Магистерский диплом (ВКР) Юриспруденция Международное право

Магистерский диплом (ВКР) на тему Международно-правовые аспекты защиты дипломатических агентов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. МЕЖДУНАРОДНО- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
СТАТУСА ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ АГЕНТОВ.. 8

1.1. Понятие «дипломатический агент»,
статус и функции дипломатических агентов  8

1.2. Правовые основы деятельности
дипломатических агентов. 19

ГЛАВА II. ИММУНИТЕТЫ И ПРИВИЛЕГИИ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ АГЕНТОВ   27

2.1. Неприкосновенность
дипломатического агента и имущества. 27

2.2. Защита дипломатических агентов
от посягательств. 41

2.3. Ограничения свободы при
передвижении дипломатических агентов. 51

ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ АГЕНТОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.. 57

3.1. Анализ правоприменительной
практики в сфере защиты дипломатических агентов. 57

3.2. Направления совершенствования
защиты дипломатических агентов. 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ.. 76

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Среди основных форм установления, а также поддержания официальных
отношений на межгосударственном уровне в рамках действия норм международного права,
практики международного сотрудничества следует назвать дипломатические и обязательно
консульские отношения. Они призваны содействовать постоянному развитию определенных
дружественных отношений между странами. Дипломатические и консульские отношения
благоприятствуют обеспечению мира и безопасности народов. Развитие и
установление дипломатических и консульских отношений между непосредственно
государствами и иными субъектами международного права обусловлено целым рядом
средств. При этом соблюдаются наработанные мировым сообществом нормы и принципы
международного права. Воплощение всего этого в жизнь происходит посредством различных
институциональных механизмов. Одними из самых важных среди них являются
дипломатические и консульские представительства – постоянные органы внешних
сношений государства, находящиеся на территории другого государства. Именно они,
выступая от имени государства, имеют широкие полномочия во всех вопросах,
возникающих в межгосударственных отношениях. Более полувека прошло со
времен принятия основных международно-правовых актов, которыми регулируется
деятельность дипломатических и консульских представительств. За этот период возникли
новые задачи перед теорией и практикой организации и функционирования
дипломатических и консульских представительств, в частности, в связи с
необходимостью упорядочения правового статуса этих органов и правового
положения их работников, совершенствования некоторых функций дипломатических и
консульских представительств, обеспечение безопасности их деятельности и тому
подобное. Обращает на себя внимание растущее несоответствие правового регулирования
соответствующих отношений новым геополитическим, экономическим и социальным
изменениям в мире.

В настоящее время в
условиях широкой сети дипломатических учреждений Российской Федерации,
действующих за рубежом, тема работы представляется крайне актуальной, РФ имеет
дипломатические отношения со 193 государствами[1].

Хотелось бы отметить
нарастающую напряжённость в международных отношениях РФ с другими государствами.
Её острота обусловлена участившимися случаями использования механизмов
дипломатического и консульского права для политических целей, что ведёт к обострению
межгосударственных отношений. Примерами таких случаев выступают обыски 2
сентября 2017 года в консульстве РФ в Сан-Франциско[2], а
также высылки российских дипломатов 26 марта 2018 года из США, Великобритании,
Канады и Украины[3].
В этой связи тема работы «Дипломатические и консульские иммунитеты:
Международно-правовое регулирование» приобретает повышенную актуальность с
точки зрения анализа сложившейся ситуации и ответа на вопрос легитимности
вышеупомянутых действий.

Решение этих и других
вопросов требует комплексного научного исследования.

Степень изученности.
Достаточно много работ в отечественной правовой науке посвящено в целом вопросам
международных отношений и дипломатического, консульского права. Это учебники,
авторами которых являются В.Т. Батычко, В.И. Долгов, О.Ю. Дубровина, И.С.
Искевич, О.В. Плотникова, О.В. Лебедева, Т.Д. Матвеева и другие.

Непосредственно
проблемам дипломатических и консульских иммунитетов на современном этапе
развития отечественной правовой науки уделяют Д.Р. Амиров, И. Бассам, Т.А.
Занко, Э.А. Павельева, Т.Ю. Сидорова, И.А. Чистоходова и другие.

Целью данного исследования
выступает комплексный анализ международно-правовых аспектов защиты дипломатических агентов.

В связи с этим были
поставлены следующие исследовательские задачи:


раскрыть понятие «дипломатический агент», статус и функции дипломатических
агентов;


рассмотреть правовые основы деятельности дипломатических агентов;


исследовать неприкосновенность дипломатического агента и имущества;


исследовать защиту дипломатических агентов от посягательств;


исследовать ограничения свободы при передвижении дипломатических агентов;


осуществить анализ правоприменительной практики в сфере защиты дипломатических
агентов;


определить направления совершенствования защиты дипломатических агентов.

Объектом исследования
выступает международно-правовое регулирование дипломатических и консульских сношений.

