН (спец докладчики) 9
1.2.
Договорные органы ООН по защите прав человека. 26
Глава 2.
Национальные и региональные механизмы защиты прав человека в Судане 40
2.1.
Африканская комиссия по права человека и суд. 40
2.2.
Деятельность национальных правозащитных институтов. 49
Заключение. 68
Список
использованных документов и литературы.. 74
Введение:
Свобода,
справедливость и мир во всем мире основаны на признании достоинства, присущего всем
людям и их равных и неотъемлемых прав. Это заявление в преамбуле Декларации прав
человека означает, что права человека служат защите и поощрению достоинства людей
во всем мир[1]е.
Права человека можно рассматривать как правовую кодификацию концепции человеческого
достоинства. Несмотря на различные региональные представления и аргументы, касающиеся
культурного релятивизма, концепция человеческого права и их универсальность являются
общепризнанными, хотя их всегда следует рассматривать в их конкретном контексте.
Актуальность
рассмотрения выбранной темы обусловлены тем, что права человека как правовая концепция
и кодификация человеческого достоинства появились в Африке с опозданием. Его эволюцию
на этом континенте следует рассматривать на фоне динамичного развития прав человека
в рамках системы рганизации Объединенных Наций
и международного права,
хотя импульс этой эволюции обусловлен борьбой внутри африканских государств в колониальную
эпоху и после обретения независимости[2].
Анализируя
этот вопрос, можно отметить, что роль Организации африканского единства (ОАЕ) и
ее преемника, Африканского Союз (АС), также должен быть признан здесь. С момента
создания ОАЕ в 1963 году на первый план вышли несколько организаций, инструментов
и механизмов, направленных на поощрение и защиту прав человека в Африке. Принятие
Африканской хартии прав человека и народов в 1981 году считается важной вехой в
этом отношении, равно как и создание Африканской комиссии по правам человека и народов.
Права человека отстаивает и Африканский суд по правам человека и народов. Кроме
того, региональные экономические сообщества создали свои собственные организации
и инструменты, направленные на поощрение прав человека в своих соответствующих регионах.
Эти региональные и континентальные положения не должны затушевывать тот факт, что
любое государство в мире считается главным действующим лицом в деле поощрения и
защиты прав человека: эталоном любого цивилизованного общества считается приверженность
государств защите достоинства своих граждан[3].
Несмотря
на консенсус, достигнутый, среди прочего, на международных форумах мирового сообщества,
в научной литературе, что африканские системы защиты прав человека слабы и неэффективны,
необходимо признать тот факт, что существует система защиты прав человека. Однако
такие системы должны быть эффективными и политически беспристрастными[4].
Целью
данной работы является анализ международных и внутригосударственных механизмов защиты
прав человека в Судане.
Для
достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1.
Изучить роль Совета по правам человека ООО в деятельности по защите прав человека
в Судане.
2.
Исследовать деятельность договорных органов ООН по защите прав человека.
3.
Провести анализ роли Африканской комиссии по правам человека и Африканского суда
по правам человека и народов.
4.
Охарактеризовать деятельность национальных правозащитных институтов в Судане.
Объектом
исследования в рамках настоящей работы является защита прав человека в Судане. В
качестве предмета работы выступает совокупность международных и внутригосударственных
механизмов защиты прав человека в Судане.
Источниковой
базой работы послужили несколько типов источников:
1.
Конвенции и иные международные нормативные акты, изданные при ООН и направленные
на защиту прав человека (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании
за него[5], Международная конвенция о
ликвидации всех форм расовой дискриминации[6], Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах[7], Международный пакт о гражданских
и политических правах[8], Конвенция о неприменимости
срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности[9], Международная конвенция о
пресечении преступления апартеида и наказании за него[10], Конвенция о ликвидации всех
форм дискриминации в отношении женщин[11], Конвенция против пыток и
других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания[12], Конвенция о правах ребенка[13], Международная конвенция о
защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей[14], Конвенция о правах инвалидов[15], Международная конвенция для
защиты всех лиц от насильственных исчезновений[16]).
2.
Факультативные протоколы к международным нормативным актам, направленным на защиту
прав человека (Первый Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских
и политических правах[17], Второй Факультативный протокол
к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену
смертной казни[18],
Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин[19], Факультативный протокол к
Конвенции о правах ребенка, касающийся вовлечения детей в вооруженные конфликты[20], Факультативный протокол к
Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской
порнографии[21],
Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов[22], Факультативный протокол к
Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах[23], Факультативный протокол к
Конвенции о правах ребенка, касающийся процедуры сообщений[24]).
3.
Региональные нормативные акты, направленные на защиту прав человека в африканских
странах (Африканская хартия прав человека и народов (Банжульская хартия)[25], Протокол к Африканской хартии
прав человека и народов о правах женщин в Африке (Протокол Мапуту)[26]
Говоря
о степени научной разработанности проблемы, можно охарактеризовать ее как недостаточную.
Основные препятствия концептуального и политико-правового характера
в деле полного приведения национальной правовой системы и правоприменительной практики
государства в соответствие с требованиями современного международного права в сфере
защиты прав человека на примере европейских стран рассматривали А. А. Клишас[27] и А. Х.
Абашидзе[28].
Механизмы защиты прав человека в Африке изучали А. М. Солнцев, Д. М. Базадзе[29]. Акценты
на изучении механизмов защиты прав женщин в Африке делала в своих исследованиях
Самаке Ава[30],
защиту прав человека в образовательной сфере на территории Судана анализировал М.
Ф. Массуд[31].
Попытку анализа прав и свобод человека в контексте международного
права предприняли Г. Ичханова и Д. Козахметова[32]. В работе
излагаются различные точки зрения ученых, рассматривается механизм защиты прав человека
и вопросы его эффективности. Развитие международного сотрудничества в области прав
человека создает новые проблемы, которые необходимо проанализировать. Это касается
содержания принципа уважения прав человека как новой отрасли международного права,
связанной с международным сотрудничеством в области прав человека. Сравнительный
анализ деятельности международных контрольных органов, созданных в соответствии
с соглашениями по правам человека, позволяет обосновать концепцию международных
мер содействия выполнению этих международных соглашений. К аналогичному выводу приходит
и В. В. Чуксина, которая рассмотрела правозащитную деятельность
различных типов национальных институтов по содействию и защите прав человека, проанализировав
роль и формы участия данных институтов в системе защиты прав человека на внутригосударственном
и международном уровнях[33]. При этом, как справедливо
отмечают В. Хазова и Т. Клыга, проблемы прав, свобод и обязанностей человека продолжают
сохраняться во многих странах мира[34], что обуславливает потребность
ее исследования в современных реалиях на примере отдельных стран.
Научная
новизна данного исследования состоит в комплексном анализе совокупности реализации
международных и внутригосударственных механизмов защиты прав человека в Судане.
Хронологические
рамки исследования представлены 1948 – 2021 годами. Нижняя хронологическая рамка
исследования обусловлена датой принятия Всемирной декларации прав человека. Верхняя
хронологическая рамка исследования связана с датой написания настоящего исследования.
Характеризуя
методологическую основу исследования, необходимо отметить, что при написании работы
использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Данная
работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения,
списка использованных источников и литературы. [1] См.: The
Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms was
drawn up within the Council of Europe. It was opened for signature in Rome on 4
November 1950 and entered into force in September 1953. [2] См.: Гавердовский А.С.
Имплементация норм международного права. Киев: Вища школа, 1980. – 320 с. [3] См.: Фицпатрик К. Опыт
американского права защитного движения// Российский бюллетень по правам
человека.- М.: Мемориал. 1991189 с. [4] См.: Игнатенко Г.В., Тиунов О.М.
Международное право. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа Норма-Иифра,
1999. 584 с. [5] Конвенция о предупреждении
преступления геноцида и наказании за него ООН 1948 г. — 2003 г. [6] Международная
конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации ООН 1966 г. — 1977 г. [7] Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах ООН 1966 г. — 1986 г. [8] Международный пакт о гражданских и
политических правах ООН 1966 г. — 1986 г. [9] Конвенция о неприменимости срока
давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности ООН 1968
г. [10] Международная
конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него ООН 1973 1974
г. 1977 г. [11] Конвенция о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин ООН 1979 г. [12] Конвенция против
пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов
обращения и наказания ООН 1984 1986 г. [13] Конвенция о правах ребенка ООН
1989 г. 1990 г. 1990 г. [14] Международная конвенция о защите
прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей ООН 1990 г. [15] Конвенция о правах инвалидов ООН
2006 г. 2007 г. 2009 г. [16] Международная конвенция для защиты
всех лиц от насильственных исчезновений ООН 2006 г. , [17] Первый Факультативный
протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах ООН 1966 г. [18] Второй Факультативный протокол к
Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на
отмену смертной казни ООН 1989 г. [19] Факультативный протокол к
Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин ООН 1999 г. [20] Факультативный протокол к
Конвенции о правах ребенка, касающийся вовлечения детей в вооруженные конфликты
ООН 2000 г. 2002 г. 2005 г. [21] Факультативный протокол к
Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и
детской порнографии ООН 2000 г. — 2004 г. [22] Факультативный протокол к
Конвенции о правах инвалидов ООН 2006 г. — 2009 г. [23] Факультативный протокол к
Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах ООН 2008
г. [24] Факультативный
протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся процедуры сообщений ООН 2011
г. — Права человека в Судане. [25] Африканская
хартия прав человека и народов (Банжульская хартия) Африканский союз 1981 г.