Предмет –
международно-правовое регулирование дипломатических и консульских иммунитетов.

Научная новизна
исследования заключается в том, что впервые в отечественной науке в новых
геополитических условиях и на основе системного подхода проведено исследование
актуальных вопросов практики обращения к дипломатическим и консульским
иммунитетам для обеспечения национальных интересов.

Теоретическое значение
работы заключается в системном и комплексном осмыслении проблем международно-правового
регулирования дипломатических и консульских иммунитетов, частичном заполнении
пробелов в теории правового регулирования данных институтов международного
права.

Практические выводы и
рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы:

— в практической
деятельности органов исполнительной власти РФ, а также дипломатических и
консульских представительств РФ за рубежом;

— при подготовке
законодательных и подзаконных актов РФ в сфере регулирования внешних сношений,
в частности, дипломатических и консульских отношений;

— при подготовке учебных
программ, методических и других материалов по курсу международного права,
спецкурса права внешних сношений.

Методы исследования. Методологическая
база работы основывается на общефилософском диалектическом методе, благодаря
которому право дипломатических сношений может рассматриваться в качестве
структуры, развивающейся динамично. В первую очередь, автором были использованы
общенаучные методы исследования, в частности: системного анализа, формально-логический,
прогностический, структурно-функциональный и иные. Например,
формально-логический метод был положен в основу построения самой структуры дипломного
исследования, определения его основных структурных элементов, а также
взаимодействия между этими элементами. Благодаря методу системного анализа было
обеспечено восприятие дипломатических, консульских иммунитетов целостными
объектами познания. Были изучены их специфические черты, взаимодействие с иными
правовыми институтами. В работе помимо общенаучных методов были широко использованы
также специальные юридические методы научного познания: метод сравнительного
правоведения, формально-юридический, эмпирический, историко-правовой и другие.
Использование формально-юридического метода позволило проанализировать содержание
определенных международно-правовых актов, которые регулируют дипломатические, а
также консульские отношения. Кроме того, было проведено изучение их имплементации
в национальное законодательство. Сравнительно-правовой метод позволил
проанализировать и сравнить дипломатические и консульские иммунитеты и т.д.

Структура работы: работа
состоит из титульного листа, введения, трех глав, заключения и списка использованных
источников. [1] Справка о дипломатических отношениях РФ с иностранными
государствами (по состоянию на 1 марта 2018 г.). [Электронный ресурс] // Официальный
интернет-портал МИД РФ.- URL: http://www.mid.ru/informaciya_dlya_predstavitelstv/-/asset_publisher/dx7DsH1WAM6w/content/id/782242. – (дата обращения: 02.04.2021) [2] «Торжество демократии»: в МИД прокомментировали обыски в
диппредставительствах России в США. [Электронный ресурс]. – URL: https://russian.rt.com/world/article/425786-obyski-torgpredstvo-vashington-feiki.
— (дата обращения: 12.04.2021) [3] Лондон назвал высылку российских дипломатов «самой большой
в истории» [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ab902529a7947682052fe15?story=5aa7c7349a79474bd586e5e5. — (дата обращения: 09.04.2021)

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования можно
сделать следующие выводы. Нормативно-правовая база по вопросу дипломатических и
консульских иммунитетов представлена двусторонними и многосторонними конвенциями.
Основными являются Венские конвенции 1961 и 1963 годов. Следует заметить, что
данные конвенции были приняты достаточно давно, поэтому нуждаются в
совершенствовании и доработке в соответствии с условиями современной мировой
политики. Одним из старейших институтов международного права является
дипломатический иммунитет. Особенности правового и государственного строя в
каждую эпоху оказывали влияние на его содержание и характер. В современной
науке международного права под дипломатическим иммунитетом понимаются особые
права, предоставляемые иностранным дипломатам в рамках территории тех государств,
в которых они находятся для выполнения своей миссии.

К иммунитетам дипломатических представительств
относятся следующие: содействие в обеспечении помещений, неприкосновенность
помещения и средств передвижения, неприкосновенность архивов, обеспечение выполнения
функций, свобода передвижения, свобода коммуникации, дипломатическая почта. Иммунитет
дипломатического представительства и дипломата абсолютный и применим даже в
случае его злоупотребления. Хотелось бы отметить, что несмотря на обширный перечень
дипломатических иммунитетов, предусмотренный Венской конвенцией о
дипломатических сношениях 1961 г., остаются неурегулированными некоторые
вопросы, касающиеся, например, возможности изъятия или конфискации помещений
представительств, а также вопрос урегулирования видов юридической ответственности
за нарушение норм вышеупомянутой конвенции. Начало распространения
дипломатических иммунитетов наступает с момента пересечения дипломатическими
лицами границы принимающего государства. Дипломатические иммунитеты действуют до
момента выезда этих лиц из соответствующего государства пребывания. В
частности, это неприкосновенность жилища, неприкосновенность личности, иммунитет
от юрисдикции, иммунитет от повинностей и другие.