1982 г. 1986 г. [26] Протокол к Африканской хартии прав
человека и народов о правах женщин в Африке (Протокол Мапуту) Африканский союз
2003 г. 2008 г. [27] См.: Абашидзе А. Х., Клишас А. А.
Защита прав и свобод человека в соответствии с международно-правовыми
стандартами в условиях новых реалий глобализирующегося мира // Вестник РУДН. –
2013. — №2. – С. 251-255. [28] См.: Абашидзе А. Х. Защита прав человека в ЕСПЧ :
практическое пособие. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. –
97 с. [29] См.: Солнцев А. М., Базадзе Д. М.
Субрегиональные механизмы защиты прав человека в Африке // Африка в поисках
источников мира и развития. Ежегодник – 2013. — М. : Изд-во РУДН, 2013. — С.
116-134. [30] См.: Самаке Ава.
Международно-правовая защита прав женщин в Африке : диссертация … кандидата
юридических наук. — Москва, 2015. — 178 с. [31] См.: Массуд М. Ф.
Реализация программ образования в области прав человека в авторитарном Судане
// law & society review. – Hoboken (new Jersey), 2011. – Vol. 45, n 1. – p.
1–32. [32] См.:
Ichshanova G., Kozhakhmetova D. An international – legal mechanism of
protection of human rights // World Science. – 2016. – Vol. 3. – P. 6-9. [33] См.: Чуксина В. В. Национальные
правозащитные институты в контексте взаимодействия внутригосударственных и
международных механизмов защиты прав человека // Известия Байкальского
университета. – 2011. — №4. – С. 158 – 162. [34] См.: Хазова В., Клыга Т.
Международно-правовая охрана и защита прав человека // Мониторинг
правоприменения. – 2012. – С. 54-57.
Заключение:
Защита
неприкосновенности человеческого достоинства во всем мире является конечной целью
концепции прав человека. Права человека считаются и официально признаются универсальными
– независимо от их происхождения или культурного проявления.
Однако
история и опыт показывают, что уважение достоинства и прав человека нельзя воспринимать
как должное: их необходимо постоянно воспитывать и энергично охранять.
Именно
на этом фоне осуществляется деятельность Совета по правам человека ООН. Ее содержание
вытекает из убежденности в том, что, помимо ряда средств, правовые инструменты и
институты может способствовать продвижению прав человека.
Права
человека как правовая концепция появились в Африке относительно поздно. Совокупность
действий Организации Объединенных Наций (ООН), международного права и Африканского
союза, безусловно, внесли свой вклад в создание системы прав человека в Африке,
что положительно и неизбежно повлияло на продвижение прав человека и правосудия.
Тем не менее некоторые из обещаний, данных в отношении обеспечения таких прав в
соответствии с глобальными, континентальными, региональными и национальными правовыми
документами, остались невыполненными.
Поэтому
в рамках данной работы при анализе международных и внутригосударственных механизмов
защиты прав человека в Судане отражено текущее состояние африканской системы защиты
прав человека и различные правовые инструменты, институты и механизмы, имеющиеся
в ее распоряжении. В данной работе с юридической точки зрения кратко излагаются
достигнутые успехи и проблемы, с которыми приходится сталкиваться, когда речь заходит
об уважении прав человека в Африке в целом и в Судане в частности.
Республика
Судан является государством в север-восточной Африке граничит с семью странами.
Проблемы с реализацией международных и внутригосударственных механизмов защиты прав
человека в Судане обострились в так называемый переходный период. В настоящее время
в эту систему включены Законодательный совет и судебная власть: Конституционный
суд, Верховный суд, Кассационный суд, Общественный суд, Окружные суды, городские
и сельские суды
Судан
является членом ряда международных организаций, наиболее влиятельными из которых
являются ООН, Африканский союз, Организация исламского сотрудничества (ОИС), Движение
неприсоединения «Семейство» ООН: Международная организация труда, ЮНЕСКО, Международная
организация развития, Международный фонд, Международный суд ООН, сельскохозяйственного
развития, Высший комиссариат по проблемам беженцев и др.
Международные
правозащитные организации и иностранные правительства сообщают, что с момента прихода
к власти правительства Башира в 1989 году оно систематически совершало целый ряд
нарушений прав человека в отношении лиц, подозреваемых в диссидентской политической
деятельности. Суданская правозащитная организация была насильственно распущена в
июле 1989 года, а десятки политиков, адвокатов, судей и учителей были арестованы.
Согласно отчету Амнистии за февраль 1991 года Международные произвольные аресты
по-прежнему были частыми, по меньшей мере 40 политических заключенных с серьезными
заболеваниями не получали медицинской помощи, более 200 политических заключенных
содержались под стражей более года без предъявления обвинений, пытки были обычным
явлением, а некоторые политические заключенные были казнены без суда и следствия
после судебных процессов, в ходе которых обвиняемым не предоставлялась возможность
представить какую-либо защиту.
Сочетание
политических, социальных и экономических проблем отрицательно сказалось на ситуации
с правами человека в Судане. Страна пострадала от двух длительных гражданских война
с южным Суданом который отделился в 2011 году и война которому началась в Дарфуре,
южном Кордофане и Голубом Ниле. В 2003 году погибли более 400 тысяч человек и 11
миллион человек по-прежнему остаются перемещенными лицами в регионе и зависят от
гуманитарных организаций. На это основании можно отметить, что проблемы в соблюдении
прав человека до сих пор не закончились полностью.
Наиболее
значимые проблемы в области прав человека включают внесудебные казни; пытки, избиения,
изнасилования и другие жестокие или бесчеловечные виды обращения или наказания задержанных
и заключенных; произвольные задержания силами безопасности; суровые и опасные для
жизни условия содержания в тюрьмах; ограничения свободы выражения мнений, печати,
собраний, ассоциаций, религии и передвижения; запугивание и закрытие правозащитных
и неправительственных организаций (НПО); отсутствие ответственности в случаях насилия
в отношении женщин, включая изнасилования и калечащие операции на женских половых
органах/обрезание (КЖПО/С); использование детей-солдат; торговля людьми; криминализация
однополого поведения с суровым наказанием; отказ работникам в праве вступать в независимые
профсоюзы; и детский труд.
Правительственные
органы не расследовали нарушения прав человека со стороны Национальной службы разведки
и безопасности (НСБ), вооруженных сил или любого другого подразделения служб безопасности,
за редкими исключениями, касающимися Суданских Вооруженных сил (СВС). Правительство
не выплатило адекватной компенсации семьям жертв расстрелов во время протестов в
сентябре 2013 года, не обнародовало результаты своего расследования и не привлекло
к ответственности сотрудников службы безопасности. Безнаказанность остается проблемой
во всех подразделениях сил безопасности и правительственных учреждениях.
В
районах внутреннего конфликта в Дарфуре и в этих Двух районах силы безопасности,
военизированные формирования и повстанческие группировки продолжали совершать убийства,
изнасилования и пытки гражданских лиц. Местные ополченцы сохраняли значительное
влияние благодаря широко распространенной безнаказанности. Поступали сообщения о
том, что как проправительственные, так и антиправительственные ополченцы грабили,
насиловали и убивали мирных жителей. Межобщинное насилие, порожденное землевладением
и нехваткой ресурсов, привело к большому числу жертв, особенно в Восточном, Южном
и Северном Дарфуре. В период с января по октябрь поступило 34 сообщения о межобщинных
столкновениях, по сравнению с 24 в 2016 году. Похищения также рассматривались как
прибыльный бизнес как ополченцами, так и различными племенами Дарфура. В Абъее межплеменной
конфликт между Нгок — Динкой и Миссерией лежал в основе большинства нарушений прав
человека. Отчеты было трудно проверить из-за ограниченного доступа. В октябре правительство
начало кампанию по разоружению, начав с этапа добровольного разоружения, а затем
с этапа принудительного. Не было никаких известных расследований или судебных преследований,
связанных с нарушениями прав человека.
К
сожалению, правительство не принимает во внимание обещания перед международным сообществом
и не соблюдает международные обязательства и пакты, ратифицированные Суданом, «подтверждая,
что» за последние три десятилетия правительство совершало все формы нарушений прав
человека.
Международные
организации также призывают Судан к справедливости для жертв конфликта, но пока
ситуация остается без изменений. Можно наблюдать аресты политиков, активистов, студентов
и правозащитников, а также нарушения, связанные со свободой выражения мнений, вмешательство
в журналистскую деятельность и конфискацию газет после их печати в качестве карательной
и дисциплинарной меры, не говоря уже о дискриминационных законах в отношении меньшинств
и женщин и лишении их многих прав. Международное сообщество постоянно задает вопросы
Судану. Ответы на эти вопросы апеллируют к религиозному законодательству, от которого
нельзя отказаться.
Между
тем, после декабрьской революции 2019 года, в Судане к власти пришло гражданское
правительство, которое создало конституционный документ, отменивший некоторые исламские
законы и дискриминационные законы в отношении меньшинств и женщин, а также и создания
необходимых механизмов для улучшения ситуации с правами человека в стране. После
того в Судане была проведена национальная федеральная конституционная конференция.
Затем на совместном заседании Совета суверенитета и Совета министров получили одобрение
два законопроекта о присоединении к Конвенции против пыток и Конвенции для защиты
всех лиц от насильственных исчезновений.
Это является большим шагом на пути к построению нового Судана и совершенствованию
существующих механизмов защиты прав человека в стране на международном и внутригосударственном
уровне.
Однако,
несмотря на прогресс, достигнутый в области политики и развития в области законодательства,
Судан по-прежнему сталкивается с огромными проблемами в области прав человека, процесс
демократизации в целом остается под угрозой.
После
мирного соглашения в революционный период остаются вопросы о более широком процессе
правосудия в Судане. Как известно многим из тех вопросов мониторинга, которые связаны
с правосудием в Судане, Международный уголовный суд сыграл важную роль в попытках
привлечь к ответственности за преступления, совершенные во время конфликта в Дарфуре,
который начался в 2003 году. Али Кушайб, бывший высокопоставленный командующий Ополченцы
«Джанджавид» был арестован. Он попал под стражу по решению международного уголовного
суда в июне 2020 года. Суд выдал ему ордер на арест тринадцать лет назад, в 2007
году, за военные преступления и преступления против человечности, предположительно
совершенные в Дарфуре. Международный уголовный суд обвинил 51 человек, президента
Судана Омара аль-Башира в массовых убийствах, преступлениях против человечности
и военных преступлениях.
Судан
пытается создать местные, региональные и смешанные многосторонние трибуналы, являющиеся
отличительной особенностью процесса правосудия переходного периода под руководством
местных органов власти и международного уголовного суда.
В
связи с этим можно сформулировать предложение о внесении изменений в законодательство
Судана и не опущение повторения подобных преступлений в будущем, что должно гармонично
сочетаться с реформами правовых институтов и законодательной власти Судана для повышения
эффективности реализации международных и внутригосударственных механизмов защиты
прав человека в Судане.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Защита прав человека в Судане в правозащитных структурах
ООН 1.1. Деятельность Совета по правам человека ООН (спец докладчики) Совет
по правам человека ООН учредил комиссию по правам человека в Судане на срок не более
одного года по 23 марта 2016 года по резолюции 31/20[1], а затем продлил ее мандат
еще на один год в 2017 году (в рамках резолюции 34/25[2]), в 2019 году (в рамках резолюции
40/19[3]), и в 2020 году (в рамках резолюции
43/27[4]). После сорок шестой сессии
в марте 2021 года Совет продлил мандат Комиссии еще на один год в резолюции 46/23[5].
Комиссия
представила свой первый доклад Совету по правам человека в марте 2017 года, за которым
последовало интерактивное обсуждение с государствами. На тот момент в состав Комиссии
входили Ясмин Сука (ЮАР), Годфри Мусила (Кения) и Кен Скотт (США).
В
настоящее время членами Комиссии являются Ясмин Сука (Председатель, Южная Африка),
Эндрю Клэпхем (Великобритания и Швейцария) и Барни Афако (Уганда).
Мандат
Комиссии состоит в том, чтобы определять и сообщать факты и обстоятельства, собирать
и сохранять доказательства и разъяснять ответственность за предполагаемые грубые
нарушения и злоупотребления правами человека и связанные с ними преступления, включая
сексуальное и гендерное насилие и этническое насилие, с целью положить конец безнаказанности
и обеспечить подотчетность. [1] Resolution
adopted by the Human Rights Council on 23 March 2016 — 31/20. – URL:
https://ap.ohchr.org/documents/dpage_e.aspx?si=A/HRC/RES/31/20. [2] Situation
of human rights in Sudan. – URL:
https://ap.ohchr.org/documents/dpage_e.aspx?si=A/HRC/RES/34/25. [3] Situation of human rights in Sudan.– URL:
https://ap.ohchr.org/documents/dpage_e.aspx?si=A/HRC/RES/40/19 [4] Resolution
adopted by the Human Rights Council on 22 June 2020. – URL:
https://undocs.org/A/HRC/RES/43/27/ [5] Resolution
adopted by the Human Rights Council on 24 March 2021. – URL:
https://undocs.org/A/HRC/RES/46/23/