Консульским иммунитетом следует считать изъятие
из-под юрисдикции государства пребывания либо освобождение от иностранной юрисдикции.
В его основе лежит принцип суверенного равенства государств и невмешательства
во внутренние дела друг друга. В консульском праве, как и дипломатическом,
различают две категории иммунитетов: иммунитеты консульских учреждений; иммунитеты
штатных консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений.
Консульские иммунитеты являются более узкими, чем дипломатические. По
положениям Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., государство
пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения консульским
учреждением своих функций. К иммунитетам консульской службы следует отнести:
неприкосновенность помещений консульских учреждений, неприкосновенность
архивов, свобода передвижения и другие. Возможно согласие главы консульского
учреждения на проникновение официальных представителей государства пребывания в
консульские помещения в случае пожара или стихийного бедствия.

К иммунитетам персонала консульского учреждения или
личным иммунитетам относятся: личная неприкосновенность консульских должностных
лиц. В данном случае предполагается, что консульский служащий не подлежит ни
аресту, ни предварительному заключению. Это становится возможным только при условии
наличия судебного решения, если было совершено тяжкое преступление; иммунитет
от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении
действий, совершенных консульскими должностными лицами и служащими при
исполнении ими консульских функций. К действиям, совершенным ими как частными
лицами, применяется юрисдикция государства пребывания. Работники консульского
учреждения могут вызываться в качестве свидетелей в судебных и административных
делах, но они не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением
их функций, или предоставлять официальную корреспонденцию и документы.

Говоря о консульских иммунитетах, необходимо отметить,
что данную отрасль невозможно рассматривать на основе только Венской конвенции
1963 г., т. к. в двусторонних консульских конвенциях встречается широкое
разнообразие. Например, существует, по меньшей мере, 11 вариантов решения
вопроса о неприкосновенности личности консульского должностного лица, свыше 15
вариантов решения вопроса об их иммунитете от юрисдикции и т. д. Таким образом,
можно сделать вывод, что данную отрасль международного права необходимо
дорабатывать для унификации международно-правовых отношений.

Для почетного консульства сохранены почти все
привилегии и иммунитеты, особенно те, которые необходимы для нормального выполнения
обязанностей. Исключением является отсутствие неприкосновенности помещений и
имущества, неприкосновенность архивов и документов. Соответствующий набор для
почетных консулов вообще носит усеченный характер и не включает в себя
практически на одного значимого личного иммунитета. Также при рассмотрении
вопроса об институте почетного консульства был сделан вывод о том, что очень
часто этот институт используется как сугубо статусный который предоставляет
определенные преимущества конкретному лицу, упрощает ему бизнес-деятельность,
добавляет авторитета в глазах общества, а особенно органов власти. И, что
наиболее важно, он предоставляет ряд привилегий и иммунитетов, которые нередко
используются вопреки целям, установленным международно-правовыми нормами. То
есть при таком пользовании консульскими иммунитетами и их предоставлении
нарушаются нормы международного права, за что должна быть предусмотрена
юридическая ответственность.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
I.
МЕЖДУНАРОДНО- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ АГЕНТОВ

1.1. Понятие
«дипломатический агент», статус и функции дипломатических агентов Профессор А.Х.
Абашидзе отмечает: «В конвенциях и в доктрине международного права применяется
термин «неприкосновенность» в отношении представительства и его персонала.
Данный термин тесно связан с двумя положениями. Первое из них – это обязанность
государства пребывания осуществлять свой территориальный суверенитет путем
принятия всех необходимых мер, чтобы гарантировать полную защиту
представительства от любой опасности или угрозы, исходящих извне. Второе – это
иммунитет от юрисдикции, который защищает представительство и его персонал от
юрисдикции судов государства пребывания и от процессуальных действий его
органов»[1].
Данный тезис как нельзя лучше подчёркивает значимость первых двух рассматриваемых
в работе иммунитетов.

В соответствии со
ст. 29 КДС личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит
аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания
обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры
для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.

Личная неприкосновенность
представляет собой основу так называемых личных иммунитетов и привилегий (т.е. иммунитетов
и привилегий, предоставляемых непосредственно персоналу дипломатического представительства).
Следует подчеркнуть нетождественность личной неприкосновенности как иммунитета,
предоставленного дипломатическому агенту, и личной неприкосновенности как права,
гарантированного ст. 22 Конституции Российской Федерации: конституционное
право не исключает возможности ареста или заключения и содержания под стражей лица,
а лишь декларирует, что осуществлены они могут быть только по решению суда, в противном
случае, арест не может превышать 48 часов, тем временем как личная неприкосновенность
дипломатического агента полностью отрицает возможность осуществления с ними данных
действий. [1] Абашидзе А.Х.,
Чистоходова И.А. Дипломатическое и консульское право. М., 2015. С.210.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы